Административное дело №2а-228/2020
69RS0014-02-2019-003187-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2020 года город Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Карганян М.А.,
с участием
административных истцов ФИО1 и ФИО2, их представителя по доверенностям ФИО3,
представителя администрации Конаковского района ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску ФИО1 к администрации Конаковского района, Государственному комплексу «Завидово» Федеральной службы охраны России, Федеральной службе охраны РФ о признании незаконными отказы в согласовании схемы земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия,
по административному иску ФИО2 к администрации Конаковского района, Государственному комплексу «Завидово» Федеральной службы охраны России, Федеральной службе охраны РФ о признании незаконными отказы в согласовании схемы земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
ФИО1 обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с административным иском к Администрации Конаковского района и Государственному комплексу «Завидово» ФСО России о признании незаконными отказов, изложенных в письмах от 19.09.2019 года №3483 и от 01.08.2019 года №9/16-2600 в согласовании схемы земельного участка площадью 788 кв.м., расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Козловское сельское поселение, д. Курьяново, и предварительном согласовании предоставления его в аренду на три года для ведения огородничества; возложении обязанности в течение 10 календарных дней с момента вступления в силу решения суда вынести решение о согласовании схемы указанного земельного участка площадью 788 кв.м. и предварительном согласовании предоставления его в аренду на три года для ведения огородничества, в соответствии с заявлением от 15.10.2018 года вх. № 5798-18ф.
ФИО2 обратился в Конаковский городской суд Тверской области с административным иском к Администрации Конаковского района и Государственному комплексу «Завидово» ФСО России службе охраны РФ о признании незаконными отказов, изложенных в письмах от 19.09.2019 года №3482 и от 10.09.2019 года № 9/16-3010, которыми отказано в согласовании схемы земельного участка площадью 976 кв.м., расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Козловское сельское поселение, д. Курьяново, и предварительном согласовании предоставления его в аренду на три года для ведения огородничества; возложении обязанности в течение 10 календарных дней с момента вступления в силу решения суда вынести решение о согласовании схемы указанного земельного участка площадью 976 кв.м., и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду на три года для ведения огородничества, в соответствии с заявлением от 30.07.2018 г. вх. № 4116-18ф.
Указанные выше иски объединены в одно административное дело.
Административные истцы свои требования мотивирует тем, что ФИО1, на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1500 кв.м., относящийся к землям поселений, с разрешённым использованием - для ведения ЛПХ и ИЖС, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка и имеющего почтовый адрес: Тверская область, Конаковский район, Козловское сельское поселение, д. Курьяново. Право на данный земельный участок возникло на основании Договора купли-продажи от 16.06.2000 г. В августе 2000 года администрация Синцовского сельского округа Конаковского района Тверской области, в границы административно-территориального деления которого на тот момент входила д. Курьяново. Договором от 25.08.2000 г. администрация обязала ее огородить изгородью самовольно разрабатываемый местным населением песчаный карьер в целях сохранения хвойного леса, растущего там. Это требование было связано с тем, что нуждающиеся в огораживании земли непосредственно примыкали к земельному участку ей принадлежащему.
Впоследствии сельской администрацией было вынесено Постановление о выделении огороженного земельного участка в аренду сроком на 3 года. Однако договор так и не был официально заключен, несмотря на то, что об этом был принят соответствующий судебный акт (дело № 2-143/2013). В дальнейшем, имея заинтересованность в использовании прилегающих к земельному участку огороженных земель, ФИО1 попыталась оформить аренду на них уже в 2018 г. Однако Письмом от 17.07.2018 г. № 628 Административный ответчик фактически отказано в этом, незаконно потребовав каких-то правоустанавливающих документов на эту землю.
С учётом этого, а также необходимости в использовании дополнительной земли в д. Курьяново Козловского сельского поселения Конаковского района Тверской области, после проведения необходимы геодезических работ её супруг ФИО2, через представителя, 30.07.2018 г. был вынужден, по сути, повторно обратиться к административному ответчику с просьбой об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории площадью 976 кв. м. и согласовании последующего предоставления в аренду сроком на три года для ведения огородничества. Однако, письмом административного ответчика от 28.08.2018 г. № 744-ОА ему тоже было отказано в этом по мотиву того, что в отношении испрашиваемого земельного участка уже принято решение о предварительном согласовании его предоставления кому-то (ч. 22 ст. 39.16 ЗК РФ). Полагая такое решение органа местного самоуправления неправомерным, они вынуждены были его оспорить.
