дело № 2а-1640/19г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2019 года г.Казань
Приволжский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,
при секретаре Егоровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО2, начальнику Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО3, заместителю начальника Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО4 о признании незаконными уведомлений и обязании устранить нарушения.
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Татарстан (далее по тексту – административный ответчик) о признании незаконными действий, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию перехода прав по договору дарения от 24.12.2018 в соответствии с заявлением № 16/096/301/2018-7999.
В обоснование административного иска указано, что супругу административного истца ФИО5 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. 24.12.2018 между административным истцом и ее супругом заключен договор дарения указанного земельного участка. С целью осуществления государственной регистрации перехода прав 24.12.2018 административный истец обратилась в Ново-Савиновский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с соответствующим заявлением. 11.01.2019 административный истец получила два уведомления о приостановлении государственной регистрации. Первое уведомление мотивировано тем, что не представлены все необходимые документы, второе – тем, что не представлены нотариально удостоверенные соглашение об определении долей между супругами либо брачный договор. С данными уведомлениями ФИО1 не согласна, полагает, что по смыслу действующего законодательства заявленный земельный участок не является совместно нажитым имуществом, поскольку получен бесплатно, а является единоличной собственностью её супруга. На земельном участке также не расположено каких-либо строений, которые можно было бы отнести к совместно нажитому имуществу и которые подлежали бы разделу.
Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве административных ответчиков – государственный регистратор Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО2, начальник Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО3, заместитель начальника Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО4; в качестве заинтересованного лица – супруг административного истца ФИО5
Административный истец и её представитель ФИО6 в судебное заседание явились, уточнив требования, просили признать незаконными уведомления от 11.01.2019 о приостановлении государственной регистрации по заявлению № 16/096/301/2018-7999, вынесенные государственным регистратором ФИО2, начальником Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО3, заместителем начальника Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО4, обязав данных должностных лиц устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1 и осуществить государственную регистрацию перехода прав (л.д. 81).
Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Республике Татарстан с уточненными административными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Административные ответчики – государственный регистратор Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО2, начальник Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО3, заместитель начальника Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО4 не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
До судебного разбирательства указанные административные ответчики представили заявления о рассмотрении дела без их участия, в котором также сообщили, что с предъявленными требованиями не согласны, просили в удовлетворении административного иска отказать (л.д. 38, 77, 79).
Заинтересованное лицо ФИО5 сообщил, что полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положением части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1).
Согласно частям 3, 4, 5, 6 указанной статьи, государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1, пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: … договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав изложены в статье 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 5 части 1 и части 2 указанной статьи, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ административный истец состоит в браке с ФИО5 Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости супругу административного истца на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
24.12.2018 между супругами заключен договор дарения, согласно которому ФИО5 безвозмездно передал (подарил) административному истцу данный земельный участок.
В этот же день ФИО1 с супругом обратились в Ново-Савиновский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан с заявлениями № 16/096/301/2018-7999 о государственной регистрации права собственности (перехода права) на земельный участок, представив вышеуказанный договор.
Согласно уведомлениям государственного регистратора ФИО2 и поступившим в адрес административного истца уведомлениям за подписями начальника Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО3, заместителя начальника Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО4 от 11.01.2019, государственная регистрация приостановлена на срок до 11.04.2019.
Основанием для приостановления послужило то, что ФИО7 вместе с договором дарения от 24.12.2018 не представлено соглашение об определении долей между супругами или брачный договор в нотариальной форме.
В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Согласно части 1 статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Частью 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Согласно части 2 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации, общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. Соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака, должно быть нотариально удостоверено.
В рассматриваемом случае земельный участок приобретен супругом административного истца в период брака на основании государственного акта от 27.09.1995 №.
Из государственного акта № следует, что земельный участок размером <данные изъяты> кв.м. в <адрес> предоставлен ФИО5 в пожизненно наследуемое владение (л.д. 11, 12).
Впоследствии на основании указанного выше государственного акта – 25.12.2017 произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок за ФИО5 В рассматриваемый период ФИО8 состояли в браке.
Доводы стороны административного истца о том, что земельный участок был предоставлен ФИО5 органом местного самоуправления безвозмездно, не свидетельствует о том, что данный земельный участок является его личной собственностью, а не относится к совместно нажитому имуществу супругов.
Так, согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают, в том числе: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, законодатель разграничивает в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей договоры (сделки) и акты государственных органов, органов местного самоуправления и не относит последние к сделкам, в том числе безвозмездным. Бесплатная передача земельного участка одному из супругов во время брака на основании акта органа местного самоуправления не может являться основанием его отнесения к личной собственности этого супруга.
Поскольку право на земельный участок возникло у супруга административного истца не на основании безвозмездной сделки, то его отнесение к личной собственности ФИО5 в порядке статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации противоречит положениям действующего законодательства.
Следовательно, земельный участок, о государственной регистрации права собственности (перехода права) на который подано заявление, является совместной собственностью административного истца и ее супруга, а требования должностных лиц регистрирующего органа о предоставлении соглашения об определении долей между супругами либо брачного договора в нотариальной форме обоснованными и соответствующими закону.
При таких обстоятельствах заявленные ФИО1 административные исковые требования об оспаривании уведомлений от 11.01.2019 о приостановлении государственной регистрации по заявлению № 16/096/301/2018-7999 и обязании устранить допущенные нарушения подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО2, начальнику Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО3, заместителю начальника Ново-Савиновского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО4 о признании незаконными уведомлений от 11.01.2019 о приостановлении государственной регистрации по заявлению № 16/096/301/2018-7999, обязании устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и осуществить государственную регистрацию перехода прав отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Д.И. Галяутдинова