ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1630/20 от 10.09.2020 Омского районного суда (Омская область)

55RS0026-01-2020-002281-73

Дело № 2а-1630/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С., помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 10 сентября 2020 года дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главе Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2 о признании прекращенными полномочия Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в Омский районный суд Омской области суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что 15.06.2020 Главой Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2, направлено заявление об отставке по собственному желанию в Совет Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в Правительство Омской области, в Администрацию Омского муниципального района Омской области, в Главное государственно - правовое управление Омской области.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон), одним из оснований досрочного прекращения полномочий члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является отставка по собственному желанию.

Порядок отставки главы муниципального образования по собственному желанию, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 44 Закона, равно как и процедура досрочного прекращения полномочий иных выборных должностных лиц местного самоуправления, должны определяться уставом муниципального образования

В соответствии со статьей 17 Устава Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принят решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 14.04.2015 № 15 «О принятии Устава Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в новой редакции» (далее - Устав), структуру органов местного самоуправления Лузинского сельского поселения составляют: 1) Совет Лузинского сельского поселения; 2) Глава Лузинского сельского поселения; 3) Администрация Лузинского сельского поселения; 4) Контрольно-счетный орган Лузинского сельского поселения.

Частью 2 статьи 28 Устава определено, что глава Лузинского сельского поселения избирается Советом сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Необходимость заключения трудового договора (контракта) с вновь избранным главой поселения Уставом не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 15-П положения Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус.

Статья 31 Устава определяет, что полномочия главы Лузинского сельского поселения прекращаются досрочно, в том числе в случае отставки по собственному желанию.

Часть 4 статьи 35 Устава установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения, депутатов Совета сельского поселения, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица при наступлении случаев предусмотренных пунктами 1,2,4,5,7,8,10,12-14 части 6 статьи 36, пунктами 1-4, 6,7, 9.1 части 10, частью 10.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ принимается Советом сельского поселения в соответствии с частями 1-3 настоящей статьи.»

Часть 1 статьи 35 Устава определяет, что решение о досрочном прекращении полномочий главы Лузинского сельского поселения, принимается лишь в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда, принимается Советом и оформляется решением, в котором указывается дата прекращения полномочий, определенная вступлением в законную силу обвинительного приговора суда.

Часть 3 статьи 35 Устава, указывает на необходимость обязательного опубликования в средствах массовой информации, определенных настоящим Уставом, информации о досрочном прекращении полномочий главы Лузинского сельского поселения.

Соответственно решение Совета о прекращении полномочий главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по такому основанию как отставка по собственному желанию в соответствии с Уставом не требуется.

В разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, при возникновении вопроса, когда полномочия главы муниципального образования прекращены досрочно в связи с отставкой по собственному желанию. Отмечено следующее, что в соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ одним из оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования является отставка по собственному желанию.

Глава муниципального образования, решивший уйти в отставку по собственному желанию, направляет соответствующее заявление в представительный орган. С момента регистрации заявления представительным органом муниципального образования полномочия главы муниципального образования прекращаются.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности представительного органа проводить процедуру, предусмотренную статьей 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования по собственному желанию.

На основании изложенного считает, что глава Лузинского сельского поселения, решивший уйти в отставку по собственному желанию и направивший в Совет соответствующее заявление, обязан прекратить исполнение полномочий главы Лузинского сельского поселения с даты регистрации такого заявления в Совете, то есть с 26.06.2020, вне зависимости от отсутствия решения Совета о досрочном прекращении полномочий главы Лузинского сельского поселения.

Продолжение исполнения ФИО2 полномочий главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области после 26.06.2020 при наличии его документально оформленного волеизъявления в виде заявления об отставке по собственному желанию, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права истца на осуществление местного самоуправления через выборные и другие органы местного самоуправления, в том числе избирать и быть избранным в органы местного самоуправления.

Просит признать прекращенными полномочия главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в связи с заявлением об отставке по собственному желанию с 26.06.2020.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Дополнительно указал, что пунктом 2 статья 31 Устава Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, безапелляционно установлено, что полномочия главы Лузинского сельского поселения прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Доводы административного ответчика в части того, что ФИО2, направил заявление об отставке по собственному желанию в Совет Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, под оказанным давлением и принуждением со стороны Главы Омского муниципального района Омской области не подтверждены какими - либо доказательствами, соответственно не состоятельны. Административный ответчик в своем возражении не опровергает тот факт, что заявление ФИО2 об отставке по собственному желанию было зарегистрировано в Совете 26.06.2020.