Кроме того, в октябре 2018 г., имея намерение приобрести в аренду всю огороженную землю дополнительно к находящемуся у неё в собственности земельному участку, ФИО5 обратилась в Администрацию Конаковского района о согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении его в аренду под огородничество, но иного земельного участка, расположенного с его западной части и площадью 788 кв.м. Однако тогда Администрации Конаковского района приостановила рассмотрение заявления до окончание судебных разбирательств. В процессе длительных судебных разбирательств, рассматриваемых в рамках административных дел № 2а-1296/2018 и № 2а-257/2019, на основании Апелляционного определения Тверского областного суда от 21.08.2019 г. (дело № 33а-2982/2019) было постановлено о признании незаконным отказа в согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории и его предварительном предоставлении в аренду под огородничество, а органу местного самоуправления было вменено в обязанность повторно рассмотреть заявление супруга - ФИО2 от 30.07.2018 г. Администрация исполнила данное указание суда, но опять отказала ему в согласовании схемы и предварительном предоставлении земельного участка в аренду, о чём проинформировала его Письмом от 19.09.2019 г. Одновременно с этим было завершено рассмотрение и заявления ФИО1 о согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории от 15.10.2018 г. Мне также было отказано в удовлетворении заявленных требований. Администрация Конаковского района, мне, так же как и мужу, Письмом от 19.09.2019 г за № 3483 отказано в согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории, приложив к отказу Письмо ГК «Завидово» ФСО России от 02.08.2019 г. №2600, которым также отказывалось в согласовании предоставления в аренду земельного участка. Основанием для отказа явилось то, что место, где предполагается к формированию испрашиваемый земельный участок, территориально входит в границы ГК «Завидово» ФСО РФ, который в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1217 «О ГК «Завидово» ФСО России» относится к территории национального парка и предоставление земли с целью огородничества в соответствии с п/п «г» п. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»не допускается. Согласно же чч. 7-8 ст. 39.15 ЗК РФ это является основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Административные истцы полагают отказы неосновательными, противоречащими действующему законодательству, а потому подлежащими признанию их недействующим в силу следующего. Ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положения О ГК «Завидово» указали, что земельное законодательство и законодательство об особо охраняемых природных территориях, допускают расположение на землях национальных парков зон хозяйственного назначения, в границах которых допускается жизнедеятельность граждан, а оно само основывается не только на Законе об особо охраняемых природных территориях, но и других законах и нормативных правовых актах РФ, а значит в т.ч. и Указе Президента РФ от 18.08.1996 г. № 1217, утвердившего Положение о ГК «Завидово», ФСО России, который имеет преимущество перед иными нормативно-правовыми актами в области охраны особо охраняемых природных территорий, как специальный нормативно-правовой акт и устанавливающий, что земли населенных пунктов хоть и расположены в границах ГК «Завидово», но не относятся к территории национального парка, что подтверждается данными ЕГРН и градостроительного зонирования Козловского сельского поселения, согласно которого отвод и предоставление земли в аренду в целях ведения огородничества на территории земель населённых пунктов возможно, но подлежит согласованию с ФСО России. Это же подтверждается и предоставлением в аренду в непосредственной близости от испрашиваемой земли земельный участок № ФИО6 20.09.2019 г. и земельный участок № ФИО7 24.09.2019 г. с разрешённым использованием – для индивидуального жилищного строительства.
На основании этого отказы в согласовании представленных Схемы расположения испрашиваемых земельных участков, а на кадастровом плане территории на основании п.п. 7-8 ст. 39.15 ЗК РФ, будут противоречить специальному нормативно-правовому акту, а значит будет являться незаконным, что позволяет суду в соответствии с п. 9 КАС РФ признать его таковым. Тем более, что при рассмотрении заявлений истцов необходимо было руководствоваться законодательством, действующим на момент обращения с ним в 30.08.2018 г. и соответственно 30.07.2018 года, когда запрета на предоставление земельных участков в целях огородничества на особо охраняемых природных территориях просто не существовало (п. 5 ст. 2 КАС РФ).
Мотивы исковых требований ФИО2 основаны также на указанных выше обстоятельствах.
