ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1641/2022 от 16.06.2022 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-1641/2022

24RS0013-01-2022-000283-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2022 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Слободчиковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Краснорского края», администрации Емельяновского района Красноярского края о признании действий незаконными, обязании совершения действий,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» (далее по тексту – МКУ «УправЗем»), в котором просил признать незаконными уведомления от ДД.ММ.ГГГГн и н о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства параметров объекта установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта на земельном участке, возложив на административного ответчика обязанность выдать истцу уведомление о соответствии объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения на земельных участках с кадастровым номером и с кадастровым номером .

Требования административного иска мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Данные земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился к административному ответчику с уведомлениями о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на данных земельных участках, по результатам рассмотрения которых ответчик направил заявителю уведомление о несоответствии объекта установленным параметрам и /или допустимости его размещения от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ мотивирован тем, что земельные участки попадают в границы объекта выявленного культурного наследия, в связи с чем необходимо предоставление согласования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в Службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края о согласовании строительства. По результатам рассмотрения обращения заявителю сообщено о том, что согласование работ в границах достопримечательных мест не входит в компетенцию Службы. На повторное обращение в МКУ «УправЗем» с уведомлением о согласовании строительства, ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, аналогичной полученному ранее, сославшись на то, что при рассмотрении обращения ФИО1, МКУ «УправЗем» в адрес Службы направлен запрос о предоставлении информации по установленным регламентам использования территории, ответ на который не получен. Отказ в согласовании строительства административный истец считает незаконным, не соответствующим положениям ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ. Ссылка ответчика на ответ Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, несостоятельна. Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ не содержат указания на несоответствие строительства градостроительным регламентам, либо виду разрешенного использования земельных участков. В настоящее время какие-либо требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, иные требования к видам хозяйственной деятельности не установлены, в документы территориального планирования, градостроительные регламенты изменения не внесены.

В процессе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Емельяновского района Красноярского края.

В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков – МКУ «УправЗем» и администрации Емельяновского района ФИО2, действующая на основании доверенностей, предъявив документ о высшем юридическом образовании, требования административного иска ФИО1 не признала, пояснила, что приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края №591 от ДД.ММ.ГГГГ, достопримечательное место «Дрокинская гора» включено в Перечень выявленных объектов культурного наследия; приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края №592 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора», и принадлежащие ФИО1 земельные участки расположены в границах территории выявленного объекта культурного наследия. Земельные участки в утвержденных границах указанных территорий относятся к землям историко-культурного назначения. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается достопримечательное место, не позволяет принять решение о разрешении строительства без согласования с компетентными органами по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. Такое согласование от Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края не получено, в связи с чем орган местного самоуправления не имеет возможности выдать ФИО1 иное уведомление. По данным градостроительной документации муниципального образования Солонцовский сельсовет, принадлежащие ФИО1 земельные участки расположены в зоне Ж, предназначены для размещения жилой застройки, но в связи с изменением статуса территории, строительство невозможно. До настоящего времени изменения в градостроительную документацию муниципального образования не внесены.

Представитель заинтересованного лица - Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения от 06.05.2022, в которых указал, что Приказом Службы от 20.10.2020 № 523 «О включении объекта в реестр», объект культурного наследия регионального значения «Дрокинская гора», 06.01.1920, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждены предмет охраны и границы территории указанного объекта. КГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края» разработан Проект требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Объекта, в отношении которого в настоящее время проводится государственная историко-культурная экспертиза. После предоставления в Службу положительного заключения экспертизы в отношении Проекта, а также принятия Службой решения о согласии с выводами, изложенными в заключении названной экспертизы, Службой будет издан приказ об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта.

Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В силу части 1 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений.

Согласно статьи 56.4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места.

В целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места, органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 3 статьи 5.1 настоящего Федерального закона, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничения использования лесов и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 9 части 1 статьи 51.1 названного Кодекса.

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (часть 6 статьи 51.1 ГрК РФ).

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление об их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).

Согласно части 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в том числе, в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Карта градостроительного зонирования является составной частью правил землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), на которой отображаются границы территориальных зон (часть 4 названной статьи), в том числе в обязательном порядке границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как установлено в судебном заседании и следует из выписок из ЕГРН, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 645 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, район <адрес> (л.д. 31-33), а также земельного участка с кадастровым номером площадью 635 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 34-36).

Согласно выписок из ЕГРН, ДД.ММ.ГГГГ в Реестр внесены сведения о том, что принадлежащие ФИО1 земельные участки и полностью расположены в границах зоны с особыми условиями использования территории и имеют ограничения в использовании участка в пределах зоны: в границах территории объекта культурного наследия действуют ограничивающие мероприятия, связанные с особенностями проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. На основании ст. 5.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на территории объекта культурного наследия устанавливаются следующие требования: в границах территории объекта культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства, возведение временных строений и сооружения; увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника ограждений, использование в качестве ограждающих конструкций сплошных металлических, металлопластиковых листов, бетона; снос, разрушение объекта культурного наследия в целом или отдельных его частей; изменение традиционных характеристик объекта, влекущее за собой причинение вреда в виде реального ущерба и (или) умаление его исторической ценности, проведение земляных, строительных иных работ, не связанных с сохранением объекта культурного наследия и его историко-градостроительной среды; размещение любых рекламных конструкций; свалка мусора, бытовых отходов

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в МКУ «УправЗем» с уведомлениями о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровым номером (л.д. 11-12) и с кадастровым номером (л.д. 17-18).

Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, достопримечательное место «Дрокинская гора» включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия (вид объекта – достопримечательное место, общая видовая принадлежность объекта – памятник истории). Указано, что Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора», ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, гора Дрокинская, северные и восточные отроги от урочища Мысы до урочища Малый Тустуй по обеим берегам реки Кача, и земельные участки и расположены в границах территории объекта культурного наследия «Дрокинская гора». В целях выявления требований к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, к использованию объекта культурного наследия, к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, необходимо представить согласование Службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> (л.д. 14-16, 20-22).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в адрес руководителя Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края направлено заявление о согласовании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках и (л.д. 23).

Ответом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено, что требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места учитываются в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых Правилами землепользования и застройки муниципальных образований. Кроме того, сообщено, что согласование работ в границах достопримечательных мест в компетенцию Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края не входит (л.д. 24).

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно обратился в МКУ «УправЗем» с уведомлениями о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровым номером и с кадастровым номером , по результатам рассмотрения которых ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлены уведомления о несоответствии указанных в уведомлениях параметров объекта установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (л.д. 25-27, 28-30), приведя в обоснование отказа доводы, аналогичные доводам, приведенным в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что в соответствии с п. 4 ст. 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, может привести к ухудшению состояния данного объекта, соответствующим органом охраны данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия; к использованию объекта культурного наследия; к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия. ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УправЗем» в Службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края направлен запрос о предоставлении информации по установленным регламентам использования территории, ответ на который не получен.

Из представленных в дело материалов следует, что обращение МКУ «УправЗем» от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края лишь ДД.ММ.ГГГГ; заявителю сообщено, что Проект требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории Объекта культурного наследия регионального значения «Дрокинская гора» разработан КГКУ «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края», однако государственная историко-культурная экспертиза проекта не проведена. После предоставления в Службу положительного заключения экспертизы в отношении Проекта, а также принятия Службой решения о согласии с выводами, изложенными в заключении названной экспертизы, Службой будет издан приказ об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта.

Таким образом, исходя из совокупности представленных в дело материалов, уполномоченным органом до настоящего времени не утверждены нормативные правовые акты, содержащие требования к градостроительным регламентам и к осуществляемой деятельности в границах объекта культурного наследия регионального значения «Дрокинская гора», ограничивающие права собственников по использованию и распоряжению принадлежащими им земельными участками.

Доказательств направления органом местного самоуправления уведомления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края для согласования строительства, не представлено.

Имеющееся в деле сообщение Службы от ДД.ММ.ГГГГ дано на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, в то время, как уведомление ФИО1 о планируемом строительстве было подано в МКУ «УправЗем» ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В ходе слушания дела судом, установлено, что в соответствии с утвержденным генеральным планом МО Солонцовский сельсовет, а также правилами землепользования и застройки Солонцовского сельсовета, утвержденного Решением Солонцовского сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГР, земельные участки и относятся к землям населенного пункта, территориальная зона-Ж, исходя из чего, лицо, законно владеющее данными земельными участками, вправе возводить на нем строения в соответствии с территориальной зоной.

Также абз. 4 п.2 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

На момент рассмотрения дела судом каких–либо изменений в Генеральный план муниципального образования Солонцовский сельсовет и Правила землепользования и застройки, которые бы ограничивали возможность застройки указанных участков, не вносились.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо; указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, суд приходит к выводу о непредоставлении административным ответчиком достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для направления ФИО1 уведомлений о несоответствии планируемого строительства, поскольку требования к градостроительным регламентам в границах спорной территории до настоящего времени не установлены, следовательно, отсутствуют правовые основания для выводов об установлении ограничений по строительству на принадлежащих административному истцу земельных участках, включенных в границы объекта культурного наследия, позволяющие уполномоченному органу принимать решения об отказе в выдаче разрешения на строительство на участках по этому основанию.

В отсутствие доказательств обоснованности оспариваемых административным истцом уведомлений, учитывая, что в силу ст. 226 КАС РФ именно на административных ответчиках лежит бремя доказывания правомерности их действий и соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд находит, что оспариваемые ФИО1 уведомления административного ответчика о несоответствии планируемого строительства установленным параметрам, являются формальными.

В целях восстановления прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым возложить на административных ответчиков обязанность вернуться к рассмотрению уведомлений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, и дать мотивированные уведомления на них.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования административного искового заявления ФИО1 к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края о признании действий незаконными, обязании совершения действий, удовлетворить.

Признать незаконными Уведомления МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» от ДД.ММ.ГГГГн и от ДД.ММ.ГГГГн о несоответствии указанных ФИО1 в уведомлениях о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» повторно рассмотреть уведомления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о планируемом строительстве и дать заявителю мотивированный ответ в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения (20.06.2022).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко