ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1632/2023 от 25.07.2023 Ленинскогого районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело №2а-1632/2023

УИД 33RS0001-01-2023-001261-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владимир 25 июля 2023 года

Ленинский районный суд города Владимира в составе

председательствующего судьи Фурсовой Ж.С.,

при секретаре Кузнецовой М.А.,

с участием

административного истца Мельника В.А.,

представителя административного ответчика Шигонцевой В.А.

(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире административное дело по административному иску Мельника В. А. к жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области, прокуратуре Владимирской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л :

Мельник В.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об отказе в направлении ходатайства в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о безвозмездной передаче ему в собственность квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, приобретенной прокуратурой Владимирской области в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также обязании жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области направить указанное ходатайство в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В обоснование указал, что работал в органах прокуратуры Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ, уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет в прокуратуре г. Владимира, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ переведен на работу в прокуратуру Владимирской области, где ДД.ММ.ГГГГ принят на учет, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с восстановлением даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, как нуждавшийся в улучшении жилищных условий был поставлен на учет в прокуратуре Владимирской области на получение жилого помещения в собственность с восстановлением даты постановки на учете ДД.ММ.ГГГГ. Решением совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ему была выделена двухкомнатная <адрес>, заключен договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ к договору от ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение на право проживания в служебной квартире: жены - Мельник Т.В. и малолетнего сына - Мельника В.В.ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к основному договору от ДД.ММ.ГГГГ на право проживания в квартире: жены - Мельник Т.В., сына - Мельника В.В. и дочери - Мельник С.В. Указал, что в настоящее время семья состоит из четырех человек: Мельник В.А., Мельник Т.В. - супруга, дети: сын - Мельник В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - Мельник С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Жилищное обеспечение прокуроров и лиц, уволенных из органов прокуратуры с правом на пенсию, с 11 января 2018 года осуществляется в соответствии со ст. 44.1 Закона о прокуратуре Российской Федерации, до 11 января 2018 года жилищное обеспечение прокуроров регламентировалось п.4 ст.44 Закона о прокуратуре РФ. По независящим от него обстоятельствам он не мог обратиться в жилищную комиссию прокуратуры области с заявлением о передаче ему, через Генерального прокурора РФ, спорного служебного жилого помещения в собственность. ДД.ММ.ГГГГМельник В.А. обратился в жилищную комиссию прокуратуры Владимирской области с заявлением о передаче ему в собственность занимаемого служебного жилого помещения. Заявление не рассмотрено. Указал, что договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ не расторгался, он не был снят с учета как лицо нуждающееся в улучшении жилищных условий и служебную квартиру по акту приема-передачи прокуратуре Владимирской области не передавал. В квартире имеют постоянную регистрацию: административный истец и несовершеннолетний ребенок Мельник С.В.Мельник Т.В. и несовершеннолетний Мельник В.В. в квартире не зарегистрированы. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился с заявлением в жилищную комиссию прокуратуры области о передаче ему занимаемого служебного жилого помещения в собственность. ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия прокуратуры Владимирской области удовлетворила заявление Мельник В.А., признала его нуждающимся в жилом помещении и приняла решение о направлении ходатайства Генеральному прокурору РФ о безвозмездной передаче в собственность административному истцу <адрес>. Данное решение было согласовано прокурором Владимирской области Пантюшиным И.С., после чего ДД.ММ.ГГГГ направлено им соответствующее ходатайство в Генеральную прокуратуру РФ. Ходатайство не было рассмотрено по существу ввиду отсутствия, на тот период, нормативно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ о механизме и порядке передачи служебных жилых помещений в собственность работникам прокуратуры, вышедших на пенсию по выслуге лет. Таким образом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени, вопрос о передаче ему в собственность жилого помещения по адресу: <адрес>, надлежащим образом не разрешен. ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Владимирской области обратилась в суд с исковым заявлением об изъятии квартиры и выселении Мельника В.А., Мельник Т.В., Мельника В.В. и Мельник С.В. из занимаемого жилого помещения. Решением Фрунзенского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГМельник В.А., Мельник Т.В., Мельник В.В. и Мельник С.В. были выселены из занимаемого жилого помещения, в иске о признании права собственности на жилое помещение отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части выселения семьи административного истца из вышеуказанной квартиры. Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. ДД.ММ.ГГГГ он вновь обратился с заявлением в жилищную комиссию прокуратуры Владимирской области о безвозмездной передаче в собственность на семью из 4-х человек жилого помещения, занимаемого по договору найма служебного жилого помещения. Решением жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено, что не имеется оснований о направлении ходатайства в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ о внесения предложения Генеральному прокурору РФ о безвозмездной передаче в собственность пенсионеру прокуратуры РФ Мельнику В.А. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Жилищная комиссия, вынося свое решение, не учла ранее вынесенный вступивший в силу судебный акт, что служит основанием для отмены решения жилищной комиссии. Также жилищная комиссия проигнорировала рекомендации, изложенные в Информационном письме заместителя Генерального прокурора РФ Лопатина Г.В. от 26 февраля 2018 года №102\2-12-2018\Ип.1926-18 «О жилищном обеспечении прокуроров», а также его доводы, указанные в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. По непонятным причинам жилищная комиссия пришла к выводу, что он не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, хотя с ДД.ММ.ГГГГ никаких изменений в обеспечении его семьи жильем не произошло. На день увольнения из органов прокуратуры он и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, он проживал и проживает в служебном жалом помещении, которое было выделено ему прокуратурой Владимирской области. На момент его увольнения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» уже были внесены положения о возможности передачи занимаемого административным истцом служебного помещения в собственность, изначально не был рассмотрен вопрос ввиду отсутствия нормативно-распорядительных документов по процедуре передачи служебного жилья в собственность. Однако, отсутствие процедуры и порядка передачи жилых помещений в собственность на момент первоначального обращения с заявлением о передаче ему в собственность занимаемого служебного помещения, никоим образом не может нарушать его права, установленные Федеральным законом №492 от 30 декабря 2017 года.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика – прокуратура Владимирской области, в качестве заинтересованных лиц – Мельник Т.В., Мельник В.В., Мельник С.В., председатель жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области Жугин А.В.

Административный истец Мельник В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования. Ранее суду пояснял, что согласно положению о Жилищной комиссии в протоколе должны указываться основания принятого решения, в том числе жилищные условия, состав семьи и т.д., основания в протоколе жилищной комиссии отсутствуют. Приватизировать служебное жилье в собственность не успел. Федеральный закон №492-ФЗ дает ему право, как пенсионеру прокуратуры РФ, претендовать на служебное жилье в собственность. За все время службы его семья другого жилого помещения не имела и не делали ничего для того, чтобы как-то ухудшить свои жилищные условия. Сообщил, что неоднократно подавал заявления в жилищную комиссию, которая их не рассматривала, ссылаясь на то, что у них нет распорядительных документов, и долгое время ждали эти документы. В 2018 году они появились. ДД.ММ.ГГГГ его признали нуждающимся в жилом помещении. Отметил, что квартиру он никому не передавал, как была она оформлена на него, так и осталась, квитанции об уплате до настоящего времени приходят на его имя.

Представитель административного ответчика прокуратуры Владимирской области Шигонцева В.А. возражала против удовлетворения заявленного административного искового заявления, в письменных возражениях указала, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру области поступило заявление Мельника В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение является федеральной собственностью, закреплено на праве оперативного управления за прокуратурой Владимирской области, в установленном порядке включено в специализированный жилой фонд с отнесением к служебному жилому помещению. Решением жилищной комиссии прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ правовых оснований для внесения предложения прокурору области о направлении ходатайства в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ о передаче указанной квартиры в собственность Мельнику В.А. не установлено. Принимая оспариваемое решение, комиссия исходила из того, что в период прохождения службы ни Мельник В.А., ни Мельник Т.В., нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Положением, не признавались, с таким заявлением в жилищную комиссию прокуратуры области не обращались. Выражая несогласие с таким решением, административный истец указывает на то, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, относится к категории лиц, указанных в п.17 ст.44.1 Закона о прокуратуре. Вместе с тем, жилищная комиссия прокуратуры Владимирской области не правомочна определять нуждающихся в жилых помещениях прокуроров в целях предоставления единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора РФ жилого помещения в собственность на основании ст.44.1 Закона о прокуратуре. До настоящего времени Мельник В.А. с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятии на такой учет в установленном Положением порядке не обращался, такого решения жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ не принималось. Следовательно, у жилищной комиссии прокуратуры области в соответствии с установленным порядком и с учетом действующего законодательства отсутствовали правовые основания для внесения прокурору области предложения о направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ ходатайства о предоставлении административному истцу занимаемого служебного жилого помещения в собственность. При этом следует отметить, что на момент постановки Мельника В.А. на учет нуждающихся ДД.ММ.ГГГГ его нуждаемость определялась исключительно по месту его службы с учетом иного состава семьи. Таким образом, принятие Мельника В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ правового значения для настоящего дела не имеет, поскольку оно не тождественно принятию на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты (жилого помещения в собственность), имеет существенные различия, как по основаниям постановки на учет, так и по правовым последствиям.

Заинтересованное лицо Мельник Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила отзыв, в котором полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. Указала, что спорная квартира была предоставлена Мельнику В.А. в период действия жилищного законодательства, когда не был урегулирован вопрос передачи в собственность жилых помещений работникам прокуратуры, когда статус передаваемых в пользование жилых помещений не был определен, о чем свидетельствует распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым дано согласие прокуратуре Владимирской области на заключение договоров социального найма жилых служебных помещений, в том числе на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Следовательно, на момент заключения с Мельником В.А. договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ квартира статуса служебной не имела, а предоставлялась Мельнику В.А. как нуждающемуся в улучшении жилищных условий и состоящему первым на очереди на получение жилья. С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2017 года №492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О следственном комитете Российской федерации», который дополнил Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» ст.44.1 «Обеспечение прокуроров жилыми помещениями». На момент вступления в силу указанного Федерального закона Мельник В.А. являлся работником прокуратуры, состоял в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, уволился ДД.ММ.ГГГГ. Прокуратура Владимирской области на момент увольнения Мельника В.А. и в последующем признавала за Мельником В.А. право на получение занимаемой квартиры в собственность, о чем свидетельствует решение жилищной комиссии прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Вынести решение по этому вопросу жилищная комиссия Генеральной прокуратуры не смогла из-за отсутствия у нее полномочий, которые были предоставлены ей только Приказом Генпрокуратуры России от 02 октября 2018 года №624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями». Никаких сомнений в праве Мельника В.А. состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях ни у кого не возникало. То, что им не было оформлено заявление по новой форме: на нуждаемость в жилом помещении, а не как было ранее: на улучшение жилищных условий, не может лишить его этого права. Тем более, что в соответствии с разъяснением отдельных положений порядка обеспечения прокуроров жилыми помещениями, данных Генеральной прокуратурой РФ в письме от 28 ноября 2018 года за №102/2-10-2018/Ип14760-18 ранее направленные в Генеральную прокуратуру РФ материалы о передаче прокурорам (гражданам) органов прокуратуры РФ занимаемого жилого помещения в собственность, не рассмотренные жилищной комиссией Генеральной прокуратуры РФ, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 2017 года №492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и отсутствием полномочий для их рассмотрения, подлежат пересмотру жилищными комиссиями, в связи с этим следует уведомить таких прокуроров (граждан) о необходимости подачи в жилищные комиссии заявлений и документов, указанных в приложениях №1,2 к Положению №2. Однако, никаких уведомлений не поступало. Считает, что за Мельником В.А. сохранилось право как состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, так и право подать в жилищную комиссию по месту службы прокурора заявление на имя Генерального прокурора РФ о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность. Договор найма спорной квартиры с Мельником В.А. не расторгался, по акту приема-передачи квартира не передавалась. Заключение договора найма с женой носило вынужденный, временный характер до принятия порядка передачи служебных жилых помещений в собственность лиц, их занимающих и до рассмотрения заявления Мельник В.А. о получении квартиры в собственность. Правоотношения с третьими лицами по пользованию квартирой и коммунальными услугами не менялись. Жилищная комиссия, вынося свое решение от ДД.ММ.ГГГГ, не учла ранее вынесенный вступивший в силу судебный акт, принятый по спору между прокуратурой области и Мельником В.А. Также жилищная комиссия проигнорировала рекомендации, изложенные в Информационном письме заместителя Генерального прокурора РФ Лопатина Г.В. от 26 февраля 2018 года №102\2-12-2018\Ип.1926-18 «О жилищном обеспечении прокуроров», а также доводы административного истца, указанные в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ никаких изменений в обеспечении Мельника В.А. и членов его семьи жильем не произошло. На день увольнения из органов прокуратуры административный истец и члены его семьи являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий, Мельник В.А. проживал и проживает в служебном жилом помещении, которое было выделено ему прокуратурой Владимирской области. На момент увольнения Мельника В.А. в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» уже были внесены положения о возможности передачи занимаемого административным истцом служебного помещения в собственность, изначально не было возможности рассмотреть вопрос ввиду отсутствия нормативно-распорядительных документов по процедуре передачи служебного жилья в собственность. Однако, отсутствие процедуры и порядка передачи жилых помещений в собственность на момент первоначального обращения Мельника В.А. с заявлением о передаче ему в собственность занимаемого служебного помещения, никоим образом не может нарушать его права, установленные Федеральным законом №492 от 30 декабря 2017 года.

