дело №2а-1645/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2020 года Октябрьский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Пешковой Ю.Н.
при секретаре Тихоновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконными действий ФКУ Тюрьма Главное Управление ФСИН по Челябинской области, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ Тюрьма Главное Управление ФСИН по Челябинской области о признании незаконным ответа врио начальника ФКУ Т ГУФСИН РФ по Челябинской области от 07.02.2020г. №, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения. В административном заявлении указал, что 03.10.2019г. заместителем председателя Челябинского областного суда ему представлен ответ за №, в соответствии с которым 11.06.2019г. Центральным районным судом г. Челябинска в адрес административного ответчика для вручения административному истцу направлена копия определения о восстановлении срока для подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу № 2-2278/2019. Ответ Челябинского областного суда административный истец направил вместе с заявлением в ФКУ Т ГУФСИН по Челябинской области и поставил вопрос об устранении незаконного бездействия административного ответчика путем направления по его адресу копии определения от 11.06.2019г.
07.02.2020г. ему дан ответ, где отказано в просьбе о направлении копии определения и разъяснено, что письмо из Центрального районного суда г. Челябинска не поступало в исправительное учреждение на имя ФИО1 Данное решение административного ответчика затрагивает права административного истца, гарантированные ст.ст. 45,46 Конституции РФ. В соответствии со ст. 112 ГПК РФ определение суда, вынесенное по результатам рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока может быть обжаловано. Следовательно, удержание административным ответчиком данного документа препятствует к доступу осуществления правосудия. Приложенный административным истцом к заявлению от 19.12.2019г. ответ Челябинского областного суда от 03.10.2019г. достоверно показывал, что судебный акт от 11.06.2019г. был направлен в адрес административного ответчика. Но в ответе от 07.02.2020г. данному обстоятельству не дана оценка, проигнорированы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявления.
В соответствии с частью 1 ст. 10 ФЗ от 02.05.2006г. № 59 обязан обеспечить объективное и всестороннее рассмотрение заявления от 19.12.2019г. Вопреки указанной нормы закона заявление административного истца рассмотрено путем сопоставления с реестром, никаких иных проверочных мероприятий проведено не было. Факт умышленной не регистрации судебного акта от 11.06.2019г. с целью его сокрытия от дальнейшего движения в документообороте проверен не был. Административный истец полагал, что по данному факту должна быть проведена служебная проверка, при рассмотрении обращения от 19.12.2019г. начальник ИУ обязан был опросить должностных лиц канцелярии учреждения с целью выявления причин, характера и обстоятельств, препятствовавших регистрации поступившего из суда документа. Нельзя делать вывод о не поступлении документа на основе данных книги входящей корреспонденции, так как это является укрывательством незаконного бездействия нижестоящего должностного лица при поступлении судебного акта от 11.06.2019г. в учреждение. Поэтому задачи административного судопроизводства, установленные в ст. 3 КАС РФ позволяют административному истцу выдвинуть требование об устранении допущенного нарушения ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Административный истец просит признать незаконным и необоснованным ответ врио начальника ФКУ Т ГУФСИН по Челябинской области от 07.02.2020г. № и устранить допущенное нарушение закона.
В судебное заседание не явился административный истец ФИО1, отбывает наказание в <данные изъяты>, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении извещения.
Представитель административного ответчика ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области не явился, о рассмотрении дела извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве представитель по доверенности ФИО2 просил в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании ответа от 07.02.2020г. незаконным отказать. Указал, что 09.01.2020г. в ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области поступила жалоба ФИО1, которая была зарегистрирована за № ОГ-6. В обоснование данной жалобы представлен ответ заместителя председателя Челябинского облсуда А.Е.А., в которой указывается что Центральный районный суд г. Челябинска 11.06.2019г. направил в адресу ФКУ Т ГУ ФСИН России по Челябинской области для вручения осужденному ФИО1 копии определения судьи указанного суда о восстановлении пропущенного процессуального срока апелляционного обжалования решения Центрального районного суда г. Челябинска от 14 марта 2019г. Однако, документов подтверждающих факт направления и получения администрацией ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области данного письма не представлено. При рассмотрении обращения административного истца проведена проверка изложенных фактов, проверены реестры входящей корреспонденции, опрошены сотрудники канцелярии учреждения. ФИО1 дан ответ на обращение в установленный законом срок, не согласие с данным ответом не свидетельствует, что жалоба рассмотрена не должным образом и не является основанием для признания ответа незаконным.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В статье 33 Конституции Российской Федерации, статье 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гарантировано право граждан на личные обращения, а также предусмотрено направление индивидуальных обращений в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Для целей Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращением гражданина признается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; жалобой - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (ст. 4 Закона).
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 5 данного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 3 ст. 10 названного Федерального закона ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что 19.12.2019г. административный истец ФИО1 обратился в ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области с жалобой на допущенные нарушения сотрудниками ФКУ Т по направлению ему копии судебного акта от 11.06.2019г., просил виновных в нарушении законодательства должностных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности. Указал, что приложен ответ Челябинского областного суда от 03.10.2019г. на 2-х листах.
Данная жалоба зарегистрирована в канцелярии ФКУ Тюрьма 09.01.2020г. вх.№.
В сообщении Челябинского областного суда от 03.10.2019г. № ФИО1 дополнительно сообщено, что согласно информации, представленной Центральным районным судом г. Челябинска, 11.06.2019г. по месту отбывания наказания – в адрес ФКУ Т ГУ ФСИН РФ по Челябинской области (ул. Северная, д. 1 г. Верхнеуральск, Челябинская область, 457670) для вручения ФИО1 Г,В. простым отправлением была направлена копия определения судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 11 июня 2019 года о восстановлении пропущенного процессуального срока апелляционного обжалования решения Центрального районного суда г. Челябинска от 14 марта 2019г.
