ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1636/20 от 31.08.2020 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-1636/2020

УИД 56RS0027-01-2020-001945-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2020 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Чирковой В.В.,

при секретаре Зубковой А.В.,

с участием представителя административного истца Зайцевой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по не разработке программы охраны земель и административных регламентов,

установил:

прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия по не разработке программы охраны земель и административных регламентов.

В обоснование заявленных требований указали, что прокуратурой Оренбургского района проведена проверка исполнения администрацией МО Каменноозерный сельсовет требований земельного законодательства, а также законодательства в сфере ЖКХ. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией не принимаются должные меры к реализации полномочий в области земельных отношений, поскольку муниципальная программа в сфере использования и охраны земель до настоящего времени не разработана и не принята. Кроме того, в деятельности администрации выявлены факты бездействия, связанные с непринятием административных регламентов. Невыполнение администрацией МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области указанных мероприятий нарушает права неопределённого круга лиц в сфере земельных правоотношений, а также в сфере ЖКХ.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению программы охраны земель поселения.

Обязать администрацию МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программы охраны земель поселения в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда по данному делу.

Признать незаконным бездействие администрации МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению административных регламентов.

Обязать администрацию МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения следующих административных регламентов в течение трех месяцев с момента вступления в силу решения суда по данному делу:

- принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель,

- заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка,

- предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности,

- утверждение проектов организации дорожного движения.

Представитель административного истца помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Зайцева О.Р., в судебном заседании поддержала требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, в соответствии с которым с исковыми с исковыми требованиями согласен в полном объеме, возражений не имеется, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В статье 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельном кодексе Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

На основании статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В частях 1 и 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений часть 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены, в том числе разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно части 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Исходя из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Положениями пункта 35 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Исходя из содержания части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Кроме того, согласно части 3 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления от 15октября 1985 года (ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ) осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции какому-либо другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403 утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - Постановление № 403).

Постановлением Правительства РФ от 21декабря 2019 года № 1754 в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403 внесены изменения, согласно которым исчерпывающий перечень процедур дополнен новыми видами административных процедур в сфере жилищного строительства.

Так, процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство, дополнен пунктами следующего содержания:

- п. 17(1). Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель.

- п. 17(2). Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка.

Процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием, дополнены пунктами следующего содержания:

- п. 49. Предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

- п. 50(1). Утверждение проектов организации дорожного движения.

Согласно требованиям части 1 статьи 6 Федерального закона от 27июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с частями 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Из материалов дела следует, что исполняющим обязанности прокурора Оренбургского района, младшим советником юстиции Е.А. Вяльциной принято решение № 96 от 28 июля 2020 года о проведении проверки в отношении администрации МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, целью проверки является выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, а также законодательства в сфере ЖКХ, с установлением срока проверки с 28 июля 2020 года по 25 августа 2020 года.

В соответствии с требованием о предоставлении информации от 28 июля 2020 года № 07-07ЧА-2020 администрации МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района предложено представить сведения о наличии разработанной и утвержденной программы охраны земель поселения на территории муниципального образования. А также сообщить сведения о разработке и принятии на территории муниципального образования следующих регламентов:

- Принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель;

- Заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка;

- Предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

- Утверждение проектов организации дорожного движения;

- Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;

- Направление уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ответом администрации МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 29 июля. 2020 года № 259 программы охраны земель поселения на территории МО Каменноозерный сельсовет нет. Регламент об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка отсутствует. Регламент о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута отсутствует. Регламент предоставления материалов и результатов инженерных изысканий отсутствует. Регламента утверждения проектов организации дорожного движения нет. По 6 и 7 пунктам требования о регламентах по уведомлениям, полномочия по данным вопросам переданы в отдел архитектуры МО Оренбургской район по соглашению от 15 апреля 2020 года.

Из материалов дела усматривается, что администрация МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обладает полномочиями по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель поселений, а также разработке и утверждению административных регламентов.

От представителя ответчика поступило заявление, в котором он с исковыми требования согласен в полном объеме, возражений не имеется, то есть исковые требования признает в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

На основании статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Принимая во внимание позицию представителя ответчика, признавшего требования прокурора, в связи с чем, суд приходит к выводу, что администрация МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области допустила бездействие по не разработке и не утверждению программы охраны земель поселений и административных регламентов.

Вышеуказанное дает основание суду прийти к выводу о признании незаконными бездействий администрации МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, которые выразились в не разработке и не утверждению программы охраны земель поселений и административных регламентов, чем нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере земельных правоотношений, а также в сфере ЖКХ.

На основании изложенного суд полагает необходимым обязать администрацию МО Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программы охраны земель поселения, а также устранить нарушение закона путем разработки и утверждения административных регламентов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению программы охраны земель поселения.

Обязать администрацию муниципального образования Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения муниципальным нормативным правовым актом программы охраны земель поселения в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по не разработке и не утверждению административных регламентов.

Обязать администрацию муниципального образования Каменноозерный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушение закона путем разработки и утверждения следующих административных регламентов в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:

- принятие решения об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель,

- заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка,

- предоставление материалов и результатов инженерных изысканий для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности,

- утверждение проектов организации дорожного движения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд.

Судья В.В. Чиркова

Справка. Мотивированное решение суда изготовлено 07 сентября 2020 года.

Судья