В процессе рассмотрения административного дела к участию в нем в качестве административного соответчика по делу привлечена Федеральная служба охраны Российской Федерации (далее - ФСО России), в качестве заинтересованного лица Территориально управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области.
В судебном заседании административные истцы ФИО2 и ФИО1 поддержали доводы административного иска и заявленные требования. Дополнительно указали на незаконность рассмотрения их заявления с учетом внесенных изменений в действующее законодательство, а не с учетом норм права действующих на момент подачи заявлений. Отметили, что при беседе в ГК «Завидово» им стало известно, что администрация района неверно преподнесла их заявления, а именно не указав на длительность ими пользования землей, дату обращения с заявлением, о длительности спора, что существенно меняет суть их требования. Полагают, что администрация района избирательно подходит к гражданам, поскольку в аналогичной ситуации оформляет договора аренды их соседям на земельные участки по ИЖС. Отметила, что испрашиваемые земельные участки входят в границы огороженного ими земельного участка, они готовы платить за пользование землей. Ограждение участка в большем размере было по предложению сельской администрации, что они и сделали, фактически пользовались данной землей. Рассмотрение заявления ФИО1 администрацией района было отложено до разрешения гражданского дела. Дело еще рассматривается в апелляционной инстанции, а администрацией района принято решение по заявлению. В ГК «Завидово» ФСО России им дали понять, что на сегодняшний день все ждут решения суда и каких-то разъяснений в сложившейся ситуации по предоставлению земель в пользование на территории заповедника. Просили удовлетворить их требования в полном объеме.
Представитель административных истцов по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования и доводы, изложенные в административных исках. Отметил, что действительно были внесены изменения как в Земельный кодекс РФ, так и в ст. 35 ФЗ «Об особо охраняемых, природных территориях», согласно которой в пределах особо охраняемых природных территорий предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, ИЖС было запрещено. Это явилось основанием для того, что администрация повторно приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду. Государственный комплекс «Завидово» высказал свое мнение с учетом изменений законодательства, полагают, что согласовать предоставление земли под огородничество не возможно. Однако истцы читают данную позицию неправильной, так как из положений Земельного кодекса РФ следует, что земли в Российской Федерации делятся по целевому использованию, нами земельный участок испрашивается на территории населенного пункта. Данный земельный участок не входит в территорию Государственного комплекса, согласно п. 11 Указа Президента РФ территория комплекса не включает земли д. Курьяново, которые находятся на территории населенного пункта, не входящего в категорию особо охраняемых природных территорий. Испрашиваемые земельные участки, которые просят его доверители предоставить в аренду - небольшого размера, использование определено под огородничество, не связанное со строительством. В данном случае необходимо руководствоваться ст. 4 ГК РФ, в которой установлены общие принципы действия актов гражданского законодательства, согласно которым акты ГК РФ не имеют обратной силы и распространяются на правоотношения, возникшие после введение их в действие. Исходя из неправомерных действий администрации района, которая в 2018 году получила заявления от его доверителей и препятствовала нормальному разрешению спорной ситуации, когда норма ГК РФ, запрещающая предоставление на территории национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества не существовала, следует нарушение прав его доверителей на получение земельных участков в аренду, в связи с чем необходимо руководствоваться тем законодательством, которое действовало на тот момент. Руководствуясь п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, которая не предусматривает в диспозиции указания, на основе которой отказано Администрацией в согласовании схемы, а так же на основе ч. 2 ст.226 КАС РФ просит признать отказы Администрации Конаковского района незаконным и Государственного комплекса «Завидово» в согласовании схем спорных земельных участков. Отметил необходимость сослаться на положения ст. 7 ЗК РФ, п. 2 ст. 83 ЗК РФ, где прямо предусмотрено, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Испрашиваемые земельные участки имеет категорию, отраженную в кадастре. Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий независимо от их формы собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, в порядке установленном в ЗК РФ. Никто границы земельных участков населенного пункта не менял, поэтому говорить о том, что эти земли находятся в границах особо охраняемой природной территории не совсем корректно.
