Дело №2а-1632/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2017 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Барановой Е.Б.,
при секретаре Капитоновой А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда (по адресу: <...>) административное дело №2а-1632/17 по иску ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и в государственной регистрации прав объекта недвижимости,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и в государственной регистрации прав объекта недвижимости.
Заявленные требования мотивирует тем, что, являясь собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, 21.02.2017 г. приняла решение о разделе земельного участка, площадью 640 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, с образованием трех земельных участков: с кадастровым номером №, площадью 457 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 167 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>.
С целью осуществления государственного кадастрового учета и регистрации трех вновь образуемых земельных участков и одновременной смены видов разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером №, площадью 167 кв.м, с кадастровым номером №, площадью 16 кв.м, на «отдельно стоящие учреждения торговли», административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением № 62-0-1-146/3002/2017-515 от 24.03.2017 г., приложив необходимые документы.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области вынесено Уведомление № 62/17-11682 от 03.04.2017 г. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, начиная с 03.04.2017 г. в соответствии с п. 28, п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на срок, необходимый для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до 03.07.2017 г. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета мотивировано тем, что размеры двух из трех вновь образуемых земельных участков № и № не соответствуют предельным минимальным размерам земельных участков, установленным для территориальной зоны, в которой они расположены; в представленном межевом плане отсутствуют сведения об адресе или местоположении образуемых земельных участков.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области № 62/17-24021 от 10 июля 2017 г. административному истцу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав объекта недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, документы на который были предоставлены с заявлением № 62-0-1-146/3002/2017-515 и № 62/001/015/2017-346 от 24.03.2017 г. Отказ мотивирован тем, что размеры двух из трех вновь образуемых земельных участков № и № меньше предельных минимальных размеров земельных участков, установленных для территориальной зоны, в которой они расположены; имеются противоречия между межевым планом, в котором вид разрешенного использования образуемых земельных участков указан как «для обслуживания индивидуального жилого дома» и декларацией собственника о выбранном виде разрешенного использования земельных участков, в котором у участков № и № указан вид разрешенного использования указан как «для отдельно стоящих учреждений торговли»; в представленном межевом плане отсутствуют сведения об адресе или местоположении образуемых земельных участков; к заявлению приложены квитанции об уплате государственной пошлины в размере, не соответствующем положениям п. 22 ст. 333.33 НК РФ.
Считает отказ незаконным, нарушающим ее права, поскольку ею как собственником земельного участка принято решение о его разделе, смене вида разрешенного использования двух вновь образованных участков из трех на «для отдельно стоящих учреждений торговли», что разрешено законом, образование земельных участков с площадью 16 кв. м и 167 кв.м. не препятствует использованию их в соответствии с вновь избранным видом разрешенного использования, Правила землепользования и застройки в г. Рязани не препятствуют созданию участков такой площадью, поскольку предельные размеры установлены только для земельных участков, вид разрешенного использования которых – «для обслуживания объектов жилищного строительства».
Просит суд признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области от 10.07.2017 г. № 62/001/035/2017-444 и № 62/001/015/2017-345 об отказе в прекращении права собственности и государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав; обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области устранить допущенные вышеуказанными решениями нарушения прав и законных интересов ФИО4 путем осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 640 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, на три земельных участка: с кадастровым номером №, площадью 457 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 167 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира расположенного в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку своих представителей.