Заинтересованные лица Мельник В.В., Мельник С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо председатель жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области Жугин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

С учетом мнения административного истца и представителя административного ответчика дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В п.п. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» указано, что в силу положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.

При этом, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека, исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик, в свою очередь, обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями".

В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Закона о прокуратуре, введенной в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 492-ФЗ, обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).

Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Закона о прокуратуре).

В пункте 2 статьи 44.1 Закона о прокуратуре предусматривается возможность предоставления прокурорам и пенсионерам органов прокуратуры вместо единовременной социальной выплаты жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации при наличии предусмотренных указанной статьей оснований и условий.

Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 44.1 Закона о прокуратуре право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным указанной статьей.

Кроме этого, в соответствии с частями 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 492-ФЗ действие положений Закона о прокуратуре (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется, в том числе, на лиц из числа прокуроров, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.

Во исполнение приведенных норм Закона о прокуратуре приказом Генпрокуратуры России от 02 октября 2018 N 624 утверждены Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), Положение о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Пунктами 1.2, 1.3 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты предусмотрено, что право на получение единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях прокуроры, имеющие стаж службы в органах прокуратуры Российской Федерации и ее организациях не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Единовременная социальная выплата предоставляется или занимаемое жилое помещение передается в собственность прокурорам один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.

Решение о предоставлении прокурорам (гражданам) единовременной социальной выплаты принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается размер единовременной социальной выплаты, рассчитанный на день принятия соответствующего решения (пункт 3.5 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты).

В силу пункта 3.8 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.

Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами (гражданами) органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого жилого помещения в собственность направлению в Комиссию после согласования.

На основании пункта 3.12 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 ноября 2018 года N 769 утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, согласно которому проверка нуждаемости прокуроров, рассмотрение вопросов о признании их нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на соответствующий учет относиться к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.

