ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-162/2021 от 23.04.2021 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-162/2021

10 RS 0006-01-2021-000383-14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 23 апреля 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Андрея Николаевича, поданному по доверенности Сутягиным Александром Николаевичем, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Сутягин А.Н., действующий в интересах Васильева А.Н. по доверенности, обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Заявленные требования мотивированны тем, что ФИО5, действующая в интересах Васильева А.Н., обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее -Министерство) с заявлением о согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, о.Хаттурасари, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования земельного участка - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в согласовании предоставления в аренду земельного участка, с которым административный истец не согласен, полагая, что утверждение Министерства о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне защитного леса и зоне запретных нерестовых полом по берегам рек и озер необоснованно, противоречит данным государственного лесного реестра. Испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах земель сельскохозяйственного назначения, категория земель и вид разрешенного использования земельного участка установлены при постановке на кадастровый учёт.

Административный истец Васильев А.Н., его представитель по доверенности Сутягин А.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц – администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным изложенным в оспариваемом решении.

В письменном отзыве на исковое заявление заинтересованное лицо – Северо-западное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству указано, что на территории, входящей в зону ответственности Управления приказом Росрыболовства от 20.11.2010 № 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей» рыбоохранные зоны установлены только для морей (Балтийское море, включая Финский залив, Белое море). Рыбохозяйственные заповедные зоны на территории Лахденпохского района Республики Карелия не установлены.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

ДД.ММ.ГГГГФИО5, действующая на основании доверенности в интересах Васильева А.Н., обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером , площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участка (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).

В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ (исх. .4-21), Министерство отказало Васильеву А.Н. в удовлетворении поданного его представителем заявления по тем основаниям, что согласно схеме зон с особыми условиями использования территории, входящей в состав схемы территориального планирования Мийнальского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне специального защитного леса и запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Васильев А.Н., не согласившись с принятым решением Министерства, обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.

Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

В силу п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее по тексту ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 данного Кодекса.

Пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 ЗК РФ.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13,14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ (п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).

Согласно положениям п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Отказывая Матвееву А.И. в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка административный ответчик сослался на схему зон с особыми условиями использования территории, входящей в состав схемы территориального планирования Мийнальского сельского поселения, согласно которой испрашиваемый земельный участок расположен в зоне специального защитного леса и запретных нерестовых полос по берегам рек и озер.

Суд полагает, что указанное административным ответчиком основание о расположении испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда не нашло своего подтверждения.

Полномочия в области лесных отношений, в том числе полномочия по ведению государственного лесного реестра (ГРЛ) в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Карелия, в соответствии со ст.83 ЛК РФ переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия на запрос суда сообщило, что по данным ГРЛ леса в границах Лахденпохского муниципального района представлены лесами, расположенными на землях лесного фонда, а также лесами, расположенными на землях обороны и безопасности. При этом земельный участок с кадастровым номером 10:10:0040513:11 не входит в границы указанных лесов.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Из ответа Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству следует, что согласно п. 12 ч. 1 ст. 115 Лесного кодекса РФ нерестоохранные полосы лесов – леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. В настоящее время рыбоохранные зоны установлены только для морей. Рыбохозяйственные заповедные зоны на территории Лахденпохского района Республики Карелия не установлены.

Администрация Лахденпохского муниципального района сообщила, что согласно Карте функциональных зон Генерального плана Минальского сельского поселения, испрашиваемый участок расположен в функциональной зоне Лес, в зоне ограничений градостроительной деятельности Специальный защитный лес. Правилами землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения градостроительные регламенты для функциональных зон не установлены. Информация о зоне запретных нерестоохранных полос лесов отсутствует, на территории Республики Карелия границы данных зон не установлены в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, с учетом позиции заинтересованных лиц и исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем оспариваемым решением права административного истца нарушены, что дает основания для удовлетворения исковых требований.

Нарушенное право истца, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление Васильева А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предоставлении в аренду земельного участка.

К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком. Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.

Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа Васильеву А.Н. в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. Министерство должно принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме .4-21 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Васильеву Андрею Николаевичу в предоставлении в аренду земельного участка площадью 5000 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, о.Хаттурасари, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Васильева Андрея Николаевича от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предоставлении в аренду земельного участка, и при отсутствии иных оснований для отказа Васильеву А.Н. в удовлетворении заявления, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 5000 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, о.Хаттурасари, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Васильева Андрея Николаевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Назарова

Мотивированное решение составлено 11 мая 2021 года.