ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1636/2015 от 19.01.2016 Гафурийского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-204/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2016 года село Толбазы

Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Буляккуловой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Кесллер Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Яздановой Л.Б. к Совету сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> о признании незаконным решения Совета СП Кебячевский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части и недействующей ст.99 Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> со дня ее принятия,

У С Т А Н О В И Л:

Язданова Л.Б. обратилась в суд с иском к Совету сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> о признании незаконным решение Совета СП Кебячевский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части и недействующей ст. 99 Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> со дня ее принятия.

В обоснование иска Язданова Л.Б. указала, что решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>. Статьей 99 Регламента предусмотрено, что организационное, техническое и иное обеспечение деятельности совета, ее органов и депутатов Совета осуществляет <данные изъяты> Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, по поручению главы сельского поселения – иные работники Администрации. Считает, что статья Регламента незаконна, противоречит действующему законодательству и должна быть признан недействующей со дня ее принятия, поскольку деятельность главы сельского поселения в администрации не должна дублироваться, а значит возложенные Советом полномочия по обеспечению деятельности Совета и председателя Совета не могут быть возложены на муниципального служащего, а именно на управляющего делами. Глава сельского поселения не может делегировать свои полномочия управляющему делами, так как эта должность не относится к должностям представительного органа, обеспечивающим полномочия лица, замещающего муниципальную должность. Совет не является работодателем для муниципальных служащих и не может возложить на них трудовые обязанности. Считает, что для осуществления деятельности представительного органа в бюджете не заложено средств; нет штата, обеспечивающего полномочия лица, замещающего муниципальную должность; полномочия главы сельского поселения по обеспечению деятельности Совета и его органов, возложенные на него законом о МСУ, переданы управляющему делами на основании Регламента, что прямо противоречит положениям названного закона, депутаты превысили полномочия, возложив обязанности по обеспечению деятельности Совета на муниципальных служащих администрации. Просит признать незаконным решение Совета СП Кебячевский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения ст. 99 Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, а также признать недействующей ст. 99 Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, утвержденного Решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, со дня ее принятия.

В судебном заседании истица Язданова Л.Б. и ее представитель Ханафин Д.Ф. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Ахмедова А.Ш. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в возражении.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд оснований для удовлетворения административного иска не находит.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» правовую основу местного самоуправления наряду с нормативно правовыми актами федерального уровня составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ст. 34. Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с п.14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Согласно ст. 43 Закона систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В соответствии со ст. 6. Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Пунктом 2, 4 ч.1 ст. 12 предусмотрено, что муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно исполнять свои трудовые обязанности.

В судебном заседании установлено, что Решением заседания Совета сельского поселения муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения и дополнения в Устав сельского поселения муниципального района <адрес>.

Согласно ст. 17 Устава структуру органов местного самоуправления составляют:

-представительный орган Сельского поселения, именуемый Советом;

- глава Сельского поселения;

- администрация Сельского поселения, именуемая Администрацией.

Глава сельского поселения избирается Советом из своего состава, исполняет полномочия председателя Совета и возглавляет Администрацию.

Организацию деятельности Совета осуществляет глава Сельского поселения (п. 12 ст. 17 Устава).

В соответствии со ст. 19 Устава Глава Сельского поселения является высшим должностным лицом Сельского поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава сельского поселения осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Глава сельского поселения в пределах полномочий, установленных Федеральным законом:

представляет Сельское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Сельского поселения;

подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом нормативные правовые акты, принятые Советом;

издает в пределах своих полномочий правовые акты;

вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета;

обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами РБ

Глава сельского поселения обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством РФ и настоящим Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления Сельского поселения.

Согласно ст. 25 Устава в систему муниципальных правовых актов входят:

устав Сельского поселения, правовые акты, принятые на местном референдуме;

нормативные и иные правовые акты совета;

правовые акты главы Сельского поселения, администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Башкортостан, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Сельского поселения, решение об удалении главы Сельского поселения в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Башкортостан, настоящим Уставом (п.3 ст. 25 Устава).

Глава сельского поселения в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности совета, подписывает решения Совета (п. 4 ст. 25 Устава).

Решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>.

Статьей 99 Регламента предусмотрено, что организационное, техническое и иное обеспечение деятельности совета, ее органов и депутатов Совета осуществляет управляющий делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, по поручению главы сельского поселения – иные работники Администрации.

В соответствии со ст. 1 Регламента Регламент Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Совета и иных организационных форм его деятельности, планирования работы, подготовки и принятия правовых актов и других вопросов деятельности Совета. Контроль за соблюдением настоящего Регламента, разъяснение его положений во время заседаний Совета возлагается на главу сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального <адрес>.

