Мотивированное решение составлено 13 сентября 2023 года
66RS0020-01-2023-001391-21
Дело № 2а-1648/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2023 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Коняхина А.А., при секретаре судебного заседания Мамшанове А.Р., с участием представителя административного истца Жеденова А.А., представителя административного ответчика Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новоселова Е.Р. к Комитету по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным бездействия,
установил:
Новосёлова Е.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом принятых судом уточнений просит признать незаконным бездействие КУМИАГ администрации Белоярского городского округа, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» и невыполнении мероприятий, необходимых для признания имущества выморочным и его принятия: не направлен запрос в ЗАГС, не было обращения в нотариальный орган, не был предоставлен ответ заявителю, не было принято мер, направленных на реализацию судебного порядка признания права собственности на выморочное имущество; возложить на КУМИАГ администрации Белоярского городского округа обязанность принять все необходимые меры для признания имущества выморочным и его принятия; взыскать с КУМИАГ администрации Белоярского городского округа расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что на территории Белоярского городского округа имеется земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Собственником участка является Е., которая скончалась <дата>. 28 марта 2023 года Новосёлова Е.Р. подала заявление о наличии выморочного имущества и необходимости его принятия. 28 апреля 2023 года поступил ответ № 01-15/3102 о рассмотрении заявления, в котором указано, что были направлены запросы в ЗАГС, по состоянию на 28 апреля 2023 года ответы не поступили, о результатах проделанной работы будет дополнительно направлено сообщение. В период с 28 марта 2023 года по 17 июля 2023 года никаких действий административным ответчиком по принятию выморочного имущества предпринято не было. Указанное бездействие приходит к невозможности для административного истца на получение в собственность земельного участка.
В письменных возражениях представитель административного ответчика указывает, что 30 марта 2023 года в КУМИАГ администрации Белоярского городского округа поступило заявление Новосёловой Е.Р. о принятии выморочного имущества. В рамках рассмотрения заявления 04 апреля 2023 года была получена выписка из ЕГРН в отношении испрашиваемого участка, в которой правообладателем указана Е. С целью определения нотариального округа для подачи заявления о выдаче свидетельство о праве на наследство по закону, был сделан межведомственный запрос через систему межведомственного информационного взаимодействия «Система исполнения регламентов» (далее - СМЭВ СИР) о предоставлении сведений о смерти, а также запрос регистрационного досье. 28 апреля 2023 года был направлен ответ на обращение с информацией о том, что ответы на запросы еще не получены, информация о результатах проделанной работы будет сообщена дополнительно. В период до 03 августа 2023 года в СМЭВ СИР, запросы в этот период направлялись неоднократно. На запрос о предоставлении паспортного досье поступил ответ об отсутствии сведений о регистрации в информационных ресурсах ГУВМ МВД России. Ответ на запрос актовой записи о смерти получен 03 августа 2023 года, в ответе указано, что сведения о смерти отсутствуют. Запрос актовой записи о смерти был продублирован на бумажном носителе, получен отказ в предоставлении сведений. Таким образом, все необходимые действия КУМИАГ администрации Белоярского городского округа при рассмотрении заявления Новосёловой Е.Р. были совершены, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
В судебном заседании представитель административного истца Жеденов А.А., поддержал заявленные требования по доводам административного искового заявления, пояснил, что нарушены права административного истца на выкуп земельного участка с торгов, соответствующее намерение административный истец выразила.
В судебном заседании представителя административного ответчика Матвеева О.В., возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме по доводам письменных возражений, дополнительно пояснила, что в устной форме административный ответчик получал от административного истца сведения о том, что Е. умерла в Челябинской области; не сообщали административному истцу дополнительных сведений, поскольку работа по заявлению еще не закончена.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулированы Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).
Статьей 5 названного Федерального закона определены права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 3); обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо муниципального, городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества (пункт 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (пункт 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным (п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9).
В силу абз. 3 п. 1 ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе выморочного имущества в соответствии со ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию свидетельство о праве на наследство по закону выдается на общем основании, то есть по заявлению наследника нотариусом по месту открытия наследства или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом (абз. 1, 2 п. 1 ст. 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 28 марта 2023 года Новосёлова Е.Р. подала заявление в КУМИАГ администрации Белоярского городского округа, в котором просила принять в качестве выморочного имущества земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Заявление зарегистрировано 30 марта 2023 года, ему присвоен № 01-29/1649.