При рассмотрении обращения ФИО1 проведена проверка, согласно которой проверены реестры входящей корреспонденции, опрошены сотрудники канцелярии ФКУ Тюрьма.
Из представленных административным ответчиком материалов усматривается, что 13.08.2019г. в ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области из Центрального районного суда г. Челябинска для передачи осужденному ФИО1 поступил закрытый пакет, зарегистрированный под вх. №. Поступивший пакет был получен сотрудником ГСУ 13.08.2019г.
Согласно реестру входящих документов, зарегистрированных с 01.06.2019г. по 31.08.2019г. (журнал регистрации входящих документов ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области) на имя ФИО1 поступил закрытый конверт из Центрального районного суда г. Челябинска (<...>), который вх.№ (порядковый номер в журнале №).
14.08.2019г. указанный закрытый конверт в отношении ФИО1 за исх.номером № направлен в <данные изъяты>.
Согласно справке по личному делу № ФИО1, (дата) года рождения, осужденный 27.10.2003г. Липецким областным судом по ст. 105 ч.2 п. «к,н», 158 ч. 2 п. «а,в», 69 ч.3 УК РФ к 23 годам лишения свободы, отбывал наказание с 05.05.2016г. в <данные изъяты>, убыл 12.03.2019г. в <данные изъяты> (по концу тюремного срока).
03.09.2019г. конверт получен ФИО1, что следует из штампа на сопроводительном письме.
В заключении по материалам рассмотрения заявления ФИО1, утвержденном Врио начальника ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области от 07.02.2020г., отражено, что факты, изложенные в заявлении осужденного ФИО1 не нашли своего подтверждения, заявителю дан ответ.
07.02.2020г. ФИО1 на его заявление от 19.12.2019г. административным ответчиком дан ответ, из которого следует, что сотрудники ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области не нарушали инструкции по делопроизводству, также согласно реестра входящей корреспонденции документы Центрального районного суда г. Челябинска от 11.06.2019г. в ФКУ Т ГУФСИН России не поступали. Также ФИО1 разъяснено, что в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с его рассмотрением в административном и (или) судебном порядке.
ФИО1 обратился в суд с данным административным иском, ссылаясь на незаконность и необоснованность полученного ответа из ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области, нарушение требований Федерального закона от 02.05.2006г. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Предоставленная административному истцу информация в ответе от 07.02.2020г. на его обращение от 19.12.2019г. (зарегистрированное 09.01.2020г.) соответствует положениям действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 10августа 2011г. N463 инструкция разработана в целях установления единых требований к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений (далее - учреждения и органы уголовно-исполнительной системы) документов, совершенствования и повышения эффективности делопроизводства и устанавливает обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников, рабочих и служащих уголовно-исполнительной системы (далее - работники) правила документирования и порядок документооборота.
Особенности работы по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждениях и органах УИС регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ведомственными нормативными правовыми актами (пункт 4).
Данная инструкция распространяет свое действие на документы, образующиеся в результате деятельности учреждения, а обработка документов поступающих для осужденных регламентирована Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016г. № 295.
На основании п. 58 Правил внутреннего распорядка получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
В статье 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплены аналогичные положения.
Таким образом, действуя в рамках действующего законодательства, сотрудники зарегистрировали закрытый пакет, тем самым отобразив факт поступления данного документа в учреждение, однако полномочий по вскрытию данного пакета и проверке целостности его содержания сотрудникам канцелярии не предоставлено.
В административном исковом заявлении ФИО1 утверждает, что нарушены его права, задачи административного судопроизводства, установленные в ст. 3 п. 4 КАС РФ не соблюдены, поскольку административным ответчиком ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области не надлежащим образом проведена проверка по его обращению от 19.12.2019г., не опрошены сотрудники канцелярии, выводы о не поступлении письма сделаны на основании книги входящей корреспонденции.
В соответствии с положениями, отраженными в статьях Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменные обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с пунктом 4 части 1, части 3 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов и подписывает его.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Анализируя вышеприведенные нормативные положения, суд приходит к выводу, что по факту обращения (жалобы) ФИО1 административным ответчиком проведена проверка, по результатам которой заявителю дан ответ в установленный законом срок, материалы проверки прикреплены к обращению и подшиты в номенклатурное дело. Ответ на обращение административного истца дан в письменной форме, по существу поставленных вопросов, не согласие с указанным ответом само по себе не свидетельствует о том, что обращение не было рассмотрено должным образом начальником учреждения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учетом ст.8 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение ФИО1 было рассмотрено должностным лицом, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам в совокупности с представленными в дело доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий административного ответчика незаконными.
Административным истцом не представлено доказательств нарушения принятым решением его прав и свобод, либо созданной угрозы их нарушения, оспариваемое решение принято полномочным должностным лицом с соблюдением порядка его принятия, соответствует действующему законодательству, следовательно, оснований для признания его неправомерным, не имеется.
С учетом вышеизложенного, суд полагает в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действий ФКУ Тюрьма Главное Управление ФСИН по Челябинской области, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконными действий ФКУ Тюрьма Главное Управление ФСИН по Челябинской области, возложении обязанности по устранению допущенного нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г. Липецка.
Председательствующий подпись Ю.Н.Пешкова.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.06.2020 года.