В силу ст. 2 Регламента Совет сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> является представительным органом муниципального образования, осуществляющим на территории сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан полномочия по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 6 Регламента в соответствии с законодательством и Уставом глава сельского поселения исполняет полномочия председателя Совета с правом решающего голоса и организует его работу.

Согласно ст. 10 Регламента глава сельского поселения в части исполнения полномочий председателя Совета и организации деятельности Совета:

- представляет сельское поселение и совет в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения и Совета;

- осуществляет взаимодействие Совета с Советом и Администрацией муниципального района;

- подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом;

- издает распоряжения постановления по вопросам организации деятельности Совета;

- председательствует на заседаниях Совета;

- организует подготовку и проведение заседаний Совета, постоянных и иных комиссий Совета;

- вносит проекты решений Совета, организует подготовку к рассмотрению проектов Совета, внесенных иными субъектами правотворческой инициативы;

- организует делопроизводство Совета, в том числе протоколирование заседаний совета и его органов, публичных слушаний, опросов граждан и других мероприятий проведенных советом;

-осуществляет руководство работниками, обеспечивающими деятельность Совета и т.д.

Таким образом, регламент принят в пределах полномочий Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> и утвержден Решением совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> главой сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>М.Ф.Ф. в целях реализации требований федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>.

Доводы Яздановой Л.Б. о том, что ст. 99 Регламента дублирует деятельность главы сельского поселения, то есть возложенные Советом полномочия по обеспечению деятельности Совета и председателя совета возложены на муниципального служащего администрации, а именно, управляющей делами необоснованна, поскольку прямо противоречат содержанию указанной нормы права, где указано, что глава сельского поселения исполняет полномочия председателя Совета и организует его работу, в том числе осуществляет руководство работниками, обеспечивающими деятельность Совета.

Из оспариваемой ст. 99 Регламента следует, что организационное, техническое и иное обеспечение деятельности совета, ее органов и депутатов Совета осуществляет управляющий делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, по поручению главы сельского поселения – иные работники Администрации.

В п. 3.1 должностной инструкции управляющего делами Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, утвержденной главой сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ указано, что управляющий делами обеспечивает выполнение функций, возложенных на Совет и администрацию сельского поселения.

В целях обеспечения деятельности Совета управляющий делами:

- обеспечивает деятельность главы сельского поселения по организации работы Совета;

- осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений главы сельского поселения по вопросам организации деятельности совета;

- обеспечивает подготовку, участвует в организации и проведении заседаний совета, готовит к заседаниям необходимые материалы;

- осуществляет обеспечение деятельности постоянных и иных комиссий Совета, организует до заседаний Совета подготовку постоянных комиссий Совета на проекты решений Совета, оказывает содействие постоянным и иным комиссиям Совета в подготовке их решений и председателям комиссий – в организации деятельности комиссий Совета;

- участвует в подготовке и принятии советом и постоянными комиссиями Совета годовых, текущих планов деятельности Совета и оказывает содействие депутатам Совета в их выполнении;

- обобщает информацию о деятельности Совета, постоянных и иных комиссий Совета о деятельности депутатов в избирательных округах, участвует в подготовке ежегодной информации главы сельского поселения о деятельности совета;

- оказывает организационное содействие депутатам Совета в реализации их полномочий;

- ведет делопроизводство Совета, в том числе протоколирование заседаний Совета и его органов, публичных слушаний, опросов граждан и других мероприятий, проводимых Советом, обеспечивает хранение дел и их архивирование, сдачу их в архив и т.д.

Согласно ответу администрации главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ глава сельского поселения в силу закона и устава поселения обязан осуществлять организацию деятельности Совета сельского поселения. В части обеспечения (в том числе организационного и технического) деятельности Совета и соответственно главы сельского поселения как председателя Совета в действующем модельном регламенте и проекте модельного регламента предусмотрено, что данные вопросы отнесены к ведению управляющего делами сельского поселения (а по поручению Главы сельского поселения – иных работников Администрации), что не противоречит законодательству.

Исходя из изложенного, суд признает доводы заявителя о признании недействующим ст. 99 регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес>, утвержденного решением Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по мотивам, изложенным в заявлении, необоснованными.

Кроме того, заявитель не представил каких-либо доказательств того, что полномочия главы сельского поселения по обеспечению деятельности совета и его органов, возложенные на него Законом о МСУ, переданы управляющему делами, а также что оспариваемая статья каким-либо иным образом нарушает ее права и законные интересы.

Следовательно, решение Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения ст. 99 Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет МР <адрес> и ст. 99 Регламента, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218-227 Кодекса административного судопроизводства России, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Яздановой Л.Б. к Совету сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> о признании незаконным решения Совета СП Кебячевский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части утверждения и недействующей ст.99 Регламента Совета сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района <адрес> со дня ее принятия отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья п/п Н.И. Буляккулова