В заявлении было указано, что по имеющейся у административного истца информации, собственником участка являлась Е., которая скончалась <дата>, при этом наследников у Е. не имеется, соответственно есть основания для принятия имущества в качестве выморочного, а у административного истца имеется интерес в приобретении земельного участка после его оформления в муниципальную собственность.
В ответе на заявление № 01-15/3102 от 28 апреля 2023 года указано, что в рамках рассмотрения заявления были направлены запросы в ЗАГС, по состоянию на 28 апреля 2023 года ответы не поступили, о результатах проделанной работы будет дополнительно направлено сообщение.
По запросу суда административным ответчиком представлен пакет документов по обращению Новосёловой Е.Р.
Так, 25 апреля 2023 года был направлен межведомственный запрос через СМЭВ СИР о предоставлении сведений о смерти Е., при этом в запросе в качестве субъекта РФ, где зарегистрирована запрашиваемая актовая запись, указана Свердловская область.
Аналогичные запросы были направлены 07 июля 2023 года и 03 августа 2023 года.
03 августа 2023 года поступил ответ об отсутствии актовой записи.
08 августа был направлен запрос в Отдел ЗАГС Белоярского района, 23 августа 2023 года получен отказ в предоставлении сведений.
При этом, из пояснений представителя административного ответчика от административного истца поступали сведения о том, что Е. умерла на территории Челябинской области, однако запросы о наличии актовой записи о смерти на территории Челябинской области административным ответчиком не направлялись.
Вместе с тем, в ходе подготовки дела к рассмотрению по запросу суда поступили сведения о наличии актовой записи о смерти Е. отделом ЗАГС Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области.
Административному ответчику в период с 28 апреля 2023 года какие-либо сведения о ходе рассмотрения его обращения не предоставлялись.
Таким образом, административным ответчиком были нарушены сроки рассмотрения по существу обращения, которые составляют 30 дней, решения о продлении сроков рассмотрения еще на 30 дней не принималось, при этом указанные сроки являлись достаточными для получения всех необходимых сведений в отношении Е., которые в соответствии с законом составляют не более 15 дней.
Довод представителя административного ответчика о наличии технических сбоев в работе СМЭВ СИР, из-за которых не были своевременно получены сведения, какими-либо доказательствами не подтвержден, тем более, что административный ответчик необходимых сведений (о наличии актовой записи о смерти на территории Челябинской области) не запрашивал ни в течении 30-дневного срока рассмотрения обращения, ни после его окончания.
Таким образом, суд полагает, что имеет место незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в ненаправлении запроса в органы ЗАГС о наличии актовой записи о смерти Е. в Челябинской области, в не обращении к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении выморочного имущества, в не направлении Новосёловой Е.Р. письменного ответа по результатам рассмотрения ее обращения по существу в установленный срок.
Указанное бездействие нарушает права Новосёловой Е.Р. на реализацию механизма получения земельного участка в собственность с торгов, а также по рассмотрению ее обращения в соответствии с положениями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ.
Таким образом, судом установлена совокупность условий для удовлетворения административного иска Новосёловой Е.Р.
Поскольку требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу, что в силу положений части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав Новосёловой Е.Р.
Определяя способ устранения нарушения прав и законных интересов административного истца, суд считает, что у него отсутствуют предусмотренные законом основания для обязания административного ответчика совершить конкретные действий, поскольку суд не вправе вмешиваться в установленную законом процедуру рассмотрения обращений граждан, брать на себя полномочия органа местного самоуправления, предопределять результаты его деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Административный истец понес судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 9).
Учитывая, что административный иск удовлетворен, судебные расходы подлежат возмещению в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Новоселова Е.Р. к Комитету по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным бездействия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству Администрации Белоярского городского округа в рамках рассмотрения обращения Новоселова Е.Р. от 28 марта 2023 года, выразившееся в ненаправлении запроса в органы ЗАГС о наличии актовой записи о смерти Е. в Челябинской области, в не обращении к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство в отношении выморочного имущества, в не направлении Новоселова Е.Р. письменного ответа по результатам рассмотрения ее обращения по существу в установленный срок.
Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству Администрации Белоярского городского округа обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству Администрации Белоярского городского округа в пользу Новоселова Е.Р. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Об исполнении решения суда сообщить в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Белоярский районный суд Свердловской области и административному истцу.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области.
Судья А.А. Коняхин