Представители административного истца, действующие на основании письменной доверенности, ФИО1, ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, суду пояснили, что для избранных административным истцом видов использования вновь образованных земельных участков № и № - «для отдельно стоящих учреждений торговли» отсутствуют минимально допустимые размеры земельных участков, ввиду чего оспариваемое решение нарушает права свободы и законные интересы ФИО4 нормы действующего земельного законодательства, ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правил землепользования и застройки в г. Рязани, незаконно, необоснованно ввиду чего просили административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, действующая на основании письменной доверенности, ФИО3 в судебном заседание заявленные административные исковые требования не признала, мотивируя возражения тем, что вынесенное решение законно и обоснованно, поскольку размеры двух из трех вновь образуемых земельных участков № и № меньше предельных минимальных размеров земельных участков, установленных для территориальной зоны, в которой они расположены; имеются противоречия между межевым планом, в котором вид разрешенного использования образуемых земельных участках указан как «для обслуживания индивидуального жилого дома» и декларацией собственника о выбранном виде разрешенного использования земельных участков, в котором у участков № и № указан вид разрешенного использования указан как «для отдельно стоящих учреждений торговли»; в представленном межевом плане отсутствуют сведения об адресе или местоположении образуемых земельных участков; к заявлению приложены квитанции об уплате государственной пошлины в размере, не соответствующем положениям п. 22 ст. 333.33 НК РФ, кроме того, по указанным причинам государственная регистрация прав была приостановлена сроком до 03.07.2017 г., причины приостановления не устранены, что является законным основанием к отказу в осуществлении государственного кадастрового учета и в государственной регистрации прав объекта недвижимости в соответствии со ст. 22, п. 3 ст. 25, ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Просила в удовлетворении административных исковых требований полностью отказать.
Выслушав в открытом судебном заседании пояснения представителей сторон, свидетеля Е., исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования не законными, не обоснованными и удовлетворению не подлежащими, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из приведенных норм следует, что для признания оспариваемого решения недействительным административный истец должен доказать несоответствие решения административного ответчика определенному закону либо иному нормативному правовому акту, а также нарушение этим решением его прав и законных интересов, указав, в чем заключается такое нарушение.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 за 2016 год (п. 2 – Определение № 18-КГ16-61): В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При выделе (разделе) вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Указанные разъяснения соответствуют положениям п. 28 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Судом установлено, ФИО4 на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№, Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№, Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о характеристиках объекта недвижимости № 62-0-1-73/4002/2017-389 от 11.02.2017 г. г., копии которых имеются в материалах дела.
21.02.2017 г. административный истец приняла решение о разделе земельного участка, площадью 640 кв.м., с кадастровым номером №, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, с образованием трех земельных участков: - с кадастровым номером №, площадью 457 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, - с кадастровым номером №, площадью 167 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, - с кадастровым номером №, площадью 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>.
С целью осуществления государственного кадастрового учета и регистрации трех вновь образуемых земельных участков и одновременной смены видов разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером №, площадью 167 кв.м, с кадастровым номером №, площадью 16 кв.м, на «отдельно стоящие учреждения торговли», административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением № 62-0-1-146/3002/2017-515 от 24.03.2017 г., приложив необходимые документы.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области вынесено Уведомление № 62/17-11682 от 03.04.2017 г. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, начиная с 03.04.2017 г. в соответствии с п. 28, п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на срок, необходимый для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до 03.07.2017 г. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета мотивировано тем, что размеры двух из трех вновь образуемых земельных участков (№ и №) не соответствуют предельным минимальным размерам земельных участков, установленным для территориальной зоны, в которой они расположены; в представленном межевом плане отсутствуют сведения об адресе или местоположении образуемых земельных участков.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области № 62/17-24021 от 10 июля 2017 г. административному истцу отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав объекта недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, документы на который были предоставлены с заявлением № 62-0-1-146/3002/2017-515 и № 62/001/015/2017-346 от 24.03.2017 г. Отказ мотивирован тем, что размеры двух из трех вновь образуемых земельных участков (№ и №) меньше предельных минимальных размеров земельных участков, установленных для территориальной зоны, в которой они расположены; имеются противоречия между межевым планом, в котором вид разрешенного использования образуемых земельных участков указан как «для обслуживания индивидуального жилого дома» и декларацией собственника о выбранном виде разрешенного использования земельных участков, в котором у участков № и № вид разрешенного использования указан как «для отдельно стоящих учреждений торговли»; в представленном межевом плане отсутствуют сведения об адресе или местоположении образуемых земельных участков; к заявлению приложены квитанции об уплате государственной пошлины в размере, не соответствующем положениям п. 22 ст. 333.33 НК РФ.
