ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1640/20 от 05.08.2020 Канского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2а-1640/2020

УИД 24RS0024-01-2020-001553-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 августа 2020 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Блошкиной А.М.,

при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о признании незаконным Постановления Администрации г. Канска №1009 от 09.11.2017 г. (в редакции от 16.01.2019 г.) в части установленного срока отселения жильцов из жилого дома с последующим сносом жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что Постановлением Администрации г. Канска № 1009 от 09.11.2017 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п.п. 2,3 собственникам многоквартирного дома надлежит произвести отселение граждан и вывести дом из эксплуатации посредством сноса в срок до 01.12.2021 года (в редакции от 16.01.2019 г.). Прокурор считает, что сроки, определенные постановлением № 1009 от 09.11.2017 г. (в редакции от 16.01.2019 г.), установлены без учета технического состояния жилого дома, который представляет в настоящее время угрозу для жителей. Столь длительный срок (до 01.12.2021 г.) расселения нельзя признать разумным, в связи с чем, прокурор просит признать незаконным п. 2 и п. 3 постановления администрации города Канска № 1009 от 09.11.2017 г. (в редакции от 16.01.2019 г.) в части установленного срока выводы жилого дома из эксплуатации и отселения граждан из жилого дома с последующим его сносом, а также возложить на администрациюг. Канска не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу изменить п.2, п.3 постановления в части установленного срока вывода жилого дома из эксплуатации и отселения граждан, определив срок до 01.12.2020 г., с учетом заключения специалиста Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 04.06.2020 г.

В судебном заседании представитель процессуального истца – ст. помощник Канского межрайонного прокурор Здоровова Г.С. требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Администрации г. Канска Кейдюк Н.Г. в судебном заседании участия не принимала, направив к дате его проведения отзыв на иск, в котором в иске просила отказать, полагая, что сроки, определенные постановлением № 1009 от 09.11.2017 г. (в редакции от 16.01.2019 г.) являются разумными и объективными.

Представитель заинтересованного лица – Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, в лице Территориального подразделения по Восточной группе районов, в судебном заседании также участия не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, заслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, суд при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

В соответствии с требованиями главы 22 КАС РФ суд по заявлению заинтересованных лиц вправе проверить соответствие постановления органа местного самоуправления требованиям закона и в случае установления нарушения прав административного истца принять одно из указанных в статье 227 КАС РФ решений.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Согласно п. 7 Положения решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно абзацу 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как установлено в судебном заседании, Постановлением Администрации г. Канска от 09.11.2017 г. №1009 многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п.2, п.3 указанного Постановления, собственникам многоквартирного жилого дома по данному адресунадлежит произвести отселение граждан и вывести дом из эксплуатации посредствам сноса в срок до 2022 года (л.д.7).

По заключению № 30 от 13.10.2017 г. в отношении жилого дома по адресу: <адрес> межведомственная комиссия приняла заключение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с износом строительных конструкций 74%.

Согласно заключению ООО «Холдинг-Центр» от 2016 года, по результатам обследования состояния строительных конструкций жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе обследования жилого дома было установлено, что строительные конструкции здания, а именно фундаменты, наружные и внутренние стены, перекрытие, конструкция крыши, пола находятся в аварийном состоянии. Несущие конструкции жилого дома подвержены деформациям, гниению и интенсивно разрушаются. Инженерные сети (электроснабжение) имеют высокий физический износ. Эксплуатация здания в нынешнем состоянии недопустима.

При продолжении эксплуатации жилого дома в нынешнем состоянии будет происходить дальнейшее разрушение его конструктивных элементов и их обязательное обрушение. Учитывая срок эксплуатации дома (33 года), степень износа строительных конструкций (74%), их техническое состояние, дом рекомендуется признать аварийным и непригодным к дальнейшей эксплуатации, строительные конструкции угрожают жизни и здоровью людей.

По данному основанию, решением Канского городского суда по делу № 2а-2625/2018 административное исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о признании незаконным постановления администрации г. Канска от 09.11.2017 №1009 в части установленного срока отселения жильцов из жилого дома с последующим сносом жилого дома было удовлетворено частично, были признаны незаконными пункт 2 постановления администрацииг. Канска №1009 от 09.11.2017 в части установленного срока вывода жилого дома из эксплуатации в срок до 2022 года, и пункт 3 в части установленного срока отселения граждан из жилого дома, до начала указанных выше мероприятий, с последующим сносом жилого дома, с возложением на Администрацию г. Канска обязанности не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу, вновь рассмотреть вопрос об установлении сроков вывода жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, из эксплуатации, и отселения граждан из жилого дома, с последующим сносом жилого дома, установив разумный срок для этого, с учетом фактического состояния строительных конструкций жилого дома, и сообщить о результатах исполнения судебного акта в течение одного месяца в суд и Канскому межрайонному прокурору.

С учетом указанного решения суда и в рамках его исполнения, Администрация г. Канска вынесла Постановление № 16 от 16.01.2019 г. «О внесении изменений в постановление от 09.11.2017 г. № 1009», которым внесла в Постановление № 1009 от 09.11.2017 г в части сроков, оговоренных в п.п. 2 и 3 соответственно –слова «до 2022 года» были заменены на слова «до 01.12.2021 года».

