ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1640/2023 от 17.07.2023 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело №2а-1640/2023

УИД: 30RS0004-01-2023-001829-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2023 г. г. Астрахань

Трусовский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой Н.С.,

при секретаре Боброве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Трусовского районного суда г. Астрахани, расположенного по адресу: <адрес> административное дело №2а-1640/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, обосновав свои требования тем, что прокуратурой города проведены проверки по обращениям жильцов жилых домов, расположенных по адресам: <адрес> о нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно подтопления подвалов жилых домов, а также придомовой территории сточными водами. По информации председателя ТСЖ «1-й Депутатский» Сорокина А.Г. капитальный ремонт на центральной сети холодного водоснабжения не производится, а прочистка канализации МУП г.Астрахани «Астрводоканал» осуществляется не регулярно. Учитывая указанное бездействие, граждане постоянно и временно проживающие на территории Трусовского района г.Астрахани по указанным адресным ориентирам лишены возможности пользоваться коммунальной услугой «водоотведение» надлежащего качества, нарушаются права граждан на благоприятные условия проживания.

При указанных обстоятельствах прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Город Астрахань», МУП г.Астрахани «Астрводоканал», выразившиеся в непринятии мер по обеспечению надлежащего водоотведения в микрорайоне Военный городок Трусовского района г. Астрахани, а также обязать администрацию МО «Город Астрахань», МУП г.Астрахани «Астрводоканал» обеспечить круглосуточное, бесперебойное водоотведение на территории многоквартирного дома <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего сферу водоотведения на территории Российской Федерации, в том числе посредством проведения ремонтных работ по ликвидации провалов глубинной самотечной канализации, а также разрушения железобетонных труб вследствие агрессивного коррозийного воздействия канализационных стоков и грунтовых вод по адресным ориентирам: <адрес>.

Представитель административного истца помощник прокурора Трусовского района г. Астрахани Насонов С.С. поддержал заявленные требования в части предъявленных требований к администрации МО «Город Астрахань» и с указанием адресных ориентиров 3-я Керченская, д.56 А. В остальной части отказался от иска к ответчику МУП г.Астрахани «Астрводоканал».

Представитель административного ответчика администрации МО «Город Астрахань» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Направил в адрес суда отзыв на иск.

Представитель МУП г. Астрахани «Астрводоканал» Павлова О.В. просила отказать в удовлетворении административного иска.

Заинтересованное лицо УКХБ администрации МО «Городской округ г.Астрахань» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ТСЖ «1-й Депутатский» Сорокин А.Г. в судебное заседание не явился. В судебном заседании 14.07.2023г. требования иска поддержал.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом вынесено определение о прекращении производства по иску к МУП г.Астрахань» «Астрводоканал», в связи с отказом от иска.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения в области водоснабжения и водоотведения на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон 416-ФЗ).

В соответствии с п. 1ст. 10 Закона 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999 года утверждены «МКД 3-02-.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» (далее по тексту – Правила №168).

Целью Правил №168 является предотвращение поступления во внешнюю среду недостаточно очищенных сточных вод, обеспечение охраны окружающей среды от загрязнения, повышение эффективности, надежности и качества работы системы и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, улучшение организации управления и эксплуатации этих систем.

Согласно п. 3.1.1. Правил №168 одной из основных задач служб эксплуатации систем водоотведения является обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации – канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций.

На основании указанных Правил, служба эксплуатации сети осуществляет проведение технических осмотров сети, выполнение текущих и капитальных ремонтов сети и ликвидации аварий.

В силу п. п. 3.2.43, 3.2.44 Правил №168 авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и разливом их на территорию. Аварии подлежат внеочередному устранению. При возникновении аварии должны быть выполнены срочные ремонтно-восстановительные работы.

В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в границах городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что сети самотечной канализации по <адрес> находятся в хозяйственном ведении МУПг.Астрахани «Астрводоканал» и состоят на балансе данного предприятия.

По информации МУП г.Астрахани «Астрводоканал» система водоотведения по по <адрес> в настоящее время работает, однако имеется провал на глубинной самотечной канализации.

Исходя из акта от 14.07.2023г. при проведении обследования по адресу <адрес> сеть водоотведения работает в штатном режиме, разливов не обнаружено. По адресному ориентиру 5-я Керченская установлена временная перекачивающая насосная станция, обеспечивающая бесперебойное водоотведение в т.ч. на <адрес>

При этом, обстоятельства установления временной насосной станции для перекачки стоков с аварийного участка подтверждаются пояснениями в судебном заседании 14.07.2023г. представителя ТСЖ «1-й Депутатский» Сорокиным А.Г.

Согласно ответу главы МО «Город Астрахань» О.А.Полумордвинова от 15.08.2022г. Самотечная сеть глубинной канализации работает на КНС -42 по <адрес> А, на которой имеется «провал», в связи с чем возникает аварийная ситуация на сети водоотведения по <адрес>. Работы по устранению провала силами МУП г.Астрахани «Астрводоканал» не представляется возможным. В рамках реализации инфраструктурного проекта «Развитие Астраханской агломерации» в 2022-2023 г. запланированы мероприятия по устранению «провала».

Из пояснений представителя МУП г. Астрахани «Астрводоканал» установлено, что в настоящее время сеть по 3-я Керченская, 56 А г.Астрахани передана по Соглашению №1 в рамках муниципального контракта №83 от 5.08.2022г. переданы УКС администрации г.Астрахани.

Постановлением Правительства Астраханской области от 30.11.2021 № 549-П утвержден детализированный перечень мероприятий по реконструкции сетей водопровода и канализации в рамках реализации инфраструктурного проекта "Развитие Астраханской агломерации", отобранного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации", за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита» (далее – детализированный перечень мероприятий).

При этом в детализированный перечень мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурных проектов, отобранных в соответствии с постановлением правительства РФ от 14.07.2021 №1189 включены работы по капитальному ремонту участка сети самотечной канализации по <адрес>.

Распоряжением администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 01.10.2021 №1738-р утвержден план мероприятий по реализации инфраструктурного проекта на территории муниципального образования «Город Астрахань».

Согласно муниципальному контракту №83 от 05.08.2022г. УКС администрации МО «город Астрахань» заключен контракт на выполнение работ на реализацию мероприятий по капитальному ремонту сетей водоснабжения и водоотведения, включая подготовку проектной документации участков сетей водоснабжения и водоотведения МУП г.Астрахани «Астрводоканал», в том числе «Самотечная канализация от ул.Депутатская до КНС №42 по <адрес>». Срок выполнения контракта 15.11.2023г.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 9 статьи 229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Исходя из представленных документов следует, что административным ответчиком принимаются необходимые меры для восстановления работоспособности сетей канализации по спорному адресу, однако на реализацию данных мероприятий необходимо выделение значительного объема денежных средств, разработка проектно-сметной документации, проведение процедуры закупки на выполнение работ, заключение муниципального контракта.

Согласно представленным документам, выполнение ремонтных работ запланировано на ноябрь 2023 года.

При указанных обстоятельствах, с учетом представленных доказательств, требования административного истца в части признания незаконным бездействия администрации МО «Город Астрахань», выразившееся в непринятии мер по обеспечению надлежащего водоотведения на территории микрорайона Военный городок Трусовского района г.Астрахани удовлетворению не подлежат.

Принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых администрацией не исполнены возложенные на нее обязательства, с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального образования «Город Астрахань» обязанности обеспечить круглосуточное, бесперебойное водоотведение на территории многоквартирного <адрес><адрес>, в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего сферу водоотведения на территории Российской Федерации, в том числе посредством проведения ремонтных работ по ликвидации провалов глубинной самотечной канализации, а также разрушения железобетонных труб вследствие агрессивного коррозийного воздействия канализационных стоков и грунтовых вод по адресным ориентирам: <адрес><адрес> течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения по делу в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенное нарушение, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» обеспечить круглосуточное, бесперебойное водоотведение в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего сферу водоотведения на территории Российской Федерации, в том числе посредством проведения ремонтных работ по ликвидации провалов глубинной самотечной канализации, а также разрушения железобетонных труб вследствие агрессивного коррозийного воздействия канализационных стоков и грунтовых вод по адресным ориентирам: <адрес>. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20.07.2023г.

Судья Н.С.Иноземцева