Оценивая законность оспариваемого решения № 62/17-24021 от 10 июля 2017 г. об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № в части соответствия указанного решения требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих полномочия органа, принявшего оспариваемое решение, порядок его принятия, суд приходит к выводу о том, что Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области № 62/17-24021 от 10 июля 2017 г. принято лицом, уполномоченным на принятие соответствующего решения – главным специалистом-экспертом отдела государственной регистрации недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в пределах предоставленных полномочий, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Оценивая законность оспариваемого решения в части соответствия его требованиям нормативно-правовых актов, устанавливающих основания его принятия, а также соответствия содержания оспариваемого решения нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, суд приходит к следующему.
Основания приостановления осуществления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета установлены статьями 26 и 27 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 28 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 г. № 897-1 утверждены Правила землепользования и застройки в г. Рязани, которые действовали в момент возникновения спорных взаимоотношений сторон, действуют в настоящее время.
Согласно ст. 39. Правил землепользования и застройки в г. Рязани, предельные параметры земельных участков и объектов капитального строительства в части размеров земельных участков, представлены в таблице 1, согласно которой для зоны Ж3 установлена предельная минимальная площадь земельного участка, равная 0,04 га. Предельная максимальная площадь для объектов жилищного строительства – 0,25 га.
Тот факт, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности административному истцу, находится в территориальной зоне «Ж3. Зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа)» и частично в санитарно-защитной зоне промышленно-коммунальных предприятий, инженерно-технических и санитарно-технических объектов, не оспаривался сторонами, подтверждается Письмом Администрации г. Рязани № 02/2-12-316 от 17 марта 2017 г.
В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для использования всеми собственниками земельных участков, земельный участок не соответствует градостроительному регламенту территориальных зон, в случае, если его размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 15 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года, Требования к предельным (минимальным или максимальным) размерам образуемого (измененного) земельного участка устанавливаются градостроительными регламентами в составе правил землепользования и застройки, а в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, - ЗК РФ или другими федеральными законами. Установленные требования распространяются и на случаи образования земельных участков, находящихся в частной собственности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решением собственника земельного участка с кадастровым номером №, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома от 21.02.2017 г. осуществлено преобразование путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в территориальной зоне Ж3 г. Рязани, следовательно, минимально допустимый размер всех вновь образуемых земельных участков должен составлять 400 кв. м.
Учитывая приведенные нормы права, положения ст. 85 ЗК РФ, принимая во внимание тот факт, что размеры вновь образуемых земельных участков: №, площадью 167 кв.м. и № площадью 16 кв.м., меньше предельных минимальных размеров земельных участков, установленных для территориальной зоны Ж 3, суд полагает, что указанные участки № и № требованиям градостроительных регламентов в части предельных минимальных размеров не соответствуют.
Судом отклоняются, как не основанные на законе доводы представителя административного истца о том, что собственник изменил вид разрешенного использования вновь образуемых земельных участков с кадастровым номером №, площадью 167 кв.м, с кадастровым номером №, площадью 16 кв.м, на «отдельно стоящие учреждения торговли», образование земельных участков с площадью 16 кв. м и 167 кв.м. не препятствует использованию их в соответствии с вновь избранным видом разрешенного использования, Правила землепользования и застройки в г. Рязани не препятствуют созданию участков такой площадью, поскольку предельные размеры установлены только для земельных участков, вид разрешенного использования которых – «для обслуживания объектов жилищного строительства». Указанные доводы противоречат приведенным выше нормам действующего законодательства, в том числе Правилам землепользования и застройки в г. Рязани, которыми установлены предельные значения площади земельных участков, расположенных в соответствующих зонах, причем минимальные предельные значения площади для зоны Ж3 установлены без указания назначения и разрешенных видов использования земельных участков.
