Дело № 2а-1633/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2019 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Боломожновой Е.Н., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании отказа в передаче здания в собственность незаконным.
УСТАНОВИЛ:
Централизованная буддийская религиозная организация «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании отказа в передаче здания в собственность незаконным. В обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявлением о передаче в собственность объекта недвижимости – здания с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в передаче в собственность вышеуказанного здания и подготовил договор безвозмездного пользования сроком на два года. В соответствие с п.3 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности» истец имеет право на получение имущества религиозного назначения в собственность. Ответчик в отказе ссылается на принадлежность здания к объектам культурного наследия Республики Тыва, однако федеральный закон содержит исчерпывающий перечень случаев отказа в передаче в собственность имущества. На испрашиваемое здание федеральным законодательством не наложен запрет на отчуждение. Здание полностью по своему назначению и функциональному использованию является объектом религиозного назначения. Отказ в передаче в собственность объекта недвижимости нарушает целостность реализации основных принципов буддийской религии, морально-этнических норм и правил поведения верующих, культовых ритуалов и обрядов. Истец лишен возможности проводить капитальный ремонт здания, реконструировать объекты капитального строительства и обеспечивать использование и содержание на высоком уровне в целях функционального использования во благо верующих. Просит признать отказ № от ДД.ММ.ГГГГ в передаче в собственность истцу здания с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, незаконным. Обязать устранить нарушения прав и законных интересов Центральной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» путем принятия решения о передаче в собственность здания с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Представителем ответчика представлено письменное возражение на иск, где указывает, что постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ здание буддийского храма внесено в список памятников истории и культуры Республики Тыва, ДД.ММ.ГГГГ между Централизованной религиозной организацией «Объединение Буддистов Тувы» и Службой по охране объектов культурного наследия Республики Тыва заключено охранное обязательство №. Здание храма находится в собственности субъекта РФ, что соответствует полномочиям субъекта РФ по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, а также осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения. Не исключая возможность ликвидации заявителя – общественного объединения религиозного характера во избежание использования объекта не по назначению, в целях предотвращения возможной утраты исторических объектов культурного наследия регионального значения, а также обеспечение равного доступа граждан к культурным ценностям и благоприятной среде обитания, просит отказать в удовлетворении иска.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица к участию в административном деле привлечена Служба по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва.
В судебном заседании председатель Центральной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» Шыырап Б.С., представитель истца по доверенности Сержи С.В. поддержали административное исковое заявление, просили его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва Кара-Сал Л.С., действующая по доверенности, с иском не согласилась по основаниям, указанным в возражении на иск, просила отказать.
Представитель заинтересованного лица Службы по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва Ондар О.Н., действующий по доверенности, просил отказать административному истцу в удовлетворении иска.
Заслушав участвующих в деле лиц, оценив пояснения с представленными суду доказательствами, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, при этом оспаривая уведомление - отказ от ДД.ММ.ГГГГ в передаче в собственность здания административному истцу, тем самым срок обращения в суд с административным исковым заявлением истцом соблюден.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" передача религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется в собственность и в безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок. В соответствие с ч.3 ст.4 указанного закона религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передано в безвозмездное пользование, вправе получить его в собственность, за исключением имущества, указанного в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в установленном настоящим Федеральным законом порядке при представлении в уполномоченный орган документов, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества. Срок передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать два года со дня принятия решения о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, за исключением передачи имущества, указанного в части 3 настоящей статьи.
Решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, указанного в частях 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона, принимается уполномоченным органом на основании плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, сформированного в порядке, установленном частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В статье 8Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" указаны основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а именно решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если:
1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;
3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;
4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;
5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.
Решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество: не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом; является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 4 основанием для отказа в передаче имущества религиозной организации является отнесение имущества к категории имущества, которое не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с положениями федерального законодательства.
Согласно ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат. Помимо указанного Федерального закона иные федеральные нормативные акты также содержат виды имущества, которые не подлежат отчуждению (изъяты из оборота) либо оборот которых ограничен, так ст. 27 ЗК РФ включает в перечень земельных участков, которые изъяты из оборота.
Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
В соответствие с пунктом 4 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона в случае отказа в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения уполномоченный орган выдает религиозной организации мотивированное решение об отказе в такой передаче.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ Централизованная буддийская религиозная организация «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» включена в единый государственный реестр юридических лиц, основным видом деятельности организации является деятельность религиозных организаций.
