Дело № 2а-162/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом | 24 апреля 2018 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,
при секретаре О.Н. Решетиной,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Коми,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>. В обоснование иска указал, что он ДД.ММ.ГГГГ обращался в ИФНС России по <адрес> с заявлением о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в связи с прекращением предпринимательской деятельности. Решением суда с истца в пользу ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе взыскана задолженность в сумме 134000 рублей в виде недоимки по страховым взносам. С целью ликвидации задолженности по страховым взносам он в феврале 2018 года обратился к административному ответчику с просьбой изменить сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, касающихся прекращения его предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письма административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция не находит оснований для внесения изменений в ЕГРИП, так как поданное в августе 2014 года заявление не свидетельствует о прекращении истцом деятельности как индивидуального предпринимателя. Считает, что данный ответ свидетельствует о бездействии органа государственной власти в сфере налогов и сборов, своевременно не совершивших действия по внесению соответствующих сведений об истце в ЕГРН.
Административный истец ФИО2 о месте и времени рассмотрения административного иска извещен надлежащим образом, участия в судебном заседании не принял, о причинах неявки не сообщил.
Представитель Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Республике Коми ФИО1 поддержала представленные суду письменные возражения, указывая на то, что административным истцом неправильно трактуются нормы права. Законодательством установлены определенные формы заявления государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и при прекращении данной деятельности. Все поданные в налоговый орган заявления ФИО2 рассмотрены без нарушений сроков, установленных законодательством. Индивидуальный предприниматель сам выбирает виды налогообложения. Подача заявления по форме № ЕНВД-4 о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД влечет переход на общий режим налогообложения. Считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Установлено, что ФИО2 на основании личного заявления формы № от ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>. На основании заявления формы № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ФИО2 был снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя решением от ДД.ММ.ГГГГ№ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации на основании личных заявлений налогоплательщика по форме № ЕНВД-2 от ДД.ММ.ГГГГ и по форме № ЕНВД-4 от ДД.ММ.ГГГГ поданных в ИФНС России по <адрес>, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в качестве налогоплательщика (ЕНВД) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности регулируется нормами главы 26.3 (статьи 346.26 - 346.32) Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) снятие с учета налогоплательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.
Датой снятия с учета налогоплательщика ЕНВД в указанном случае, если иное не установлено данным пунктом, считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД.
Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД направляет ему уведомление о снятии его с учета, если иное не установлено пунктом 3 статьи 346.28 Кодекса.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 марта 2013 года N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации" неосуществление в течение определенного налогового периода предпринимательской деятельности соответствующего вида не является основанием для освобождения плательщика ЕНВД от обязанностей представлять налоговую декларацию и уплачивать этот налог.
В содержании административного искового заявления указано, что на основании решения Усть-Куломского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 взыскана задолженность по уплате страховых взносов и пени ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 134 691рублей. С целью ликвидации образовавшейся задолженности административный истец обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №1 по Республике Коми с просьбой изменить сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, касающихся прекращения его предпринимательской деятельности.
Рассматривая заявление ФИО2 о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности поданного ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по <адрес>, следует, что он являясь индивидуальным предпринимателем и налогоплательщиком выразил свою волю о снятии с учета данного вида налогообложения. При этом указание в заявлении в связи с чем снимается с учета по виду налогообложения (в данном случае с прекращением предпринимательской деятельности) не влечет безусловного одновременного фактического снятия индивидуального предпринимателя с государственной регистрации.
Изменение специального режима налогообложения не свидетельствует о прекращении предпринимательской деятельности, а является основанием для перехода на иной режим налогообложения, поскольку порядок прекращения предпринимательской деятельности регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Пункт 1 статьи 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит перечень представляемых в регистрирующий орган документов, на основании которых осуществляется государственная регистрация факта прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности.
Согласно правового мнения, выраженного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
На обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об изменении сведений, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ дан ответ №, согласно которому государственная регистрация прекращения деятельности ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена на основании документов поступивших ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок, о чем ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРИП и присвоен регистрационный номер ГРН №. Представленное ФИО2 в ИФНС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заявление о снятии с учета в качестве налогоплательщика Единого налога на вмененный доход не свидетельствует о прекращении деятельности как индивидуального предпринимателя. В связи с этим отсутствуют основания для внесения изменений в запись в ЕГРИП.
Принимая во внимание изложенное, с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, суд не находит законных оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Коми, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий – подпись.
Мотивированное решение составлено 27.04.2018.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин