ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1627/19 от 27.01.2019 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

УИД: 58RS0027-01-2019-002981-60

Дело №2а-1627/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2019 года г.Пенза

Октябрьский районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Сидорова Т.В.,

при секретаре Бушковой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску и.о. прокурора Октябрьского района г.Пензы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации г.Пензы, Управлению ЖКХ г.Пензы о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Октябрьского района г.Пензы обратился в суд с вышеназванным административным иском в порядке ст.39 КАС РФ, указывая, что прокуратурой Октябрьского района г.Пензы в ходе проведенной проверки соблюдения органами местного самоуправления г.Пензы требований природоохранного законодательства и законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами установлено, что в нарушение требований ст.13 ЗК РФ, согласно которой собственник и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения земель, ст.42 ЗК РФ, согласно которой указанные лица обязаны не допускать захламление участков, ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, п.7 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, на территории Октябрьского района г.Пензы на земельных участках с кадастровыми номерами , и на прилегающих к ним земельных участках расположена свалка твердых коммунальных отходов, при этом органами местного самоуправления г.Пензы достаточных мер к ее ликвидации не принимается. Указанные выше земельные участки являются собственностью публично-правовых образований органа местного самоуправления г.Пензы, осуществляющего в отношении них полномочия по распоряжению и использованию. Согласно ФЗ №137-ФЗ орган местного самоуправления осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В силу пп.24 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности в том числе по сбору, утилизации твердых коммунальных отходов. В силу п.2.2.9 Положения об Управлении ЖКХ г.Пензы указанное Управление участвует в организации вышеуказанной деятельности. Земельный участок с кадастровым номером являлся предметом договора аренды №253/12 от 16.11.2012 г. между УМИ администрации г.Пензы и ФИО1, но решением Октябрьского районного суда г.Пензы от 17.09.2018 указанный договор аренды признан прекратившим свое действие. Земельные участки, на которых выявлено размещение твердых коммунальных отходов, к числу объектов размещения отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, не отнесены, местом накопления отходов не являются. Таким образом, вопреки изложенным правовым нормам на территории Октябрьского района г.Пензы должным образом не организована деятельность по сбору (и транспортированию твердых коммунальных отходов, не исполняются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями, что привело к образованию несанкционированной свалки на вышеуказанных земельных участках. На основании вышеизложенного и.о. прокурора просил признать незаконным бездействие администрации г.Пензы и УЖКХ г.Пензы, выразившееся в непринятии мер по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Октябрьского района г.Пензы на земельных участках с кадастровыми номерами , и на прилегающих к ним земельных участках, обязать административных ответчиков принять меры по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на указанных земельных участках, путем ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.

В настоящем судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района г.Пензы Леонтьев А.И. заявленные ранее административные исковые требования поддержал (с учетом того, что ранее судом отказано в принятии заявления об изменении основания и предмета исковых требований), просил заявленные требования удовлетворить, указывая, что основанием иска явилось неисполнение ответчиками своих властных полномочий, они, осуществляющие полномочия собственников участков, в силу норм природоохранного и земельного законодательства обязаны предпринимать меры к ликвидации свалки. Ранее в ходе рассмотрения дела указывал, что на участках расположены сидения, стекла, рули, корпуса, все это не является только металлическим ломом, это утратившие свои свойства автомобили.

