УИД 19RS0001-02-2022-001482-21 Дело № 2а-1631/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Абакан Республика Хакасия 29 марта 2022 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Ю.В. Шипанова,
при секретаре Е.С. Конгаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия – главному судебному приставу ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, начальнику отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО4 о признании бездействий незаконными,
с участием: представителя административного ответчика ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия – главному судебному приставу ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, начальнику отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО4 о признании бездействий незаконными. Требования мотивированы тем, что согласно ч.4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, административный истец направил исполнительные листы в отношении заинтересованных лиц и соответствующее заявление в территориальный орган УФССП по РХ. УФССП по РХ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ вернуло заявителю, направленные им исполнительные документы, и рекомендовало направить их самостоятельно в соответствующие подразделения судебных приставов. В письме указали, что на интернет - сайте УФССП по РХ имеется информация отделов структурных отделов в котором отражена информация о местонахождении структурных подразделений. Также на интернет - сайте УФССП по РХ реализован сервис «Определения отдела судебных приставов». Однако, перейдя в данный сервис, там отображена информация о месте расположения структурных подразделений, а информации по территории, на которую распространяется их полномочия, нет. Более того в <адрес> расположено три отдела судебных приставов, а территориальность, на которую распространяются полномочий трех отделов судебных приставов нет и связи с этим истец самостоятельно определить в какой отдел судебных приставов направить исполнительные листы не может. В письме также указывается, что необходимо выбрать раздел «Определение отдела судебных приставов по адресу». При этом сервис определения отдела работает в тестовом режиме, не гарантирует пользователям достоверность информации, не определяет отдел судебных приставов. В то же время, законодательством об исполнительном производстве не предусмотрена возможность главного судебного пристава субъекта возвращать исполнительные документы сопроводительным письмом без принятия постановления о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Считает, что в рассматриваемом случае, поскольку исполнительные документы были предъявлены к исполнению не по месту совершения исполнительных действий, а именно - в УФССП России по Республики Хакасия, главный судебный пристав субъекта РФ, в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, обязан был направить указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, чего сделано не было, и что является бездействием административного ответчика по настоящему делу. В соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов. При указанных обстоятельствах, главный судебный пристав, располагая сведениями о структурных подразделениях УФССП по РХ, обязан был направить указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения. Просит признать незаконным бездействие руководителя УФССП по РХ - главного судебного пристава РХ, выразившееся в неисполнении обязанности по направлению исполнительных документов для исполнения в соответствующее подразделение службы судебных приставов и обязать руководителя УФССП по РХ - главного судебного пристава РХ, устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем направления исполнительных документов для исполнения в соответствующие подразделения службы судебных приставов РХ.
В судебное заседание представитель административный истец ФИО2, представитель административного истца ФИО7 не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались посредством почтовой корреспонденции.
Административные ответчики руководитель УФССП по РХ - главный судебный пристав РХ ФИО3, начальник отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций УФССП по РХ ФИО4, заинтересованные лица ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались посредством почтовой корреспонденции.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и их явка суда не признана обязательной.
Представитель административного ответчика УФССП по РХ ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, исполнительный лист подается взыскателем по месту исполнения исполнительных мер. Исполнительные меры к должнику применяются по месту его жительства, пребывания или места нахождения его имущества. Заявитель злоупотребляет своим правом. От ФИО2 поступил 31 исполнительный документ. У него имелась возможность зайти на сервис и определить место положения должника и судебного пристава. На сегодняшний день сервис «Определения отдела судебных приставов» работает в тестовом режим, работает исправно. По адресам должников указанных заявителем в административном исковом заявлении, сервис определил верно местоположение в котором совершаются исполнительные действия. У административного истца имелись все необходимые сведения и возможности для определения местоположения. исполнительные документы, указанные заявления были возвращены в адрес взыскателя. Просила в удовлетворении заявления ФИО2 отказать в полном объеме.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно гл. 22 КАС РФ, п. 1 ст. 121 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 122 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий необходимо установить нарушение прав и свобод заявителя, а также нарушение норм закона.
Как следует из материалов дела, ФИО2 направил в УФССП по РХ заявления о возбуждении исполнительных производств, приложив к заявлению исполнительные документы в отношении физических лиц (должников), проживающих на территории Республики Хакасия.
Письмом начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций УФССП по РХ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 возвращены заявления о возбуждении исполнительных производств с приложением исполнительных документов, а именно: исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО10, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО11, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО12, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО13, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО14, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО15, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО16, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО17, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО18, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО17, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО18, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО19, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО20, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО21, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО22, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО23, исполнительный лист серии ФС 015577447, должник ФИО24, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО25, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО26, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО39, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО38, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО27, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО28, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО29, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО30, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО31, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО32, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО33, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО6 В.Д., исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО6 В.Д., исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО34, исполнительный лист серии ФС №, должник ФИО35, исполнительный лист серии ФС №), и с указанием на необходимость направления исполнительных документов в территориальные подразделения службы судебных приставов Республики ФИО1.
Кроме того, ФИО2 разъяснено, что информация о территориальных подразделениях УФССП по РХ находится в открытом доступе на сайте http://rl9.fssp.gov.ru, на сайте отражена контактная информация о территориальных подразделениях. На официальном интернет-сайте УФССП по РХ работает сервис «Определение отдела судебных приставов», который при вводе адреса должника определяет подразделение судебных приставов УФССП по РХ, в который следует направить исполнительный документ.
Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 30 названного закона судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 33 названного закона если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения (ч. 4 ст. 30 закона).
Изучив представленные истцом копии исполнительных документов, суд приходит к выводу о том, что исполнительные документы содержат информацию об адресах должников, в том числе сведения о соответствующих населенных пунктах и районах Республики Хакасия.
В чем выражается сложность для административного истца в определении компетентного подразделения службы судебных приставов, в административном исковом заявлении не указано.
С учетом специфики деятельности общества, характера правоотношений, в связи с которым выданы исполнительные документы, оснований предполагать об отсутствие у данного лица технической и организационной возможности установить адрес соответствующего подразделения службы судебных приставов для направления исполнительного документа, у суда не имеется.
Таким образом, доказательств того, что взыскателю было неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, и он объективно не мог определить соответствующий районный отдел судебных приставов, суду не представлено. Информация о подразделениях судебных приставов находится в открытом доступе на официальном сайте ФССП России.
При таких обстоятельствах решение о возвращении исполнительных документов соответствует закону.
С учетом изложенных обстоятельств, действия административных ответчиков являются законными. Не направление должностным лицом УФССП по РХ исполнительных документов в подразделения судебных приставов не нарушает права и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО2 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия – главному судебному приставу ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия, начальнику отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия ФИО4 о признании бездействий незаконными, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд РХ.
Председательствующий Ю.В. Шипанов
Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В. Шипанов