ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-163/2017 от 10.05.2017 Спасского районного суда (Рязанская область)

2а-163/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2017 года г.Спасск-Рязанский

Спасский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Линевой Ю.А.,

при секретаре Суворовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Рязанской области и Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий,

УСТАНОВИЛ:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Рязанской области и Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет границы особо охраняемых природных территорий регионального значения, мотивируя свои требования тем, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения на территории Рязанской области законодательства об особо охраняемых природных территориях в 2015 - истекшем периоде 2017 года.

В ходе проверки установлено, что на территории Спасского муниципального района Рязанской области расположены следующие особо охраняемые природные территории регионального значения:

- государственный природный заказник областного значения «Дубское», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 28 км, от с. Тонино СВ - 9,5 км. Кв. 32, выдел 6в Спасского лесокомбината», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанском области;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 52 км. от с. Бельское СВ - 17,5 км. кв. 3. выдел 5 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 №30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 39,5 км, от с. Бельское СВ - 12,5 км. Кв. 18. выдел 14, кв. 28, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ – 33,5 км, от с. Бельское ЮВ - 8,5 км. Кв. 41, выдел 2 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 35 км, от с. Бельское ЮВ - 13 км. Кв. 45, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 32,5 км, от с. Бельское ЮВ - 12 км. Кв. 67, выдел 66; кв. 77, выдел 6; кв. 78, выдел 1 Спасского лесокомбината», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения: «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 30,5 км, от с. Бельское ЮЗ - 8 км. Кв. 64 выдел 16 Спасского лесокомбината», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск. СЗ - 46,5 км от с. Бельское СЗ - 15,5 км. Кв. 63, выдел 21; кв. 74, выдел 6; кв. 75, выдел 2 Спасского лесокомбината», образованный решением Исполкома. Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Тонинский», образованный Решением Исполкома Рязанского областного НД от 28.09.1987 №301/16 «О закреплении охотничьих угодий»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Дубское», признанный решением исполнительного комитета Рязанского областного Советов депутатов трудящихся от 30.12.1974№ 366 «О признании водных объектов памятниками природы»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Ковяжное», признанный решением исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся от 30.12.1974 № 366 «О признании водных объектов памятниками природы»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Ванда», признанный, постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 № 5 «О развитии системы, особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Пригорочное», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Пыронтово», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Троицкие четвертичные обнажения», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 № 5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Мезозойские обнажения», признанный постановлением Администрации Рязанской области, от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных, территорий: Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Фатьяновское обнажения», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области».

Вместе с тем, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что границы указанных выше особо охраняемых природных территорий регионального значения не установлены. Указанные факты могут способствовать тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих, субъектов и земельных участков в собственности.

Отношения в сфере особо охраняемых природных территорий регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по созданию государственных природных заказников регионального значения, определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (часть 2 статьи 23).

Согласно статьи 1 Закона Рязанской области от 18.04.2008 № 48-ОЗ «О Правительстве Рязанской области», Правительство Рязанской области является высшим, постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, наделенным общей компетенцией. Статьей 13 Закона Рязанской области от 18.04.2008 № 48-ОЗ «О Правительстве Рязанской области» закреплены полномочия Правительства Рязанской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, природопользования и землепользования, к которым, наряду с прочими, относятся: осуществление в пределах своих полномочий государственное регулирование земельных отношений на территории Рязанской области. В силу статьи 7 Закона Рязанской области от 10.05.2006 № 53-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области», Правительство Рязанской области принимает решение о создании, изменении категории особо охраняемых природных территорий областного значения, обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий областного значения. Постановлением Губернатора Рязанской области от 14.05.2008 № 166-пг утверждена структура исполнительных органов государственной власти Рязанской области, в которую входит Министерство природопользования Рязанской области. Положением о Министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240 (ред. от 22.11.2016) закреплены полномочия Министерства в сфере особо охраняемых территорий. В соответствии с Разделом 1 Положения Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распрядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, государственных учреждений Рязанской области, а также специально уполномоченным государственным органом в сфере создания, охраны и исполнительным государственным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения.

