ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1645 от 16.05.2018 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а- 1645 (2019)

32RS0027-01-2018-008281-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2018 года г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Борлакова М.Р.,

при секретаре Паршиной Е.Н.,

с участием

представителя УМВД России по Брянской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Сетелем Банк" к УМВД России по Брянской области, УГИБДД по Брянской области о признании незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к УМВД России по Брянской области, УГИБДД УМВД России по Брянской области об оспаривании неправомерных действий (бездействий) УГИБДД УМВД России по Брянской области, ссылаясь на то, что 08.12.2014 г. ООО «Сетелем Банк» и ФИО2, <дата> г.р., заключили кредитный договор №... на приобретение автотранспортного средства LADA PRIORA VIN: №....

<дата> сотрудником УГИБДД по Брянской области произведена регистрация транспортного средства и выдано свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, при этом в карточке учета транспортного средства неверно указана дата рождения ФИО2: <дата> г., в то время как в соответствии с паспортом гражданина ФИО2 верной является дата рождения <дата>.

Определением Клинцовского городского суда Брянской области от 16.08.2016 г. об обеспечении иска наложен арест на автомобиль LADA PRIORA VIN: №... и запрет на регистрационные действия относительно указанного транспортного средства.

Заочным решением Клинцовского городского суда Брянской области от 11.01.2017 г. исковые требования ООО «Сетелем Банк» к ФИО2 о взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на предмет залога были удовлетворены, которым также отменены обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение автомобиля LADA PRIORA VIN: №.... Указанное заочное решение вступило в законную силу.

07.09.2018 г. судебным приставом-исполнителем С. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №...-ИП от 22.12.2017 г. на основании акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, которым установлено, что невозможно установить местонахождение должника и его имущества.

Согласно ответу, предоставленному начальником РОИО ГИБДД по Брянской области судебному приставу-исполнителю Клинцовского РОСП, на 30.07.2018 г. в федеральной информационной системе Госавтоинспекции России, на ФИО2, <дата> рождения, транспортные средства не зарегистрированы, в связи с чем не был наложен арест на транспортное средство LADA PRIORA VIN: №.... Согласно карточке учета транспортного средства LADA PRIORA VIN: №... владельцем является ФИО2, <дата> рождения.

В соответствии с информацией с официального сайта Госавтоинспекции <дата> ФИО2, <дата> г.р., произвел перерегистрацию транспортного средства LADA PRIORA VIN: №....

Полагая, что неверные регистрационные действия сотрудника УГИБДД по Брянской области повлекли нарушение прав «Сетелем Банк» ООО, как залогодержателя и привели к невозможности исполнения удовлетворенных судом требований и окончанию без исполнения исполнительного производства. Допущенная ошибка при регистрации транспортного средства препятствует реализации прав залогодержателя за счет предмета залога - автомобиля LADA PRIORA VIN: №....

Постановление об окончании исполнительного производства от 07.09.2018 г. получено истцом 14.11.2018 г., то есть о неверных регистрационных действиях сотрудника ГИБДД по Брянской области «Сетелем Банк» ООО стало известно только после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в отношении ФИО2.

На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконными регистрационные действия сотрудника УГИБДД России по Брянской области по регистрации транспортного средства LADA PRIORA VIN: №... от <дата>, выраженные в неверном указании даты рождения ФИО2; обязать УГИБДД России по Брянской области устранить допущенные нарушения действующего законодательства в части исправления ошибки в дате рождения ФИО2; отменить регистрационные действия транспортного средства LADA PRIORA VIN: №... от <дата>, сохранить зарегистрированное право на транспортное средство LADA PRIORA VIN: №... за ФИО2.

Протокольным определением от 25.02.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области, от 08.04.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФССП России по Брянской области, ФИО3

Представитель УМВД России по Брянской области ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила суд отказать в иске по основаниям, изложенным в письменном возражении на административное исковое заявление.

В судебное заседание представитель административного истца не явился. Уведомлен надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщены. Ходатайство об отложении не заявлено.

Представитель административного ответчика УГИБДД УМВД России по Брянской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещался надлежащим образом, ходатайств не заявлял, причина неявки суду не сообщена.

Представители заинтересованных лиц – Клинцовского РОСП Брянской области, УФССП России по Брянской области, МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области, заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещались надлежащим образом.

В материалах дела имеются ходатайство начальника Клинцовского РОСП Брянской области М. о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ходатайство ФИО3 о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. ч. 8, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, установил порядок регистрации транспортных средств.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их допуска к участию в дорожном движении, государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 № 399). Регистрация транспортного средства не является государственной регистрацией имущества, которая в силу закона порождает права собственности (ст. ст. 164, 223 ГК РФ). При этом обязанность по регистрации, изменению регистрационных данных после приобретения прав собственности на автомобиль не является фактической регистрацией прав собственности на автомобиль, в том числе в случаях, когда этот автомобиль был ранее зарегистрирован за другим лицом.

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 196-ФЗ не содержат норм, ограничивающих право собственности по распоряжению транспортными средствами в случаях, когда эти транспортные средства не сняты собственником с регистрационного учета в органах ГИБДД, а также нормы о том, что у нового приобретателя транспортного средства по договору не возникает на него права собственности, если прежний собственник не снял его с регистрационного учета. Действующее законодательство не связывает перерегистрацию транспортного средства в органах ГИБДД с переходом на него права собственности.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ транспортные средства относятся к движимому имуществу и при его купле-продаже государственная регистрация прав на это имущество, предусмотренная ст. ст. 219, 551 ГК РФ, не требуется.

В соответствии п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

08.12.2014 г. ООО «Сетелем Банк» и ФИО2, <дата> г.р., заключили кредитный договор №... на приобретение автотранспортного средства LADA PRIORA VIN: №....

<дата> сотрудником УГИБДД по Брянской области произведена регистрация транспортного средства и выдано свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, при этом в карточке учета транспортного средства неверно указана дата рождения ФИО2: <дата> г., в то время как в соответствии с паспортом гражданина ФИО2 верной является дата рождения <дата>.

Определением Клинцовского городского суда Брянской области от 16.08.2016 г. об обеспечении иска наложен арест на автомобиль LADA PRIORA VIN: №... и запрет на регистрационные действия относительно указанного транспортного средства.

Заочным решением Клинцовского городского суда Брянской области от 11.01.2017 г. с ФИО2 взыскана задолженность по кредитному договору, отменены меры по обеспечению иска, обращено взыскание на заложенное имущество - автомобиль LADA PRIORA VIN: №...

07.09.2018 г. судебным приставом-исполнителем Клинцовского РОСП УФССП России по Брянской области С. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №...-ИП от 22.12.2017 г. на основании акта о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю ввиду невозможности установления местонахождения должника и его имущества.

Согласно ответу, предоставленному начальником РОИО ГИБДД по Брянской области судебному приставу-исполнителю Клинцовского РОСП, на 30.07.2018 г. в федеральной информационной системе Госавтоинспекции России, на ФИО2, <дата> рождения, транспортные средства не зарегистрированы, в связи с чем не был наложен арест на транспортное средство LADA PRIORA VIN: №.... Согласно карточке учета транспортного средства LADA PRIORA VIN: №... владельцем является ФИО2, <дата> рождения.

Как следует из материалов дела, <дата> ФИО2, <дата> г.р., произвел перерегистрацию транспортного средства LADA PRIORA VIN: №.... В настоящее время собственником указанного автомобиля является ФИО3

Приказом УМВД России по Брянской области от 30.05.2016 г. №817од утверждено Положение об УГИБДД, согласно которому наименование подразделения определено как Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области.

Полномочия, задачи и функции Управления ГИБДД УМВД России Брянской области определены Положением об управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД Российской Федерации по Брянской области, утвержденном приказом УМВД России по Брянской области от 16 января 2012 года №17од (в настоящее время действует приказ УМВД России по Брянской области от 30.05.2016 № 817од), согласно которому к задачам и функциям УГИБДД не относится осуществление регистрации транспортных средств (совершение регистрационных действий). Регистрация автомототранспортных и прицепов к ним на территории Брянской области осуществляется МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области, которое в соответствии с приказом УМВД России по Брянской области от 11.07.2017 №968од является самостоятельным структурным подразделением УМВД.

Транспортное средство LADA PRIORA VIN: №..., приобретенное ФИО2 на основании договора купли-продажи №... от <дата> было зарегистрировано <дата> в отделении №... МРЭО ГИБДД УМВД России по Брянской области в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Допущенная при этом описка в дате рождения ФИО2 не влечет признание регистрационных действий незаконными. В настоящее время данная техническая ошибка устранена, о чем указал в своем отзыве представитель административного ответчика.

Поскольку заочным решением Клинцовского городского суда Брянской области от 11.01.2017 г. обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение автомобиля LADA PRIORA VIN: №.... были отменены, указанное заочное решение вступило в законную силу, оснований для отказа в перерегистрации автомобиля <дата> транспортного средства LADA PRIORA VIN: №... на имя ФИО3 не имелось.

В соответствии с положениями Приказа МВД России от 26.06.2018 N 399 "Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России" аннулирование регистрации возможно в случаях и по снованиям, предусмотренным п. 51, п.3 указанных Правил.

Однако наличие таких оснований не установлено.

Таким образом, для сохранения зарегистрированного права на транспортное средство LADA PRIORA VIN: №... за ФИО2 не имеется законных оснований.

Исходя из приведенных положений, оснований для отказа в регистрации у должностных лиц не имелось, нарушений требований действующего законодательства должностными лицами допущено не было, оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов административного истца.

С учетом изложенных обстоятельств суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО "Сетелем Банк" к УМВД России по Брянской области, УГИБДД по Брянской области о признании незаконными регистрационных действий транспортного средства LADA PRIORA VIN: №... от <дата>; об отмене регистрационных действий транспортного средства LADA PRIORA VIN: №... от <дата>.– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Р. Борлаков

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 мая 2019 года.