Дело № 2а-1645
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Журавлевой В.М.,
при секретаре Каменских Е.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1-ФИО2,
представителя административного ответчика администрации Краснокамского муниципального района-Жилиной О.А.,
представителя заинтересованного лица администрации Майского сельского поселения-Колоколовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Краснокамского муниципального района о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения,
у с т а н о в и л :
Представитель ФИО3 обратился в суд с заявлением Администрации Краснокамского муниципального района о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения в части смены территориальной зоны СХ-1-зона сельскохозяйственного использования на зону П-2-зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности. Требования мотивировал тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в администрацию Краснокамского муниципального района с заявлением об изменении территориальной зоны земельного участка. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения в части смены территориальной зоны СХ-1-зона сельскохозяйственного использования на зону П-2-зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности принадлежащего ему участка. В ответе ответчика указано, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось совещание комиссии по землепользованию и застройки Краснокамского муниципального района, в ходе которого было рассмотрено заявление и принято решение об отказе в изменении территориальной зоны вышеуказанного земельного участка. На основании обращения администрации Майского сельского поселения данная зона будет изменена на территориальную зону Ж-3-зона индивидуальных жилых домов с участками. Считает, что данным отказом нарушены права ФИО1, так как решение об изменении территориальной зоны приняты в отношении администрации Майского поселения, но в ответе не аргументировано, на каком основании было отдано предпочтение в пользу обращения администрации Майского сельского поселения. Полагает, что данное решение вынесено с нарушениями действующего законодательства и нарушает права ФИО3, так как он имеет право на изменение территориальной зоны земельного участка и внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения.
Определением Краснокамского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Майского сельского поселения.
Административный истец был извещен о времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлял.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал требования по указанным в заявлении доводам. Суду пояснил, что четыре раза ФИО4 обращался к ответчику с заявлением о смене территориальной зоны принадлежащего ему земельного участка. В ДД.ММ.ГГГГ года получен отказ ответчика. С отказом не согласны, так как администрация Краснокамского муниципального района нарушила п.5 ст.33 Градостроительного Кодекса РФ, поскольку не указала причины отклонения. Территориальную зону ФИО4 необходимо изменить для того, чтобы можно было построить автосервис. Считает, что предпочтение должно было быть отдано ФИО4, так как он неоднократно обращался с аналогичным заявлением.
Представитель административного ответчика не согласна с заявленными требованиями. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Краснокамского муниципального района обратился ФИО4 с заявлением об изменении территориальной зоны принадлежащего ему земельного участка в <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ направили представителю ФИО4 отказ в удовлетворении заявления об изменении территориальной зоны СХ-1-зона сельскохозяйственного использования на зону П-2-зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности, в связи со сложившейся в данной зоне жилой застройкой индивидуально-жилых домов. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Краснокамского муниципального района обратилась администрация Майского сельского поселения с заявлением об изменении Правил землепользования и застройки земельного участка, расположенного в <адрес>, просили изменить зону СХ-1 на зону Ж-3. По заявлению ФИО4 и обращению администрации Майского сельского поселения состоялось заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ, на которой было принято решение об отказе ФИО4 в изменении территориальной зоны. Отметила, что земельный участок истца находится в зоне СХ-1, которая предназначена для ведения сельскохозяйственного производства в соответствии с Генеральным планом Майского сельского поселения. Обратила внимание суда на то, что в соответствии со ст.41 Правил землепользования и застройки Майского сельского поселения предусмотрены основные разрешенные виды использования недвижимости: объекты сельскохозяйственного производства, выращивание сельскохозяйственной продукции, объекты обслуживания, связанные с целевым назначением зоны. Согласно карты градостроительного зонирования Майского сельского поселения вблизи земельного участка истца расположены земельные участки с разрешенным использованием-личное подсобное хозяйство. Участок истца находится в пределах 100 метров и граничит с другими земельными участками, на которых расположены индивидуальные жилые застройки, в связи с чем считает, что строительство производственного объекта-станции технического обслуживания не представляется возможным. Полагает, что отсутствует совокупность двух условий для удовлетворения требований истца: это нарушение прав и несоответствие решения закону. Дополнила, что на ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по вопросу изменения территориальной зоны СХ-1 на зону Ж-3. Просила учесть суд, что заседание комиссии по землепользованию состоялось в ДД.ММ.ГГГГ года, а не в ДД.ММ.ГГГГ года, в документе опечатка. Просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель заинтересованного лица- администрации Майского сельского поселения не согласна с требованиями ФИО4. Суду пояснила, что рабочая карта <адрес> подтверждает то обстоятельство, что рядом с земельным участком истца расположены другие земельные участки с разрешенным использованием-личное подсобное хозяйство, данная зона приравнена к жилой застройке. Отметила, что данное обстоятельство ими подтверждено соответствующими выписками из единого государственного реестра прав и выписками из кадастровых паспортов земельных участков, расположенных рядом с участком истца. ДД.ММ.ГГГГ администрация Майского сельского поселения обратилась в администрацию Краснокамского муниципального района с заявлением о смене зоны СХ-1 на зону Ж-3, так как в данной зоне имеется жилая застройка. Отметила, что карта градостроительного зонирования подтверждает, в указанной зоне все участки предназначены для личного подсобного хозяйства. Дополнила, что в настоящее время имеется постановление администрации Краснокамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении публичных слушаний на ДД.ММ.ГГГГ по вопросу о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения. Полагает, что удовлетворение требований ФИО4 невозможно, так как при этом будут нарушены права всех других граждан, которые имеют участки рядом с участком ФИО4.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд считает, что требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
В пункте 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 2 статьи 30 указанного Кодекса определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу подпункта 1 части 6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. В связи с этим, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (ч. 2). Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ).
Пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит требования к порядку утверждения правил землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). Данная норма права носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению на территории Российской Федерации. Применение правил землепользования и застройки осуществляется после утверждения данной документации представительным органом местного самоуправления и официального опубликования в порядке, установленном законом законодательством.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером: №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес объекта: <адрес> на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Краснокамского муниципального района обратился ФИО5, действующий по доверенности от ФИО1 с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения в части изменения территориальной зоны СХ-1-зона сельскохозяйственного использования на зону П-2-зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности, указав, что данное изменение необходимо для получения возможности разрешенного использования земельного участка для размещения «станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия»(л.д№).
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Краснокамского муниципального района обратилась администрация Майского сельского поселения о внесении в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения изменений, просила внести в графическую часть Генерального плана Майского сельского поселения, утвержденного решением Совета депутатов от 30.01.2013 №1 изменения: земельные участки, расположенные в <адрес>, слева от федеральной дороги «<адрес>», кадастровый квартал №- «Зона сельскохозяйственного назначения» заменить на Ж-3-Зона индивидуальных жилых домов с участками и личные подсобные хозяйства в черте населенного пункта(л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ года(с учетом пояснений представителя административного ответчика заседание состоялось в ДД.ММ.ГГГГ года, в документе опечатка) состоялось заседание комиссии по землепользованию и застройке Краснокамского муниципального района, на котором были рассмотрены заявления администрации Майского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и заявление ФИО5, действующего по доверенности от ФИО1 Комиссия решила: начать процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения по всем пунктам письма от ДД.ММ.ГГГГ, отказать ФИО5 в изменении зоны с СХ-1 на П-2 в связи со сложившейся индивидуальной жилой застройкой(л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 администрацией Краснокамского муниципального района был дан ответ о том, что отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения в части смены территориальной зоны СХ-1-зона сельскохозяйственного использования на зону П-2-зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности принадлежащего ему участка. В ответе также указано, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось совещание комиссии по землепользованию и застройки Краснокамского муниципального района, в ходе которого было рассмотрено заявление и принято решение об отказе в изменении территориальной зоны вышеуказанного земельного участка. На основании обращения администрации Майского сельского поселения данная зона будет изменена на территориальную зону Ж-3-зона индивидуальных жилых домов с участками(л.д.№
Постановлением администрации Краснокамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении публичных слушаний по проекту решения Земского Собрания Краснокамского муниципального района «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил землепользования и застройки Майского сельского поселения» решено провести публичные слушания проекту решения Земского Собрания Краснокамского муниципального района «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Майского сельского поселения Краснокамского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил землепользования и застройки Майского сельского поселения» ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов в администрации Краснокамского муниципального района.
Как установлено судом, на момент возникновения административного спора и до приобретения истцом земельного участка, правила землепользования и застройки Майского сельского поселения, включающие в себя градостроительные регламенты, были приняты и введены в действие в установленном законом порядке, при этом земельный участок с кадастровым номером № находится в территориальной зоне СХ-1.
В данном случае, спорные правоотношения возникли ввиду желания ФИО1 инициировать изменение территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в его собственности, на иной вид, допускающий осуществление размещения станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия. Однако, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности в силу п. 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Как следует из положений статей 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется на основе соответствующего проекта, разработанного комиссией, действующей в соответствии с частями 6-8 статьи 31 Кодекса, и прошедшего необходимые проверки и процедуру публичных слушаний. Основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки перечислены в части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности, в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект изменений в правила землепользования и застройки подготавливается на основе предложений, направляемых физическими или юридическими лицами в инициативном порядке, либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Вместе с тем, само по себе такое предложение гражданина не влечет обязанности органов местного самоуправления внести изменения в Правила.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уполномоченный орган поступило обращение с предложением о внесении изменений в документы градостроительного зонирования, которое было рассмотрено комиссией по землепользованию и застройке и с учетом заключения этой комиссии обоснованно отклонено администрацией.
Учитывая выше приведенные нормы законодательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ принят в пределах полномочий администрации по вопросам, отнесенным к ее ведению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными только при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя.
При этом обязанность доказать факт нарушения своих прав возлагается на заявителя.
По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, лежит на административном истце.
При обращении в суд в административном исковом заявлении указано на нарушение прав ФИО3, так как он имеет право на изменение территориальной зоны земельного участка и внесение изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения.
Вместе с тем, само по себе наличие права на изменение территориальной зоны земельного участка и внесение изменений в Правила землепользования и застройки не свидетельствует о нарушении права ФИО1
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 настоящего Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, суд считает, что ФИО1 необходимо отказать в удовлетворении заявления, поскольку администрация Краснокамского муниципального района действовала в пределах своих полномочий в соответствии с требованиями законодательства, и приходит к выводу, что факт незаконности оспариваемого решения и факт нарушения прав истца администрацией Краснокамского муниципального района не установлены.
По общему правилу граждане и организации в силу ст.3 и 4 ГПК РФ вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Недоказанность нарушения прав является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Суд полагает, что совокупность условий для удовлетворения требований ФИО3 не установлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 179, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований ФИО1 к Администрации Краснокамского муниципального района о признании незаконным отказа во внесении изменений в Правила землепользования и застройки Майского сельского поселения- отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Журавлева В.М.