Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
г. Шадринск 02 октября 2023 года
Курганской области
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Шибаевой М.Б.,
при секретаре судебного заседания Анфаловой Е.С.,
с участием представителей административного истца помощников Шадринского межрайонного прокурора Каранда П.В., ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности № от 09.04.2021 и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица Контрольной палаты муниципального образования-города Шадринска ФИО3, действующей на основании решения Шадринской городской Думы № от 24.02.2022,
представителя заинтересованного лица Финансового отдела Администрации города Шадринска ФИО4, действующей на основании распоряжения №-рк от 01.10.2001,
представителя заинтересованного лица Правительства Курганской области ФИО5, действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица Департамента финансов Курганской области ФИО6, действующего на основании доверенности № 08-32/19 от 01.03.2023 и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора к Шадринской городской Думе о признании незаконным ненормативного акта,
заинтересованные лица: 1. Глава города Шадринска ФИО7, 2. Контрольная палата муниципального образования-<...>. Финансовый отдел Администрации <...>. Правительство Курганской области, 5. Департамент финансов Курганской области,
установил:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Шадринской городской Думе о признании незаконным решения.
В обоснование административного искового заявления указано, что межрайонной прокуратурой в рамках надзора за законностью правовых актов, исполнением бюджетного законодательства установлено, что решение Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» не соответствует действующему законодательству. Шадринская городская Дума является представительным органом муниципального образования - города Шадринска. В соответствии с законодательством Курганской области порядок определения размера и условий оплаты труда Главы города Шадринска установлен Положением об определении размера и условий оплаты труда Главы города Шадринска, утвержденным решением Шадринской городской Думы от 27.12.2016 № 166. В соответствии с информацией Администрации города Шадринска от 08.06.2023 № 4-373 в фонд оплаты труда на Главу города Шадринска в 2022 году на денежное вознаграждение в виде премий по итогам работы за месяц и единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за календарный год за исполнение служебных заданий особой важности или сложности заложено 3 должностных оклада Главы города Шадринска, которые распределены в равных долях ежемесячно в течение 2022 года, и выплачены. Положением предусмотрены иные единовременные выплаты. Выплата Главе города Шадринска за счет средств межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета Курганской области в целях поощрения муниципальных управленческих команд Курганской области, осуществлялась Главе города Шадринска в 2022 году. Согласно распоряжению Правительства Курганской области от 26.12.202 № 324-р «Об утверждении распределения бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов муниципальному образованию – город Шадринск распределена дотация в размере 2170000 рублей. В бюджете города Шадринска в 2022 – 2023 годах имеется дефицит. Согласно информации Правительства Курганской области от 02.06.2023 исх. № указанное выше распоряжение принято на основании Постановления Правительства Курганской области от 14.04.2020 № 82 «Об утверждении правил предоставления бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета и методики их распределения» в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Курганской области по решению вопросов местного значения. Поступившие денежные средства из областного бюджета были выделены на уже имеющиеся расходные обязательства с целевым назначением: на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования - город Шадринск по решению вопросов местного значения. В связи с этим, распоряжение ими отнесено к компетенции Администрации города Шадринска в рамках уже сформированного бюджета, а не Шадринской городской Думы. Дотация на поощрение муниципальных управленческих команд Курганской области, на поощрение Главы города Шадринска не предоставлена. Выплата, согласованная Решением, не предусмотрена Положением, федеральным, областным законодательством. Полномочия по согласованию указанной выплаты у Шадринской городской Думы отсутствуют. Полагает, что согласованная решением выплата единовременного поощрения Главе города Шадринска в размере 172414 рублей за счет средств межбюджетного трансферта, поступившего в бюджет города Шадринска из областного бюджета, произведена незаконно. Прокуратурой принимались меры прокурорского реагирования. 20.06.2023 в адрес Шадринской городской Думы внесен протест об отмене Решения № 444, который 27.06.2023 отклонен. С учетом принятых в процессе рассмотрения дела в порядке статьи 46 КАС РФ изменений административного искового заявления, просит признать незаконным действие Шадринской городской Думы, выразившееся в принятии решения от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска», и признать незаконным со дня принятия решение Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска».
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Глава города Шадринска ФИО7, Контрольная палата муниципального образования-города Шадринска, Финансовый отдел Администрации города Шадринска, Правительство Курганской области, Департамент финансов Курганской области.
