ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1646/2023 от 06.09.2023 Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

УИД НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

Мотивированное решение изготовлено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год АДРЕС

Красноперекопский районный суд АДРЕС в составе судьи Бачигиной С.В., при ведении протокола судебного заседания с участием помощника судьи ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора АДРЕС к Территориальной администрации АДРЕСов мэрии АДРЕС о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по исполнению приказов председателя КУМИ мэрии АДРЕС,

установил:

Заместитель прокурора АДРЕС обратился в Красноперекопский районный суд АДРЕС с административным иском к Территориальной администрации Красноперекопского и АДРЕСов мэрии АДРЕС о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по исполнению приказов председателя КУМИ мэрии АДРЕС.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением земельного законодательства и законодательства в градостроительной сфере. Постановлением мэрии АДРЕС от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О мерах по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков» создана Межведомственная комиссия, и утверждено Положение о Межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в городе Ярославле.

На заседании межведомственной комиссии по пресечению самовольного занятия земельных участков в АДРЕС рассмотрен вопрос о самовольном занятии земельного участка металлическим гаражом, расположенным по адресу: АДРЕС

По результатам заседания межведомственной комиссии председателем Комитета издан приказ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым оформлено решение демонтировать и (или) переместить самовольно размещенный объект, не являющийся объектом капитального строительства, расположенный по адресу: АДРЕС территориальной администрации АДРЕС мэрии АДРЕС поручено организовать работу по демонтажу и (или) перемещению самовольно размещенного объекта.

Указанный приказ, а также иные приказы №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов на территории Красноперекопского АДРЕС получены территориальной администрацией.

По фактам выявленных нарушений требований законодательства прокуратурой района ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА главе территориальной администрации Красноперекопского и АДРЕСов мэрии АДРЕС внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого, вышеуказанные приказы председателя также не исполнены.

Просит: признать бездействие территориальной администрации Красноперекопского и АДРЕСов мэрии АДРЕС по исполнению приказов председателя КУМИ мэрии АДРЕСНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов на территории Красноперекопского АДРЕС незаконным. Обязать территориальную администрацию Красноперекопского и АДРЕСов мэрии АДРЕС исполнить приказы председателя КУМИ мэрии АДРЕСНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов на территории Красноперекопского АДРЕС.

Стороны и заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

В судебном заседании помощник прокурора АДРЕСФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам и правовым основаниям.

Представителем КУМИ мэрии АДРЕС направлено в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также представлены по запросу суда документы. Представителем территориальной администрации Красноперекопского и АДРЕСов мэрии АДРЕС в адрес суда поступила позиция, где указано, что в период с 2021 по 2023 КУМИ Мэрии АДРЕС на основании постановления мэрии АДРЕС от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "О мерах по пресечению самовольного занятия земельных участков" подготовлено более 180 приказов о демонтаже (или) перемещении самовольно размещенных объектов на территории АДРЕС. На сегодняшний день существует необходимость принятия мер по принудительному демонтажу и (или) перемещению большого количества незаконных объектов. Недостаточное количество предоставляемых на эти цели финансовых средств не позволяет произвести работы в кротчайшие сроки. а потому не были исполнены приказы №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов на территории Красноперекопского АДРЕС.

В настоящее время приказы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выполнены собственниками объектов частично. По информации КУМИ мэрии АДРЕС исполнение приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не требуется ввиду передачи земельного участка третьему лицу. Принудительный демонтаж и (или) перемещение незаконно установленных объектов будет учтен территориальной администрацией при формировании плана работ на 2024-2025 годы и выполнен при условии целевого финансирования.

Суд, заслушав помощника прокурора АДРЕСФИО2, изучив письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно положениям части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; Согласно статье 72 ЗК РФ осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Федеральный закон от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Грк РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности; возмещения вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления (часть 6 статьи 55.32 ГрК РФ).

Постановлением мэрии АДРЕС от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О мерах по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков» создана Межведомственная комиссия, и утверждено Положение о Межведомственной комиссии по пресечению самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков в городе Ярославле (Положение).

