Решение
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года
Видновский городской суд Московской области в составе судьи Гоморевой Е.А., при помощнике ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1627/2021 по административному иску ФИО1 к Администрации Ленинского района Московской области, Заместителю главы администрации Ленинского муниципального района Московской области о признании незаконным согласования установки средства размещения информации
УСТАНОВИЛ:
ФИО8 обратилась в суд с требованием к Администрации Ленинского района Московской области, Заместителю главы администрации Ленинского муниципального района Московской области о признании незаконным согласования установки средства размещения информации №-и/О от ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивировала тем, что она является собственником <адрес> в <адрес>ФИО2<адрес>. На фасаде указанного дома с внешней стороны без согласования с собственниками квартир была размещена рекламна конструкция торговой марки «Красное и белое», осуществляющая продажу алкоголя. При обращении к администратору магазина ей была предоставлена копия согласования установки средства размещения информации №-с/и от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного Заместителем главы Администрации ФИО6
Данная вывеска расположена с внешней стороны ее квартиры. Ее согласия никто не спрашивал. Она имеет рекламный характер. Дом является объектом культурного наследия. Все это нарушает ее права как собственника. В связи с этим обратилась в суд с требованием, просила удовлетворить.
В судебном заседании истица на требовании настаивала.
Полагает, что срок исковой давности ею не пропущен, поскольку она на следующий день начала обжаловать действия ФИО2 путем направления жалоб в саму ФИО2, в жилищную комиссию, в прокуратуру, в <адрес>, ожидала от них ответов. Но не из всех органов они поступили.
Представитель Администрации Ленинского района Московской области с требованием не согласен. Пояснил, что данная вывеска – не является рекламой, обозначает на расположение юридического лица. Вывеска полностью соответствует Правилам по внешнему виду и размещению рекламных и информационных конструкций на территории Ленинского муниципального района Московской области. Настаивали на том, что истица пропустила срок исковой давности для обращения в суд с данным иском.
Заинтересованное лицо, привлеченное в дело – представитель ООО «Альфа Рязань» с требованием не согласен. Настаивала на том, что истица пропустила срок исковой давности для обращения в суд с данным требованием, поскольку они разместили вывеску ДД.ММ.ГГГГ, а истица обратилась в суд с требованием – ДД.ММ.ГГГГ.
Данная вывеска не является рекламой. Она расположена над входом в магазин.
Поэтому ее размещение – законно.
Просила в требовании отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что в требовании необходимо отказать на основании следующего:
Из материалов дела усматривается, что истица и ее супруг ФИО4 являются собственниками <адрес> в <адрес>ФИО2<адрес>.
Администрацией Ленинского района Московской области была согласована установка средства размещения информации №-с/п от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ООО « Альфа-Рязань» от ДД.ММ.ГГГГ. Тип средства размещения – настенная конструкция, текст – «Красное и Белое», адрес: нежилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, магазин №. Конструкция размещена на уровне первого этажа квартиры над входом в магазин, который расположен в подвальной части дома.
Согласно части 5 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 9 и 10 этой же статьи Закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 4 которой регламентирована компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотрено, что общее собрание полномочно принимать решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме
По смыслу указанных положений Закона № 38-ФЗ и ЖК РФ согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуется только на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде дома.
Согласно пунктам 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона № 38-ФЗ его действие не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Пунктом 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ установлено, что в целях настоящего закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Так, в силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07,02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее -Закон № 2300-1) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории РФ обычаям делового оборота.
В отличие от рекламы, под которой по смыслу статьи 3 Закона № 38-ФЗ понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Такая позиция изложена в пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
Судом установлено, а также следует из представленных в дело доказательств, фотоматериалов, что спорная конструкция, размещенная на стене дома в месте осуществления ответчиком своей деятельности (магазин), в пределах занимаемого ответчиком помещения, содержит лишь коммерческое обозначение ответчика, а также сведения о режиме работы магазина (на входе в торговую точку), то есть размещенная информация носит информационной характер. Содержание спорной вывески является информационной, ее содержание не направлено на привлечение внимания потребителей к реализуемому товару, а служит лишь указателем местонахождения ответчика.
Указанный вывод также согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2014 № 303-ЭС14-395 по делу № А73-9636/2012.
Представитель Администрации Ленинского района Московской области пояснил, что при выдаче согласования они руководствовались в том числе и тем, что вывеска, не является рекламой, она идентифицирует магазин, обозначает место входа в него. При этом, учитывая положения подпункта 5 пункта 2 статьи 2 Закона о рекламе, его действие не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Таким образом, информация с обозначением «Красное & Белое» на фасадной стороне магазина является вывеской, не является рекламой, идентифицирует магазин, обозначает место входа в него, отображаем режим работы, иного истцом не доказано.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При этом суд полагает, что истцом был пропущен срок исковой давности на обращение в суд с такими требованиями. Так истец узнала о размещении вывески – 23 февраля 2019 года. Обратилась в суд с иском 27 июня 2019 года. Она действительно обращалась с жалобами, в котором просила признать незаконным согласование в административную комиссию Ленинского муниципального района, в Видновскую городскую прокуратуру, в Правительство Московской области, МУП Архитектура и градостроительство ( л.д. 34), в ГУ «государственная жилищная инспекция Московской области» ( л.д. 41). Но ответы направлялись отрицательные, в требовании истице – было отказано. Но она обратилась в суд через 4 месяца после того, как узнала о нарушении своего права.
При таких обстоятельствах, ссылки истца на отсутствие согласия собственников дома на размещение спорной конструкции с учетом предусмотренного договором аренды с собственником нежилого помещения права ответчика на размещение вывески на фасаде здания, при том, что в паспорте отделки фасада здания указаны места, предназначенные именно для размещения наружной рекламы, учитывая, что вывеска ответчика носит информационной характер и не является рекламой, пропущен срок для обращения в суд с такими требованиями, заявленное исковое требование является необоснованным и неправомерным.
Руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В требовании ФИО1 о признании незаконным согласования установки средства размещения информации №-с/и от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Видновский суд с момента подготовки мотивированного решения.
Судья: Е.А. Гоморева