10 января 2019 года приказом прокурора Владимирской области утверждено Положение о жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области (т.2, л.д.141-152), в соответствии с п.п. «б» п.3.1 которого жилищная комиссия прокуратуры Владимирской области принимает решение о наличии оснований для внесения предложений прокурору области о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов о предоставлении прокурорам (гражданам)занимаемого жилого помещения в собственность.

Как следует из материалов дела, Мельник В.А. проходил службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах прокуратуры г. Владимира; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах прокуратуры Владимирской области.

На основании заявления Мельника В.А. от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.122,188) протоколом администрации прокуратуры г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГМельник В.А. с семьей в количестве 3-х человек (супруга и дочь) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий (т.1, л.д.189).

Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГМельник В.А. с семьей в количестве 3-х человек признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на учет прокуратуры области с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.123-124,191-192).

Как видно из протокола совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, двухкомнатная квартира по адресу: г.Владимир, <адрес>, общей площадью 64,7 кв.м., приобретенная областной прокуратурой по договору долевого участия в строительстве, выделена Мельнику В.А. на семью, состоящую из трех человек (т.1, л.д.125,193).

Право собственности Российской Федерации на указанную квартиру, общей площадью 64 кв.м. зарегистрировано, квартира предоставлена на праве оперативного управления прокуратуре Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.132).

ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области вынесено распоряжение «О внесении в реестр федерального имущества объекта недвижимости – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>» (т.1, л.д.133).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Владимирской области с Мельником В.А. заключен договор найма служебного жилого помещения , по условиям которого, Мельнику В.А. и членам его семьи - жене Мельник Н.Б. и дочери Мельник Н.В. передано во владение и пользование изолированное служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Данный договор был заключен в связи с прохождением службы в органах прокуратуры Владимирской области (т.1, л.д.126-129,194-197).

На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на указанную квартиру (т.1, л.д.134).

ДД.ММ.ГГГГ между прокуратурой Владимирской области и Мельником В.А. заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому пункт 5 договора найма изложен в следующей редакции: "Совместно с «Нанимателем» в жилое помещение вселяются члены его семьи: Мельник Т. В., жена; Мельник В. В.ич, сын" (т.1 л.д.130,198).

ДД.ММ.ГГГГ между прокуратурой Владимирской области и Мельником В.А. заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому пункт 5 договора найма изложен в следующей редакции: "Совместно с «Нанимателем» в жилое помещение вселяются члены его семьи: Мельник Т. В., жена; Мельник В. В.ич, сын; Мельник С. В., дочь" (т.1 л.д.131,199).

Согласно данным, предоставленным ООО «Слово и дело», Мельник В.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, и имеет постоянную регистрацию по данному адресу совместно с дочерью – Мельник С.В. (т.1, л.д.49).

Распоряжением и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ «О включении недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за прокуратурой Владимирской области, в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» квартира, расположенная по адресу: <адрес>, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям (т.1 л.д.135-139).

Приказом прокурора Владимирской области -к от ДД.ММ.ГГГГМельник В.А. освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (пункт 3 части 1 статьи 77, статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом выслуга лет Мельника В.А. составляет 34 года 6 месяцев 23 дня (т.1, л.д.116).

ДД.ММ.ГГГГМельник В.А. обратился к прокурору Владимирской области с заявлением, в котором просил поручить Жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области рассмотреть вопрос о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о передаче ему в собственность занимаемой им квартиры №, расположенной в <адрес> либо о выделении ему единовременной социальной выплаты на покупку жилого помещения (т.2, л.д.69-77).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГМельнику В.А. разъяснено, что прокуратурой области в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлен соответствующий запрос, о результатах рассмотрения которого он будет уведомлен (т.1, л.д.145, т.2, л.д.85).

ДД.ММ.ГГГГМельник В.А. вновь обратился к прокурору Владимирской области с заявлением, в котором указал, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ осталось не рассмотренным по существу, просил поручить Жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области рассмотреть вопрос о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о передаче ему в собственность занимаемой им квартиры №, расположенной в <адрес> (т.2, л.д.78-82).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Владимирской области рассмотрено указанное заявление, разъяснено, что вопрос о передаче в собственность жилого помещения будет рассмотрен жилищной комиссией прокуратуры Владимирской области при поступлении необходимого пакета документов (т.1, л.д.59, т.2, л.д.102).