В судебном заседании представители административного истца Шадринского межрайонного прокурора Каранда П.В., ФИО1 требования административного иска поддержали в полном объеме, пояснили, что на органы местного самоуправления возложено решение вопросов местного значения. В бюджете города Шадринска имеется дефицит, несвоевременно оплачиваются контракты, ряд вопросов местного значения решается посредством обращения прокурора в суд. Дотация, поступившая из областного бюджета, имела целевое назначение: на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Выплата премии Главе города Шадринска нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств, не отвечает требованиям Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства Курганской области от 14.04.2020 № 82 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета и методики их распределения», Положения об определении размера и условий оплаты труда Главы города Шадринска. На момент предоставления дотации 26.12.2022 расходного обязательства перед Главой города Шадринска по выплате премии не имелось. В нарушение принципа сбалансированности Шадринской городской Думой принято решение о выплате незапланированной, непредусмотренной премии Главе города Шадринска, вместо использования денежных средств на финансовое обеспечение уже имеющихся расходных обязательств для решения вопросов местного значения. Представитель Департамента финансов Курганской области в судебном заседании подтвердил, что информация в платежном поручении о заработной плате обязательной для органа местного самоуправления не является. Следует обратить внимание, что согласно распоряжению Администрации города Шадринска от 28.12.2022 № 273-р. Главой города Шадринска на премии распределен весь трансферт, то есть, включая премию самому себе. Довод о пропуске срока является необоснованным, поскольку о нарушении прав неопределенного круга лиц межрайонной прокуратуре стало известно после изучения поступившей информации Правительства Курганской области от 02.06.2023 № исх. 01-1958/23, распоряжения, нормативной базы, указывающей, для чего предоставлен данный трансферт, после чего был принесен протест. В решении Шадринской городской Думы от 29.12.2022 и в протоколе № 47 от 29.12.2022 отсутствует информация, что трансферт поступил на сбалансированность бюджета, нормативная база, регулирующая предоставление трансферта. Просят признать незаконным действие Шадринской городской Думы, выразившееся в принятии решения от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска», и признать его незаконным со дня принятия.
Представитель административного ответчика Шадринской городской Думы ФИО2 против заявленных требований возражала по доводам, изложенным в отзыве, пояснила, что распоряжением Правительства Курганской области от 26.12.2022 № 324-р «Об утверждении распределения бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета в 2022 году» муниципальному образованию – город Шадринск было направлено 2170000 рублей, которые поступили на расчетный счет Финансового отдела Администрации города Шадринска по уведомлению № от 26.12.2022 с основанием платежа – дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Данная дотация также отражена в Законе Курганской области от 29.12.2021 № 165 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». В платежном поручении № от 26.12.2022 указано назначение платежа. Решением Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444 согласовано единовременное поощрение Главе города Шадринска ФИО7, источником которого явилась данная дотация. Проект решения о согласовании выплаты принят с учетом процедуры, предусмотренной Регламентом Шадринской городской Думы. Принимая решение, Дума действовала строго в рамках действующего законодательства и Регламента Шадринского городской Думы, в связи с чем, считает требования административного истца необоснованными. Кроме того, полагала, что Шадринская межрайонная прокуратура пропустила срок исковой давности, обозначенный в ст. 219 КАС РФ, поскольку оспариваемое решение рассматривалось на заседании постоянной комиссии Шадринской городской Думы и непосредственно на заседании Шадринской городской Думы, на которых присутствовал заместитель Шадринского межрайонного прокурора. Шадринская городская Дума направила копии протоколов и принятого решения в Шадринскую межрайонную прокуратуру в рамках исполнения последней надзора за соблюдением законов, которые получены 13.01.2023, о чем имеется отметка в получении. Административное исковое заявление истец направил в Шадринский районный суд 19.07.2023, что превышает трехмесячный срок для обжалования, установленный в ст. 219 КАС РФ. Просила суд применить срок исковой давности в отношении требований административного истца, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Контрольной палаты муниципального образования-города Шадринска ФИО3 против заявленных требований возражала по доводам, изложенным в отзыве, пояснила, что Распоряжением Правительства Курганской области от 26.12.2022 № 324-р «Об утверждении распределения бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета в 2022 году» бюджетам муниципальных образований Курганской области распределены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, в том числе бюджету города Шадринска в сумме 2170000 руб. Бюджету города Шадринска межбюджетный трансферт доведен Департаментом финансов Курганской области уведомлением от 26.12.2022 № 424, в котором в строке «наименование межбюджетного трансферта» указано «поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований». В платежном поручении от 26.12.2022 № 185107 в строке «назначение платежа» указано целевое назначение «дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на выплату заработной платы с начислениями», что не противоречит действующему бюджетному законодательству. Платежное поручение является первичным бухгалтерским расчетно-платежным документом. Распоряжение и уведомление не содержат указаний направления дотации на решение вопросов местного значения. Полагает, что исковые требования Шадринской межрайонной прокуратуры являются необоснованными, решение Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» является законным. Поддержала ходатайство административного ответчика о пропуске прокурором срока, установленного для обращения в суд с настоящим заявлением.