Вместе с тем, ссылаясь на заключение ООО «Холдинг-Центр» от 2016 года, сделанное 4 года тому назад, а также учитывая сделанное специалистом Территориального подразделения по Восточной группе районовСлужбы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, заключение от 04.06.2020 г. по результатам осмотра технического состояния указанного многоквартирного дома, согласно которому многоквартирный дом по адресу: <адрес>, находится в технически неисправном аварийном состоянии и непригодным для проживания состоянии, эксплуатация в нынешнем техническом состоянии не рекомендуется, процессуальный истец просит судпризнать незаконным п. 2 и п. 3 постановления администрации города Канска № 1009 от 09.11.2017 г. (в редакции от 16.01.2019 г.) в части установленного срока выводы жилого дома из эксплуатации и отселения граждан из жилого дома с последующим его сносом, а также возложить на администрацию г. Канска не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу изменить п.2, п.3 постановления в части установленного срока вывода жилого дома из эксплуатации и отселения граждан, определив срок до 01.12.2020 г.

Разрешая заявленные требования административного истца, суд исходит из того, что установленный срок отселения собственников и нанимателей жилых помещений и сноса многоквартирного дома является предельным, а орган местного самоуправления, реализуя возложенные на него полномочия, обязан принимать меры по ликвидации аварийных домов, как создающих угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих в этих домах, в максимально кратчайшие сроки, с учетом обстоятельств, в тоже время действующим законодательством конкретная длительность срока для сноса домов не определена.

Оценив обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что определенные Постановлением № 1009 от 09.11.2017 г. (в редакции от 16.01.2019 г.) сроки сноса и отселения жильцов до 01.12.2021 года - нельзя признать разумными, поскольку столь длительный срок отселения и сноса нарушает права и интересы жильцов указанного дома, так как фактически представляет опасность для их жизни и здоровья по причине критического состояния дома и может причинить вред.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что установленный в Постановлении Администрации № 1009 от 09.11.2017 г. (в редакции от 16.01.2019 г.) срок сноса и расселения жильцов указанного многоквартирного жилого дома до 01.12.2021 года не может быть расценен как разумный срок, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, в связи с чем, нахождение в данном доме является опасным для граждан, так как имеется реальная опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, при этом, органом местного самоуправления должны быть приняты эффективные меры к расселению дома, с его последующим сносом.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым признать незаконными и отменить пункты 2 и 3 постановления № 1009 от 09.11.2018 «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу», с учетом изменений, внесенных Постановлением № 16 от 16.01.2019 г. «О внесении изменений в постановление от 09.11.2017 г. № 1009» в части установления срока отселения граждан в указанном многоквартирном и установления срока сноса (вывода из эксплуатации) указанного многоквартирного дома до 01.12.2021 года.

Также суд соглашается с требованием административного истца в части установления сроков отселения жильцов и сноса дома (вывода из эксплуатации) до 01.12.2020г., учитывая правовое регулирование указанного вопроса.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения всоответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Так, в соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Суд при этом исходит из того, что согласно пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В то же время, согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 г., решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сносадома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Данная позиция, в частности, отражена в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2019 № 88-1485/2019.

Согласно ч. 1.1, 2.3 ст. 161 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имуществафизических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию срок расселения дома, расположенного по адресу: <адрес>, изменить на более короткий и разумный, исходя из того, что материалами дела достоверно установлено, что указанный многоквартирный дом в настоящее время представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния.

Разумным сроком расселения указанного дома суд считает срок, заявленный процессуальным истцом – до 01.12.2020 года, в связи с чем обязывает Администрацию г. Канска в срок 1 месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу, установить дату расселения многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес> – до 01.12.2020 г.

Доводы представителя административного ответчика о том, что срок расселения граждан из указанного многоквартирного дома до 01.12.2021 г. является разумным и обоснованным, суд отклоняет, поскольку многоквартирный дом по адресу: <адрес>, на текущий момент времени объективно предоставляет опасность для жизни и здоровья лиц, в нем проживающих, по причине аварийного состояния.

Таким образом, учитывая, что совокупностью доказательств подтверждена опасность проживания в доме для жизни и здоровья с учетом значительного износа конструкций дома, а жилые помещения, которые не соответствует санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ), суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о признании незаконным постановления администрации г. Канска от 09.11.2017 №1009 (в редакции от 16.01.2019 г.) в части установленного срока отселения жильцов из жилого дома с последующим сносом жилого дома – удовлетворить.

Признать незаконным пункт 2 Постановления Администрации г. Канска №1009 от 09.11.2017 г. (в редакции Постановления № 16 от 16.01.2019 г. «О внесении изменений в постановление от 09.11.2017 г. № 1009») в части установленного срока вывода жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, из эксплуатации в срок до 01.12.2021 года.

Признать незаконным пункт 3 постановления администрации г. Канска № 1009 от 09.11.2017 г. (в редакции Постановления № 16 от 16.01.2019 г. «О внесении изменений в постановление от 09.11.2017 г. № 1009») в части установленного срока отселения граждан из жилого дома, расположенного по адресу: г. Канск, мкр. Солнечный, д. 55/5, до начала указанных выше мероприятий, с последующим сносом жилого дома до 01.12.2021 года.

Обязать администрацию г. Канска не позднее месяца с момента вступления решения суда в законную силу, изменить пункты 2 и 3 Постановления Администрации г. Канска № 1009 от 09.11.2017 г. (в редакции Постановления № 16 от 16.01.2019 г. «О внесении изменений в постановление от 09.11.2017 г. № 1009»), в части установленного срока вывода жилого дома из эксплуатации и отселения граждан, определив указанные сроки до 01.12.2020 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Блошкина А.М.

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2020 года.