В тот же день Мельником В.А. на имя заместителя прокурора Владимирской области подано соответствующее заявление с приложением необходимых документов (т.2, л.д.88-94).

Жилищной комиссией прокуратуры Владимирской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) заявление Мельника В.А. о передаче в собственность его семье в составе 4-х человек безвозмездно занимаемой им служебной квартиры удовлетворено и приято решение о внесении предложения прокурору области о направлении ходатайства Генеральному прокурору Российской Федерации о безвозмездной передаче в собственность нуждающемуся в жилом помещении пенсионеру прокуратуры Мельнику В.А. квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (т.1 л.д.60-62,146-148, т.2 л.д.95-97).

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Владимирской области на имя Генерального прокурора Российской Федерации направлено ходатайство о безвозмездной передаче в собственность нуждающемуся в жилом помещении пенсионеру прокуратуры Мельнику В.А. квартиры, расположенной по адресу: г<адрес>, приобретенной прокуратурой Владимирской области за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации (т.1 л.д.63,149, т.2 л.д.98), о чем одновременно сообщено Мельнику В.А. (т.1 л.д.64).

По итогам рассмотрения указанного обращения административного истца Генеральной прокуратурой Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Владимирской области направлено сообщение о том, что жилищной комиссией прокуратуры Владимирской области рассмотрен вопрос о предоставлении Мельнику В.А. в собственность служебного жилого помещения в отсутствии оснований и полномочий (т.2, л.д.100). В связи с этим прокуратурой Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ Мельнику было сообщено, что до утверждения типового положения о жилищных комиссиях прокуратуры субъекта, вопросы о предоставлении служебного жилья в собственность и выплате соответствующей субсидии, рассмотрены быть не могут (т.1, л.д.152, т.2, л.д.99).

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 19 ноября 2018 года № 770 утверждено типовое Положение о жилищной комиссии прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней специализированной прокуратуры.

ДД.ММ.ГГГГ приказом прокурора Владимирской области утверждено Положение о жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области (т.2, л.д.141-152).

Решением Фрунзенского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокуратуры Владимирской области, из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г<адрес>, выселены Мельник В.А., Мельник Т.В., Мельник В.В. и Мельник С.В. без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета Мельник В.А. и Мельник С.В.; в удовлетворении встречных исковых требований о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, Мельник В.А. отказано (т.1, л.д.45-52).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленное без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.53-58), решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части удовлетворении требований прокуратуры Владимирской области. Принято в этой части новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокуратуры Владимирской области к Мельнику В.А., Мельник Т.В., Мельнику В.В. и Мельник С.В. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В остальной части решение суда оставлено без изменения (т.1, л.д.34-43).

ДД.ММ.ГГГГМельник В.А. вновь обратился с заявлением о безвозмездной передаче в собственность служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.13-23,73-95)

По итогам рассмотрения жилищной комиссией прокуратуры Владимирской области указанного заявления принято решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, об отсутствии оснований для внесения предложения прокурору области о направлении ходатайства в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о безвозмездной передаче в собственность пенсионеру Мельнику В.А. квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 25-32,180-187).

Основанием для принятия такого решения послужило то, что Мельник В.А. и его супруга Мельник Т.В. в период прохождения службы не признавались нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления ЕВС, в связи с чем на них не распространяется действие норм поп. «а» п.17 ст.44.1 Закона о прокуратуре.

Решая вопрос о законности и обоснованности решения жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, суд принимает во внимание следующее.