Представитель административного ответчика - Администрации Конаковского района Тверской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании не согласилась с требованиями ФИО2 и ФИО1, поддержала позицию, изложенную в ранее направленных возражениях. Дополнительно указала, что для признания решения незаконным необходимо наличие двух условий: если нет соответствия принятого решения закону и если решение нарушает права и законные интересы обратившегося лица. Администрация полагает, что оспариваемые решения обоснованы, полный перечень и спектр НПА обосновывающий отказ приведен в решениях. По вопросу незаконности действий в совокупности с приложенными истцами документами относительно соседей разъяснений давать незачем, но отметила, что ст. 22, ст. 39. 6 ч. 4 ЗК РФ указывают, что если ранее были заключены договоры аренды на земельный участок, при соблюдении ряда условий аренда продлевается, что ими и было сделано. Суд возложил обязанность на администрацию повторно рассмотреть заявление ФИО2 без какого-либо указания на обязанность предоставить земельный участок. На сегодняшний день и на момент рассмотрения в 2019 году заявление рассматривалось относительно действующего законодательства. Утверждения истцов о том, что населенный пункт входящий в границы комплекса не относится к землям особо охраняемых территорий, то данное утверждение спорное и не понятно на основе чего сделан данный вывод. Для получения согласования комплекса необходимо приложить схему, которая предполагается к утверждению, администрация утверждаем схему на момент рассмотрения заявления, то что оно было подано раньше никакого юридического значения не имеет. Заявление ФИО1 также рассмотрено, поскольку предметом рассматриваемого гражданского дела было освобождение самовольно занятого земельного участка и снос забора, в данном случае спор о границах земельного участка в той степени, в которой предполагалось был в момент рассмотрения заявления разрешен. В рассматриваемой ситуации законом возложена обязанность на органы местного самоуправления получать согласования при предоставлении земельных участков. В момент получения заявления об утверждении схемы земельного участка орган местного самоуправления имеет право самостоятельно рассматривать эти заявления и в случае, если не найдет оснований для отказа уже направлять на согласование схемы. Оснований для удовлетворения административных требований ФИО2 и ФИО1 не имеется, просит отказать в их удовлетворении.
Административный соответчик ГК «Завидово» ФСО России в судебное заседание своего представителя не направили, о дне месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Административный соответчик Федеральная служба охраны Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направили, о дне месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Администрация Козловского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом. В материалы дела представлены письменные возражения представителя администрации по доверенности ФИО8, в которых указал на то, что считает позицию административных истцов ошибочной, основанной на неправильном понимании норм материального права специально регулирующих оборот земельных участков в границах территории ГК «Завидово» ФСО России (национального парка). Так статьей 35 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" подпункт "г" пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" изложен в следующей редакции: "г) предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;". Закон вступил в силу с 01.01.2019 года. Тем самым, так как в силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: «г» предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, то предоставление земельного участка любым заявителям под огородничество запрещено, тем самым довод истца о незаконности обжалуемых отказов не может является доводом основанным на законе, так как в границах особо охраняемой территории ГК «Завидово» ФСО России в которую входит и д. Курьяново Конаковского района Тверской области предоставление и формирование земельного участка с таким разрешенным использованием как «огородничество» даже при наличии такого вида разрешенного использования в ПЗЗ сельского поселения не представляется возможным при наличии прямого запрета установленного федеральным законом. Истцы так же неверно трактуют установленное законодателем в статье 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» понятие «территории национального парка» в совокупности с нормами права, имеющимися в Положении о Государственном комплексе "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1217), которым определены Границы территории Государственного комплекса "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации. Исходя из системного толкования вышеупомянутых норм материального права, границы национального парка определены по периметру исходя из имеющихся естественных природных границ, и в этот периметр входят все земли и земельные участки, в том числе не входящие в территорию находящуюся в непосредственном владении комплекса (п. 10-11 Положения о Комплексе), что означает, что нормы Закона «Об особо охраняемых природных территориях» распространяются на всею его территорию, вне зависимости от категорий земель расположенных в границах Комплекса. Отметил, что в п. 15 Положения о ГК «Завидово» ФСО России определено, что предоставление на территории Комплекса садоводческих и дачных участков, а также отвод (продажа) в границах территории Комплекса земельных участков, находящихся в ведении других пользователей и собственников, без согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации.
