ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1640/17 от 09.03.2017 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-1640/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 марта 2017 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации права,

УСТАНОВИЛ :

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РТ о признании незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности на трехкомнатную квартиру , фактический , расположенную на пятом этаже, в шестом подъезде, общей площадью 107,4 кв. м по СНиП 31-01-2003, в жилом доме <адрес>; решений об отказе в государственной регистрации права собственности на стояночное место, адресный номер площадью 16,8 кв. м, стояночное место, адресный номер площадью 17,2 кв. м, стояночное место, адресный номер , площадью 14,7 кв. м, расположенные в подвале подъезда и в жилом доме <адрес>.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Маг-Строй», действующего в интересах, от имени и за счет ООО Фирма «Свей» на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ, и административным истцом заключены договор участия в долевом строительстве квартиры, договор участия в долевом строительстве трех парковочных мест. В соответствии с условиями данных договоров, застройщик привлекает дольщика для долевого участия в строительстве многоэтажного многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес>. После получения разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома застройщик передает дольщику двухкомнатную квартиру , общей проектной площадью 106,2 кв. м, по цене <данные изъяты> рублей, а также стояночные места в блоке по цене <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и ООО Фирма «Свей» подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым застройщик передает дольщику трехкомнатную квартиру , общей проектной площадью 107,4 кв. м, по цене <данные изъяты> рублей. Договоры долевого участия в строительстве зарегистрированы в Управлении Росреестра по РТ ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и ООО Фирма «Свей» подписаны акты приема-передачи вышеуказанных квартиры и стояночных мест. Административный истец обратилась в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на данные объекты. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ административным истцом были получены сообщения об отказе в государственной регистрации права. Отказ мотивирован тем, что согласно ответам Следственного управления Следственного комитета России по РТ государственная регистрация невозможна, так как не представлены документы, подтверждающие легитимность сделок. При этом, не указано, какие именно документы следует представить. Позиция следственного органа обусловлена тем, что в отношении бывшего руководителя ООО Фирма «Свей» возбуждено уголовное дело. Административный истец считает, что необходимые для государственной регистрации документы были представлены и оснований для отказа в государственной регистрации не имеется.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена по указанному в административном иске адресу (л.д. 38).

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по РТ с административным иском не согласилась.

Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Маг-Строй», действующим от имени ООО Фирма «Свей» на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ (застройщик), и ФИО1 (дольщик) заключен договор участия в долевом строительстве, согласно которому застройщик после окончания строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес>, передает дольщику в собственность объект долевого строительства – двухкомнатную квартиру , общей проектной площадью 106,2 кв. м, расположенную на 5 этаже блока (п. 2.2).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО Фирма «Свей» и административным истцом подписано дополнительное соглашение , в соответствии с которым в характеристики квартиры, изложенные в п. 2.2 указанного договора, внесены изменения, с изложением в следующей редакции: квартира , общей проектной площадью 107,4 кв. м, расположенная на 5 этаже блока .

Также ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Маг-Строй», действующим от имени ООО Фирма «Свей» на основании агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ (застройщик), и ФИО1 (дольщик) заключен договор участия в долевом строительстве, согласно которому застройщик после окончания строительства многоэтажного многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: <адрес>, передает дольщику в собственность объект долевого строительства – стояночные места , , блока .

Акт приема-передачи квартиры и акты приема-передачи , , стояночных мест от ДД.ММ.ГГГГ подписаны административным истцом и конкурсным управляющим ООО фирма «Свей» ФИО4

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру, площадью 107, 4 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>.

В качестве основания для регистрации представлены: договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору участия в долевом строительстве, акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по РТ государственная регистрация была приостановлена на срок по ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и направлением запроса в Следственное управление Следственного комитета России по РТ руководителю 3-го отдела по расследованию особо важных дел ФИО5

Согласно ответу Следственного управления Следственного комитета России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ исх-, проведение государственной регистрации права собственности на квартиру , расположенную по адресу: <адрес>, невозможно, поскольку заинтересованными лицами не представлены исчерпывающие документы, подтверждающие легитимность сделки.