Вопросы, связанные с передачей прокурору служебного жилого помещения в собственность, в период службы Мельника В.А. в органах прокуратуры РФ и увольнения с правом на пенсию регламентировались Временным положением о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденным приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. № 616, согласно п.п. «а» п.14 которого право на получение в собственность жилого помещения сохраняется за лицами, уволенными из органов прокуратуры с право на пенсию, проживающими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета; и с 11 января 2018 года приказом Генпрокуратуры России от 02 октября 2018 г. № 624 «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями», «Положением о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов» и «Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)», в п. 4 которого указано, что при формировании учета нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и учета в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы на основании положений, указанных в п. 1 настоящего приказа, датой принятия на соответствующий учет для прокуроров и лиц, указанных в п. 17 ст. 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», состоявших на учете нуждающихся в жилых помещениях согласно Временному положению о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденному приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. № 616, считать дату их первоначального принятия на учет.

Из материалов дела следует, что Мельник В.А. на основании решения жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГМельник В.А. с семьей признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлен на учет прокуратуры области с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с нуждаемостью в жилом помещении решением администрации и жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГМельнику В.А. была выделена квартира по адресу: <адрес>, на владение и пользование которой с Мельником В.А. заключен договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанная квартира принадлежит на праве собственности прокуратуре Владимирской области.

В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, между прокуратурой Владимирской области и Мельником В.А. заключены дополнительные соглашения к данному договору найма служебного помещения о вселении совместно с нанимателем Мельником В.А. членов его семьи – Мельник Т.В., Мельник В.В., Мельник С.В.

Договор найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает право нанимателя принимать решение о приватизации жилого помещения.

При этом административный истец, являющийся нанимателем, и его дочь Мельник С.В. зарегистрированы в этом служебном помещении до настоящего времени.

Из представленных административным ответчиком учетных дел Мельника В.А. и Мельник Т.В. усматривается, что Мельник В.А., Мельник Т.В., Мельник В.В., Мельник С.В. не имеют на праве собственности или на ином праве жилых помещений, а спорная квартира, имеющая статус служебная, является для них единственным жильем до настоящего времени.

Единовременную субсидию, а также жилое помещение, кроме служебного, административный истец не получал ни в период работы, ни после увольнения.

Кроме этого, вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Владимирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в отношении Мельника В.А. решение о снятии с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий не принималось. Также этим же судебным актом установлен факт необеспечения Мельника В.А. жилым помещением при увольнении из органов прокуратуры в 2018 году в связи с выходом на пенсию.

Таким образом, на момент обращения в прокуратуру Владимирской области с заявлением о предоставлении в собственность квартиры по адресу: <адрес>, Мельник В.А. соответствовал предъявляемым законом требованиям относительно стажа работы в органах прокуратуры (стаж более 34 лет) и являлся нуждающимся в жилом помещении, поскольку жилых помещений в собственности у административного истца и членов его семьи не имеется и не имелось, квартира, в которой в настоящее время проживает административный истец и его семья, является для них единственным жильем, находящимся в их пользовании, какое-либо другое жилое помещение административному истцу не выделялось, а также не предоставлялась единовременная субсидия.

Отказывая Мельнику В.А. во внесении прокурору Владимирской области предложения о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для предоставления служебного жилого помещения в собственность, жилищная комиссия прокуратуры Владимирской области нарушила интересы административного истца и его семьи, принимая во внимание, что Мельником В.А. не реализовано право на единовременную социальную выплату либо предоставление в собственность жилого помещения в связи с прохождением службы в органах прокуратуры, в связи с чем оспариваемое решение жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области не соответствует ч. 3 ст. 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и пункту 1.3 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты, поэтому подлежит отмене.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Мельника В. А. к жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области, прокуратуре Владимирской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии прокуратуры Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об отсутствии оснований для внесения предложения прокурору области о направлении ходатайства в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о безвозмездной передаче в собственность пенсионеру Мельнику В.А. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Внести прокурору Владимирской области предложение о направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов в отношении Мельника В. А. о предоставлении занимаемого жилого помещения в собственность.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Ж.С. Фурсова

Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2023 года.