ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-163/2022 от 27.04.2022 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-163/2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Бежецкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Смирновой В.Е.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

у с т а н о в и л :

Межрайонная ИФНС России №2 по Тверской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2019 г. в размере 43078 руб., пени за период с 02.12.2020 г. по 21.12.2020 г. в размере 122 руб. 05 коп., на общую сумму 43200 руб. 05 коп. В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 3, 23 Налогового Кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Ответчик - ФИО1 является собственником транспортного средства - автомобили легковые, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель: ВА321074, VIN: , Год выпуска 2006, Дата регистрации права 11.07.2007 00:00:00.

Данное транспортное средство в соответствии со ст. 358 НК РФ является объектом налогообложения, следовательно, ответчик является налогоплательщиком транспортного налога в силу ст. 357 НК РФ.

На основании ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплатеналогоплательщиками - физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления.

Межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области (истцом) в соответствии с действующим законодательством ответчику было направлено почтой и через личный кабинет налогоплательщика налоговые уведомления от 21.09.2017 № 55402496 налог на сумму 370 рублей (за 2016 год), от 15.08.2018 № 53800717 налог на сумму 370 рублей (за 2017 год), от 25.07.2019 № 47414809 налог на сумму 370 рублей (за 2018 год), от 03.08.2020 № 24712651 налог на сумму 370 рублей (за 2019 год) о необходимости уплаты имущественных налогов (расчет налога содержится в налоговом уведомлении).

В соответствии со статьей 52 НК РФ налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом или через личный кабинет налогоплательщика. Налоговые уведомления были отправлены почтовым отправлением. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в соответствии со статьей 69 НК РФ в его адрес через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 30.07.2018 № 15605 со сроком уплаты до 17.09.2018 (по налогу за 2016 год на сумму 370 рублей и пени в сумме 22 рубля 13 копеек), от 08.07.2019 № 13303 со сроком уплаты до 25.10.2019 (по налогу за 2017 год на сумму 370 рублей и пени 20 рублей 54 копейки), от 09.07.2019 № 34714 со сроком уплаты до 28.10.2019 (пени на сумму 52 рубля 96 копеек). По данному требованию 23.12.2019 списано задолженности по пени (ст.12 ФЗ от 28.12.2017 г. №436-Ф3) в сумме 10 рублей 85 копеек (3,82+4,74+2,75) скриншот прилагается. от 25.12.2019 № 49742 со сроком уплаты до 11.02.2020 (по налогу за 2018 год на сумму 370 рублей и пени в сумме 1 рубль 73 копейки), от 14.12.2020 № 34233 со сроком уплаты до 15.01.2021 (по налогу за 2019 год на сумму 370 рублей и пени 0 рублей 63 копейки).

Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщик до настоящего времени не исполнил, налог не уплачен.

В связи с этим задолженность по данному налогу составляет в сумме 1567 рублей 14 копеек (налог 1480 (370+370+370+370), пени 87 рублей 14 копеек (22,13+20,54+52,96-10,85+1,73+0,63).

В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ. ст. 17.1 и гл.11.1 КАС РФ истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций с ответчика, а именно - транспортного налога в сумме 1567 рублей 14 копеек, к мировому судье судебного участка №2 Тверской области. Мировым судьей судебного участка № 2 Тверской области был вынесен судебный приказ от 14.01.2022 № 2а-54/2022, однако 01.02.2022 мировым судьей судебного участка №2 Тверской области было вынесено определение об отмене указанного судебного приказа.

В связи с этим, истец, руководствуясь п. 3 ст. 48 НК РФ, обращается в суд с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам с. ответчика в общей сумме 1567 рублей 14 копеек.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 31, 45, 48, 75 НК РФ, статьями 124-126, 286, 287, 291 КАС РФ, просит взыскать с ФИО1, ИНН , недоимку по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2016-2019 года в размере 1480 рублей, пеня в размере 87 рублей 14 копеек, на общую сумму 1567 рублей 14 копеек.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по Тверской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, как следует из административного искового заявления, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме. Представил письменные пояснения на возражения ответчика, из которых следует, что учет налоговых обязательств налогоплательщиков ведется в информационном ресурсе налогового органа АИС Налог-3 (далее - база данных, АИС Налог-3). Программой в автоматическом режиме формируется список налогоплательщиков для рассылки налоговых уведомлений с расчетом суммы исчисленного налога. В дальнейшем на основании данных сведений из информационного ресурса происходит распечатка и рассылка налоговых уведомлений в адрес налогоплательщиков (в которых указываются объекты собственности, налоговый период, налоговая базы, налоговая ставка, количество месяцев владения и иные сведения, имеющие значение при расчете налога), если информирование происходит на бумажном носителе почтовым отправлением.

В случае наличия личного кабинета у налогоплательщика (далее - ЛК) (и при отсутствии уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе) информирование происходит путем направления уведомлений в ЛК, уведомление направляется в ЛК в автоматическом режиме из базы данных.

Сведения об отправке налоговых уведомлений регистрируются и хранятся в базе данных. Номенклатурное дело для хранения вторых экземпляров налоговых уведомлений в бумажном виде не ведется, хранение информации осуществляется в базе данных.

Аналогичен порядок направления и хранения требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа (далее - требование). Программой в автоматическом режиме, в случае отсутствия оплаты налога в установленный законом срок, формируется список налогоплательщиков для рассылки требований. В дальнейшем на основании данных сведений из информационного ресурса происходит распечатка и рассылка требований в адрес налогоплательщиков (с указанием в требовании недоимки по налогу и пени, начисленные в связи с неуплатой налога в срок, указывается также срок исполнения требования).

В случае наличия у налогоплательщика ЛК (при отсутствии уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе) информирование происходит путем направления требований в ЛК, требование направляется в ЛК в автоматическом режиме из базы данных.

Сведения об отправке требований регистрируются и хранятся в базе данных. Номенклатурное дело для хранения вторых экземпляров требований в бумажном виде не ведется, хранение информации осуществляется в базе данных.

Личный кабинет налогоплательщика ФИО1, ИНН , подключен 20.08.2013. В представленных возражениях на административное исковое заявление, он подтверждает и указывает, что действительно был подключен к личному кабинету налогоплательщика и ему были предоставлены логин и пароль от ЛК.

В июле 2021 года Инспекцией была проведена работа по выявлению неактивных пользователей ЛК и их отключению. Личный кабинет налогоплательщика Инспекцией в одностороннем порядке был отключен 15.07.2021, в связи с не пользованием им ФИО1 с 01.01.2018 по день отключения. Скриншот информационного ресурса АИС Налог-3 «список пользователей личного кабинета» в отношении ФИО1 прилагается.

Ни при подключении к личному кабинету налогоплательщика, ни позднее ответчик не подавал в налоговый орган уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе на свой почтовый адрес, соответственно корреспонденция направлялась ответчику в ЛК.

У налогового органа отсутствует обязанность по отслеживанию и контролю за пользователями личного кабинета, в том числе по отслеживанию за сменой первичного пароля налогоплательщиком и посещением налогоплательщиками ЛК в последующем.

Налоговые требования и уведомления направлялись через ЛК ФИО1 Тот факт, что ФИО1 корреспонденцию не получал, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Учитывая, что налогоплательщик был зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика, заявления на отключение от личного кабинета ответчик не подавал, уведомления (заявления) о необходимости получения документов на бумажном носителе на свой почтовый адрес в налоговый орган не подавал, а у налогового органа отсутствует обязанность производить проверку получения налогоплательщиком направляемой ему корреспонденции, то направление налоговых уведомлений и требования об уплате налогов за 2016-2019 годы необходимо расценивать как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52, 69 НК РФ.

Риск неполучения поступившей корреспонденции (уведомлений, требований и. т.п.) лежит на налогоплательщике, а сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (ст. 165.1 ГК РФ).

По вопросу заявленного ответчиком ходатайства о пропуске истцом срока исковой давности поясняет, что согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности но уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 НК РФ налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Положения статей 52 и 70 НК. РФ Инспекцией соблюдены.

