ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1636/2022 от 04.07.2022 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1636/2022

УИД 03RS0063-01-2022-001632-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июля 2022 г. г. Туймазы, РБ

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего Кабировой Л.М.

при секретаре Бургановой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Сульдина В.А. к Отделению лицензионной разрешительной работы (по г. Октябрьскому, г. Туймазы и Туймазинскому району, Бакалинскому, Буздякскому, Шаранскому районам) г. Туймазы Управления Росгвардии по РБ, Управлению Росгвардии по РБ о признании отдела лицензионной - разрешительной работы по г.Туймазы незаконным в части отказа на получение лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Сульдин В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению лицензионной разрешительной работы (по г. Октябрьскому, г. Туймазы и Туймазинскому району, Бакалинскому, Буздякскому, Шаранскому районам) г. Туймазы Управления Росгвардии по РБ, Управлению Росгвардии по РБ о признании отдела лицензионной - разрешительной работы по г.Туймазы незаконным в части отказа на получение лицензии.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в отдел лицензионного-разрешительной работы (ОЛРР) по г. Туймазы на получение лицензии для приобретения оружия ограниченного поражения, на что получил уведомление об отказе в выдаче лицензии за подписью начальника отделения лицензионно-разрешительной системы г. Туймазы Минниахметова И.Р. и заключение об отказе в выдаче лицензии, вынесенное инспектором ОЛРР г. Туймазы Хамидуллиной Г.А. Поскольку данные документы он получил ДД.ММ.ГГГГ то сроки обжалования Сульдиным В.А. соблюдены. С указанным решением не согласен по следующим основанием: в оспариваемом заключении прямо указано, что Сульдину В.А, было отказано в выдаче лицензии в связи с тем, что на момент рассмотрения его заявления у него, якобы, имелась неснятая и непогашенная судимость. Данное утверждение не соответствует действительности, поскольку судимость у него была снята досрочно еще ДД.ММ.ГГГГ постановлением Всеволожского городского суда Ленинградской области. В ст.13 Федерального закона «Об оружии» приводится исчерпывающий перечень лиц, кому не выдается разрешение и административный истец под него не попадает. В частности, в одном из пунктов указанного закона сказано, что разрешение не выдается и тем лицам, у которых судимость погашена или снята за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия. В его же случае по приговору суда никакого применения огнестрельного оружия не было, следовательно, он не попадает под эту норму закона. К тому же, суд, учитывая безупречное поведение Сульдина В.А., посчитал возможным снять ему судимость досрочно по указанному преступлению. Данный факт аннулирует все юридические последствия прежней судимости.

Истец просит суд признать ответ отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Туймазы, в части отказа Сульдину В.А. в разрешении на получение лицензии, ошибочным и не соответствующим требованиям закона. Обязать руководителя отдела лицензионно-разрешительной системы принять по нему правомерное решение.

Административный истец Сульдин В.А. на судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика отделения лицензионно-разрешительной работы (по г. Октябрьскому, г. Туймазы и Туймазинскому району, Бакалинскому, Буздякскому, Шаранскому районам) г. Туймазы Управления Росгвардии по РБ Минияхметов И.Р. на судебном заседании в удовлетворении исковых требованиях просил отказать.

Представители административного ответчика Управления Росгвардии по Республике Башкортостан - Хакимова Л.Г., Гайнуллин Р.Р., на судебном заседании в удовлетворении исковых требованиях просил отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом при рассмотрении дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сульдин ВА. обратился в отдел лицензионно-разрешительной работы (ОЛРР) по г. Туймазы с заявлениями о выдаче лицензии на оружие ограниченного поражения.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, инспектором отделения лицензионно-разрешительной работы (по г. Октябрьский, г. Туймазы и Туймазинскому району, Буздяксому и Шаранскому районам) Управления Росгвардии по Республике Башкортостан старшим лейтенантом полиции Хамидуллиной Г.А по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о получении лицензий на приобретение одной единицы огнестрельного оружия ограниченного поражения, зарегистрированного в Книге регистрации заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, поступивший от Сульдина В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: , проведена проверка возможности выполнения заявителем требований и условий, установленных статьями 9, 13 и 22, Федерального закона от 13 декабря 1996 г. "Об оружии", главами VI, X и XI Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".