В соответствии с п.п. 5.1 - 5.3 Положения решение о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства (самовольно размещенный объект), оформляется муниципальным правовым актом руководителя КУМИ, который в течение трех рабочих дней со дня принятия направляется в территориальную администрацию для организации работы по демонтажу и (или) перемещению самовольно размещенных объектов.

Территориальная администрация не позднее трех рабочих дней со дня получения муниципального правового акта руководителя КУМИ о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенного объекта организует вручение лично в руки под роспись правообладателю объекта (земельного участка) извещения о его демонтаже и (или) перемещении и освобождении земельного участка в срок, указанный в извещении.

В случае невозможности вручения извещения лично в руки под роспись территориальная администрация в срок не позднее трех рабочих дней со дня истечения срока, установленного в пункте 5.2 Положения, направляют извещение правообладателю объекта (земельного участка) по почте на имеющийся адрес заказным письмом с уведомлением. В день направления извещения правообладателю объекта (земельного участка) по почте территориальная администрация организуют размещение извещения с указанием срока демонтажа (перемещения) и освобождения земельного участка на самом объекте, а также публикацию информации о демонтаже и (или) перемещении объекта в газете «Городские новости» и размещение ее на официальном портале АДРЕС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае если правообладатель объекта (земельного участка) не установлен и (или) не известен его адрес, территориальная администрация в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, организуют размещение извещения с указанием срока демонтажа (перемещения) и освобождения земельного участка на самом объекте, а также публикацию информации о демонтаже и (или) перемещении объекта в газете «Городские новости» и размещение ее на официальном портале АДРЕС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Судом установлено, что председателем КУМИ мэрии АДРЕС вынесены на основании постановления мэрии АДРЕС от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "О мерах по пресечению самовольного занятия земельных участков" следующие приказы о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных в АДРЕС объектов, а именно: №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Административный истец указывает, что в сроки, установленные Положением, со стороны территориальной администрации мероприятия по организации вручения правообладателям, направления в адрес правообладателя, размещения на самом объекте извещения о его демонтаже и (или) перемещении и освобождении земельного участка, не выполнены, по фактам выявленных нарушений требований законодательства прокуратурой района ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА главе территориальной администрации Красноперекопского и АДРЕСов мэрии АДРЕС внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого, вышеуказанные приказы председателя также не исполнены.

Судом в ходе рассмотрения с учетом представленных КУМИ мэрии АДРЕС документов установлено, что исполнение приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не требуется ввиду передачи земельного участка, на котором расположены объекты, отраженные в приказе, третьему лицу в аренду. При указанных обстоятельствах суд считает обоснованным, что оснований для возложения на административного ответчика обязанности по исполнению приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и признании незаконными действий в части его неисполнения не имеется. Частичное исполнение приказов НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА нельзя признать надлежащим исполнением указанных приказов со стороны административного ответчика, а принятые меры достаточными для установления отсутствия бездействия в указанной части законным.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что административным ответчиком своевременно выполнен комплекс мероприятий в соответствии с выше указанными нормами действующего законодательства в части исполнения приказов председателя КУМИ мэрии АДРЕСНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов на территории Красноперекопского АДРЕС, т.е. фактически имеет место бездействие по неисполнению в полном объеме данных приказов.

Принимая во внимание выше изложенное имеются основания для возложения на территориальную администрацию Красноперекопского и АДРЕСов мэрии АДРЕС исполнить приказы председателя КУМИ мэрии АДРЕСНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов на территории Красноперекопского АДРЕС. Оснований для удовлетворения требований административного истца в остальной части не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

решил:

Признать незаконным бездействие Территориальной администрации Красноперекопского и АДРЕСов мэрии АДРЕС (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ОГРН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) по не исполнению приказов председателя КУМИ мэрии АДРЕСНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, 679 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, 768 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов на территории Красноперекопского АДРЕС.

Обязать Территориальную администрацию Красноперекопского и АДРЕСов мэрии АДРЕС (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ОГРН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) исполнить приказы председателя КУМИ мэрии АДРЕСНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о демонтаже и (или) перемещении самовольно размещенных объектов на территории Красноперекопского АДРЕС.

В удовлетворении остальной части требований административного истца отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд АДРЕС в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья ФИО4