ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-163/2016 от 11.04.2016 Смоленского районного суда (Алтайский край)

дело № 2а-163/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 апреля 2016 г. с. Смоленское

Смоленский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,

при секретаре Петухове А.С.,

с участием представителя административного истца Коделашвили В.Г. - Козловой Е.И., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Форленко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коделашвили Г.В. к Управлению Федеральной миграционной службы по <адрес> и <адрес> о признании незаконными действий должностного лица, признании гражданином Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Коделашвили Г.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по <адрес> (в настоящее время правильное наименование административного ответчика -Управление Федеральной миграционной службы по <адрес> и <адрес>) о признании незаконными действий должностного лица, признании гражданином Российской Федерации, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Миграционный пункт УФМС РФ по <адрес> в <адрес> с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ, однако до настоящего времени ответа не получил. Ввиду отсутствия ответа ДД.ММ.ГГГГ он обратился с жалобой на бездействие данного органа и с заявлением о выдаче паспорта гражданина РФ к начальнику УФМС России по <адрес>. Согласно ответу начальника УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его обращение рассмотрено, заключением УФМС России по <адрес> установлено, что в соответствии с представленными материалами и результатами проведенной проверки установить наличие гражданства РФ не представляется возможным. При этом причины в ответе не указаны. Он приехал из <адрес> РФ в августе 1989 г. С 1989 г. и до настоящего времени постоянно проживает на территории РФ, а именно на территории <адрес>: - с августа 1989 г. по май 1990 г. - в <адрес>. Работал в <адрес> в организации «<адрес>» на должности строителя, проживал в общежитии организации; с мая 1990 г. по ноябрь 1995 г. - в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им был заключен брак с Х.ДД.ММ.ГГГГ он был принят на должность водителя-экспедитора в ТОО «<адрес>», зарегистрированном на территории <адрес>. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ он постоянно проживал в <адрес><адрес><адрес> (Коделашвили) Н.Ю., имел постоянное место работы - водитель-экспедитор в ТОО <адрес>». С данной должности был уволен по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ С декабря 1995 г. по январь 2003 г. проживал в <адрес> на съемной квартире, с января 2003 г. и по настоящее время проживает на территории <адрес> в <адрес>. Из документов у него был паспорт гражданина СССР, полученный ДД.ММ.ГГГГ, серия , выданный в Грузинской ССР. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ он постоянно проживал на территории РФ совместно с семьей, имел постоянное место работы. О своем нежелании состоять в гражданстве РФ он не заявлял, то есть, приобрел гражданство РФ в порядке признания. Однако в ФМС он не обращался и паспорт гражданина РФ не получал. В октябре 2000 г. он поехал в гости к родителям на территорию Республики Грузия, так как у него был паспорт гражданина СССР, обратно на территорию РФ его не выпускали, поскольку между государствами был введен визовый режим. В связи с этим, в декабре 2000 года им был получен паспорт гражданина Грузии, по которому он сразу выехал в Российскую Федерацию к месту постоянного проживания. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления данного закона в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. Наличие у него в настоящее время гражданства Республики Грузия, полученного ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для отказа в рассмотрении заявления о признании его гражданином РФ, так как в соответствии с вышеуказанными требованиями закона с 1992 г. он является гражданином РФ и в связи с этим, имеет все права и обязанности, которые имеет гражданин РФ, в том числе право на получение паспорта гражданина РФ. Просил признать заключение УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части непризнания его гражданином Российской Федерации незаконным и обязать УФМС России по <адрес> вынести заключение о признании его гражданином Российской Федерации.

При рассмотрении данного административного дела судом установлено, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2015 г. № 2117-р, приказом ФМС России от 15.03.2016 г. № 108 территориальные органы миграционной службы <адрес> и Республики <адрес> объединены в Управление Федеральной миграционной службы по <адрес> и Республики <адрес> с местом дислокации в <адрес>.

В связи с чем, протокольным определением Смоленского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уточнено наименование административного ответчика как - Управление Федеральной миграционной службы по <адрес> и Республики <адрес>

В судебное заседание административный истец Коделашвили Г.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменном заявлении, поступившем в адрес суда, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя Козловой Е.И. Поскольку в силу ст. 150 КАС РФ участие административного истца не является обязательным, суд рассмотрел административное исковое заявление в его отсутствие.

Представитель административного истца Козлова Е.И. в судебном заседании поддержала заявленные административным истцом требования, просила об их удовлетворении, ссылаясь на те же основания, что указаны в административном иске.

Представитель административного ответчика УФМС России по <адрес> и <адрес> - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, суд о причинах неявки не известил. В письменном возражении на административный иск, представитель административного ответчика просил об отказе в заявленных требованиях в полном объеме. Поскольку в силу ст. 150 КАС РФ участие административного ответчика не признано судом обязательным, суд рассмотрел административное исковое заявление в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица - МП УФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес> Форленко М.С. в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ к ней обратился с заявлением о подтверждении гражданства Коделашвили, при этом приложил ксерокопию удостоверения личности гражданина Грузии, свидетельства о рождении, военного билета и трудовой книжки. Был собран весь материал и направлен в УФМС России по Алтайскому краю. ДД.ММ.ГГГГ пришел ответ из управления, свидетельствующий о том, что Коделашвили нельзя признать гражданином РФ.

Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника УФМС России по <адрес> поступило заявление Коделашвили Г.В. мотивированное тем, что он на ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживал на территории РФ совместно с семьей, имел постоянное место работы, о своем нежелании состоять в гражданстве РФ он не заявлял, то есть, приобрел гражданство РФ в порядке признания. Однако в ФМС РФ он не обращался и паспорт гражданина РФ не получал, в связи с чем, просил рассмотреть его заявление и выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 41-42).

К указанному заявлению Коделашвили Г.В. были приложены: копия трудовой книжки, копия свидетельства о заключении брака, копия военного билета, квитанция об оплате государственной пошлины, опросный лист с объяснением, копия свидетельства о рождении (л.д. 43-58).

Как следует из письменного ответа направленного в адрес Коделашвили Г.В., датированного ДД.ММ.ГГГГ за подписью врио начальника УФМС России по <адрес>Ж. (л.д. 15-16), его обращение по вопросу признания гражданином Российской Федерации рассмотрено, заключением УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в соответствии с представленными материалами и результатами проведенной проверки установить наличие гражданства Российской Федерации не представляется возможным и разъяснено, что с учетом того, что у него имеется удостоверение гражданина Грузии сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, он вправе обратиться в подразделение ФМС России по месту нахождения для оформления транзитной визы для выезда за пределы РФ. После въезда в РФ, который может быть осуществлен после выдачи визы на основании приглашения, в качестве приглашающей стороны может выступить супруга - гражданка РФ, ему необходимо обратиться в подразделение миграционной службы по месту пребывания с заявлением об оформлении разрешения на временное проживание в Российской Федерации и впоследствии получить вид на жительство, прожив в РФ не менее одного года, а, затем, при наличии вида на жительство, обратиться с заявлением о приеме в гражданство в соответствии со ст. 14 ч. 2 п. «б» Федерального закона от 31.05.2001 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно заключению проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии/отсутствии гражданства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного врио начальника УФМС России по <адрес>Ж. (л.д. 60-61) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по <адрес> поступило обращение Коделашвили Г.В. по проверке принадлежности его к гражданству Российской Федерации. Коделашвили Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Грузинской ССР, на территории <адрес> зарегистрированным по месту жительства (в том числе на ДД.ММ.ГГГГ), месту пребывания, снятым с регистрационного (миграционного) учета, состоявшим на миграционном учете не значится. Согласно представленной копии трудовой книжки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коделашвили Г.В. работал водителем-экспедитором в ТОО «<адрес> Проверить достоверность указанных сведений не представляется возможным, в связи с тем, что печать организации не читается, её местонахождение не известно. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Коделашвили Г.В. состоит на воинском учете в Болнисском РВК Грузии (основание копия военного билета НЗ , выданного Болнисским РВК Грузинской ССР). ДД.ММ.ГГГГ Коделашвили Г.В. документирован удостоверением личности гражданина Грузии, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ

Частью 7 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что наличие у лица гражданства РФ определяется на основании законодательных актов Российской Федерации или международных договоров Российской Федерации, действовавших на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на день вступления в силу данного Закона (6 февраля 1992 года).

Учитывая, что Коделашвили Г.В. не представил иных документов, подтверждающих факт проживания на территории РФ на ДД.ММ.ГГГГ и скрывается от сотрудников ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, не представляется возможным опросить гражданина о месте его нахождения на ДД.ММ.ГГГГ По вопросу приобретения/признания гражданства Российской Федерации Коделашвили Г.В. в УФМС России по <адрес> в установленном законом порядке, не обращался. По учетам ФМС России и базе данных Консульского Департамента МИД России, сведения о приобретении гражданства Российской Федерации Коделашвили Г.В. отсутствуют.

На основании чего проверку принадлежности к гражданству Российской Федерации в отношении Коделашвили Г.В. предложено считать законченной. В соответствии с представленными материалами и результатами проведенной проверки установить наличие гражданства Российской Федерации у Коделашвили Г.В. не представляется возможным.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В силу п. "а" ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу указанного Федерального закона.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 данного Федерального закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно ст. 30 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗФедеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия, в том числе:

определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах.

Согласно п. а ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

В соответствии с п.п. 51-52 Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1325 от 14.11.2002, при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», действовавшего до 01.07.2002 г., гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (на 06.02.1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами в данном случае является установление факта постоянного проживания граждан бывшего СССР на территории Российской Федерации на дату ДД.ММ.ГГГГ и после указанной даты, а также отсутствие гражданства другого государства.

Как установлено в судебном заседании, при подаче заявления о проверки принадлежности к гражданству РФ Коделашвили Г.В. не было представлено документов, подтверждающих факт его проживания на территории РФ на ДД.ММ.ГГГГ Не представлено таких документов административным истцом и суду.

Доводы административного истца о его проживании в РФ на дату ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются только записями в трудовой книжке, проверить достоверность которых, на сегодняшний день, не представляется возможным. Других допустимых доказательств, подтверждающих данный факт, административным истцом не представлено. Сведения о его регистрации по месту жительства (месту пребывания) на дату ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

Таким образом, доводы административного истца о незаконности отказа УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части признания его гражданином Российской Федерации, являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку судом установлено, что заключение УФМС России по <адрес> является законным, соответствует нормативным правовым актам и законодательству о гражданстве Российской Федерации, следовательно, заявленные требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Коделашвили Г.В. к Управлению Федеральной миграционной службы по <адрес> и <адрес> о признании незаконными действий должностного лица, признании гражданином Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайском краевом суде через Смоленский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться в суде 13 апреля 2016 г.

Судья В.Д. Прохорова