Таким образом, обязанность поставить на государственный кадастровый учет границы особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории Спасского муниципального района Рязанской области, возложены на Правительство Рязанской области и Министерство природопользования Рязанской области. Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой ранее, а именно 09.02.2015 года в адрес Министерства природопользования и экологии Рязанской области вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на необходимость решить вопрос о постановке на государственный кадастровый учет всех особо охраняемых природных территорий регионального значения. Однако результаты проведенной настоящей проверки свидетельствуют о длительном бездействии министерства по установлению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения в предусмотренном законодательством порядке, соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости не включены. Непринятие мер со стороны Правительства Рязанской области и Министерства природопользования Рязанской области нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц. На основании ч.1 ст.39 КАС РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился с настоящим административным иском в защиту неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела административные требования неоднократно уточнялись, в окончательной редакции уточненных административных требований Рязанский межрайонный природоохранный прокурор просил суд: признать незаконным бездействие Правительства Рязанской области, Министерства природопользования Рязанской области по организации и проведению мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Спасского муниципального района Рязанской области: государственных природных заказников областного значения «Дубское», «Болото без названия. От р.ц. г. Сцасск СВ - 28 км, от с. Тонино СВ - 9,5 км. Кв. 32, выдел 6в Спасского лесокомбината», «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 52 км, от с. Бельское СВ - 17,5 км, кв. 3, выдел 5 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 39,5 км, от с. Бельское СВ - 12,5 км. Кв.18, выдел 14, кв. 28, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 33,5 км, от с. Бельское, ЮВ - 8,5 км, Кв. 41, выдел 2 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 35 км, от с. Бельское ЮВ - 13 км. Кв. 45, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 32,5 км, от с. Бельское ЮВ - 12 км. Кв. 67, выдел 6б; кв. 77, выдел 6; кв. 78, выдел 1 Спасского лесокомбината»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 30,5 км, от с. Бельское ЮЗ - 8 км. Кв. 64 выдел 16 Спасского лесокомбината»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СЗ - 46,5 км, от с. Бельское СЗ - 15,5 км. Кв. 63, выдел 21; кв. 74, выдел 6; кв. 75, выдел 2 Спасского лесокомбината»; «Тонинский»; памятников природы «Озеро «Дубское», «Озеро «Ковяжное», «Озеро «Ванда», «Озеро «Пригорочное», «Озеро «Пыронтово», «Троицкие четвертичные обнажения», «Мезозойские обнажения», «Фатьяновские обнажения»; обязать Правительство Рязанской области, Министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Спасского муниципального района Рязанской области: государственных природных заказников областного значения «Дубское», «Болото без названия. От р.ц. г. Сцасск СВ - 28 км, от с. Тонино СВ - 9,5 км. Кв. 32, выдел 6в Спасского лесокомбината», «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 52 км, от с. Бельское СВ - 17,5 км, кв. 3, выдел 5 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 39,5 км, от с. Бельское СВ - 12,5 км. Кв.18, выдел 14, кв. 28, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 33,5 км, от с. Бельское, ЮВ - 8,5 км, Кв. 41, выдел 2 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 35 км, от с. Бельское ЮВ - 13 км. Кв. 45, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 32,5 км, от с. Бельское ЮВ - 12 км. Кв. 67, выдел 6б; кв. 77, выдел 6; кв. 78, выдел 1 Спасского лесокомбината»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 30,5 км, от с. Бельское ЮЗ - 8 км. Кв. 64 выдел 16 Спасского лесокомбината»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СЗ - 46,5 км, от с. Бельское СЗ - 15,5 км. Кв. 63, выдел 21; кв. 74, выдел 6; кв. 75, выдел 2 Спасского лесокомбината»; «Тонинский»; обязать Министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Спасского муниципального района Рязанской области: памятников природы: «Озеро «Дубркое»; «Озеро «Ковяжное», «Озеро «Ванда», «Озеро «Пригорочное», «Озеро «Пыронтово», «Троицкие четвертичные обнажения», «Мезозойские обнажения», «Фатьяновские обнажения»; указанные мероприятия выполнить в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании административный истец заместитель Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Ломов А.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить и установить срок для исполнения решения 24 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Представитель административного ответчика Правительства Рязанской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие их представителя, представив в адрес суда уточненную правовую позицию на уточненное исковое заявление, согласно которой у Правительства Рязанской области отсутствуют полномочия по установлению границ памятников природы, в связи с чем считают себя ненадлежащими ответчиками в части исковых требований в отношении памятников природы. Просили увеличить срок исполнения мероприятий по передаче сведений в орган регистрации прав до 24 месяцев.

