ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1641/2022 от 24.05.2022 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

УИД 23RS0номер-86 К делу номера-1641/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

24 мая 2022 года Лазаревский районный суд

в составе:

судьи Даракчяна А.А.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Лазаревского внутригородского района город-курорт Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Лазаревского внутригородского района , в котором просит признать необоснованным отказ администрации Лазаревского внутригородского района город-курорт Сочи, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГномер.01-72.П-88/22; обязать администрацию Лазаревского внутригородского района города-курорта Сочи заключить с ФИО2 договор купли-продажи без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:206, для индивидуального жилищного строительства по адресу: , мкр. Вардане, в районе пансионата «Шексна», уч. 1.

В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4 с одной стороны и ФИО2 с другой стороны, ей были переданы права и обязанности по договору о предоставлении земельного участка в аренду по результатам торгов номер от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка площадью 560 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0121002:206, для индивидуального жилищного строительства по адресу: , мкр. Вардане, в районе пансионата «Шексна», уч. номер. Земельный участок расположен в зоне Ж-2 (зона малоэтажной застройки коттеджного и блокированного типа до 4 этажей), в соответствии с ПЗиЗ, в экономико-планировочной зоне Г-1, категория земель - земли населенных пунктов. Указанный договор аренды земельного участка, предоставленного в пользование по результатам торгов номер от ДД.ММ.ГГГГ, заключен в соответствии с Протоколом о результатах торгов (аукциона) номер от ДД.ММ.ГГГГ. Аренда зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации номер. Указанный договор после проведения правовой экспертизы в установленном законом порядке был зарегистрирован в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по. На указанном земельном участке, она в соответствии с разрешением на строительство своими силами возвела правомерный 2-х этажный индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 23:49:0121002:1850, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: . С целью восстановления принципа единства судьбы земельных участков и расположенным на них объектов недвижимого имущества она ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке, посредством МАУ МФЦ обратилась в Администрацию Лазаревского внутригородского района с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов». Решением административного ответчика, изложенным в письменной форме ДД.ММ.ГГГГ за номер.П-612/21, ей было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГномер по тем основаниям, что «согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от ДД.ММ.ГГГГномер Э, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121002:206 расположен в границах документации по планировке территории объекта "Проект планировки и проект межевания территории города-курорта Сочи в районе , пер. Огородного, в рамках мероприятия "Документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для предоставления земельных участков многодетным семьям" городской целевой программы "Программа социально-экономического развития на 2009-2013 годы", утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГномер». На ее обращение в департамент Архитектуры градостроительства и Благоустройства Администрации от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений в вхождении находящегося у нее в аренде земельного участка в проект межевании территории, Департамент в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГномерП-1831/21 сообщил, что в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121002:206 поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, он как ранее образованный не участвовал в проекте межевания территории и не образовывался в соответствии с утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГномер документацией по планировке территории.

Административный истец - ФИО2 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела. Ее представитель по доверенности – ФИО5 в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курортпо доверенности – ФИО6 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в возражении на административный иск просила рассмотреть дело в ее отсутствие, отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что согласно сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГномер, полученных в ходе межведомственного информационного взаимодействия, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121002:206 утверждена документация по планировке территории «Документация по планировки территории города- курорта Сочи в районе , пер. Огородного, для предоставления земельных участков многодетным семьям «Программа социально- экономического развития на 2009 - 2013 годы» (Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГномер).

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они были надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, а также представленные письменные доказательства, суд находит требования ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО4 с одной стороны и ФИО2 с другой стороны, ФИО2 были переданы права и обязанности по договору о предоставлении земельного участка в аренду по результатам торгов номер от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка площадью 560 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0121002:206, для индивидуального жилищного строительства по адресу:, мкр. Вардане, в районе пансионата «Шексна», уч. номер.

Земельный участок расположен в зоне Ж-2 (зона малоэтажной застройки коттеджного и блокированного типа до 4 этажей), в соответствии с ПЗиЗ, в экономико-планировочной зоне Г-1, категория земель - земли населенных пунктов.

Указанный договор аренды земельного участка, предоставленного в пользование по результатам торгов номер от ДД.ММ.ГГГГ, заключен в соответствии с Протоколом о результатах торгов (аукциона) номер от ДД.ММ.ГГГГ. Аренда зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации номер. Указанный договор после проведения правовой экспертизы в установленном законом порядке был зарегистрирован в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по.