Заинтересованное лицо – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Представили письменные пояснения, в которых указали следующее со ссылкой на п.«г» ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Так как <адрес><адрес> находится в границах особо охраняемой территории ГК «Завидово» ФСО России, предоставление и формирование участка с разрешенным использованием «огородничество» не представляется возможным в связи с запретом, установленным ФЗ-33. Таким образом отказы, обжалуемые истцами, являются правомерными. Также стоит отметить, что истец неверно понимает закрепленное в ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» понятие «территории национального парка» в совокупности с нормами права, имеющимися в Положении о Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, которым определены границы территории Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, в частности: на территории Тверской области - от станции Редкино до Октябрьской железной дороге до границ Московской областью, по границе этой области до реки Лама, от реки Лама по границе Тверской и Московской областей до реки Лобь, далее по левому берегу реки Лобь до реки Шота и по левому берегу реки Шоша до Часовенской канавы, далее по Часовенской канаве, дамбе и дороге к населенным пунктам Сододилово, Шипулино, Малое Селище до пересечения дорог и к населена пунктам к Болдырево и Григорьево, затем по дороге к населённому пункту Коробеино, от населенного пункта Коробеино вдоль высоковольтной линии до населённого пункта Стариково, от населённого пункта Стариково по дороге к населенному пункту Изоплит, далее по Железнодорожной ветке до пересечения с Октябрьской железной дорогой. Границы национального парка определены но периметру исходя из имеющихся естественных природных границ, и в этот периметр входят все земли и земельные участки, в том числе не входящие в территорию, находящуюся в непосредственном владении комплекса, из чего сделан вывод о том, что нормы ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» распространяются на всю его территорию, вне зависимости от категорий земель, расположение границах государственного комплекса «Завидово». Территориальное управление просит отказать ФИО1 и ФИО2 в удовлетворении заявленных требований и провести судебное заседание в отсутствие их представителя.
В соответствии с положениями ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 25 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Согласно положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13). Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п. 15).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Само по себе утверждение схемы расположения земельного участка является условием для его постановки на государственный кадастровый учет и дальнейшего решения органом местного самоуправления вопроса о правах гражданина или юридического лица на этот земельный участок. Выполнение этой обязанности не влечет возникновения прав на земельный участок, а также не предопределяет последующее решение органа местного самоуправления в отношении такого земельного участка. Выполнение этой обязанности является необходимым действием для получения кадастрового плана на земельный участок, который включен в перечень необходимых для приобретения прав на земельный участок документов, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 г. N 18-КГ14-163).
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 1500 кв.м., относящийся к землям поселений, с разрешённым использованием - для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка и имеющего почтовый адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Согласно выписки филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 16.11.2018 года в Сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости следует, что земельный участок имеет статус «актуальные, ранее учтенные».
ФИО1 и ФИО2 заключили брак 17 июня 2008 года, что подтверждено свидетельством о заключении брака серии III-МЮ №88221.
ФИО2, действуя через своего представителя по доверенности ФИО9, обратился в Администрацию Конаковского района с заявлением 30 июля 2018 года об утверждении схемы земельного участка площадью 976 кв.м. и предварительного согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 3 года под ведение огородничества. Заявление принято и зарегистрировано за вх.№ 4116-18ф от 30.07.2018 года.
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 05 декабря 2018 года административные исковые требования ФИО2 к администрации Конаковского района и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района об оспаривании ответа от 28.08.2018 года № 744-ОА и возложении обязанности удовлетворены в части. Судом постановлено:
«Признать незаконным ответ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района от 28.08.2018 года № 744-ОА на обращение представителя ФИО2.
Возложить на администрацию Конаковского района Тверской области обязанность в установленном законом порядке повторно рассмотреть заявление ФИО2, в интересах которого обратился ФИО9, об утверждении схемы земельного участка площадью 976 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и предварительном согласовании предоставления его в аренду.»
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 20 февраля 2019 года решение Конаковского городского суда Тверской области от 05 октября 2018 года отменено, постановлено по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации Конаковского района и Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района об оспаривании ответа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района от 28 августа 2018 года № 744-ОА и возложении обязанности об утверждении схемы земельного участка – отказано.
В дальнейшем ФИО2 вновь обратился с административным иском к Администрации Конаковского района Тверской области, который был объединен с административным иском ФИО1 к Администрации Конаковского района Тверской области об оспаривании действий и возложении обязанности.
Решением Конаковского городского суда Тверской области от 29 апреля 2019 года постановлено:
«Административные исковые требования ФИО2 к Администрации Конаковского района Тверской области
о признании незаконным постановление от 24.08.2018 года № 609 «Об утверждении МУ «Администрация Козловского сельского поселения» схемы расположения земельного участка с разрешенным использованием: земельные участки (территории) общего пользования в д. Курьяново», а так же утвержденную этим постановлением схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
о признании незаконным Постановление от 06.03.2019 года №100 «О внесении изменений в постановление администрации Конаковского района Тверской области №609 от 24.08.2018 года» – оставить без удовлетворения.