Представитель заинтересованного лица Финансового отдела Администрации города Шадринска ФИО4 против заявленных требований возражала, представила отзыв. Пояснила, что согласно пункту 1 раздела 4 Положения об определении размера и условий оплаты труда Главы города Шадринска, утвержденного Шадринской городской Думой от 27.12.2016 № 168, Главе производятся иные единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Курганской области, а решение об определении размера должностного оклада, условий оплаты труда, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат из фонда оплаты труда принимается Шадринской городской Думой в соответствии с пунктом 6 раздела 2 вышеуказанного Положения. Контроль за использованием муниципальными образованиями дотаций осуществляется органами государственного финансового контроля Курганской области. Распоряжением Правительства Курганской области от 26.12.2022 № 324-р «Об утверждении распределения бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета в 2022 году» утверждено распределение сумм дотаций для муниципальных образований Курганской области. В соответствии с вышеуказанным Распоряжением уведомлением № 424 от 26.12.2022 до муниципального образования - город Шадринск были доведены ассигнования межбюджетного трансферта в сумме 2170000 рублей на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований. По платежному поручению № от 26.12.2022 получена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов с назначением платежа - на выплату заработной платы с начислениями. Учитывая статус Главы города Шадринска,Шадринская городская Дума согласовала выплату единовременного поощрения Главе. Утверждение административного истца о наличии в бюджете города Шадринска в 2022-2023 годах дефицита не обоснованно и не подтверждается материалами дела. Считает, что решение Шадринской городской Думы от 29.11.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» принято уполномоченным органом в пределах установленной законом компетенции, соответствует действующему законодательству, Бюджетному кодексу РФ, Постановлению Правительства Курганской области от 14.04.2020 № 82.Полагает, что оснований для удовлетворения требований иска к Шадринской городской Думе не имеется. Поддержала ходатайство административного ответчика о пропуске прокурором срока, установленного для обращения в суд с настоящим заявлением.
Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области ФИО5 против заявленных требований возражала, по доводам, изложенным в отзыве, полагала, что прокурором без уважительных причин пропущен срок, установленный статьей 219 КАС РФ для обращения в суд с настоящим заявлением, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Оспариваемое решение принято Шадринской городской думой 29.12.2022, на котором прокурор присутствовал, следовательно, узнал о принятии оспариваемого решения в день его принятия. Довод прокурора о том, что дотация была выделена с целевым назначением «на обеспечение сбалансированности бюджета» и не могла быть направлена на выплату поощрения главе города Шадринска, не обоснован. Распоряжением Правительства Курганской области от 26 декабря 2022 года № 324-р «Об утверждении распределения бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета в 2022 год» утверждено распределение сумм дотаций для муниципальных образований Курганской области, в том числе муниципальному образованию - город Шадринск. Департаментом финансов Курганской области в бюджет города Шадринска была перечислена распределенная сумма дотации по платежному поручению от 26.12.2022 № 185107, в котором указано на возможность ее расходования на заработную плату.Оплата труда главы муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Соответственно, дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов может быть направлена на финансовое обеспечение оплаты труда, в том числе оплату труда главы муниципального образования.Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации: в отличие от премии, которая входит в систему оплаты труда, премия, предусмотренная частью первой статьи 191 ТК РФ, исходя из буквального толкования этой нормы, является одним из видов поощрения работников работодателем за добросовестный и эффективный труд, применение которого относится к компетенции работодателя.Поскольку трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем премий работникам, при определении правовой природы премий подлежат применению положения локальных нормативных актов, коллективных договоров, устанавливающие систему оплаты труда, а также условий трудовых договоров, заключенных между работником и работодателем. Таким образом, законодательство разделяет премию, входящую в систему оплаты труда («гарантированную»), и премию в качестве единовременного поощрения. Довод прокурора об отсутствии полномочий у Шадринской городской Думы на принятие оспариваемого решения также не обоснован. Глава города Шадринска подконтролен и подотчетен населению города Шадринска и Шадринской городской Думе. Главе города Шадринска с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации гарантируется оплата труда, ежегодный основной оплачиваемый отпуск, обязательное социальное страхование. Решением Шадринской городской Думы от 29 декабря 2022 года № 444была согласована выплата Главе города Шадринска единовременного поощрения за счет средств межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет города Шадринска из областного бюджета. Учитывая, что указанное единовременное поощрение не являлось «гарантированной» премией, его выплата обоснованно согласована с представительным органом - Шадринской городской Думой, как органом, которому подконтролен и подотчетен Глава города Шадринска. При этом, оспариваемое решение принято 29.12.2022, т.е. после определения размера межбюджетного трансферта и его перечисления городу Шадринску, т.е. финансово было подкреплено. Полагает, что Шадринской городской Думой оспариваемое решение принято уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Департамента финансов Курганской области ФИО6 против заявленных требований возражал по доводам, изложенным в отзыве, пояснил, что действующее законодательство прямо предусматривает возможность для осуществления иных выплат Главе города Шадринска при наличии оснований для таких выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Курганской области.Принимая во внимание положения Закона № 68, Положения об определении размера и условий оплаты труда, а также положения статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, действия Шадринской городской Думы, выразившиеся в принятии решения Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» и само решение не содержат в себе признаков, предусмотренных ч. 1 ст. 218 КАС РФ, в связи с чем, отсутствуют основания признания действия и решения незаконными. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации такой межбюджетный трансферт, как дотация, не может быть обусловлен целью его предоставления. Более того, вопрос об отнесении дотации к категории средств нецелевого назначения отражен в определении Верховного Суда РФ от 29.10.1998 № 57-Г98-10, где судом установлено, что дотации и изменения нормативов отчислений не могут быть отнесены к категории средств целевого назначения.При этом акцентирование истца на том обстоятельстве, что распоряжение Правительства Курганской области от 26.12.2022 № 324 - р «Об утверждении распределения бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета в 2022 году» принято в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Курганской области по решению вопросов местного значения является ошибочным, поскольку положениями пункта 4 Правил установлены условия предоставления дотации, а не цели, на которые можно расходовать поступивший межбюджетный трансферт.Действующим законодательством не установлены ограничения по определению целей расходования дотаций. Согласно распоряжению Правительства Курганской области от 26.12.2022 № 324 - р «Об утверждении распределения бюджетов муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета в 2022 году» муниципальному образованию - город Шадринск распределена дотация в размере 2170000 руб. и доведена до муниципального образования - город Шадринск согласно платежному поручению № от 26.12.2022.Таким образом, на момент принятия решения Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444 дотация уже являлась доходной частью бюджета муниципального образования - города Шадринска.В соответствии со статьей 6 Закона № 68 расходы, связанные с предоставлением гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица, установленных настоящим законом и предусмотренных в уставе муниципального образования, финансируются за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования. Порядок оплаты труда и размер оплаты Главы города Шадринска устанавливает Шадринская городская Дума. Таким образом, рассматриваемая выплата единовременного поощрения Главе города Шадринска была произведена уполномоченным органом с учетом особенностей действующего трудового и бюджетного законодательства. Замечаний к направлениям расходования указанной дотации со стороны Департамента финансов как контролирующего органа не имеется. Таким образом, требования нормативно не обоснованы. Полагает, что оснований для признания действия и решения Шадринской городской Думы незаконными не имеется. Поддержал ходатайство о пропуске срока для подачи иска.
Заинтересованное лицо Глава города Шадринска ФИО7, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, представил отзыв, согласно которому считает, что исходя из особенности статуса Главы города Шадринска, оспариваемое решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий с учетом Положения об определении размера и условий оплаты труда Главы города. В противном случае определение размера единовременного поощрения Главой города самому себе создаст неурегулированный конфликт интересов и может привести к злоупотреблению должностными полномочиям. Кроме того, полученная из областного бюджета дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов имела целевое назначение, подтвержденное платежным поручением № 185107 от 26.12.2022, с назначением платежа – на выплату заработной платы с начислениями. Утверждение административного истца о наличии в бюджете города Шадринска в 2022-2023 годах дефицита не обоснованно и не подтверждается материалами дела. Оспариваемое решение Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» принято надлежащим уполномоченным органом – Шадринской городской Думой в соответствии с действующим бюджетным законодательством с учетом назначения платежа, указанного в платежном поручении. Просит отказать в удовлетворении административного иска.