Так, Инспекция направила ФИО1 посредством почтовой связи налоговое уведомление о необходимости уплаты имущественных налогов от 21.09.2017 № 55402496 налог на сумму 370 рублей (за 2016 год), также данное налоговое уведомление было направлено и в личный кабинет налогоплательщика (скриншоты прилагаются), также Инспекцией в адрес ответчика через личный кабинет налогоплательщика было направлены следующие налоговые уведомления:

- от 15.08.2018 № 53800717 налог на сумму 370 рублей (за 2017 год),

- от 25.07.2019 № 47414809 налог на сумму 370 рублей (за 2018 год),

- от 03.08.2020 № 24712651 налог на сумму 370 рублей (за 2019 год), что подтверждается скриншотами информационного ресурса налогового органа АИС Налог-3 и личного кабинета налогоплательщика ФИО1

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

И в данном случае, в каждом налоговом уведомлении был произведен расчет суммы налога за один налоговый период, предшествующий году направления налогового уведомления.

Инспекцией в соответствии с действующим законодательством в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в соответствии со статьей 69 НК РФ в его адрес через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

- от 30.07.2018 № 15605 со сроком уплаты до 17.09.2018 (по налогу за 2016 год на сумму 370 рублей и пени в сумме 22 рубля 13 копеек),

- от 08.07.2019 № 13303 со сроком уплаты до 25.10.2019 (по налогу за 2017 год на сумму 370 рублей и пени 20 рублей 54 копейки),

- от 09.07.2019 № 34714 со сроком уплаты до 28.10.2019 (пени на сумму 52 рубля 96 копеек). Пени по данному требованию начислены в связи с неуплатой ответчиком налога за 2015 и 2016 года. Транспортный налог за 2015 год по сроку ушаты 01J2.2016 был оплачен ответчиком только 20.02.2017. в связи с этим налогоплательщику были начислены пени (период с 02.12.2016 по 19.02.2017 отражен в расчете сумм пени).

По данному требованию 23.12.2019 списано задолженности по пени (ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 г. №436-Ф3) в сумме 10 рублей 85 копеек (3,82+4,74+2,75) скриншот прилагается. Соответственно, остаток задолженности по данному требованию составил 42 рубля 11 копеек.

- от 25.12.2019 № 49742 со сроком уплаты до 11.02.2020 (по налогу за 2018 год на сумму 370 рублей и пени в сумме 1 рубль 73 копейки),

- от 14.12.2020 № 34233 со сроком уплаты до 15.01.2021 (по налогу за 2019 год на сумму 370 рублей и пени 0 рублей 63 копейки).

Недоимка по налогу и пени составляет в общей сумме 1567 рублей 14 копеек, т.е. не превышает 3000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Налоговая база согласно статье 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Размер транспортного налога административным ответчиком не оспаривается.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей (10000 рублей, в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (10000 рублей, в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, вступил в действие с 24.12.2020).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 (10000 рублей, в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374- ФЗ, вступил в действие с 24.12.2020) налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Срок исполнения самого первого требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов от 30.07.2018 № 15605 установлен в нем до 17.09.2018. Сумма недоимки по всем требованиям не превышает 3000 рублей. Следовательно, Инспекция имела право обратится в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока, т.е. не позднее 17.03.2022 (17.09.2018 + 3 года + 6 мес.).

Заявление о вынесении судебного приказа направлено в суд ранее данной даты (12.01.2022), т.е. в установленный законом срок.

Мировым судьей судебного участка №2 Тверской области был вынесен судебный приказ 14.01.2022 № 2а-54/2022, однако 01 февраля 2022 года мировым судьей было вынесено определение об отмене указанного судебного приказа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, т.е. не позднее 01.08.2022 (01.02.2022 + 6 мес.)

Административное исковое заявление подано в Бежецкий межрайонной суд Тверской области 22.03.2022, т.е. в установленный законом срок.

