ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1629/2017 от 13.04.2017 Ногинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ СУДА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ногинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,

при секретаре Ронкине И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ногинского муниципального района <адрес> об оспаривании бездействий и обязании принять меры к учету и обследованию лесных насаждений, осуществить землеустроительные работы и поставить земельные участки на кадастровый учет,

выслушав объяснения представителя административного истца Липатенкова А.В., представителя административного ответчика Администрации Ногинского муниципального района <адрес>ФИО1,

установил:

Ногинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Ногинского муниципального района <адрес> об оспаривании бездействий и обязании принять меры к учету и обследованию лесных насаждений, осуществить землеустроительные работы и поставить земельные участки на кадастровый учет.

В обоснование административных исковых требований ссылался на следующее.

Ногинской городской прокуратурой по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства на территории Ногинского муниципального района в сфере лесных правоотношений. Установлено, что в соответствии с проектом организации и ведения лесного хозяйства в городских лесах <адрес> в пределах городской черты расположено городское лесничество, общая площадь которого составляет 1440га и является местом для отдыха жителей города. При наличии на территории <адрес> участков с зелеными насаждениями (деревьями) в нарушение требований п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 19, 51, 55, 67, 84, 87, 89 Лесного кодекса РФ не осуществлен учет и обследование лесных насаждений, участки на кадастровый учет не поставлены, их вид разрешенного использования не определен, лесохозяйственный регламент не разработан, что может привести к нарушению лесного законодательства при использовании таких участков. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес администрации Ногинского муниципального района вынесено представление об устранении выявленных нарушений в указанной сфере, которое до настоящего времени не исполнено. Вышеизложенное свидетельствует о бездействии администрации <адрес> при осуществлении возложенных функций. Указанное нарушает основные принципы лесного законодательства и использования лесов, а именно устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение многоцелевого, рационального, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества лесах и лесных ресурсах, воспроизводства лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов, обеспечение охраны и защиты. Прокурор считает, что в результате бездействия администрации нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как бездействие администрации по обследованию имеющихся насаждений, их количества, а также отсутствие постановки на кадастровый учет и, следовательно, определение вида разрешенного использования может привести к уничтожению зеленых насаждений на территории городского поселения, предоставлению земельных участков, относящимся к лесным в собственность. Таким образом, административный ответчик обязан принять меры к учету лесных насаждений на территории городского поселения Ногинск, произвести их обследование и поставить на кадастровый учет, с целью последующего оформления в муниципальную собственность.

Ногинский городской прокурор просил суд: признать бездействие Администрации Ногинского муниципального района <адрес> незаконным, обязать Администрацию Ногинского муниципального района <адрес> принять меры к учету и обследованию лесных насаждений, площадью 1440га на территории <адрес>; обязать Администрацию Ногинского муниципального района <адрес> осуществить землеустроительные работы и поставить земельные участки с лесными насаждениями, площадь которых составляет 1440га, на государственный кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Помощник прокурора Липатенков А.В. в судебном заседании административный иск поддержал, дал объяснения аналогичные доводам административного иска.

Представитель административного ответчика Администрации Ногинского муниципального района <адрес>ФИО1 административный иск не признал, поддержал доводы письменных возражений, которые сводятся к следующему. По отношению к городским лесам, полномочия органов местного самоуправления заключаются в разработке лесохозяйственных регламентов и осуществление муниципального лесного контроля (ст. 84, 98 ЛК РФ). В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (ст.91 ЛК РФ). Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ государственную инвентаризацию лесов осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства. Для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов проводится таксация лесов (ст. 69.1 ЛК РФ). Таксационное описание городских лесов подготовлено Центрлеспроектом в рамках комплексной лесоустроительной экспедиции в 1999г.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация и иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании в суде решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации их законных интересов.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В п. 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела усматривается, что Ногинское городской прокуратурой по поручению прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере лесных правоотношений на территории Ногинского муниципального района <адрес>.

В ходе проверки установлено, что при наличии на территории <адрес> участков с зелеными насаждениями в нарушение требованийп. 19 ч. 1 ст.14Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",статей 19,51,61,67,84,87,89Лесного кодекса Российской Федерации не произведен их учет и обследование с целью определения наличия на территории района лесных участков, подлежащих оформлению в муниципальную собственность, участки с насаждениями на кадастровый учет не поставлены, соответственно, не определен вид разрешенного использования указанных участков, что может привести к нарушению лесного законодательства при их использовании.

В соответствии спунктами 19и32 ч. 1 ст. 14Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; муниципальный лесной контроль.

В силу положенийчастей 1и4 ст. 19Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии состатьями 81 - 84настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии снастоящим Кодексомлицами.

В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд инастоящим Кодексом.

На основаниист. 98Лесного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии сост. 84настоящего Кодекса и сФедеральным закономот ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В соответствии с ч. 1.1.ст. 84Лесного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силуч. 1 ст. 87Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Согласно положениямст.23Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (часть 1). Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (часть 3). Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).

При этом проектирование лесничеств и лесопарков осуществляется при проведении лесоустройства (п. 1 ч. 1 ст. 68ЛК РФ).

В соответствии счастями 1и2 ст. 67Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных вчасти 3 статьи 23настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основаниист. 68.1Лесного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 156, при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.

Согласно п. 24 Лесоустроительной инструкции к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

ПостановлениемПравительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 736 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с пунктом 5.5 которого к полномочиям Рослесхоза относится определение количества лесничеств и лесопарков, а также установление их границ.

Количество лесничеств и лесопарков, а также установление их границ на землях населенных пунктов, на которых расположены леса, определяются на основании приказа Рослесхоза по обращению органов местного самоуправления района (поселения) после проведения лесоустройства.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что административный ответчик, наделенный лесным законодательством и законодательством об организации местного самоуправления в Российской Федерации определенными полномочиями в области лесных отношений, указанные полномочия не реализует.

При этом в порядке восстановления нарушенных прав административного истца на Администрацию Ногинского муниципального района <адрес> следует возложить обязанность по принятию мер к учету и обследованию лесных насаждений, площадью 1440га на территории <адрес>; обязать Администрацию Ногинского муниципального района <адрес> осуществить землеустроительные работы и поставить земельные участки с лесными насаждениями, площадь которых составляет 1440га, на государственный кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГг.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ногинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ногинского муниципального района <адрес> об оспаривании бездействий и обязании принять меры к учету и обследованию лесных насаждений, осуществить землеустроительные работы и поставить земельные участки на кадастровый учет удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Ногинского муниципального района <адрес> незаконным, обязать Администрацию Ногинского муниципального района <адрес> принять меры к учету и обследованию лесных насаждений, площадью 1440га на территории <адрес>.

Обязать Администрацию Ногинского муниципального района <адрес> осуществить землеустроительные работы и поставить земельные участки с лесными насаждениями, площадь которых составляет 1440га, на государственный кадастровый учет в срок до ДД.ММ.ГГГГг.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья