ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1642/19 от 25.07.2019 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-1642/2019

Решение

Именем Российской Федерации

25 июля 2019 года г. Новосибирск

Заельцовский районный суд города Новосибирска

в составе:

судьи Гаврильца К.А.,

при секретаре Эдревич О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Алпатова В. С. к Министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,

установил:

1. Алпатов В.С., обратившись в суд с данным иском, просил признать незаконным уведомление Министерства строительства Новосибирской области от xx.xx.xxxx года об отказе во включении истца в реестр пострадавших граждан, возложить на ответчика обязанность по включению его в данный реестр.

В обоснование заявленных требований указал следующие обстоятельства.

xx.xx.xxxx г. между ним и ООО «Виакон Плюс» был заключен предварительный договор участия в долевом строительстве __ согласно которому стороны обязались в дальнейшем заключить Договор участия в долевом строительстве на условиях предварительного договора, предметом которого являлась двухкомнатная квартира-студия, строительный __ строительная площадь не менее __ кв.м., общая площадь - не менее __ кв.м., расположенная на двадцатом этаже многоквартирного жилого дома __ с помещениями общественного назначения, расположенного по строительному адресу: г..., находящегося на земельном участке с кадастровым __ Цена квартиры - 2980000 руб.

Одновременно с заключением предварительного договора участия в долевом строительстве, по инициативе сотрудника ООО «Виакон Плюс» между ним и ООО «Виакон Инвест» (ОГРН __) было заключено Соглашение о предоставлении беспроцентного займа __ согласно которому он предоставил ООО «Виакон Инвест» беспроцентный заем на сумму 2980000 руб. На его вопрос, о причине невозможности внесения денежных средств напрямую в ООО «Виакон Плюс», были даны пояснения о наличии формальных препятствий, но указано, что ООО «Виакон Плюс» и ООО «Виакон Инвест» входят в единую группу компаний, их учредителем является одно лицо - ООО «Виакон», поэтому не важно, в какое из этих юридических лиц внесены денежные средства - они все равно пойдут на оплату квартиры. Кроме того, номер соглашения о предоставлении беспроцентного займа соответствует номеру квартиры, за которую вносятся денежные средства. Сразу после заключения соглашения о предоставлении беспроцентного займа он оплатил ООО «Виакон Инвест» 2980000 руб.

В этот же день аналогичным образом он заключил с ООО «Виакон Плюс» еще один предварительный договор участия в долевом строительстве __, предметом которого являлась однокомнатная квартира-студия со строительным __ строительной площадью не менее __ кв.м., общей площадью не менее __ кв.м., расположенная в этом же доме. Цена договора 1690000 руб. Было также составлено соглашение с ООО «Виакон Инвест» о предоставлении беспроцентного займа __ на сумму 1690000 руб., по которому он внес в кассу ООО «Виакон Инвест» 820000 руб., оставшуюся часть в сумме 870 000 рублей он должен был оплатить до xx.xx.xxxx г. В связи с тем, что ООО «Виакон Плюс» не предпринимало действий, направленных на заключение основного договора вместо предварительного, оставшуюся сумму в срок до xx.xx.xxxx г. он оплачивать не стал.

В конце xx.xx.xxxx г. ему стало известно, что директор ООО «Виакон Плюс» Коновалов А.В. был заключен под стражу по уголовному делу, вся производственная деятельность группы компаний «Виакон» прекращена, строительство жилого дома, в котором он должен был получить квартиры, не ведется. xx.xx.xxxx г. возбуждено уголовное дело __ по факту мошеннических действий при привлечении денежных средств участников строительства. По данному уголовному делу он признан потерпевшим.

Таким образом, его права на получение квартир, на строительство которых он внес денежные средства, нарушены.

В октябре xx.xx.xxxx г. он обратился в Министерство строительства Новосибирской области с заявлением о включении его в реестр граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. В ноябре xx.xx.xxxx им получено уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан.