В результате проверки установлено, что гражданин Сульдин В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., 16.06.2003 г. был осужден Верховным судом Республики Башкортостан по п. «а» ч.3 ст. 158, п.п. «д», «к» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст.69 УК РФ к наказанию в виде 19 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Освобожден 05.12.2017 по постановлению Удорского районного суда Республики Коми от 17.08.2017 (с учетом апелляционного постановления Удорского районного суда от 17.08.2017 г.) на неотбытый срок 3 г. 1 мес. 18 дней.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления и проведенных проверок по оперативным учетам руководствуясь статьями 9, 13 и 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии", Сульдину В.А., в выдаче лицензии на приобретение одной единицы огнестрельного оружия ограниченного поражения по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, было отказано, о чем в его адрес направлено уведомление .Основанием к отказу в выдаче соответствующей лицензии послужило, что административный истец был осужден Верховным судом Республики Башкортостан по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, п.п «д», «к» ч.2 ст. 105, ч.3 ст. 69 УК РФ, к наказанию в виде 19 лет лишения свободы в исправительной колонии строго режима. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Удорского районного суда Республики Комии от ДД.ММ.ГГГГ ( с учетом апелляционного постановления Удорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ) на не отбытый срок 3 г. 1 мес. 18 дней. В данном случае, гр. Сульдин В.А. на момент рассмотрения заявления имеет неснятую и непогашенную судимость, установленная в законом порядке.

Отношения, возникающие на территории Российской Федерации при обороте оружия, каковым признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), который подразделяет оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам на три самостоятельные категории: гражданское, служебное, а также боевое ручное стрелковое и холодное (абзац второй статьи 1, статья 2), закрепляет обязательность лицензирования приобретения оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации за исключением предусмотренных этим законом случаев (часть 1 статья 9).

Лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии. Лицензии на экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему действуют бессрочно (часть 2 статья 9).

Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы (часть 3).

В целях определения сроков и последовательности административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии и ее территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, а также определения порядка получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему Приказом Росгвардии от 20.03.2019 N 93 утвержден "Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему".

Согласно пункту 46 Административного регламента в рамках проведения проверки полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах, сотрудником подразделения лицензионно-разрешительной работы в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления формируются и направляются в электронной форме в МВД России запросы о предоставлении следующих сведений в отношении заявителя: пп. 46.1. фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); пп. 46.2. число, месяц, год и место рождения; 46.3. серия и номер паспорта, орган, его выдавший, дата выдачи; 46.4. адрес регистрации по месту жительства; пп. 46.5. о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости за преступление, совершенное умышленно, либо снятой или погашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия (в целях определения оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение оружия).

Поступившие материалы проверки анализируются и приобщаются сотрудником уполномоченного подразделения Росгвардии к заявлению и документам для учета и доклада уполномоченному должностному лицу уполномоченного подразделения Росгвардии при принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии (часть 3 пункт 49).

При наличии оснований, предусмотренных пунктом 14 настоящего Административного регламента, осуществляется подготовка заключения об отказе в выдаче лицензии.

В соответствии с п. 3 ч. 20 ст. 13 Федерального закона об оружии одним из оснований, по которым, лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, является имеющаяся неснятая или непогашенная судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющаяся снятая или погашенная судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия.

Наличие названной судимости является основанием для непредоставления лицензии на приобретение оружия, а также разрешения на хранение и ношение оружия.

Установлено, что административный истец постановлением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство Сульдина В.А. удовлетворено, судимость по приговору Верховного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ была снята. Судимость на день вынесения настоящего решения погашена.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что административный истец, обращаясь в отдел лицензионно - разрешительной работы (ОЛРР) по г. Туймазы с заявлением о выдаче лицензии на оружие ограниченного поражения в обосновании снятия судимости постановление судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, не представлено.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что уполномоченный орган, установив у Сульдина В.А. наличие судимости, что в соответствии с п. 3 ч. 20 ст. 13 Закона "Об оружии" является одним из оснований для отказа в выдаче лицензии, обоснованно отказал административному истцу в выдаче лицензии на приобретение, хранение и ношение охотничьего гладкоствольного оружия.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 2236-О от 29 сентября 2015 года указал, что введенное ограничение, обусловленное правомерными, конституционно оправданными целями и имеющее дифференцированный характер (распространяется только на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления с применением оружия), не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте. Указанное ограничение как следствие повышенных требований, предъявляемых к лицам, претендующим на приобретение оружия, распространено законодателем на всех лиц, осужденных за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия, вне зависимости от времени снятия или погашения судимости, тем самым обеспечивает равные условия действия данных требований, а потому не может рассматриваться как нарушающее предписания Конституции Российской Федерации, в том числе связанные с приданием обратной силы закону.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Сульдина В.А. к Отделению лицензионной разрешительной работы (по г. Октябрьскому, г. Туймазы и Туймазинскому району, Бакалинскому, Буздякскому, Шаранскому районам) г. Туймазы Управления Росгвардии по РБ, Управлению Росгвардии по РБ о признании отдела лицензионной - разрешительной работы по г.Туймазы незаконным в части отказа на получение лицензии.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Сульдина В.А. к Отделению лицензионной разрешительной работы (по г. Октябрьскому, г. Туймазы и Туймазинскому району, Бакалинскому, Буздякскому, Шаранскому районам) г. Туймазы Управления Росгвардии по РБ, Управлению Росгвардии по РБ о признании отдела лицензионной-разрешительной работы по г.Туймазы незаконным в части отказа на получение лицензии, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.М. Кабирова