В соответствии со статьями 150 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица, надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседания, явка которого не признана судом обязательной.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Правительства Курганской области № 324-р от 26.12.2022 «Об утверждении распределения бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета в 2022 году» бюджету муниципального образования – города Шадринска распределена дотация в сумме 2170000 рублей на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (том ... л.д. ...).
Согласно уведомлению № от 26.12.2022 по расчетам между бюджетами от главного администратора расходов бюджета Департамента финансов Курганской области из областного бюджета главному администратору доходов бюджета Финансовому отделу Администрации города Шадринска в соответствии с Распоряжением Правительства Курганской области № 324-р от 26.12.2022 предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, в сумме 2170000 рублей. Наименование межбюджетного трансферта – поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований (том ... л.д....).
По платежному поручению № от 26.12.2022 Департамент финансов Курганской области перечислил Финансовому отделу Администрации города Шадринска 2170000 рублей с назначением платежа «дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на выплату заработной платы с начислениями» (том ... л.д...).
Распоряжением Главы города Шадринска от 28.12.2022 №р денежные средства в целях поощрения по итогам работы за 2022 год распределены на выплату премии с учетом отчислений во внебюджетные фонды между Администрацией, отделами, комитетами и МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Шадринска (том ... л.д. ...).
Глава города Шадринска направил проект решения председателю Шадринской городской Думы «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» для рассмотрения и принятия на ближайшем заседании Шадринской городской Думы с приложением проекта решения, листом согласования и пояснительной запиской (том ... л.д. ...).
Из заключения № 57 от 29.12.2022 председателя Контрольной палаты муниципального образования – города Шадринска замечаний по данному проекту решения не имеется (том ... л.д. ...).
Согласно протоколу внеочередного заседания постоянной комиссии по экономическому развитию, бюджету, налогам и сборам от 29.12.2022 Шадринской городской Думе рекомендовано принять проект решения «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» без изменений (том ... л.д. ...).
Из протокола № 47 от 29.12.2022 следует, что Шадринская городская Дума согласовала выплату единовременного поощрения Главе города Шадринска, приняв проект решения, внесенный Администрацией города, без изменений (том ... л.д. ...).
Согласно решению № 444 от 29.12.2022 Шадринская городская Дума решила согласовать выплату Главе города Шадринска ФИО7 единовременного поощрения в размере 172414 рублей (в том числе с учетом уральского коэффициента) за счет средств межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет города Шадринска из областного бюджета. Решение вступило в законную силу с момента подписания (том ....д. ...).
Указанная сумма перечислена по платежным поручениям № от 29.12.2022 с назначением платежа «перечисление заработной платы за 12.2022», № 604536 от 27.01.2023 с назначением платежа «выплата единовременной премии за 01.2023» (том ... л.д....).
11.01.2023 копия протокола направлена Шадринскому межрайонному прокурору и получена Шадринской межрайонной прокуратурой 13.01.2023 (том 1 л.д. 10).
В ответе Администрации города Шадринска на запрос прокурора № 4-373 от 08.06.2023 указано, что в бюджетной смете на 2022 год указан размер фонда оплаты труда Главы города Шадринска на 01.01.2022 в сумме 1498000 рублей, 29.07.2022 фонд оплаты труда увеличен в связи с поощрением региональных и муниципальных управленческих команд на сумму 402300 рублей, 22.12.2022 фонд оплаты труда увеличен в связи с выплатойкомпенсации занеиспользованныйотпуск на сумму 67100 рублей, 28.12.2022 фонд оплаты труда увеличен в связи с поощрением по итогам работы за 2022 год на сумму 172414 рублей, на 31.12.2022 согласно бюджетной смете размер фонда оплаты труда утвержден в сумме 2139814 рублей, что подтверждается бюджетной сметой на 2022 финансовый год от 30.12.2021,бюджетной сметой на 2022 финансовый год от 30.12.2022,уведомлением № С-203 обизменениибюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 29.07.2022, уведомлением № С-357 об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 22.12.2022,уведомлением № С-370 об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 28.12.2022, заявками на кассовый расход, реестрами, штатным расписанием, справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2022 год, карточкой сотрудника,платежными поручениями о выплате заработной платы,поощрения, премии,платежными поручениямиоб уплате налогов (том ... л.д. ...).
20.06.2023 Шадринским межрайонным прокурором в адрес председателя Шадринской городской Думы направлен протест в порядке надзора с требованием отменить решение Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» (том ... л.д. ...).
Согласно протоколу № заседания Шадринской городской Думы от 27.06.2023, решению № Шадринской городской Думы от 27.06.2023 протест в порядке надзора Шадринского межрайонного прокурора отклонен (том ... л.д. ...).
Решением Шадринской городской Думы № от 25.05.2023 утвержден отчет Главы города Шадринска об исполнении бюджета города Шадринска за 2022 год с превышением доходов над расходами (том ... л.д. ...).
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).
Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании горд Шадринск определены Уставом муниципального образования - город Шадринск, принятым Решением Шадринской городской Думы Курганской области от 03.03.2005 № 26 (ред. от 24.02.2022) «О принятии новой редакции Устава муниципального образования - город Шадринск» (далее - Устав).
Согласно статье 7 Устава правовую основу местного самоуправления в муниципальном образовании - город Шадринсксоставляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Устав, законы и иные нормативные правовые акты Курганской области, настоящий Устав, решения Шадринской городской Думы, решения, принятые на местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск составляют: Шадринская городская Дума; Глава города Шадринска; Администрация города Шадринска; Контрольная палата муниципального образования - город Шадринск. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом в соответствии с законом Курганской области (статья 30 Устава).
Должностными лицами местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск являются выборные либо заключившие контракт (трудовой договор) лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск.
Глава города Шадринска является должностным лицом местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск (статья 30.1 Устава).
Согласно статье 31 Устава Шадринская городская Дума является представительным органом местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск. Заседание Шадринской городской Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов, численность которых составляет 24 человека.
В исключительной компетенции Шадринской городской Думы находятся, в том числе: утверждение бюджета города Шадринска и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
К компетенции Шадринской городской Думы относится, в том числе: установление должностного оклада муниципальных служащих, а также размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курганской области; осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению представительного органа муниципального образования - город Шадринск федеральным законодательством, законодательством Курганской области, настоящим Уставом, решениями Шадринской городской Думы.
Порядок осуществления Шадринской городской Думой своих полномочий устанавливается Регламентом Шадринской городской Думы, утверждаемым Шадринской городской Думой (статья 31 Устава).
Согласно Регламенту, принятым решением Шадринской городской Думы от 17.07.2012 № 430, председатель Шадринской городской Думы вправе по собственной инициативе, а по требованию не менее одной трети депутатов или Главы города Шадринска - обязан, созвать внеочередное заседание Шадринской городской Думы (статья 2 часть 5). Дума реализует свои полномочия исключительно путем принятия решений (статья 2 часть 7).
В статье 46 Устава прописаны полномочия Главы города Шадринска, к которым в том числе относится: право требовать созыва внеочередного заседания Шадринской городской Думы.
Иные полномочия Главы города Шадринска определяются федеральным законодательством, законодательством Курганской области, настоящим Уставом и решениями Шадринской городской Думы.
В силу статьи 47 Устава Глава города Шадринска является главой Администрации города Шадринска и руководит исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления на принципах единоначалия.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Курганской области (статья 71 Устава).
Согласно приложению № 1 к реестру должностей муниципальной службы в Курганской области Закона Курганской области от 30.05.2007 № 251 (ред. от 26.10.2022, с изм. от 28.12.2022) «О регулировании отдельных положений муниципальной службы в Курганской области» глава (руководитель) относится к высшей должности муниципальной службы в местной администрации.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 39 Устава проекты решений Шадринской городской Думы могут вноситься на рассмотрение Шадринской городской Думой в том числе Главой города Шадринска. На заседаниях Шадринской городской Думы могут присутствовать в том числе: должностные лица прокуратуры.
Согласно частями 1, 4.1, 6, 12 статьи 43 Устава Глава города Шадринска является высшим должностным лицом муниципального образования - город Шадринск и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава города Шадринска должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Глава города Шадринска подконтролен и подотчетен населению города Шадринска и Шадринской городской Думе. Главе города Шадринска с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации гарантируется оплата труда, ежегодный основной оплачиваемый отпуск, обязательное социальное страхование. Размер и условия оплаты труда Главы города Шадринска устанавливаются в порядке, предусмотренном Положением об определении размера и условий оплаты труда Главы города Шадринска, утверждаемым Шадринской городской Думой.
Согласно Положению об определении размера и условий оплаты труда Главы города Шадринска, утвержденному решением Шадринской городской Думы Курганской области от 18.10.2019 № 469, оплата труда Главы производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада Главы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся:ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия исполнения полномочий по замещаемой муниципальной должности в размере 60 процентов должностного оклада;денежное вознаграждение в виде премий по итогам работы за месяц и единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за календарный год, за исполнение служебных заданий особой важности или сложности в размере, определяемом из расчета трех должностных окладов в год и распределяемом в равных долях ежемесячно в течение календарного года; ежемесячное денежное поощрение в размере двух должностных окладов.
Главе выплачивается материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда Администрации города Шадринска в размере не более двух окладов в год.
К денежному содержанию Главы устанавливается районный коэффициент в размерах, установленных действующим законодательством.
Главе может выплачиваться премия за призовое место в рейтинге оценки эффективности работы Глав муниципальных районов и городских округов Курганской области с учетом ходатайства Губернатора Курганской области. Данная премия не входит в фонд оплаты труда Главы.
Решение об определении размера должностного оклада, условий оплаты труда, а также размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат из фонда оплаты труда принимается Шадринской городской Думой.
Оплата труда Главы производится за счет средств фонда оплаты труда Администрации города Шадринска.
В разделе 4 указано, что главе производятся иные единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Курганской области.
Выплата Главе за счет средств межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета Курганской области в целях поощрения за достижение наилучших значений показателей оценки эффективности работы муниципальных управленческих команд Курганской области, осуществляется на основании распоряжения Главы в соответствии с информацией о достигнутых значениях показателей оценки эффективности работы муниципальной управленческой команды города Шадринска, установленных постановлением Правительства Курганской области от 15.10.2021 № 325 «Об оценке эффективности работы муниципальных управленческих команд Курганской области и утверждении Порядка предоставления грантов из областного бюджета местным бюджетам в целях поощрения за достижение наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области» (далее - показатели эффективности деятельности), направляемой Главе уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области (по согласованию).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Курганской области от 27.06.2018 № 68 (ред. от 30.06.2020) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Курганской области» депутатам, членам выборных органов, выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации гарантируется оплата труда, ежегодный основной оплачиваемый отпуск, обязательное социальное страхование. Размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из статьи 80 Устава следует, что формирование расходов бюджета города Шадринска осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования - город Шадринск, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления муниципального образования - город Шадринск в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципального образования - город Шадринск осуществляется за счет средств бюджета города Шадринска в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 82 Устава формирование доходов бюджета города Шадринска осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
В случаях и порядке, установленных законами Курганской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Курганской области, бюджету города Шадринска могут быть предоставлены дотации и иные межбюджетные трансферты(статья 89.1 Устава).
Частью 2 статьи 63.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что в случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены дотации и иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования.
В силу части 1 статьи 138.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут предоставляться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе с установлением условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований.
Методика распределения дотаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 16-4 Закона Курганской области от 28.12.2007 № 326 (в редакции, действующей на 29.12.2022) «О бюджетном процессе в Курганской области» дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов могут предоставляться местным бюджетам из областного бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований при недостатке собственных доходов местных бюджетов, а также на основании отдельных поручений Губернатора Курганской области для решения отдельных вопросов местного значения и в иных случаях, предусмотренных законами Курганской области и принимаемыми в соответствии с настоящим абзацем нормативными правовыми актами органов государственной власти Курганской области.
Иные дотации местным бюджетам из областного бюджета, в том числе с установлением условий предоставления указанных дотаций, а также в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований, предоставляются в случаях, предусмотренных законами Курганской области и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти Курганской области.
Методика распределения дотаций, указанных в настоящем пункте, и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Курганской области.
Постановлением Правительства Курганской области от 14.04.2020 № 82 (в редакции, действующей на 29.12.2022) «Об утверждении Правил предоставления бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Курганской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов из областного бюджета и методики их распределения» утверждены соответствующие правила.
Согласно пункту 2 Правил дотации предоставляются: для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований при недостатке собственных доходов местных бюджетов; на основании отдельных поручений Губернатора Курганской области для решения отдельных вопросов местного значения.
Распределение дотаций между муниципальными образованиями утверждается законом Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним правовыми актами Правительства Курганской области (пункт 7 Правил).
Перечисление дотаций в бюджеты муниципальных образований осуществляется Департаментом финансов Курганской области в установленном порядке на единые счета местных бюджетов, открытые финансовым органам муниципальных образований в территориальных органах Федерального казначейства (пункт 8 Правил).