Данный отказ, основанный на непредставлении им договора участия в долевом строительстве и доказательств оплаты по договору участия в долевом строительстве, а также в связи с отсутствием у ООО «Комфорт Плюс» (новое название ООО «Викон Плюс») правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, полагает незаконным, противоречащим параграфу 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку заключая вышеуказанные сделки он имел намерение получить право требования квартиры, оплатил их стоимость, ООО «Комфорт Плюс» являлось стороной договора аренды земельного участка, на который имеется ссылка в договоре.

Он соответствует критериям пострадавшего гражданина, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. № 560/пр. «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».

Ссылаясь на нарушение его прав, просил удовлетворить заявленный административный иск.

2. В судебном заседании представитель Алпатова В.С. доводы административного иска и заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Министерства строительства Новосибирской области просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица - Мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, направил письменные возражения.

3. Суд, выслушав объяснения сторон, отказывает в удовлетворении требований Алпатова В.С., исходя из следующих правовых оснований и установленных при рассмотрении дела обстоятельств.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также с установлением гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ).

Статьей 23 Федерального закона Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Частью 1 названной статьи установлено, что государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Уполномоченный орган в соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Согласно части 7 статьи 23 названного Федерального закона контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

30 июня 2017 года вступил в силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".

В силу пунктов 1 и 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр, являются: 1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства: а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ; г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов. 2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ; 3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; 4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; 5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; 6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации; 7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

Пунктом 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 560/пр, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.

Так, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 названного Федерального закона привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве.

При этом, согласно части 2.1 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года запрещается привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение требований, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

xx.xx.xxxx г. между Алпатовым В.С. и ООО «Виакон Плюс» был заключен предварительный договор участия в долевом строительстве __ согласно которому стороны обязались в дальнейшем заключить Договор участия в долевом строительстве на условиях предварительного договора, который не зарегистрирован в установленном порядке.

По договору участия в долевом строительстве согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года под объектом долевого строительства понимается жилое или нежилое помещение, машино-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" либо подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

В связи с неисполнением ООО «Виакон Плюс» (ООО «Комфорт плюс») своих обязательств по вышеуказанным договорам, в октябре xx.xx.xxxx г. Алпатов В.С. обратился в Министерство строительства Новосибирской области с заявлением о включении его в реестр граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков.

Обжалуемым уведомлением Министерства строительства Новосибирской области от xx.xx.xxxx г. ему отказано в включении в реестр пострадавших граждан по основаниям подпункта 5 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, в связи с отсутствием договора участия в долевом строительстве, и отсутствия подтверждения оплаты в счет договора участия в долевом строительстве; подпункта 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект, а именно - отсутствие у ООО «Виакон Плюс» (ООО «Комфорт плюс») правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. ... в связи с чем, у ООО «Виаконт Плюс» (ООО «Комфорт плюс») отсутствует право привлекать денежные средства гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта.

Заключенные xx.xx.xxxx года между Алпатовым В.С. и ООО «Виакон плюс» предварительные договоры, не содержат сведений о том, что ООО «Виакон плюс» имеет разрешение на строительство жилого дома, в котором истец намеревался приобрести квартиру.

Совокупностью всех собранных по делу доказательств подтверждается, что ООО «Виакон Плюс» (ООО «Комфорт плюс») не имело разрешений на строительство многоквартирного жилого дома, земельный участок для указанных целей не передавался, право собственности на земельный участок у юридического лица отсутствует.

Таким образом, из правового анализа приведенного законодательства и содержания предварительных договоров купли-продажи, заключенных Алпатовым В.С.xx.xx.xxxx г. с ООО «Виакон плюс» (ООО «Комфорт плюс»), следует, что Алпатов В.С. не соответствует Критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 года N 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Таких обстоятельств по делу не установлено, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175, 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

1. Отказать в удовлетворении административного иска Алпатова В. С. о признании незаконным уведомления Министерства строительства Новосибирской области от xx.xx.xxxx года об отказе Алпатову В.С. во включении в реестр пострадавших граждан, возложении обязанности включить Алпатова В.С. в реестр пострадавших граждан.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новосибирский областной суд в течение месяца.

Судья К.А Гаврилец