Представитель административного ответчика - администрации г.Пензы - по доверенности ФИО2 просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, а также дополнениях к нему, где указано, что приведенные в иске доводы направлены лишь на понуждение к определенным действиям собственника земельных участков без учета деятельности арендатора и пользователя участков. Само по себе наличие полномочий, предусмотренных пп.24 п.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.24 ст.5 Устава города Пензы, при фактическом отсутствии свалки твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на указанных земельных участках не является нарушением требований законодательства об обращении с ТКО. Брошенные на участках транспортные средства не могут быть отнесены к ТКО согласно нормам законодательства о ТКО. Осуществление мероприятий по благоустройству территории района в силу пп.1.32 ст.45 Устава г.Пензы входит в полномочия администрации районов г.Пензы, т.е. осуществление мер по участию в ликвидации свалок на территории Октябрьского района г.Пензы лежит на администрации Октябрьского района, являющейся вследствие этого надлежащим ответчиком. Администрацией г.Пензы совместно с администрацией Октябрьского района г.Пензы предпринимались различные меры по ликвидации указанной выше свалки в п.Заря, в том числе уведомление ФИО1 об освобождении незаконно занятой территории, обращение в суд, решением которого ФИО1 обязан освободить самовольно занятый земельный участок и привести его в пригодное для использования состояние путем вывоза мусора с участка, но до настоящего времени указанное решение не исполнено, в связи с чем администрацией подан административный иск о признании незаконным бездействия СПИ. Таким образом, основания для вывода о бездействии администрации г.Пензы отсутствуют. Отсутствие точных координат и площади участков в исковом заявлении лишает возможности исполнить решение. Дополнительно указал, что сообщения ФИО1 о том, что автомобили принадлежит ему (что подтверждается и наличием у автомашин номерных знаков), не позволяют администрации в рамках ее полномочий самостоятельно освободить участки от чужого имущества; все возможные меры (обращения к ФИО1, в суды, правоохранительные органы, судебным приставам) относительно захламления участка Бардаевым администрацией г.Пензы предпринимаются.

Представитель административного ответчика - Управления ЖКХ г.Пензы - в настоящее судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен, ранее в ходе рассмотрения дела представитель по доверенности ФИО3 просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержала доводы письменного отзыва, где указано, что на участках расположены разукомлектованные автомобили, не относящиеся твердым коммунальным отходам. Дополнительно указывала, что согласно Уставу г.Пензы Управление ЖКХформирует реестр площадок под ТКО, но не занимается их содержанием, по аналогии и вопрос несанкционированных свалок находится в ведении администрации города. В силу ФЗ №189-ФЗ обязанность убрать отходы производства и потребления лежит на ФИО1

Представитель заинтересованного лица - ЗАО «Пензенская Горэлектросеть» - по доверенности ФИО4 в настоящем судебном заседании поддержал исковые требования, а также доводы письменного отзыва на иск, где указано, что на земельном участке с кадастровым номером отсутствуют какие-либо объекты, принадлежащие ЗАО «ПГЭС» или находящиеся на его обслуживании. На земельном участке с кадастровым номером расположена распределительная подстанция РП-37, находящаяся во владении и обслуживании ЗАО «ПГЭС», сам земельный участок находится в муниципальной собственности. Из-за складирования пользователем соседнего земельного участка старых автомобилей вокруг своего участка был загроможден проезд к РП-37, в связи с чем ЗАО «ПГЭС» направляло обращения в администрацию г.Пензы и Октябрьского района г.Пензы, которые сообщили, что допустивший нарушения привлечен к административной ответственности и ему рекомендовано принять оперативные меры по освобождению проезда, однако позднее проезд снова был захламлен металлоломом от деятельности по разбору автомобилей. Дополнительно указал, что не отрицает, что участок с кадастровым номером находится в аренде ЗАО «ПГЭС».