В пункте 9 Правил указано, что контроль за использованием муниципальными образованиями дотаций осуществляется органами государственного финансового контроля Курганской области.
Согласно постановлению Правительства Курганской области от 22.02.2022 № 25 «Об утверждении Положения о Департаменте финансов Курганской области» органом государственного финансового контроля Курганской области является Департамент финансов Курганской области.
Проанализировав нормы бюджетного законодательства, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава и нормативных актов Шадринской городской Думы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ввиду отсутствия оснований для признания незаконным действия Шадринской городской Думы, выразившиеся в принятии решения от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска».
Исходя из установленных по делу обстоятельств единовременная выплата Главе города Шадринска, которая была согласована решением Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444, по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществляемой за счет средств, которые не входят в фонд оплаты труда Администрации города Шадринска, и не противоречит Положению об определении размера и условий оплаты труда Главы города Шадринска, которым предусмотрено, что Главе могут производиться иные единовременные выплаты, прямо не указанные в названном Положении (раздел 4).
Соответственно, принятие решения об осуществлении выплаты стимулирующего характера главе муниципального образования относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, в настоящем случае - к компетенции Шадринского городской Думы, которой подконтролен и подотчетен глава муниципального образования города Шадринска. В связи с этим доводы административного иска об отсутствии Шадринской городской Думы полномочий по согласованию указанной выплаты является несостоятельным.
Доводы административного истца о том, что дотация, распределенная областным бюджетом муниципальному образованию, выделена с целевым назначением: на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования – город Шадринск по решению вопросов местного значения, а не на поощрение, в том числе Главы города Шадринска, являются необоснованными, поскольку дотация, как вид финансовой помощи, предоставляемой бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе, относится к собственным доходам бюджета, что следует из положений статьи 6, пункта 4 статьи 41 и статьи 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исходя из определения, указанного в упомянутой статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дотации, в отличие от субвенции и субсидии, являются нецелевым видом финансовой помощи, в связи с чем, при предоставлении дотаций не могут быть указаны цели их направления, поскольку этим нарушается принцип самостоятельности бюджетов, предусмотренный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно названной норме, принцип самостоятельности бюджетов означает, в том числе, право органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
В платежном поручении № 185107 от 26.12.2022 в назначении платежа указано «дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на выплату заработной платы с начислениями». Представитель Департамента финансов Курганской области в судебном заседании пояснил, что информация в платежном поручении обязательной для органа местного самоуправления не является, каких-либо претензий со стороны Департамента финансов Курганской области, как органа государственного финансового контроля Курганской области, по использованию муниципальным образованием дотации не имеется.
Остальные доводы административного искового заявления не влияют на выводы суда о законности принятого Шадринского городской Думой решения от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска»
Кроме того, административным ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч.ч. 7 и 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд отмечает, что о предполагаемом нарушении прав административному истцу было известно с 29.12.2022, когда на внеочередном заседании постоянной комиссии по экономическому развитию, бюджету, налогам и сборам 29.12.2022 и заседании Шадринской городской Думы 29.12.2022 принимали решение о согласовании выплаты Главе города Шадринска ФИО7 В представленном проекте решения указано о выплате единовременного поощрения за счет средств межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет города Шадринска из областного бюджета, что подтверждается протоколами заседаний и прослушанной в судебном заседании аудиозаписи. На заседаниях присутствовал заместитель Шадринского межрайонного прокурора. Следовательно, уже 29.12.2022 прокурору стало известно о принятии оспариваемого решения, основаниях для производства указанной выплаты и источнике денежных средств.
Трехмесячный срок для оспаривания ненормативного акта Шадринской городской Думы истек в апреле 2023 года.
Вместе с тем, в суд с административным иском административный истец обратился 21.07.2023, при этом доказательств наличия причин, которые могли быть расценены судом в качестве уважительных, объективно препятствующих возможности своевременно обратиться в суд, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения требований административного иска прокурора отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шадринского межрайонного прокурора к Шадринской городской Думе о признании незаконным действия Шадринской городской Думы, выразившееся в принятии решения от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» и о признании незаконным со дня принятия решение Шадринской городской Думы от 29.12.2022 № 444 «О согласовании выплаты единовременного поощрения Главе города Шадринска» отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Решение суда в окончательной форме изготовлено12 октября 2023 года.
Судья М.Б.Шибаева