Исходя из вышеизложенного считает, что оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не имеется и данное ходатайство ответчика не подлежит удовлетворению.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменные возражения на административный иск, согласно которым с доводами истца, указанными в исковом заявлении, ответчик не согласен по следующим основаниям: истечение срока исковой давности по налогу и пеням и отсутствие доказательств Истца в отправке Ответчику налоговых уведомлений по транспортному налогу за 2016-2019 гг. заказными письмами. Он, ФИО1, как ответчик по данному делу, подтверждает, что указанный автомобиль действительно находится в его собственности и все поступившие на его почтовый адрес налоговые уведомления по транспортному налогу оплачены полностью и в положенный срок. Он заявляет, что налоговые уведомления за 2016-2019 гг. на его почтовый адрес истцом направлены не были. МИФНС № 2 по Тверской области заявляет обратное, в своем административном исковом заявлении (1 страница, абзац снизу и 2страница, 1 абзац сверху) от 22.03.22 г. сообщает: МИФНС № 2 по Тверской области (истцом) в соответствии с действующим законодательством было направлено почтой и через личный кабинет налогоплательщика налоговые уведомления. Ранее, 12.01.2022, Истец подготовил заявление о вынесении судебного приказа о взыскании транспортного налога за 2016-2019 гг. В свою очередь, 21.01.22 г. он написал заявление - запрос в МИФНС №2 по Тверской области на подтверждение отправки требований на оплату транспортного налога на его почтовый адрес. В своем ответе на его запрос, МИФНС № 2 по Тверской области от 10.02.22 г. сообщает о направлении налоговых уведомлений только в личный кабинет налогоплательщика. Также Истец сообщает, что личный кабинет налогоплательщика был подключен 20.08.13 г. и отключен 15.07.21 г. по причине его неиспользования Ответчиком. Ответчик признан неактивным пользователем личного кабинета налогоплательщика (Приложение 3). Таким образом, Истец подтверждает тот факт, что никаких заказных писем он не высылал и неоднократные утверждения МИФНС № 2 по Тверской области об отправке почтой налоговых уведомлений также не соответствуют действительности. Что касается личного кабинета налогоплательщика, то он сообщает, что при его посещении МИФНС № 2 по Тверской области ее сотрудником были предоставлены логин и первичный пароль для возможности получения доступа к личному кабинету налогоплательщика. Оформление личного кабинета было произведено не только без его желания, но и без выяснения наличия у налогоплательщика доступа в интернет и соответствующих технических устройств (у него ни того, ни другого не было и нет). Также сотрудник не проинформировал его, что доступ к личному кабинету налогоплательщика возможен только через сеть интернет на сайте налоговой службы. Кроме того, сотрудник инспекции лично видел, что перед ним находится человек преклонного возраста (был предоставлен паспорт) и тем самым, игнорируя тот факт, что большинство пожилых людей, как правило, испытывают серьезные трудности в использовании интернета и любых современных технологий. Согласно вступившей в силу 02.02.2016 года новой редакции ч. 2 ст. 11.2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ) утверждается, что налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Таким образом, для того, чтобы налоговый орган мог реализовать свое право в части направления налоговых уведомлений и требований в адрес налогоплательщика только посредством личного кабинета, налогоплательщик должен иметь статус «получившего доступ к личному кабинету». Согласно Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика /Утвержден приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@/ при первом входе в личный кабинет необходимо сменить первичный пароль, который действует один месяц (п. 15 Порядка). Если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца с даты регистрации в личном Кабинете, первичный пароль блокируется (п.16 Порядка). Для возобновления доступа налогоплательщику необходимо лично обратиться в инспекцию для получения нового пароля. МИФНС № 2 по Тверской области в своем ответе на обращение от 10.02.22 г. (Приложение 3) указывает дату подключения личного кабинета 20.08.13 г. Официально подтверждает, что он, как Ответчик, после получения логина и первичного пароля от сотрудника налоговой службы никогда не заходил в личный кабинет налогоплательщика и ни разу не обращался в МИФНС № 2 по Тверской области с просьбой о выдаче нового пароля для возобновления доступа. Из вышеуказанного следует вывод о блокировке первичного пароля через один месяц (согласно Порядка) и тем самым, отсутствии доступа в личный кабинет. Таким образом, Ответчик утратил статус налогоплательщика, получившего доступ к личному кабинету фактически в сентябре 2013 г. Налоговая служба располагает большим объемом данных о налогоплательщиках и сам Истец обладает достоверной информацией о личном кабинете налогоплательщика (Ответчика), в т.ч. о дате регистрации личного кабинета, истории всех действий пользователя, об отсутствии смены пароля налогоплательщиком, о том, что Ответчик ни разу не входил в личный кабинет и т.д. Несмотря на отсутствие доступа Ответчика в личный кабинет налогоплательщика с сентября 2013 г. МИФНС № 2 по Тверской области направляет налоговые документы через личный кабинет за 2016-2019 гг. Таким образом, направление Истцом уведомлений через личный кабинет налогоплательщика доказательствами не являются, ввиду отсутствия доказательств доступа Ответчика к личному кабинету налогоплательщика. Как известно, непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления (п. 4 статьи 57 НК РФ). Согласно ч. 3 ст. 363 НК РФ в уведомлении сумма налога не может быть более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу составляет 1 календарный год. Срок исковой давности по Транспортному налогу и начисленным пеням — 3 года согласно п. 1 ст. 113 НК РФ. Таким образом, в текущем 2022 году налоговый орган может требовать уплаты налога только за 2019 г., 2020 г. (полностью им оплачен), 2021г., по более ранним налоговым периодам срок исковой давности истек. Налоговый орган не имеет права требовать уплаты налога, по которому истек срок исковой давности. Он, как ответчик, подтверждает, что является законопослушным гражданином и вовремя оплачивает все платежи и налоги, которые высылаются ему Почтой России. Об этом свидетельствуют своевременные оплаты и отсутствие каких-либо задолженностей по квитанциям и извещениям. Так, за весь период владения данным транспортным средством /в собственности с 2007 г./ им были оплачены абсолютно все полученные налоговые уведомления (так, последняя полученная квитанция по оплате транспортного налога за 2020г., была получена и сразу же оплачена в конце 2021 г.). Кроме того, он живет в доме, где находится отделение Почты России. За период владения с 2016 по 2019 гг. извещений по налогу по почте не было, т.к. истец их не направлял в его адрес. Он, в силу преклонного возраста (75 лет), отсутствия знаний, навыков не пользуется современными техническими средствами, т.е. у него никогда не было и нет компьютера/смартфона, он использует только кнопочный телефон, в котором отсутствует доступ к сети интернет. Им озвучены все обстоятельства и факты по данному делу. На основании вышеизложенного, а также руководствуясь ст. ст. 45, 135 КАС РФ, просит: отказать в удовлетворении иска МИФНС №2 по Тверской области о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016-2018 гг. и пеням (за тот же период).