Представитель заинтересованного лица - УМИ администрации г.Пензы - по доверенности ФИО5 просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что в 2012 г. УМИ г.Пензы заключило договор аренды земельного участка с кадастровым номером с ФИО1, однако после жалоб УМИ обратилось в суд с иском о признании указанного договора аренды прекратившим свое действие, в 2018 г. решением суда такие требования были удовлетворены. В настоящее время это решение отменено, но УМИ обратилось в суд с кассационной жалобой. Автомобили, которые находятся на земельных участках, зарегистрированы и не сняты с учета, являются частной собственностью, и УМИ не полномочно убрать чужие автомобили. Дополнительно указал, что землепользователи обязаны соблюдать природоохранное законодательство, лицо, виновное в образовании большого количества автомобилей на участке, известно, оно и должно убрать автомобили; считает, что решение будет неисполнимо, т.к. границы всех участков с автомобилями в иске не обозначены.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Энергоаудитконсалтинг» - в настоящее судебное заседание не явился, ранее в ходе рассмотрения дела его представитель по доверенности ФИО6 решение по делу оставил на усмотрение суда, указав, что ООО заключило с УМИ договор аренды земельного участка с кадастровым номером , по переуступке прав арендатором впоследствии стало ЗАО «Пензенская Горэлектросеть».

Представитель заинтересованного лица - администрации Октябрьского района г.Пензы - по доверенности ФИО7 с административными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, поддержала доводы письменного отзыва на иск, где указано, что ст.45 Устава г.Пензы к компетенции администрации района в сфере благоустройства отнесены только вопросы организации социально значимых работ, определение мест размещения контейнерных площадок, вопрос организации вывоза отходов в застройках частного сектора из компетенции администрации района исключен. В силу ст.44 Устава УЖКХ участвует в организации деятельности по сбору и утилизации ТКО, т.е. несет за это ответственность. Полномочия собственника по распоряжению муниципальными землями и землями, государственная собственность на которые не разграничена, администрации района не передавались, в связи с чем последняя не обладает инструментом правового воздействия в отношении указанных земельных участков. На земельном участке производится разборка автомобилей, ее проводит ФИО1, указавший, что автомобили принадлежат ему, бесхозными не являются, хранятся с целью утилизации; указанные автомобили не являются ТКО. Дополнительно указала, что в силу вышеизложенного ликвидация несанкционированных свалок лежит на УЖКХ, администрация района может убрать только образовавшиеся навалы мусора.

Заинтересованное лицо - ФИО1 - в судебное заседание не явился, о месте, дне и времени последнего извещен, уважительные причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.13 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат наряду с прочим сбору, утилизации.

Согласно Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды» организация мероприятий по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 полномочия по решению вопросов местного значения относятся к компетенции местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании установлено, подтверждается представленными в материалы дела в копиях актом проверки, фототаблицей, соответствующими скриншотами, что на территории Октябрьского района г.Пензы на земельных участках с кадастровыми номерами и и на прилегающих к ним земельных участках располагаются разукомлектованные автомобили и комплектующие от них.

Судом также установлено, не оспаривалось представителями ответчиков, что полномочия по распоряжению и использованию вышеуказанными земельными участками с кадастровыми номерами и осуществляет администрация г.Пензы (несмотря на отсутствие их в реестре муниципальной собственности, государственная собственность на них не разграничена).

Согласно данным публичной кадастровой карты разрешенное использование участка с кадастровым номером - «для строительства насосной станции подкачки тепловых сетей», участка с кадастровым номером - «для строительства РП 10кВ».

В судебном заседании также установлено, что земельный участок с кадастровым номером по договору аренды №253/12 от 16.11.2012 г., заключенному между Управлением муниципального имущества администрации г.Пензы и ФИО1, был предоставлен в аренду последнему, но решением Октябрьского районного суда г.Пензы от 17.09.2018 г. данный договор признан прекратившим свое действие, однако по акту приема-передачи арендодателю не возвращен, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 02.07.2019 г. за ФИО1 признано право на заключение договора аренды указанного участка для завершения строительства, но новый договор до настоящего времени не заключен.

Договором уступки прав и обязанностей от 13.04.2016 г. подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером по договору аренды №340/10 от 27.09.2010 г. был предоставлен Управлением муниципального имущества администрации г.Пензы ООО «Энергоаудитконсалтинг», но по вышеуказанному договору уступки права и обязанности арендатора перешли к ЗАО «Пензенская Горэлектросеть», в настоящее время договор аренды земельного участка №340/10 от 27.09.2010 г. не расторгнут и является действующим.