Административные исковые требования ФИО1 к Администрации Конаковского района Тверской области о признании недействующим постановление от 24.08.2018 г. № 609 «Об утверждении МУ «Администрация Козловского сельского поселения» схемы расположения земельного участка с разрешенным использованием: земельные участки (территории) общего пользования в д. Курьяново», а так же утвержденную этим постановлением схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в части наложения вновь образуемого земельного участка площадью 2366 кв.м. на границы местоположения земельного участка под кадастровым номером № - оставить без удовлетворения.»
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда 21 августа 2019 года решение Конаковского городского суда от 29 апреля 2019 года отменено, постановлено новое, которым признано незаконным и отменено постановление Администрации Конаковского района Тверской области от 24.08.2018 года №609 «Об утверждении МУ «Администрация Козловского сельского поселения» схемы расположения земельного участка с разрешенным использованием: земельные участки (территории) общего пользования в д. Курьяново», постановление Администрации Конаковского района Тверской области от 06.03.2019 года №100 «О внесении изменений в постановление администрации Конаковского района Тверской области №609 от 24.08.2018 года». На Администрацию Конаковского района Тверской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 от 30 июля 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка и заявление Главы администрации Козловского сельского поселения от 30 июля 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка, в установленном законом порядке.
Между тем, представитель ФИО1 Вю. по доверенности ФИО9 обратился в Администрацию Конаковского района Тверской области с заявлением об утверждении схемы земельного участка площадью 788 кв.м., расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Козловское сельское поселение, д. Курьяново, и предварительно согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 3 года под ведение огородничества. Данное заявление зарегистрировано в администрации Конаковского района 15.10.2018 года за вх. №5798-18ф.
Письмом от 01.11.2018 г. за №914 председателя комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Конаковского района по поручению администрации Конаковского района Тверской области представителю ФИО1 – ФИО9 сообщено о приостановлении рассмотрения заявления до принятия решения суда по делу о границах основного земельного участка с кадастровым номером №
Впоследствии Администрация Конаковского района Тверской области письмом от 04.07.2019 г. №695 обратилась к начальнику Государственного комплекса «Завидово» ФСО России за согласованием предоставления в аренду на 3 года для ведения огородничества земельного участка площадью 788 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, приложив соответствующую схему земельного участка.
Заместитель председателя комиссии Государственного комплекса «Завидово» ФСО России письмом от 01.08.2019 года в администрацию Конаковского района Тверской области указала со ссылкой на пункт «Г» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (вступившим в силу с 01.01.2019 г.) о невозможности разрешить положительно вопрос о согласовании для предоставления в аренду земельного участка площадью 788 кв.м., расположенного в кадастровом квартале №, по адресу: область, Конаковский район, Козловское сельское поселение, д. Курьяново, отметив, что данное является мнение Комплекса, а не правовой экспертизой (л.д. 20).
Вместе с тем, Администрация Конаковского района Тверской области, исполняя обязанность возложенную на нее судом (апелляционное определение от 21 августа 2019 года), повторно рассмотрела заявление ФИО2 от 30.07.2018 г. вх. № 4116-18ф и обратилась письмом от 26.08.2019 г. №899 к начальнику Государственного комплекса «Завидово» ФСО России за согласованием предоставления в аренду на 3 года для ведения огородничества земельного участка площадью 976 кв.м., расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, Козловское сельское поселение, д. Курьяново, приложив соответствующую схему земельного участка.
На указанное заявление заместитель председателя комиссии Государственного комплекса «Завидово» ФСО России письмом от 10.09.2019 года также дал ответ администрации Конаковского района Тверской области со ссылкой на пункт «Г» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (вступившим в силу с 01.01.2019 г.) о невозможности разрешить положительно вопрос о согласовании для предоставления в аренду земельного участка площадью 976 кв.м., расположенного в кадастровом квартале №, по адресу: область, Конаковский район, Козловское сельское поселение, д. Курьяново, отметив, что данное является мнение Комплекса, а не правовой экспертизой.