Исходя из положений ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, просивших о рассмотрении дела в свое отсутствие, поскольку их явка не признана судом обязательной.

Изучив доводы административного искового заявления, возражения административного ответчика на него, пояснений административного истца на возражение административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему решению.

Согласно положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

По правилам ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса, что предусмотрено ч.1 ст.357 НК РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 11.07.2007 года является собственником транспортного средства: автомобиля ВАЗ 21074, VIN: 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак .

Таким образом, в соответствии со ст. 357 НК РФ ФИО1 является налогоплательщиком транспортного налога.

В соответствии с главой 28 НК РФ разработан Закон Тверской области от 06.11.2002 г. №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области», который вводит на территории Тверской области транспортный налог и определяет ставки, порядок уплаты.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 1 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» определена налоговая ставка на объекты налогообложения: автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб. с каждой лошадиной силы; автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб. с каждой лошадиной силы.

Исходя из ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, что следует из ч.1 ст.45 НК РФ.

Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ).

В соответствии с ч.2 ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Как следует из ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу положений ст.69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно ч.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из представленных материалов следует, что межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области ФИО1 были направлены налоговые уведомления об уплате транспортного налога через личный кабинет налогоплательщика: от 21.09.2017 № 55402496 сумму 370 рублей за 2016 год (получено 21.09.2017, также данное уведомление было направлено заказной корреспонденцией 24.09.2017); от 15.08.2018 № 53800717 на сумму 370 рублей за 2017 год (получено 19.08.2018); от 25.07.2019 № 47414809 на сумму 370 рублей за 2018 год (получено 16.08.2019); от 03.08.2020 № 24712651 на сумму 370 рублей за 2019 год (получено 25.09.2020).