Административным ответчиком в возражениях отмечено, что принятие главой муниципального образования решения об отставке по собственному желанию является его правом, тем самым считаю, что ФИО2 являясь главой муниципального образования воспользовался этим правом в полном объеме. Считает не состоятельным довод административного ответчика о том, что к исключительной компетенции Совета в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 19 Устава, находится вопрос принятия решения об удалении Главы сельского поселения в отставку. Поскольку процедура удаления главы в отставку не применима к ситуации, связанной с досрочным прекращением полномочий главы по собственному желанию.

Указание административного ответчика на отсутствие запрета отзыва Главой муниципального образования ранее поданного заявления об отставке по собственному желанию, с отсылкой к Апелляционному определению Верховного Суда Российской Федерации по делу № 50-АПА 19-9 от 07.08.2019, считает ошибочным. Так как в указанном определении, рассматривались правоотношения, связанные с досрочным прекращением полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления.

Так же считает ошибочным довод административного ответчика об обязательности принятия решения Советом о досрочном прекращении полномочий Главы, так как написание ФИО2 заявления о сложении полномочий по собственному желанию, осуществлено заведомо осознанно при условии отсутствия правомочного состава Совета. При этом в заявлении Главы указано, что исполнение им полномочий Главы сельского поселения будет прекращено не зависимо от отсутствия принятия уполномоченным органом соответствующего решения.

При этом считает ошибочными доводы административного ответчика, о невозможности без решения Совета временно исполнять полномочия Главы Лузинского сельского поселения в случае его отставки по собственному желанию, поскольку в сложившейся ситуации, данные полномочия может осуществлять должностное лицо Администрации Лузинского сельского поселения, которым в свою очередь является заместитель Главы сельского поселения.

Указание административным ответчиком, на обстоятельства свидетельствующие, о продолжении исполнения ФИО2 полномочий главы, так же считает не состоятельными, поскольку продолжение исполнения указанных полномочий при наличии заявления о досрочном прекращении исполнения полномочий по собственному желанию, является не законным.

Ссылка административного ответчика, на часть 1 и часть 2 статьи 27 Регламента Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - Регламент), в соответствии с которыми первое заседание совета созывается главой, не препятствует вновь избранному совету при отсутствии главы собраться на первое заседание.

Поскольку в силу части 3 статьи 27 Регламента, на любой стадии первого заседания Советом из числа избранных депутатов может быть образована временная группа по организации работы Совета, которая создается до избрания комиссий Совета.

Абзацем 3 части 2 статьи 18 Устава определено, что вновь избранный Совет Лузинского сельского поселения собирается на первое заседание не позднее 30 дней со дня избрания Совета Лузинского сельского поселения в правомочном составе.

Указание в Уставе на необходимость созыва вновь избранного Совета именно Главой сельского поселения отсутствует.

Устав сельского поселения имеет высшую юридическую силу по отношению к нормативным-правовым или иным правовым актам, изданным в муниципальном образовании, соответственно при их противоречии друг другу, следует руководствоваться Уставом.

Считает свои исковые требования о признании прекращенными полномочий ФИО2 как Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в связи с заявлением об отставке по собственному желанию, законными и обоснованными подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал по аналогичным доводам, изложенным в письменных возражениях заинтересованного лица Администрации Лузинского сельского поселения.

Представитель Администрации Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям изложенным в письменном отзыве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 34 Федерального Закона РФ от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 36 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Судом установлено, что 03.12.2019 ФИО2 Советом Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по результатам конкурса избран на должность Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области сроком на пять лет, что подтверждается протоколами определения результатов голосования по выборам Главы Лузинского сельского поселения и решением Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 03.12.2019 № 46.

26.06.2020 Главой Лузинского сельского поселения ФИО2 подано заявление об отставке по собственному желанию в Совет Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и зарегистрировано 26.06.2020 №17/01-17, в Правительство Омской области, в Администрацию Омского муниципального района Омской области, зарегистрировано в Администрации 19.06.2020, вх-20/омс-4719, в Главное государственно - правовое управление Омской области, дата регистрации 18.06.2020, вх-3002.

Из текста заявления следует, что Глава Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, просит прекратить его полномочия 21 июля 2020 года. Также указано, что в соответствии с нормами абзаца пятого статьи 80, статьи 280 трудового кодекса Российской Федерации исполнение им полномочий Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области будет прекращено в день, указанный в настоящем заявлении, независимо от отсутствия принятого уполномоченным органом соответствующего решения.