Представитель административного ответчика Министерства природопользования Рязанской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, обратился в суд с ходатайством о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя Министерства природопользования Рязанской области, также представил в адрес суда отзыв на административное исковое заявление, в котором ходатайствовали об увеличении срока направления в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости до 24 месяцев в связи с которым финансирование внесения указанных сведений предусмотрено Программой «Улучшение экологической обстановки», утвержденной приложением №3 к государственной программе Рязанской области от 30.10.2013г. №365, в 2020 году.

Суд, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения административного истца заместителя Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Ломова А.А., исследовав письменные доказательства по делу, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ч.1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с пп. «в», «д» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В силу ч.2 ст. 2 указанного Федерального закона, государственные природные заказники, памятники природы отнесены к категории особо охраняемых природных территорий.

Согласно ч.1 ст. 18 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В соответствии с ч.1 ст. 25 указанного Федерального закона, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с частями 2,3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территории памятников природы, находящихся в их ведении.

Статьей 24 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий государственных природных заказников. Так, на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность.

Пункт 2 ст. 23 указанного выше Федерального закона определяет, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 указанного Федерального закона.

Сохранение и охрана памятников природы осуществляется в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранить природу и окружающую среду. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.

Судом установлено, что на территории Спасского муниципального района Рязанской области расположены следующие особо охраняемые природные территории регионального значения: государственный природный заказник областного значения «Дубское», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 28 км, от с. Тонино СВ - 9,5 км. Кв. 32, выдел 6в Спасского лесокомбината», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанском области;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 52 км. от с. Бельское СВ - 17,5 км. кв. 3. выдел 5 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 №30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 39,5 км, от с. Бельское СВ - 12,5 км. Кв. 18. выдел 14, кв. 28, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ – 33,5 км, от с. Бельское ЮВ - 8,5 км. Кв. 41, выдел 2 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 35 км, от с. Бельское ЮВ - 13 км. Кв. 45, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 32,5 км, от с. Бельское ЮВ - 12 км. Кв. 67, выдел 66; кв. 77, выдел 6; кв. 78, выдел 1 Спасского лесокомбината», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения: «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 30,5 км, от с. Бельское ЮЗ - 8 км. Кв. 64 выдел 16 Спасского лесокомбината», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск. СЗ - 46,5 км от с. Бельское СЗ - 15,5 км. Кв. 63, выдел 21; кв. 74, выдел 6; кв. 75, выдел 2 Спасского лесокомбината», образованный решением Исполкома. Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области»;

- государственный природный заказник областного значения «Тонинский», образованный Решением Исполкома Рязанского областного НД от 28.09.1987 №301/16 «О закреплении охотничьих угодий»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Дубское», признанный решением исполнительного комитета Рязанского областного Советов депутатов трудящихся от 30.12.1974№ 366 «О признании водных объектов памятниками природы»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Ковяжное», признанный решением исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся от 30.12.1974 № 366 «О признании водных объектов памятниками природы»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Ванда», признанный, постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 № 5 «О развитии системы, особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Пригорочное», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Озеро «Пыронтово», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Троицкие четвертичные обнажения», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 № 5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Мезозойские обнажения», признанный постановлением Администрации Рязанской области, от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных, территорий: Рязанской области»;

- памятник природы областного значения «Фатьяновское обнажения», признанный постановлением Администрации Рязанской области от 10.01.2003 №5 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с ч.3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.

В силу п.7 ст. 18 Закона Рязанской области от 10.05.2006 №53-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области» границы и режим особой охраны территории конкретного памятника природы с учетом природных особенностей определяются его паспортом, утвержденным органом, уполномоченным в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения.