На указанном земельном участке ФИО2 в соответствии с разрешением на строительство своими силами возвела правомерный 2-х этажный индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 23:49:0121002:1850, площадью 224 кв.м., расположенный по адресу: .

С целью восстановления принципа единства судьбы земельных участков и расположенным на них объектов недвижимого имущества ФИО2ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке, посредством МАУ МФЦ обратилась в Администрацию Лазаревского внутригородского района с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности без проведения торгов».

Решением административного ответчика, изложенным в письменной форме ДД.ММ.ГГГГ за номер.П-612/21, ФИО2 было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении муниципальной услуги в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГномер по тем основаниям, что «согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от ДД.ММ.ГГГГномер Э, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121002:206 расположен в границах документации по планировке территории объекта "Проект планировки и проект межевания территории города-курорта Сочи в районе , пер. Огородного, в рамках мероприятия "Документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для предоставления земельных участков многодетным семьям" городской целевой программы "Программа социально-экономического развития на 2009-2013 годы", утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГномер».

Вышеизложенное явилось поводом для обращения в суд с заявленными требованиями.

В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы бесплатно, а также за плату гражданам, юридическим лицам, некоммерческим объединениям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГномер «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Положениями статьи 39.3 Земельного кодекса РФ определены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов, пунктом 6 части 2 которой закреплено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГномер «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; подпунктом 3 пункта 5 названной статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Приведенный перечень оснований отказа является исчерпывающим, расширенному трактованию не подлежит.

Оспариваемым решением администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ за номер.П-612/21, в предоставлении муниципальной услуги было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от ДД.ММ.ГГГГномер Э, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121002:206 расположен в границах документации по планировке территории объекта "Проект планировки и проект межевания территории города-курорта Сочи в районе , пер. Огородного, в рамках мероприятия "Документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для предоставления земельных участков многодетным семьям" городской целевой программы "Программа социально-экономического развития на 2009-2013 годы", утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГномер».

Приведенное в оспариваемом отказе основание принятого органом местного самоуправления решения не закреплено в статье 39.16 Земельного кодекса РФ, а потому не является правомерным и не может являться правомерным основанием для реализации гражданином прав, закрепленных положениями статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ было подано обращение в департамент Архитектуры градостроительства и благоустройства Администрации о предоставлении сведений в вхождении находящегося у нее в аренде земельного участка в проект межевании территории.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГномерП-1831/21 Департамент сообщил, что в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121002:206 поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, он как ранее образованный не участвовал в проекте межевания территории и не образовывался в соответствии с утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГномер документацией по планировке территории.

ФИО2 обратилась к Главе Администрации с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:206 из мероприятий «Документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для предоставления земельных участков многодетным семьям» городской целевой программы «Программа социально-экономического развития на 2009-2013 года», утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГномер»

Из ответа Департамента Архитектуры градостроительства и Благоустройства Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № ОП-95 28/21 следует, что в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121002:206 не участвовал в проекте межевания территории и не образовывался в соответствии с утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГномер документацией по планировке территории и не предназначался для предоставления семьям имеющим трех и более детей, в связи с чем отсутствуют основания для внесения изменений в Документацию, утвержденную постановлением администрации отДД.ММ.ГГГГномер.

Из ответа МКУ МО «Центр информационного обеспечения градостроительной деятельности» от ДД.ММ.ГГГГномер.2 - 01-15/2 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121002:206 не образовывался в соответствии с Документацией, утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГномер и не вошел в проект межевания территории, в следствие чего не предусмотрен для предоставления многодетным семьям.

Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке расположен объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером 23:49:0121002:1850.

Учитывая то обстоятельство, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:206, площадью 560 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу:, участок 22/16, располагается принадлежащий административному истцу объект капитального строительства, то ФИО2 имеет исключительное право на предоставление в собственность за плату без проведения торгов в отношении такого земельного участка.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГномер «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 1 ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;

2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;

4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;

5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

В силу п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иным публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законам, в частности, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иным публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ и 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления ФИО2 к администрации Лазаревского внутригородского района город-курорт Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Лазаревского внутригородского района город-курорт Сочи, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГномер.01-72.П-88/22.

Обязать администрацию Лазаревского внутригородского района города-курорта Сочи заключить с ФИО2 договор купли-продажи без проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121002:206, для индивидуального жилищного строительства по адресу: , мкр. Вардане, в районе пансионата «Шексна», уч. 1.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба ввой суд через Лазаревский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Лазаревского

районного суда А.А. Даракчян

Копия верна: судья А.А. Даракчян