Дело № 2а-163/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2020 года г. Оханск
Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе
председательствующего судьи Томилиной Е.А.,
с участием административного истца Новиковой Н.В., заинтересованного лица Новиковой Т.А.,
представителя ответчика Цепенниковой Ю.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Вознюк В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новиковой Натальи Витальевны к Администрации Оханского городского округа, УРИ ЖКХ Администрации Оханского городского округа о признании незаконным бездействия, обязании инициировать процедуру с целью решения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и непригодным для проживания,
установил:
Новикова Н.В. обратилась в суд с заявлением с учетом уточнений о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу инициировать проведение мероприятий для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и непригодным для проживания.
Требования мотивированы тем, что на обращение Новиковой Н.В., как нанимателя жилого помещения по договору социального найма о признании многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, УРИ ЖКХ Администрации Оханского городского округа сообщило, что для рассмотрения данного вопроса межведомственной комиссией необходимо заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования строительных конструкций здания. По мнению истца, предоставление такого заключения с ее стороны, в соответствии с пп. «д», п.45 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» не является необходимым. Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Оценка соответствия помещения установленным требованиям производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора. По результатам работы комиссия принимает одно из решений, предусмотренных п.47 Положения. На основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Считает, что бездействие органа местного самоуправления нарушает ее право на жилище.
В судебном заседании административный истец Новикова Н.В. отказалась от иска в части требований к УРИ ЖКХ Администрации Оханского городского округа, поддержав иск в остальной части.
Отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, судом принят.
Иск в части признания незаконным бездействия администрации Оханского городского округа, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий для решения вопроса о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и непригодным для проживания Новикова Н.В. поддержала, в судебном заседании пояснила, что является нанимателем <адрес> по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год процент износа дома уже составлял 71%. Наличие значительного физического износа здания, по мнению истца, свидетельствует о том, что многоквартирный дом является непригодным для проживания. Деревянные бревна стен по периметру дома имеют следы гниения, рассыхания; имеется отслоение досок и гниение их частей; имеется видимый уклон и перекосы деревянных конструкции дома, имеются разрушения отделочного слоя штукатурки. Несмотря на ненадлежащее состояние многоквартирного дома, административный ответчик не предпринимает меры, направленные на признание дома аварийным и подлежащим сносу. На ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ, УРИ ЖКХ Администрации Оханского городского округа дан ответ, что для принятия межведомственной комиссией решения о признании многоквартирного жилого дома непригодным для проживания необходимо заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования строительных конструкций здания. Считает, что обязанность по оценке помещения возложена законом на орган местного самоуправления. Бездействие административного ответчика нарушает ее право на жилище.
Администрация Оханского городского округа своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив возражения на исковое заявление, в котором со ссылкой на ст. 15 ЖК РФ, «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, указала, что во исполнение выше указанного Положения администрацией Оханского городского округа принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, расположенных на территории Оханского городского округа». Согласно Устава Оханского городского округа деятельность в сфере жилищных отношений на территории Оханского городского округа осуществляет функциональный орган- Управление развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ Новикова Н.В. обратилась в УРИ ЖКХ Администрации Оханского городского округа с заявлением о признании жилья ветхим/аварийным. К заявлению какие-либо документы приложены не были. В самом заявлении Новикова Н.В. просила признать ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и выплатить ей компенсацию из расчета на четырех человек. Поступившее заявление УРИ ЖКХ Администрации Оханского городского округа было передано в Управление экономического развития администрации Оханского городского округа, а также в межведомственную комиссию.
Управлением экономического развития в ответ на заявление Новиковой Н.В. были направлены разъяснения о порядке принятия граждан на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставления необходимого пакета документов в соответствии с требованиями установленными <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Межведомственной комиссией заявление Новиковой Н.В. возвращено без рассмотрения, в связи с не предоставлением заявителем документов, предусмотренных п.45 Положения и невозможности их истребования межведомственной комиссией на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках полномочий предусмотренных действующим законодательством и предусмотренной процедурой проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям.