Администрация Конаковского района Тверской области письмами от 19.09.2019 года за №3482 и №3483 соответственно в адрес ФИО2, ФИО1 и их представителю ФИО9 сообщила о рассмотрении поданных ими заявлений от 30.07.2018 г. вх №4116-18ф и от 15.10.2018 г. 35798-18ф, в которых указала, руководствуясь п.1.ст. 2, п. 4 ч. 16 ст. 11.10, п. 1 ч. 4 ст. 27, ч. 7и8 ст. 39.15, ч. 6 и ч. 7 ст. 95 Земельного кодекса РФ, пунктом «г» части 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года №1217 «О Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации» Приказом Федеральной службы охраны РФ и Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 21 июля 2015 г. №362/329 «Об утверждении Положения о национальном парке «Государственный комплекс «Завидово» Администрация Конаковского района отказывает в утверждении схем земельных участков площадью 976 кв.м. и 788 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, и предварительном согласовании их предоставлении.
Суд проверяя законность оспариваемых административными истцами отказов, содержащихся в письмах Государственного комплекса «Завидово» ФСО России и Администрации Конаковского района в утверждении схем земельных участков и согласовании их предоставления, не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 и ФИО1, исходя из следующего.
Довод административных истцов и их представителя о рассмотрении заявленных ими требований со ссылкой на ст. 2 КАС РФ и рассмотрение администрацией Конаковского района Тверской области поданных ими заявлений в 2018 году в соответствии с действующим законодательством на момент их обращения с заявлениями направлено на неверное толкование закона. Нормы закона применяются на момент совершения определенного действия.
Исходя из сложившихся спорных правоотношений между ФИО10 и Администрацией Конаковского района по факту использования земельного участка в д. Курьяново Козловского сельского поселения, подачи заявлений ФИО1 и ФИО2 для оформления пользования огороженного земельного участка в соответствии с законом, что не отрицается административными истцами, их последовательности рассмотрения, приостановления рассмотрения, разрешения судебных споров, суд приходит к выводу о правомерности рассмотрения заявлений ФИО1 и ФИО2 в соответствии с нормами действующего законодательства на момент разрешения поставленного вопроса перед органом местного самоуправления, а именно 19.09.2019 года, как верность применения действующего законодательства Государственным комплексом «Завидово» ФСО России.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Положениями частей 1, 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ определено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Согласно части 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются определённые категории указанных территорий, в том числе национальные парки. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Судом установлено, что спорные испрашиваемые административными истцами земельные участки расположен в границах Государственного комплекса «Завидово» ФСО России.
Указом Президента Российской Федерации № 217 от 18 августа 1996 года было утверждено Положение о государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны РФ. Согласно пункту 2 Положения о государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, с учетом особенностей режима особо охраняемой природной территории, на которой находится Комплекс, эта территория считается национальным парком. В связи с этим комплекс является природоохранным.
В соответствии пунктами 1, 2 Положения о Государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1217, Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны Российской Федерации включает в себя особо охраняемую природную территорию - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение; закрытые военные городки, предназначенные для размещения военнослужащих и гражданского персонала Комплекса; подразделения, необходимые для обеспечения деятельности Комплекса, а также обслуживания официальной государственной загородной резиденции Президента Российской Федерации (резиденция «Русь»), расположенной на территории Комплекса.
В пункте 10 Раздела III Положения о государственном комплексе «Завидово» Федеральной службы охраны РФ, который имеет название «Территория Комплекса», указано, что земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, являются исключительно федеральной собственностью. Земельные участки, а также здания, сооружения, помещения и иные объекты, находящиеся в непосредственном владении Комплекса, не подлежат приватизации.
Согласно пункту 11 Положения, территория Комплекса составляет 125,4 тыс. гектаров, включая охотничьи угодья, из которых:
91,7 тыс. гектаров - заповедная и особо охраняемая зоны, находящиеся в непосредственном владении Комплекса;
33,7 тыс. гектаров - земли других пользователей и собственников.
Из пункта 15 Положения следует, что на территории Комплекса запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит его задачам, в том числе: предоставление на территории Комплекса садоводческих и дачных участков, а также отвод (продажа) в границах территории Комплекса земельных участков, находящихся в ведении других пользователей и собственников, без согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации.
Федеральной службой охраны РФ и Министерством природных ресурсов и экологии РФ 21 июля 2015 года издан совместный Приказ № 362/329 «Об утверждении Положения о национальном парке «Государственный комплекс «Завидово».