В связи с неуплатой (неполной уплатой) налога, ответчику начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ в сумме 87 рублей 14 копеек.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов в соответствии со ст.ст. 69, 75 НК РФ в адрес ответчика через личный кабинет налогоплательщика были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа:

- от 30.07.2018 № 15605 со сроком уплаты до 17.09.2018 (по налогу за 2016 год на сумму 370 рублей и пени в сумме 22 рубля 13 копеек),

- от 08.07.2019 № 13303 со сроком уплаты до 25.10.2019 (по налогу за 2017 год на сумму 370 рублей и пени 20 рублей 54 копейки),

- от 09.07.2019 № 34714 со сроком уплаты до 28.10.2019 (пени на сумму 52 рубля 96 копеек). Пени по данному требованию начислены в связи с неуплатой ответчиком налога за 2015 и 2016 года. Транспортный налог за 2015 год по сроку ушаты 01.12.2016 был оплачен ответчиком только 20.02.2017, в связи с этим налогоплательщику были начислены пени (период с 02.12.2016 по 19.02.2017 отражен в расчете сумм пени). По данному требованию 23.12.2019 списана задолженность по пени согласно ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 г. №436-Ф3 в сумме 10 рублей 85 копеек. Соответственно, остаток задолженности по данному требованию составил 42 рубля 11 копеек;

- от 25.12.2019 № 49742 со сроком уплаты до 11.02.2020 (по налогу за 2018 год на сумму 370 рублей и пени в сумме 1 рубль 73 копейки),

- от 14.12.2020 № 34233 со сроком уплаты до 15.01.2021 (по налогу за 2019 год на сумму 370 рублей и пени 0 рублей 63 копейки).

Недоимка по налогу и пени составляет в общей сумме 1567 рублей 14 копеек, т.е. не превышает 3000 рублей.

Требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены.

Довод административного ответчика о пропуске административным истцом срока исковой давности для обращения в суд с административным исковым заявлением судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В данном случае, налоговым органом ФИО1 направлялись налоговые уведомления, в каждом из которых был произведен расчет суммы налога за один налоговый период, предшествующий году направления налогового уведомления.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Ответчик не представил доказательств не получения требований об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

МИФНС России №2 по Тверской области в связи с неисполнением налогоплательщиком ФИО1 обязанности по уплате транспортного налога в соответствии со ст. 69 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика были направлены вышеуказанные требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, каждое из которых не более чем за 3 налоговых периода.

Как определено п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Между тем, абз. 3 пункта 2. ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона №243-ФЗ от 03.07.2016) предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно абз.1 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с п.3.1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Как следует из п. 1 ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный частью 3 статьи 123.5 настоящего Кодекса срок поступят возражения относительно его исполнения.

Согласно абз.2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Самое раннее требование № 15605 от 30.07.2018 года об уплате транспортного налога за 2016 год, направлено ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика 30.07.2018 и получено им 02.08.2018 года со сроком уплаты до 17.09.2018. Следовательно, истец вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу в срок до 17.03.2018 года.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Тверской области от 01.02.2022 отменен судебный приказ от 14.01.2022 о взыскании с ФИО1 в пользу МИФНС России №2 по Тверской области задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2016-2019 годы в размере 1480 руб. 00 коп., пени с 02.12.2017 по 13.12.2020 в размере 87 руб. 14 коп., всего в размере 1567 руб. 14 коп., а также государственной пошлины в размере 200 руб.

Согласно материалам административного дела судебного участка № 2 Тверской области № 2а-54/2022 налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №2 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию с ответчика недоимки по транспортному налогу и пени 14.01.2022, то есть в установленный законом срок.

Исковое заявление в связи с отменой судебного приказа налоговой инспекцией о взыскании с ответчика недоимки и пени по транспортному налогу было подано 24.03.2022 года, то есть до истечения шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

При таких обстоятельствах, административные требования заявлены в пределах срока, установленного законом.

Доводы административного ответчика о ненадлежащем уведомлении налогоплательщика о наличии у него задолженности по налогу, суд также находит не состоятельными.