В отношении Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва», расположенной по адресу: <адрес> выдано свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации некоммерческой организации на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Устава Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ организация является добровольной религиозной организацией, образованной местными буддийскими религиозными организациями для совместного исповедания и распространения веры, координации деятельности местных религиозных организаций и групп, входящих в её структуру и осуществления централизованного управления. Местонахождение: <адрес>, буддийский храм <данные изъяты>
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание, общей площадью 310,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, является собственностью субъекта Российской Федерации Республики Тыва, зарегистрированного на основании решения Арбитражного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.
Из договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством земельных и имущественных отношений и Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» следует, что уполномоченный орган передает пользователю в безвозмездное пользование, а пользователь принимает для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации имущество религиозного назначения, находящееся в государственной собственности Республики Тыва: здание буддийского храма <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> подвальные помещения <данные изъяты> земельный участок из земель населенного пункта с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ и.о.министра ФИО следует, что в связи с истечением срока действия договора от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Камбы-Ламы Республики Тыва направлен договор безвозмездного пользования со сроком на 2 года с ДД.ММ.ГГГГ, подписанный со стороны Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, договор со стороны Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» не подписан.
Согласно охранного обязательства № от ДД.ММ.ГГГГ Централизованной религиозной организацией «Объединение Буддистов Тувы» выдано охранное обязательство Службе по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Тыва в отношении памятника истории и культуры Хурээ <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ постройки.
Министерством культуры Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Хурээ <данные изъяты> (Республики Тыва) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В уведомлении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» о передаче в собственность здания, расположенного по адресу: <адрес> указано, что вышеуказанный объект внесен в единый государственный реестр недвижимости как имеющие историческую ценность в Республике Тыва. Всего в Республике Тыва 17 зданий и сооружений отнесены в объектам культурного наследия. Это значит, что их владельцы и арендаторы обязаны обеспечивать надлежащее содержание и сохранность – не допускать капитального строительства на территории, а также хозяйственной деятельности, которая может повредить памятнику, ремонт проводить только при условии сохранения внешнего вида. Кроме того, к ним может быть обеспечен доступ туристов, если это не повредит сохранности здания. На основании изложенного Министерством продлевается договора безвозмездного пользования сроком на 2 года с ДД.ММ.ГГГГ.
Из вышеуказанного уведомления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о рассмотрении обращения административного истца от ДД.ММ.ГГГГ№ о передаче в собственность истцу здания буддийского храма невозможно определить по каким конкретно основаниям и на основании каких правовых норм принято указанное уведомление, которое суд не может рассмотреть как мотивированное, фактически заявление о передаче здания в собственность не рассмотрено, указано о продлении договора безвозмездного пользования сроком на 2 года с ДД.ММ.ГГГГ.
Тогда как, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 327-ФЗ в случае отказа в передаче религиозной организации в собственность государственного или муниципального имущества религиозного назначения уполномоченный орган выдает религиозной организации мотивированное решение об отказе в такой передаче.
Часть 4 и часть 3 статьи 8 Федерального закона N 327-ФЗ содержит в себе элементы порядка принятия решения об отказе в передаче религиозной организации имущества. При этом норма, содержащаяся в части 4 статьи 8 является по своему характеру процессуальной, так как предусматривает, что в случае отказа в передаче имущества религиозной организации уполномоченный орган выдает религиозной организации мотивированное решение. Правовое содержание такого мотивированного решения заключается в том, что в нем обязательно должно быть указано основание отказа в передаче религиозной организации.
Оспариваемый отказ не является мотивированным и не соответствует требованиям Федерального закона N 327-ФЗ, что нарушает прав и законные интересы административного истца.
В связи с чем, суд лишен возможности проверки законных оснований отказа в передаче религиозной организации в собственность государственного или муниципального имущества религиозного назначения и считает необходимым обязать административного ответчика выдать мотивированное решение по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в собственность здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд, приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленного иска в части признания уведомления об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыванезаконным.
Требования истца в части обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов Центральной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» путем принятия решения о передаче в собственность здания с кадастровым номером № общей площадью 310,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу являются преждевременными, поскольку не имеется мотивированного решения об отказе в передаче в собственность здания и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227,228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявлении Централизованной буддийской религиозной организация «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании отказа в передаче здания в собственность незаконным – удовлетворить частично.
Признать незаконным уведомление об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в собственность здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу, путем принятия мотивированного решения по результатам рассмотрения заявления № от ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2019 года.
Председательствующий Е.Н. Боломожнова