Данным приказом установлен дифференцированный режим особой охраны территории национального парка. Земли других пользователей и собственников полностью входят в состав зоны хозяйственного назначения 2 (подпункт 5 пункта 11 Положения о национальном парке). Координаты характерных точек зоны хозяйственного назначения 2 национального парка даны в приложении № 2 к Положению о национальном парке, а все зоны представлены на схеме.
Из публичной кадастровой карты Государственного комплекса «Завидово» ФСО России видно, что д. Курьяново Козловского сельского поселения, в том числе спорные земельные участки, входят в состав земель других пользователей и собственников и расположены в зоне хозяйственного назначения 2.
Земельные участки, расположенные в зоне хозяйственного назначения 2, ограничены в обороте.
Согласно п. «г» ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ, на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурноисторическим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Как указано выше, частью 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Аналогичное положение закреплено в ч.6 ст.95 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного, доводы административных истцов и их представителя о том, что населенный пункт д. Курьяново не входит в территорию национального парка, хоть и расположен в его границах, и соответственно на него не распространяются нормы специального закона, судом отклоняются, как неверно толкование норм права.
Исходя из системного толкования вышеупомянутых норм материального права, границы национального парка определены по периметру исходя из имеющихся естественных природных границ, и в этот периметр входят все земли и земельные участки, в том числе не входящие в территорию находящуюся в непосредственном владении комплекса (п. 10-11 Положения о Государственном комплексе «Завидово»), что означает, что нормы Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» распространяются на всею его территорию, вне зависимости от категорий земель расположенных в границах Государственного комплекса «Завидово.
Так как <адрес> находится в границах особо охраняемой территории ГК «Завидово» ФСО России, предоставление и формирование земельного участка с разрешенным использованием «огородничество» не представляется возможным в связи с запретом, установленным Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях.
Таким образом, оспариваемые административными истцами отказы содержащиеся в письмах Государствнного комплекса «Завидово» ФСО России и Администрации Конаковского района соответствуют нормам действующего закона на момент рассмотрения их заявлений, действия являются правомерными и не нарушают прав ФИО1 и ФИО2 Иных доказательств нарушения прав истцов суду не представлено.
Ссылка истцов на заключение договор аренды с Косюг и Артамоновым суд находит несостоятельной, поскольку заключение договоров аренды с ними на земельные участки в <адрес><адрес> носит иной характер правоотношений, не является идентичным с обстоятельствами рассматриваемыми по заявлениям истцов.
Отсюда, совокупности указанной в ст. 227 КАС РФ, а именно нарушение ответчиком норм закона и нарушение прав истцов, судом не установлено, оснований для удовлетворения требований административных истцов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Отказать ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к администрации Конаковского района, Государственному комплексу «Завидово» Федеральной службы охраны России, Федеральной службе охраны РФ о признании незаконными отказов, изложенных в письмах от 19.09.2019 года №3483 и от 01.08.2019 года №9/16-2600 в согласовании схемы земельного участка площадью 788 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> и предварительном согласовании предоставления его в аренду на три года для ведения огородничества; возложении обязанности в течение 10 календарных дней с момента вступления в силу решения суда вынести решение о согласовании схемы указанного земельного участка площадью 788 кв.м. и предварительном согласовании предоставления его в аренду на три года для ведения огородничества, в соответствии с заявлением от 15.10.2018 года вх.№ 5798-18ф.
Отказать ФИО2 в удовлетворении административных исковых требований к администрации Конаковского района, Государственному комплексу «Завидово» Федеральной службы охраны России, Федеральной службе охраны РФ о признании незаконными отказов, изложенных в письмах от 19.09.2019 года № 3482 и от 10.09.2019 года № 9/16-3010, которыми отказано в согласовании схемы земельного участка площадью 976 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, и предварительном согласовании предоставления его в аренду на три года для ведения огородничества; возложении обязанности в течение 10 календарных дней с момента вступления в силу решения суда вынести решение о согласовании схемы указанного земельного участка площадью 976 кв.м., и предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду на три года для ведения огородничества, в соответствии с заявлением от 30.07.2018 г. вх. № 4116-18ф.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательном виде.
Председательствующий Е.А. Никитина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 марта 2020 года
Председательствующий Е.А. Никитина