В соответствии с п.1 раздела I Положения о Министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 №240, министерство является уполномоченным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения.

Постановлением Губернатора Рязанской области от 14.05.2008 № 166-пг утверждена структура исполнительных органов государственной власти Рязанской области, в которую входит Министерство природопользования Рязанской области.

Согласно Положения о Министерстве природопользования Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 № 240 Министерство природопользования Рязанской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в сфере лесных отношений, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, государственных учреждений Рязанской области, а также специально уполномоченным государственным органом по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Рязанской области, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Рязанской области в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе в части осуществления полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным органом в сфере регулирования отношений недропользования на территории Рязанской области и уполномоченным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения.

Пункт 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно статьи 44 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ ООПТ с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.

Судом установлено, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства природопользования Рязанской области выносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, границы особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Спасского муниципального района Рязанской области, в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в названные особо охраняемые природные территории в ЕГРН не внесены, что подтверждается сообщением Управления Росреестра по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ., сведениями Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ. и не оспаривалось стороной ответчиков.

В результате нарушений требований закона не обеспечивается защита гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие в органе государственного кадастрового учета сведений о границах земель, занятых особо охраняемыми природными территориями, и об ограничениях их использования может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов.

Кроме того, отсутствие в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий, указанных выше, и ограничений по использованию земельных участков, расположенных в пределах указанных территорий создают неопределенность при соблюдении установленного режима особой охраны, за несоблюдение которого государством установлена административная, уголовная ответственность.

Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и позицию сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку обязанность, возложенная на ответчиков в силу закона не исполнена, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением физическим и юридическим лицам в собственность, аренду, пользование, владение земельных участков в границах существующих особо охраняемых природных территорий и нарушениям в связи с этим режима их использования.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Рязанским межрайонным природоохранным прокурором, в административном иске установлен 24-месячный срок с момента вступления решения в законную силу для выполнения заявленных требований.

В связи с изложенным, с с учетом позиции сторон, суд приходит к выводу о необходимости установления срока выполнения мероприятий по направлению в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения в ЕГРН о зонах особо охраняемых природных территорий 24 месяца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-180, 227,293,294 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Рязанской области и Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся по организации и проведению мероприятий по внесению Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Спасского муниципального района Рязанской области.

Обязать Правительство Рязанской области и Министерство природопользования Рязанской области в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Спасского муниципального района Рязанской области: государственных природных заказников областного значения «Дубское», «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 28 км, от с. Тонино СВ - 9,5 км. Кв. 32, выдел 6в Спасского лесокомбината», «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск - СВ - 52 км, от с. Бельское СВ - 17,5 км, кв. 3, выдел 5 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 39,5 км, от с. Бельское СВ - 12,5 км. Кв. 18, выдел 14, кв. 28, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 33,5 км, от с. Бельское ЮВ - 8,5 км, Кв. 41, выдел 2 Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 35 км, от с. Бельское ЮВ - 13 км. Кв. 45, выдел 3а Спасского лесокомбината Кудомского лесничества»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 32,5 км, от с. Бельское ЮВ - 12 км. Кв. 67, выдел 6б; кв. 77, выдел 6; кв. 78, выдел 1 Спасского лесокомбината»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СВ - 30,5 км, от с. Бельское ЮЗ - 8 км. Кв. 64 выдел 16 Спасского лесокомбината»; «Болото без названия. От р.ц. г. Спасск СЗ - 46,5 км, от с. Бельское СЗ - 15,5 км. Кв. 63, выдел 21; кв. 74, выдел 6; кв. 75, выдел 2 Спасского лесокомбината»; «Тонинский».

Обязать Министерство природопользования Рязанской области в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Спасского муниципального района Рязанской области: памятников природы: «Озеро «Дубркое»; «Озеро; «Ковяжное», «Озеро «Ванда», «Озеро «Пригорочное», «Озеро «Пыронтово», «Троицкие четвертичные обнажения», «Мезозойские обнажения», «Фатьяновское обнажения».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Ю.А. Линева