Судом установлено, не оспаривалось участниками процесса, что вышеназванные автомобили и комплектующие от них находятся на указанных участках в связи с осуществлением ФИО1 соответствующей деятельности по разборке автомобилей.

Согласно рассматриваемым исковым требованиям (протокольным определением суда отказано в принятии заявления прокурора от 29.08.2019 г. об изменении предмета и основания иска, поскольку одновременно такое КАС РФ не допускается, т.к. иное позволяло бы рассматривать в том же судебном процессе новый иск; предметом и основанием первоначального иска являлось бездействие ответчиков в отнесенном к их полномочиям вопросе об организации деятельности в сфере ТКО и ликвидации свалки таких отходов, тогда как предметом и основанием уточнений, т.е. нового иска фактически является неисполнение администрацией г.Пензы как собственником участков обязанностей по охране окружающей среды и возложение вследствие этого обязанности по ликвидации несанкционированной свалки иных отходов (не ТКО), а основания предъявления требований к Управлению ЖКХ вообще в заявлении, т.е. в новом иске не указаны; указанный отказ в принятии уточнений не препятствует обращению в суд с самостоятельным иском) прокурор основывает их на том, что ответчики, имеющие властные полномочия и осуществляющие полномочия собственников земельных участков, незаконно бездействуют, не осуществляя возложенные на них полномочия по организации деятельности в области твердых коммунальных отходов, не принимая мер по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, каковыми являются указанные отходы деятельности (разукомплектованные автомобили и комплектующие).

Данные требования не основаны на нормах закона

В соответствии с п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.24 ст.5 Устава города Пензы к вопросам местного значения города Пензы относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п.1.9 ст.44 Устава г.Пензы Управление ЖКХ г.Пензы участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Такие же положения закреплены и п.2.2.9 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы, утвержденного постановлением Администрации г.Пензы от 17.05.2013 г. №497/1.

Вместе с тем, согласно ст.1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам: отходы из жилищ; отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, дрёвесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам; мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам; мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам; мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам; прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам; отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам, отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам, отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам).

Исходя из изложенного, разукомлектованные транспортные средства и комплектующие к ним, находящиеся на вышеуказанных участках в связи с осуществлением соответствующей деятельности ФИО1, не являются твердыми коммунальными отходами, поскольку по своим характеристикам и индивидуальным признакам к таковым не относятся.

В представленных заявлениях ФИО1 на имя главы администрации Октябрьского района г.Пензы указано, что расположенные на участках транспортные средства не являются брошенными, принадлежат ему и используются в целях утилизации; данных о том, что указанные автомобили являются бесхозными, не представлено.

Из содержания статей 218,227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий как несоответствие этих действий (бездействия), решения нормативно-правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

По убеждению суда, такая совокупность в настоящем случае отсутствует, т.к. нарушений административными ответчиками требований нормативных актов в области обращения с ТКО не допущено, само по себе наличие в законах и Уставе полномочий по участию в организации деятельности по ТКО не является основанием для удовлетворения исковых требований.

Непринятие администрацией г.Пензы, осуществляющей полномочия по распоряжению и использованию участков, как арендодателем (через УМИ) мер по отношению к арендатору в рамках договора аренды, в том числе в части требований к арендатору о ликвидации захламления участка, не является предметом настоящего иска, данный спор может разрешен путем заявления самостоятельных требований.

В связи с изложенным указание администрацией г.Пензы на ее неоднократные обращения в связи с захламлением участка ФИО1 не имеет юридического значения для разрешения настоящего иска, как и вопрос о принадлежности автомобилей на участках.

При вышеизложенных обстоятельствах административные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Октябрьского района г.Пензы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации г.Пензы, Управлению ЖКХ г.Пензы о признании незаконным бездействия отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2019 года.

Председательствующий