ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-164/20 от 15.03.2021 Чаа-хольского районного суда (Республика Тыва)

Административное дело ###а-18/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Чаа-Холь 15 марта 2021 года

Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ооржака А.А., при секретаре Ойбаа А.А., с участием прокурора Аракчаа А.А., представителя административного ответчика ФИО1, в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, о признании незаконным бездействия по не заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также по не установлению урны для сбора мусора на территории спортивной площадки, обязании заключить договор со специализированной организацией на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установить урны для сбора мусора на территории спортивной площадки, отвечающей требованиям СанПин № 42-128-4690-88,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаа-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Чаа-Хольского района в рамках предоставленных надзорных полномочий проведена проверка соблюдения администрацией Чаа-Хольского района законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва являет МУП «Благоустройство». Вместе с тем, ходе проверки установлено, что ответчик вопреки требованиям п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, ч.1 ст.7 Федерального закона № 7-ФЗ, ч.2 ст.8, ч.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» взаимодействие с временным региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами МУП «Благоустройство» не организовано, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключен, а также в нарушение требований ст. ст.3, 4, 7 Федерального закона № 7-ФЗ, п.п.2.1.1, 4.1 СанПин № 42-128-4690-88 администрацией Чаа-Хольского района работа по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, находящихся на территории спортивной площадки по адресу <...> не организована, урны для сбора мусора в соответствии с требованиями СанПин № 42-128-4690-88 не установлены, что влечет нарушение прав граждан благоприятную окружающую среду. По данному факту прокуратурой 05 августа 2020 года председателю администрации Чаа-Хольского кожууна РТ внесено представление с требованиями о принятии исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, однако до настоящего времени меры, направленные на устранение выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, не приняты. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в не установлении урны для сбора мусора на территории спортивной площадки. Обязать ответчика заключить договор со специализированной организацией на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установить урны для сбора мусора на территории спортивной площадки по адресу <...>, отвечающих требованиям СанПин № 42-128-4690-88.

В судебном заседании прокурор Аракчаа А.А. административное исковое заявление поддержала полностью и просила удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного ответчика - Администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва ФИО1, действующий по доверенности, с иском не согласился, пояснив, что ответчик не имеет возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку заявка на заключение договора направлена в адрес регионального оператора МУП «Благоустройство», однако ответа не получено, кроме того, на территории спортивной площадки установлена металлическая бочка для сбора мусора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, - действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращена отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

В настоящее время региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Тыва являет МУП «Благоустройство».

Судом установлено, что по результатам проверки деятельности администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва по соблюдению требований п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, ч.1 ст.7 Федерального закона № 7-ФЗ, ч.2 ст.8, ч.1 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) прокуратурой были выявлены нарушения, а именно взаимодействие с временным региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами МУП «Благоустройство» не организовано, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключен.

Также в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ полномочиям органа местного самоуправления относится осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В ст. ст. 3, 4, 7 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно п. 2.1.1 действующих Санитарных правил содержания территорий населенных мест № 42-128-4690-88 (далее - СанПин № 42-128 4690-88), объектами очистки являются объекты культурно-бытового назначения, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В соответствии с п. 4.1 СанПин № 42-128-4690-88 на всех площадях улицах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояния между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования территории, но не более чем через 40 м оживленных и 100 м - на малолюдных. Очистка урн должна производится систематически по мере их наполнения.

За содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.

На территории Чаа-Хольского кожууна РТ в 2019 году в рамках федерального проекта «Формирование современной городской среды» создана спортивная площадка, расположенная по адресу: Республика Тыва, <...>.

Проверка показала, что вопреки требованиям ст.ст.3, 4, 7 Федерального закона №7-ФЗ, п.п.2.1.1, 4.1 СанПин №42-128-4690-88 администрацией Чаа-Хольского кожууна РТ работа по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, находящихся на территории вышеуказанной спортивной площадки, не организована, урны для сбора мусора в соответствии с требованиями СанПин № 42-128-4690-88 не установлены, что влечет нарушение прав граждан благоприятную окружающую среду.

05 августа 2020 года по выявленным нарушениям прокурором района в адрес председателя администрации Чаа-Хольского кожууна РТ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Из ответа администрации Чаа-Хольского кожууна РТ от 30 сентября 2020 года следует, что выявленные нарушения федерального законодательства не устранены, в связи с тем, что администрацией Чаа-Хольского кожууна РТ направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, об ожидании поставки мусорных контейнеров для сбора мусора.

Таким образом, административный ответчик не соблюдает требования законодательства в части исполнения требований Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд признает бездействие административного ответчика незаконным.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым и разумным установить административному ответчику для устранения выявленных нарушений месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, о признании незаконным бездействия по не заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также по не установлению урны для сбора мусора на территории спортивной площадки, обязании заключить договор со специализированной организацией на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, установить урны для сбора мусора на территории спортивной площадки, отвечающей требованиям СанПин № 42-128-4690-88 удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, выразившееся в не заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в не установлении урны для сбора мусора на территории спортивной площадки, расположенной по адресу: <...>.

Обязать Администрацию Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва устранить нарушения федерального законодательства в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, путем заключения договора со специализированной организацией на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также установления урны для сбора мусора на территории спортивной площадки, расположенной по адресу: Республика Тыва, <...>, отвечающей требованиям СанПин № 42-128-4690-88.

Администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва необходимо сообщить об исполнении решения суда в суд и прокурору Чаа-Хольского района Республики Тыва в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий А.А. Ооржак