Представитель УРИ ЖКХ Администрации Оханского городского округа Цепенникова Ю.А. с требованиями административного истца не согласилась по доводам, указанным в письменных возражениях. Против удовлетворения заявления об отказе от административного иска не возражала.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании поддержала уточненные требования административного истца, пояснила, что является членом семьи Новиковой Н.В., была совместно с ней вселена в <адрес> по договору социального найма. В настоящее время процент износа дома является значительным, однако административный ответчик не предпринимает меры, направленные на признание дома аварийным и подлежащим сносу.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий в рассматриваемой ситуации установлена.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2). Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57). Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) настоящего Положения.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (пункт 7). Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33). Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42). Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пунктом 45 Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно части 1 статьи 47 Устава муниципального образования "Оханский городской округ", принятого решением Оханской городской Думы от 4 декабря 2018 года N 63/1, органы местного самоуправления от имени Оханского городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета Оханского городского округа, а также имущественные права Оханского городского округа (статья 45 Устава).
В собственности Оханского городского округа в соответствии с действующим законодательством находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (статья 46 Устава).
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация Оханского городского округа является собственником квартир № и № двухэтажном многоквартирном деревянном <адрес>, 1912 года постройки, расположенном на территории Оханского городского округа. Собственниками двух других квартир № и № являются физические лица. Физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ составлял 71%. Последний капитальный ремонт дома осуществлен в 1988 году.
Административный истец Новикова Н.В. является нанимателем <адрес> по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Новикова Н.В. обратилась в адрес (согласно тексту заявления) Департамента строительства и архитектуры администрации Оханского городского поселения с заявлением о признания жилья ветхим/аварийным, а также в адрес Прокуратуры Пермского края с жалобой на действия Департамента жилищных отношений администрации Оханского городского поселения по вышеуказанному вопросу.
В заявлении и жалобе Новикова Н.В. ссылаясь на ветхость предоставленного ей жилья, просила признать ее и членов ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и выплатить ей компенсацию из расчета на четырех человек.
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Пермского края жалоба Новиковой Н.В. со ссылкой на п.3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, направлена для рассмотрения в администрацию Оханского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ УРИ ЖКХ Администрации Оханского городского округа на обращение Новиковой Н.В. дан ответ, в котором разъяснено, что до момента принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу решение вопроса о расселении многоквартирного дома, в том числе выплате денежной компенсации невозможно. Для принятия межведомственной комиссией решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу необходимо заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования строительных конструкций зданий. Работы по обследованию строительных конструкций зданий выполняются сторонними организациями по заявлениям пользователей жилых помещений. После представления заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования строительных конструкций зданий ее заявление будет рассмотрено повторно.
Письмом управления экономического развития администрации Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Новиковой Н.В. разъяснен порядок принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставления необходимого пакета документов в соответствии с требованиями установленными <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Администрацией Оханского городского округа какие-либо меры по обеспечению безопасного проживания граждан проживающих в <адрес> до настоящего времени не предпринимались.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Представленные суду доказательства свидетельствуют о существующей опасности пребывания и проживания граждан в жилых помещениях <адрес>, состояние несущих и ограждающих конструкций которого не может обеспечить безопасную для жизни и здоровья граждан эксплуатацию дома.
Администрация Оханского городского округа в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Неправомерно бездействуя, администрация не обращалась в межведомственную комиссию для инициирования процедуры, предусмотренной пунктами 42-52 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006.
Не обращение других собственников в межведомственную комиссию не освобождает администрацию Оханского городского округа, как органа местного самоуправления, от исполнения установленных законом по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решения о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Администрация муниципального образования является одним из органов местного самоуправления муниципального образования и обладает правами юридического лица.
В соответствии с Уставом «Оханского городского округа», утвержденным решением Оханской городской Думы от 04.12.2018 N 63/1 администрация Оханского городского округа в соответствии с возложенными на нее задачами обладает рядом полномочий, связанных с решением вопросов местного значения, в частности, в сфере владения, пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Постановлением администрации города Оханска от 18 апреля 2019 года N 176 создана межведомственная комиссия по оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования, которая является коллегиальным органом, не являющимся самостоятельным юридическим лицом.
В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права административного истца именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома.
При установлении срока суд, учитывая значимость заявленных требований, направленных на восстановление нарушенного права административного истца на охрану здоровья, приходит к выводу, что заявленный истцом срок соответствует принципам разумности и справедливости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Оханского городского округа в непринятии мер, направленных на решение вопроса о признании многоквартирного жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обязать Администрацию Оханского городского округа в течении месяца со дня вступления решения в законную силу инициировать процедуру установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года, в отношении дома по адресу: <адрес>, для рассмотрения вопроса о признании его непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции.
Производство по делу в части требований к УРИ ЖКХ Администрации Оханского городского округа прекратить в связи с отказом от иска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 марта 2020 года.
Судья Е.А. Томилина