ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-164/20 от 25.01.2021 Жигаловского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Жигаловский районный суд <адрес> в составе председательствующего Шохоновой Н.В., при секретаре ФИО2, с участием представителя административного истца - заместителя прокурора <адрес>ФИО4, представителя ООО <данные изъяты>» ФИО8, представителя <данные изъяты>» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министру лесного комплекса <адрес>, Министерству лесного комплекса <адрес> о признании распоряжения министра лесного комплекса <адрес> об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов незаконным,

установил:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным иском к министру лесного комплекса <адрес>, Министерству лесного комплекса <адрес>.

В обоснование заявленных требований указывает на следующие обстоятельства.

<Дата> между министерством лесного комплекса <адрес> и публичным акционерным обществом «<данные изъяты>» заключен договор аренды лесного участка .

В соответствии с п. 1 договора аренды лесного участка от <Дата> Арендодатель обязуется предоставить, Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Лесной участок передается для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых.

Порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Рослесхоза от <Дата>, установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно таблице .3 Проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от <Дата> проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (геологическое изучение недр), составляет 1299 м3 на площади 37,5437 га.

Проектом освоения лесов не предусмотрено создание лесных складов, не определены места складирования древесины.

Согласно ч. 2 и 4 ст. 16.1 Лесного кодекса РФ лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 2 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных Приказом Минприроды России от <Дата>, при заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.

Из вышеизложенного следует, что законодательством не предусмотрено выполнение работ лицами, которым лесные участки предоставлены на праве аренды, в соответствии с технологической картой лесосечных работ.

В связи с тем, что Проектом освоения лесов не предусмотрено создание лесных складов, не определены места складирования древесины, законодательством не предусмотрено составление арендаторами технологической карты лесосечных работ, создается угроза беспорядочного складирования заготовленной древесины либо оставления ее у пня.

В связи с тем, что Проектом освоения лесов не определены места складирования древесины, обязанность по ее сбору, трелевке и хранению может быть возложена на министерство лесного комплекса <адрес>, которым утверждено положительное заключение на проект освоения лесов (распоряжение -мр от <Дата>), что повлечет необоснованные траты бюджетных средств.

С учетом изложенного, министром лесного комплекса области ФИО3, в нарушение п.п. 3, 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утв. приказом Минприроды России от <Дата>, при отсутствии законных оснований утверждено, а экспертной комиссией вынесено, положительное заключение на проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, предоставленного в аренду <данные изъяты>» на основании договора аренды от <Дата>, не соответствующий требованиям законодательства, регулирующего лесные отношения.

О незаконных действиях Министерства лесного комплекса <адрес>, в том числе министра лесного комплекса <адрес>ФИО3, выразившихся в незаконном утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, а также приложений к нему, нарушающих конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации, прокурору <адрес> стало известно <Дата> в момент поступления в прокуратуру района вышеназванных документов. В связи с чем, административное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации прокурором подано в установленный законом срок.

<адрес> просит суд признать распоряжение министра лесного комплекса <адрес>ФИО3-мр от <Дата> об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО <данные изъяты>» в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от <Дата> незаконным.

Административными ответчиками возражения на административные исковые требования не представлены.

Представителем заинтересованного лица – ПАО «<данные изъяты>» представлен отзыв на исковое заявление прокурора, согласно которому он просит в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.

<адрес> в Жигаловский районный суд подано административное исковое заявление к Министерству лесного комплекса <адрес> и Министру лесного комплекса <адрес> о признании незаконным распоряжения министерства лесного комплекса <адрес>- мр от <Дата> (далее - распоряжение), вынесенное должностным лицом министерства лесного комплекса <адрес>, об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «<данные изъяты>» в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от <Дата> (далее - Договор).

ПАО «<данные изъяты>» (далее - в т.ч. Общество) является заинтересованным лицом по данному делу.

В настоящее время исполнение Договора от имени ПАО «<данные изъяты>» на основании Агентского договора от <Дата> (далее - Агентский договор) поручено Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> инвест» (; место нахождения: ФИО1, <адрес>, Стартовая улица, <адрес>, литер Д) в лице его филиала ООО «<данные изъяты>».

ПАО «Газпром» для получения информации по делу направило запросы в профильные структурные подразделения и дочерние общества. Исходя из полученной информации, полагает заявленные исковые требования незаконными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующими объяснениями и доводами.

