Дело № 2а-1626/2021 УИД: 29RS0024-01-2021-002883-09
22 октября 2021 года город Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Одоевой И.В.,
при секретаре Некрасовой В.С.,
с участием представителя административного истца Некрасова Д.С.,
представителя административного ответчика Кокоянина А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к заместителю прокурора Архангельской области Акуличу Сергею Петровичу, прокуратуре Архангельской области о признании незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Северное межрегиональное управление Росприроднадзора) обратился в суд с иском к заместителю прокурора Архангельской области Акуличу С.П., прокуратуре Архангельской области о признании незаконным требования.
В обоснование заявленных требований указано, что заместителем прокурора Архангельской области в адрес Северного межрегионального управления Росприроднадзора направлено требование о проведении выездной проверки соблюдения АО «Центр судоремонта «Звездочка» в лице Архангельского филиала «Судоремонтный завод «Красная Кузница» обязательных экологических требований в месте расположения резервуаров с нефтепродуктами между административными зданиями стр. 17 и 18 по пр.Никольский, д.15в г.Архангельске в порядке, установленном ст. 57 Федерального закона от 31.07.21020 № 248-ФЗ в срок до 16.08.2021. Данное требование противоречит законодательству. Поскольку объект негативного воздействия на окружающую среду Архангельского филиала «Судоремонтный завод «Красная Кузница» поставлен на учет как единый площадной объект, находящийся в том числе в границах акватории морского порта Архангельск, он подконтролен Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Росприроднадзора.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении иска настраивал.
Представитель ответчика прокуратуры Архангельской области в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Ответчик заместитель прокурора Архангельской области Акулич С.П. надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
Заинтересованное лицо Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора надлежащим образом извещено о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило. Ранее представитель Жукова И.В. возражала против удовлетворения иска, полагая, что требование является законным.
Заинтересованное лицо АО «Центр судоремонта «Звездочка» надлежащим образом извещено о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило. Ранее представитель Николайчук Е.В. в суде не высказала мнения относительно заявленных требований, пояснив, что ранее плановая проверка проводилась Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора.
Заинтересованное лицо Росприроднадзор надлежащим образом извещено о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, представило отзыв.
По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.
На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (п. 2).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 06.07.2021заместителем прокурора Архангельской области вынесено требование о проведении Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора проверки соблюдения АО «Центр судоремонта «Звездочка» в лице Архангельского филиала «Судоремонтный завод «Красная Кузница» обязательных экологических требований в месте расположения резервуаров с нефтепродуктами – между административными зданиями стр. 17 и 18 по адресу: г.Архангельск, пр.Никольский, д.15.
В соответствии с ч.3 ст.7 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №248-ФЗ) проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, оценка исполнения решений контрольного (надзорного) органа осуществляются контрольным (надзорным) органом, его должностными лицами в пределах своей компетенции.
Проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного объекта контроля несколькими контрольными (надзорными) органами не допускается (п.7 ч.8 ст.66 Федерального закона №248-ФЗ).
Согласно п.8.7 Регламента Росприроднадзора, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191, в положениях о территориальных органах Росприроднадзора определяются полномочия территориального органа Росприроднадзора в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п.4.1 Положения о Северном межрегиональном управлении Росприроднадзора, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 №489 (https://rpn29.rpn.gov.ru/regions/29/intro/), Управление осуществляет полномочия по государственному надзору в отношении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, за исключением хозяйственной деятельности и иной деятельности, осуществляемой в водоохранных зонах морей, в морских портах, и деятельности, в результате которой производится сброс сточных вод, отходов, загрязняющих веществ в море либо оказывается иное негативное воздействие на морскую среду, в отношении которой полномочия могут осуществляться управлением по поручению центрального аппарата Росприроднадзора.
Полномочия по государственному контролю (надзору) на территории Архангельской области в отношении хозяйственной деятельности и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на территории морских портов осуществляет Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора (п.3 Положения о Балтийско-Арктическом межрегиональном управлении Росприроднадзора, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.03.2021 №151 (https://rpn29.rpn.gov.ru/regions/51/intro/).
Границы морского порта Архангельск (Архангельская область) установлены распоряжением Правительства РФ от 19.05.2010 № 797-р.
Согласно данным публичного федерального реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду, объект негативного воздействия на окружающую среду Архангельского филиала «Судоремонтный завод «Красная кузница» поставлен на учет как единый площадной объект, находящийся в том числе в границах акватории морского порта Архангельск.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В силу ч.1, 2 ст. 65 данного Федерального закона федерального государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности), в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности на объектах, подведомственных указанному федеральному органу исполнительной власти.
Согласно ч.1 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ч.11).
В соответствии с п.3 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096, свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет относится к разрешительным документам, указанным в пп. «а» п. 2 настоящего Положения.
В силу ч.1 ст. 64 Федерального закона № 248-ФЗ для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки), в котором указываются: объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
Согласно п.8 Положения № 1096 контрольный орган осуществляет государственный экологический контроль в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля): производственный объект, соответствующий следующим критериям: размещается в границах водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных полос, указанных в подпункте «б» настоящего пункта; является портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации, допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более.
Архангельский филиал «Судоремонтный завод «Красная кузница» относится к объекту, указанному в данном пункте (пп. «з» п. 8 Положения № 1064).
Распоряжением Росморречфлота от 17.11.2010 № АД-324-р «О внесении сведений о морском порте Архангельск в Реестр морских портов Российской Федерации» сведения о морском порте Архангельск внесены в Реестр морских портов РФ.
Согласно п.8 Приложения к распоряжению Архангельский филиал «СРЗ «Красная кузница» ОАО «ЦС «Звездочка» является оператором морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов.
На основании изложенного объект негативного воздействия Архангельского филиала «СРЗ «Красная кузница» является совокупностью объектов капитального строительства, объединенных единым назначением и неразрывно связанных физически и технологически, поставлен на государственный учет как площадной объект III категории, соответственно, должен проверяться на соответствие требованиям законодательства как единый объект.
В свидетельстве о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в качестве контролирующего органа указано Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора, объект состоит на учете в Балтийско-Арктическое межрегиональном управлении Росприроднадзора.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что весь объект негативного воздействия на окружающую среду Архангельского филиала «СРЗ «Красная кузница» подконтролен Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Росприроднадзора.
В связи с этим именно Балтиийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора уполномочено осуществлять государственный экологический надзор за данным объектом негативного воздействия на окружающую среду.
На основании приведенных выше норм суд приходит к выводу о том, что требование заместителя прокурора Архангельской области Акулича С.П. о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 06.07.2021 является незаконным.
В силу ст. 114 КАС РФ государственная пошлина со сторон не взыскивается.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к заместителю прокурора Архангельской области Акуличу Сергею Петровичу, прокуратуре Архангельской области о признании незаконным требования удовлетворить.
Признать незаконным требование заместителя прокурора Архангельской области Акулича Сергея Петровича от 06.07.2021 о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка» в лице Архангельского филиала «Судоремонтный завод «Красная Кузница», направленное для организации исполнения в адрес Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Одоева
Мотивированное решение составлено 08.11.2021