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В силу частей 10 - 11 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

В силу пунктов 1 и 2 части 2 ст. 36 Закона 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может избираться на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания на муниципальных выборах глава муниципального образования либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию.

Часть 6 статьи 36 Закона N 131-ФЗ регламентирует основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Согласно пункту 2 части 6 приведенной нормы полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Порядок отставки главы муниципального образования по собственному желанию, равно как и процедура досрочного прекращения полномочий иных выборных должностных лиц местного самоуправления, должны определяться в соответствии с пунктом 7 и 8 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования.

Статья 31 Устава Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий главы Лузинского сельского поселения, в том числе и в случае: отставки по собственному желанию.

Пункт 10 части 1 статьи 19 Устава Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области устанавливает, что в исключительной компетенции Совета Лузинского сельского поселения находятся принятие решения об удалении Главы сельского поселения в отставку.

Согласно части 2 статьи 35 Устава решение о досрочном прекращении полномочий главы Лузинского сельского поселения должно быть принято не позднее чем в течение 7 рабочих дней после установления основания, влекущего прекращение полномочий на внеочередной (очередной) сессии

Часть 3 статьи 35 Устава поселения закреплено, что информацию о досрочном прекращении полномочий главы Лузинского сельского поселения, депутатов Совета Лузинского сельского поселения, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации, определенных настоящим Уставом,

Часть 4 статьи 35 Устава поселения устанавливает, что решение о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения при наступлении случаев предусмотренных пунктами 1,2,4,5,7,8,10,12-14 части 6 статьи 36, пунктами 1-4, 6,7, 9.1 части 10, частью 10.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 1-3.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ принимается Советом сельского поселения в соответствии с частями 1-3 настоящей статьи.

Согласно ч.1 статьи 32 Устава поселения установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы Лузинского сельского поселения его полномочий осуществляет должностное лицо Администрации Лузинского сельского поселения определенное правовым актом Совета Лузинского сельского поселения.

Таким образом, из положений п. 8 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 10 части 1 статьи 19 Устава Лузинского сельского поселения, следует, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования.

Решением Омского областного суда от 19 сентября 2019 года (дело № 3а-116/2019), вступившим в законную силу 05 декабря 2019 года, признан неправомочным состав представительного органа муниципального образования – Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, избранный на муниципальных выборах, состоявшихся 13 сентября 2015 года.

В судебном заседании установлено, что правомочный состав Совета Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области отсутствует, решение о досрочном прекращении полномочий Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области не принималось.

Между тем, принятие представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в том числе по его собственному желанию, является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого Главы или иных лиц, процедурой, предусмотренной вышеприведенными положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, и пунктом 10 части 1 статьи 19 Устава Лузинского сельского поселения, и сама по себе подача заявления Главы об отставке не может являться моментом признания полномочий Главы прекращенными. При этом, целью названной процедуры является установление и проверка уполномоченным органом всех значимых обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для прекращения полномочий Главы сельского поселения.

30.06.2020 ФИО2 в Совет Лузинского сельского поселения передано заявления об отзыве ранее поданного заявления о прекращении своих полномочий.

Доводы административного истца о невозможности отзыва Главой поданного им заявления об отставки по собственному желанию, суд считает ошибочными.

Анализ федерального и регионального законодательства в рамках правоотношений, связанных с возникновением как у депутата, так и Главы поселения, права на отзыв ранее поданного им заявления о досрочном прекращении полномочий, приводит к выводу об отсутствии запрета на такое право, который до истечения определенного законом срока может, воспользовавшись им, отозвать свое заявление о прекращении полномочий.

Так, если до принятия представительным органом местного самоуправления в установленный срок решения по заявлению Главы поселения об отставке по собственному желанию такое заявление было отозвано Главой, при отсутствии предусмотренных законом препятствий ему продолжать исполнять свои полномочия, решение о прекращении полномочий Главы по указанному основанию принято быть не может.

Между тем такое решение Советом Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по заявлению ФИО2 не принималось, срок его рассмотрения, на дату подачи заявления об отзыве ранее поданного заявления о прекращении своих полномочий не истек, следовательно, в силу приведенных выше правовых предписаний административный ответчик юридически является главой Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и до настоящего времени исполняет свои обязанности, что подтверждается представленными в материалы дела, вынесенными постановлениями.

При установленных судом обстоятельствах, административный иск ФИО1 к Главе Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2 о признании прекращенными полномочия Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое ФИО1 к Главе Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2 о признании прекращенными полномочия Главы Лузинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Степанова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2020 года.