Основным доводом Прокуратуры по административному иску является то, что проект освоения лесов, разработанный в отношении лесного участка, переданного в аренду ПАО «<данные изъяты>» по Договору, не соответствует требованиям законодательства, регулирующего лесные отношения, а именно: в проекте освоения лесов отсутствует информация о местах хранения / складирования / нахождения древесины.

В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от <Дата> «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - Приказ ) установлен состав проекта освоения лесов. Вместе с тем, Приказом не предусмотрено обязательное указание в проекте освоения лесов места хранения / складирования / нахождения древесины.

Также согласно пункту 6 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> (далее - Правила ), местом нахождения древесины является лесной участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, указанных в пункте 1 Правил. При этом перемещение древесины допускается по согласованию с продавцом.

В соответствии с пунктом 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от <Дата> (далее - Порядок), отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов требованиям Порядка и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

Между тем о необязательности указания в проектах освоения лесов информации о местах хранения / складирования / нахождения древесины свидетельствуют следующие правовые нормы:

В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ подаются декларации об использовании лесов.

Так, юридические лица, совершившие сделки с древесиной, представляют оператору предусмотренной статьёй 50.6 ЛК РФ единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 50.5 ЛК РФ в декларации о сделках с древесиной указываются сведения о месте складирования древесины (при наличии). Аналогичное положение содержится в Разделе 5 Правил представления декларации о сделках с древесиной, утверждённых Постановлением Правительства РФ от <Дата> (далее - Правила ). При этом в разделе 6 Правил установлено: «указывается адрес места складирования древесины (при наличии). В случае отсутствия адреса места складирования древесины, указывается описание места складирования древесины. При отчуждении древесины до ее вывоза из леса указываются субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество (лесопарк), участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, лесотаксационный выдел, номер лесосеки или лесного склада (при наличии)».

Следовательно, проект освоения лесов по Договору соответствует требованиям статьи 88 ЛК РФ, Приказа , Правил , Порядка и Правил .

Поскольку проект соответствовал требованиям действующего лесного законодательства Российской Федерации, он были передан на государственную экспертизу проектов освоения лесов, по результатам которой получил положительное заключение экспертной комиссии, которое на законных основаниях было утверждено распоряжением.

Таким образом, рубка осуществляется на лесном участке, предоставленном в аренду по Договору, и древесина складируется в соответствии с проектом освоения лесов и требованиями лесного законодательства Российской Федерации на предоставленном по Договору лесном участке.

Следовательно, оснований для удовлетворения требования о признании распоряжения незаконным, не имеется.

В силу пункта 1 статьи 219 КАС РФ если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации или иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец обратился в суд о признании распоряжения датированного <Дата>. При этом дата подачи административного искового заявления по делу - <Дата>, то есть по истечении более чем двух лет с даты принятия оспариваемого прокурором распоряжения.

Как указывает административный истец в своем заявлении, о спорном распоряжении ему стало известно <Дата>, в момент поступления в Прокуратуру вышеназванных документов.

Вместе с тем органами прокуратуры в течение 2018 - 2019 годов регулярно проводились как плановые, так и внеплановые проверки Министерства лесного комплекса <адрес>, информация о проводимых проверках подтверждается Сводным планом проверок, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

В течение указанных двух лет органами прокуратуры проводились следующие проверки Министерства лесного комплекса <адрес>:

-внеплановая проверка, учетный , <Дата>

-внеплановая проверка, учетный , <Дата>

-внеплановая проверка, учетный , <Дата>.;

-внеплановая проверка, учетный , <Дата> г.;

-внеплановая проверка, учетный , <Дата>

-внеплановая проверка, учетный , <Дата>.;

-внеплановая проверка, учетный , <Дата> г.;

-внеплановая проверка, учетный , <Дата> г.

Соответственно у Прокуратуры была неоднократная возможность оспорить распоряжение Министерства лесного комплекса <адрес>- мр от <Дата> ранее и в установленный законом срок.

Учитывая вышеизложенное, считают, что доводы Прокуратуры по данному факту не соответствуют фактическим обстоятельствам и, следовательно, Прокуратурой пропущен срок исковой давности, установленный для подачи административного искового заявления об оспаривании распоряжения.

Административное исковое заявления Прокуратуры не содержит указаний на нарушения каких-либо норм действующего законодательства, выявленных в проекте освоения лесов, получившего положительное заключение экспертной комиссии.

По смыслу статьи 10 ГК РФ злоупотребление правом, т.е. осуществление субъективного права в противоречии с его назначением, имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами Общества, государства и неограниченного круга лиц, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность, не базирует свои требования на материально-правовых нормах.