Одновременно суд полагает несостоятельными доводы стороны административного истца о том, что согласно положениям п. 4 ст. 85 ЗК РФ и ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
По смыслу приведенных норм (п. 4 ст. 85 ЗК РФ и ч. 8 ст. 36 ГрК РФ), их положения подлежат применению в отношении земельных участков, сформированных до установления соответствующих градостроительных регламентов. Тогда как спорные земельные участки № и № образованы решением собственника земельного участка с кадастровым номером №, адрес объекта: установлен относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для обслуживания индивидуального жилого дома от 21.02.2017 г., следовательно, положения п. 4 ст. 85 ЗК РФ и ч. 8 ст. 36 ГрК РФ к данному земельному участку не могут быть применены.
При таких обстоятельствах суд, установив, что два вновь образуемых земельных участка по своему размеру не соответствуют предельным значениям площади земельных участков, установленным градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны, приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись законные основания к приостановлению осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, начиная с 03.04.2017 г. в соответствии с п. 28, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Суд учитывает, что основанием к приостановлению осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации спорного земельного участка послужил также факт неоплаты государственной пошлины, предусмотренной п. 22 ст. 333.33 НК РФ в полном объеме, факт несоответствия межевого плана, представленного административным истцом, требованиям ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ, Приказу Минэкономразвития России № 921 от 08.12.2015 г. в части неверного указания сведений о разрешенном виде использования образуемых земельных участков, а также отсутствия сведений об адресе или местоположении образуемых земельных участков.
Указанные факты не оспаривались сторонами, представители административного истца в ходе судебного разбирательства пояснили суду, что указанные нарушения могли быть устранены, административный истец готов устранить их и в настоящее время. Однако ни до вынесения административным ответчиком решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации, ни до вынесения решения судом указанные недостатки не устранены, что также не оспаривалось сторонами.
Решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, начиная с 03.04.2017 г. не обжаловалось административным истцом, несмотря на наличие у нее такого права и разъяснение права и порядка обжалования, содержащееся в тексте Уведомления № 62/17-11682 от 03.04.2017 г. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, начиная с 03.04.2017 г.
В силу ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривался тот факт, что в течение трехмесячного срока приостановления, доведенного до сведения административного истца путем направления ей Уведомления № 62/17-11682 от 03.04.2017 г. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, начиная с 03.04.2017 г., полученного ФИО4, с содержанием которого она ознакомилась, что сторонами не оспаривалось, причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ, устранены не были.
При таких обстоятельствах суд полагает, что у административного ответчика имелись законные основания к вынесению решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области № 62/17-24021 от 10 июля 2017 г. об отказе административному истцу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав объекта недвижимости: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, документы на который были предоставлены с заявлением № 62-0-1-146/3002/2017-515 и № 62/001/015/2017-346 от 24.03.2017 г.
Учитывая, что факт несоответствия предельным значениям площади земельных участков, установленным градостроительным регламентом для соответствующей территориальной зоны, размеров двух земельных участков, вновь образуемых при разделе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, нашел свое бесспорное подтверждение в ходе судебного разбирательства, п. 28 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если размер образуемого земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было приостановлено в установленном законом порядке с 03.04.2017 г. на срок, необходимый для устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до 03.07.2017 г., в указанный срок причины, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, устранены не были, что в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ является законным основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, суд приходит к выводу о том, что Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области № 62/17-24021 от 10 июля 2017 г. вынесено административным ответчиком в полном соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, устанавливающих основания его принятия, содержание указанного Решения соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Оспариваемое Решение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, не является произвольным, вопреки доводам представителей административного истца, не нарушает права ФИО4 на свободное владение, пользование, распоряжение принадлежащим ей недвижимым имуществом, не лишает административного истца права при устранении вышеуказанных нарушений вновь обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах суд полагает оспариваемое Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области № 62/17-24021 от 10 июля 2017 г. законным и обоснованным, не находит правовых оснований к удовлетворению заявленных административных исковых требований, вследствие чего полагает необходимым в их удовлетворении отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 -180, ст. 218 - 228 КАС РФ,
решил:
Административные исковые требования ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и в государственной регистрации прав объекта недвижимости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть с 18.10.2017 года.
Судья