В соответствии с сообщением Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру, так как заявителем не представлены документы, подтверждающие легитимность сделки.

Также ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Управление Росреестра по РТ поданы заявления о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения (стояночные места) площадью 16,8 кв. м, площадью 17,2 кв. м, площадью 14,7 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>.

В качестве основания для регистрации представлены договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, акты приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ, , .

Согласно уведомлению Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация была приостановлена на срок по ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и направлением запроса в Следственное управление Следственного комитета России по РТ руководителю 3-го отдела по расследованию особо важных дел ФИО5

В соответствии с ответом Следственного управления Следственного комитета России по РТ от ДД.ММ.ГГГГ исх-, проведение государственной регистрации права собственности на нежилые помещения , , , расположенные по адресу: <адрес>, невозможно, поскольку заинтересованными лицами не представлены исчерпывающие документы, подтверждающие легитимность сделки.

Как следует из сообщений Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, , , административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на стояночные места, так как заявителем не представлены документы, подтверждающие легитимность сделки.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в регистрирующий орган и вынесения оспариваемых решений) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в регистрирующий орган и вынесения оспариваемых решений) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в регистрирующий орган и вынесения оспариваемых решений) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно ч. 5 ст. 25.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в регистрирующий орган и вынесения оспариваемых решений) на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, необходимыми в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, представляется один экземпляр - подлинник договора участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации данного права возвращается правообладателю.

Главы I - IV, статья 31 и глава VI Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» утратили силу с 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В судебном заседании установлено, что застройщик ООО Фирма «Свей» находится в стадии банкротства, и в этом случае в соответствии с частью 1 статьи 201.6 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования о передаче жилых помещений предъявляются и рассматриваются в порядке, установленном статьями 71 и 100 настоящего Федерального закона.

Согласно частям 3, 4, 5 статьи 201.6 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» требование о передаче жилого помещения, признанное обоснованным арбитражным судом, подлежит включению арбитражным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений.

Определение о включении требования о передаче жилого помещения в реестр требований о передаче жилых помещений или определение об отказе во включении указанного требования в такой реестр может быть обжаловано.

Участники строительства в части требований о передаче жилых помещений имеют право участвовать в собраниях кредиторов и обладать числом голосов, определяемым исходя из суммы, уплаченной участником строительства застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимости переданного застройщику имущества, а также размера убытков в виде реального ущерба, определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 201.7 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в реестр требований о передаче жилых помещений включаются следующие сведения:

1) сумма, уплаченная участником строительства застройщику по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, и (или) стоимость переданного застройщику имущества в рублях;

2) размер неисполненных обязательств участника строительства перед застройщиком по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, в рублях (в том числе стоимость непереданного имущества, указанная в таком договоре);

3) сведения о жилом помещении (в том числе о его площади), являющемся предметом договора, предусматривающего передачу жилого помещения, а также сведения, идентифицирующие объект строительства в соответствии с таким договором.

Однако определение арбитражного суда о передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства в регистрирующий орган также представлено не было.

Более того, как следует из пояснений представителя административного ответчика, запрос в Следственное управление Следственного комитета по РТ был сделан государственным регистратором в связи с возбуждением уголовного дела в отношении учредителя ООО Фирма «Свей» ввиду мошеннических действий с продажами квартир застройщиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца в регистрирующий орган и вынесения оспариваемых решений) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе

Суд считает, что при имеющихся обстоятельствах оснований для осуществления государственной регистрации права собственности на объекты долевого строительства у государственного регистратора не имелось, следовательно, оспариваемые решения являются законными.

Таким образом, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Росреестра по РТ об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации права оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд <адрес>.

Судья Приволжского

районного суда <адрес> Миннегалиева Р.М.