Как следует из ч.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела Межрайонной ИФНС России № 2 по Тверской области в соответствии с действующим законодательством налогоплательщику были направлены через сервис личный кабинет налогоплательщика налоговые уведомления от 21.09.2017 № 55402496, от 15.08.2018 № 53800717, от 25.07.2019 № 47414809, от 03.08.2020 № 24712651 о необходимости уплаты транспортного налога за 2016-2019 за 2015-2019 годы в общей сумме 1480 руб.

Пунктами 2, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требования № 15605 от 30.07.2018 года со сроком уплаты до 17.09.2018, № 13303 от 08.07.2019 со сроком уплаты до 25.10.2019, № 34714 от 09.07.2019 со сроком уплаты до 28.10.2019, № 49742 от 25.12.2019 со сроком уплаты до 11.02.2020, № 34233 от 14.12.2020 со сроком уплаты до 15.01.2021 об уплате недоимки по налогам и пени направлены административным истцом ФИО1 через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» и получены налогоплательщиком соответственно 02.08.2018, 28.07.2019, 28.07.2019, 29.12.2019, 21.12.2020.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом скриншотами информационной базы данных налогового органа АИС Налог-3 о направлении уведомлений, требований.

Согласно сведениям, представленным межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области, в том числе списком пользователей личного кабинета информационного ресурса АИС Налог-3, ФИО1 является пользователем личного кабинета налогоплательщика для физических лиц с 20.08.2013 года. В представленных возражениях на административное исковое заявление, ФИО1 подтверждает и указывает, что действительно был подключен к личному кабинету налогоплательщика и ему были предоставлены логин и пароль от ЛК.

Налоговым органом, зарегистрировавшим пользователя ФИО1, является МИФНС России №2 по Тверской области. В июле 2021 года инспекцией была проведена работа по выявлению неактивных пользователей личного кабинета и их отключению. Личный кабинет налогоплательщика инспекцией был отключен 15.07.2021 в связи с тем, что ФИО1 им не пользовался с 01.01.2018 по день отключения.

При этом суд учитывает, что налоговые уведомления были выгружены в личный кабинет налогоплательщика, а требования об уплате налога и пени переданы ответчику также через личный кабинет в срок до 15.07.2021, то есть вышеуказанной даты временного отключения.

Доказательств того, что ФИО1 подавал заявление об отключении личного кабинета, равно как и подачи в налоговый орган уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе на свой почтовый адрес, не представлено.

Риск неполучения поступившей корреспонденции (уведомлений, требований и. т.п.) лежит на налогоплательщике, а сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (ст. 165.1 ГК РФ).

Оснований не доверять представленным истцом скриншотам информационной базы данных налогового органа АИС Налог-3, в том числе о направлении уведомлений, требований, списку пользователей личного кабинета, вопреки доводам административного ответчика, из материалов дела не усматривается. Указанные документы суд признает в качестве относимых и допустимых доказательств по делу, подтверждающих заявленные административные исковые требования.

С учетом указанного, а также в связи с отсутствием у налогового органа обязанности производить проверку получения налогоплательщиком направляемой ему корреспонденции, направление налоговых уведомлений и требований об уплате налогов за 2016-2019 годы через личный кабинет налогоплательщика ФИО1 расценивается судом как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. ст. 52, 69 НК РФ.

Расчет недоимки по транспортному налогу и пени проверен судом, является правильным. Размер транспортного налога и пени административным ответчиком не оспаривается.

Доказательств исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате транспортного налога и пени в соответствии с налоговыми уведомлениями и требованиями, суду не представлено.

Таким образом, административные исковые требования МИФНС России № 2 по Тверской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени подлежат удовлетворению в полном объеме, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2016-2019 года в размере 1480 рублей, пеня в размере 87 рублей 14 копеек, на общую сумму 1567 рублей 14 копеек.

В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая положения абзаца 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета, судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета Бежецкого района Тверской области. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины в силу требований п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Тверской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени - удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по <адрес> недоимку по транспортному налогу с физических лиц: налог за 2016-2019 года в размере 1480 рублей, пеня в размере 87 рублей 14 копеек, на общую сумму 1567 (одна тысяча пятьсот шестьдесят семь) рублей 14 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд Тверской области.

Решение в окончательной форме принято 06 мая 2022 года.

Председательствующий В.Е. Смирнова

Дело № 2а-163/2022 г.