Полагают, что при рассмотрении требования Административного истца по настоящему делу согласно пункту 2 статьи 10 ГК РФ, учитывая несоблюдение Административным истцом требований о недопустимости злоупотребления правом, с учетом незаконного характера и негативных последствий для Общества, государства и неограниченного круга лиц от допущенного злоупотребления, Административному истцу в защите права полностью должно быть отказано, а также применены иные предусмотренные законом меры.

Таким образом, следуя целям использования лесного участка, статусу проводимых на нём работ, своим обязанностям перед государством и неограниченным кругом лиц, соблюдая баланс интересов государства, неограниченного круга лиц, ПАО «<данные изъяты>» надлежащим образом исполняет все условия Договора, включая предусмотренные проектом освоения лесов обязанности.

В силу вышеуказанных фактических обстоятельствах дела Общество не может согласиться с незаконными требованиями Административного истца по делу.

Принимая во внимание вышеизложенное, заинтересованное лицо ПАО «<данные изъяты>» просит суд в удовлетворении заявленных по делу требований отказать.

Представителем заинтересованного лица – акционерного общества ООО «<данные изъяты> Инвест» представлен отзыв на исковое заявление прокурора, в котором изложены все доводы отзыва на исковое заявления ПАО «Газпром», дополнительно представитель пояснил, что прокуратурой пропущен срок исковой давности, установленный для подачи данного административного искового заявления.

Представителем заинтересованного лица - ООО «Сервиста» представлен отзыв на исковое заявление прокурора, согласно которому он просит в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.

В соответствии с договором от <Дата>, заключенным с ПАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» разработаны проекты освоения лесов, в том числе на лесном участке, предоставленном в аренду ПАО «<данные изъяты>» в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от <Дата> (далее - Договор).

Согласно пункту 2 статьи 88 Лесного кодекса РФ состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Рослесхоза от <Дата> «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее -Состав проекта освоения лесов).

Согласно Составу проекта освоения лесов, утвержденным вышеназванным приказом Рослесхоза, проект освоения лесов состоит из общей и специальной части (п.3), общая часть состоит из разделов (п.4), специальная часть — из подразделов (п.3). При этом требования к каждому разделу и подразделу в зависимости от вида использования лесов определены исчерпывающим образом. Включение в проект освоения лесов сведений, не предусмотренных указанным нормативным актом, не допускается.

Проектом освоения лесов, положительное заключение по которому утверждено оспариваемым актом, предусмотрено местоположение и иные сведения о предоставленном в аренду лесном участке, в границах которого осуществляется рубка лесных насаждений, основные параметры и нормативы использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом Жигаловского лесничества <адрес>, обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов работ, проектируемый объем рубок лесных насаждений.

Поскольку требования о необходимости создания лесных складов, определении мест складирования древесины в границах арендованного участка Составом проекта освоения лесов не предусмотрено, указанные сведения в проект освоения лесов не включены.

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ от <Дата> N 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации» местом нахождения древесины является лесной участок, предоставленный лицу, использующему леса.

Таким образом, в силу действующего законодательства место складирования вырубленной древесины в границах предоставленного лесного участка определяется лицом, использующим леса для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых.

Определение проектом освоения лесов необходимости создания лесного склада, конкретного места складирования древесины, действующим законодательством не предусмотрено.

Одновременно необходимо отметить, что отсутствие в проекте освоения лесов указания на необходимость создания лесного склада, конкретные места?складирования древесины не привело к нарушению чьих-либо прав, свобод и законных интересов.

При проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов и утверждении положительного заключения по указанному проекту министерство лесного комплекса <адрес> действовало в пределах полномочий, предусмотренных пп.10 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, приказом Минприроды России от <Дата> «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (действовавшим на момент принятия оспариваемого акта), приказом Минприроды России от <Дата> «Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда».

Оспариваемое распоряжение принято министерством лесного комплекса <адрес> в соответствии с требованиями ст. 88,89 Лесного кодекса РФ, приказа Рослесхоза от <Дата> «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО4 полностью поддержал заявленные требования и просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица ООО «<данные изъяты> инвест» ФИО8 возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ООО « <данные изъяты>» ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Ответчик - министр Министерства лесного комплекса <адрес>, представитель ответчика - Министерства лесного комплекса <адрес>, представители заинтересованного лица – ПАО «<данные изъяты>», территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес>, территориального управления Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела были уведомлены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, представителя заинтересованного лица ООО «Газпром инвест», представителя заинтересованного лица ООО «Сервиста», принимая во внимание положения ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие ответчика, представителя ответчика, заинтересованных лиц: ПАО «<данные изъяты>», территориального управления Министерства лесного комплекса <адрес>, территориального управления Росимущества в <адрес>.

Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица - ООО «Газпром инвест», представителя заинтересованного лица - ООО «Сервиста», исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что между Министерством лесного комплекса <адрес> (арендодателем) и публичным акционерным обществом «<данные изъяты>» (арендатором) заключен договор аренды (далее – Договор аренды) лесного участка от <Дата>, расположенного в <адрес>, муниципальном образовании «<адрес>» <адрес>, защитные леса (ценные леса (орехово-промысловые зоны)) в кварталах № эксплуатационные леса в кварталах № с кадастровыми номерами , с видом разрешенного использования: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.

Согласно п.1.3 Договора аренды, арендатору передается лесной участок с целью строительства и эксплуатации площадок для бурения и подъездных дорог к ним в районе УКПГ-3( 8 кустов). Срок действия договора установлен по <Дата>.

Согласно п. 3.4 Договора аренды, арендатор обязан, в том числе в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов.

Как следует из материалов дела, ПАО «Газпром» разработан проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «Газпром» для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (строительства и эксплуатации площадок для бурения и подъездных дорог к ним в районе УКПГ-3( 8 кустов)) по договору аренды лесного участка от <Дата> на территории Жигаловского лесничества в <адрес> (далее - Проект освоения лесов).

Экспертной комиссией, утвержденной распоряжением министерства лесного комплекса <адрес> «Об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов» от <Дата>-мр, проведена государственная экспертиза «Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «Газпром»» в целях использования лесов для разработки месторождений полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от <Дата> на территории Жигаловского лесничества в <адрес>.

Распоряжением министра лесного комплекса <адрес> от <Дата>-мр утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Оценивая доводы административного искового заявления о признании незаконным распоряжения министерства от <Дата>-мр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ПАО «Газпром»), суд приходит к следующему.

В силу п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса <адрес> (утв. Постановлением <адрес> от <Дата>-пп) министерство является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства. Аналогичная норма содержалась в положении о министерстве лесного комплекса <адрес> (утв. постановлением от <Дата>-пп), действовавшем на момент издания оспариваемого распоряжения.

В силу подп. 4 п. 8 Положения (утв. Постановлением <адрес> от <Дата>-пп) министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции проведения государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 названной статьи).

Вопрос об использовании лесов на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ, предусмотренных ст. 43 - 45 Лесного кодекса РФ, урегулирован действующим законодательством.

Указанными нормами регулируется использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43); строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44); строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45).

Такое использование должно производиться в соответствии с требованиями ст. 21 Лесного кодекса РФ, регулирующей особенности строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда.

Частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ установлено, что в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заготовка древесины на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ, предусмотренных ст. 43 - 45 Лесного кодекса РФ, возможна только в виде такой вырубки.

Статьей 88 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. п. 3, 4 приказа Рослесхоза от <Дата> «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», зарегистрированного в Минюсте России <Дата> ( далее - приказ Рослесхоза ), проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЛК РФ, регулирующей государственную или муниципальную экспертизу проекта освоения лесов, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 89 ЛК РФ государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч.ч. 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (утв. приказом Минприроды России от <Дата>) целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 7.1 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (утв. приказом Минприроды России от <Дата>) экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

В силу п. 10 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (утв. приказом Минприроды России от <Дата>) положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.

При таких обстоятельствах экспертиза проекта освоения лесов на лесные участки с кадастровыми номерами 38:03:010102:2568, 38:03:010102:2573, 38:03:000000:1811, 38:03:010102:2576, 38:03:010102:2567, 38:03:010102:2569, 38:03:010102:2570, 38:03:010102:2571, 38:03:010102:2572, 38:03:010105:449, 38:03:000000:1806 является обязательным этапом государственного контроля, без прохождения которого ПАО «Газпром» не вправе использовать этот участок для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:

- общие сведения;

- сведения о лесном участке;

-создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);

- мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

- мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Пунктом 7 Приказа Рослесхоза предусмотрено, что в разделе «Создание лесной инфраструктуры» проекта освоения лесов отражаются следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры.

В силу статьи 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других).

Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 ЛК РФ распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата>-р утвержден перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, согласно которому в ценных лесах предусмотрено строительство, в том числе и лесного склада как объекта лесной инфраструктуры.

Согласно разделу 2.6 Лесного плана <адрес> на 2009-2018 годы, объектами лесной инфраструктуры являются, в том числе лесные склады необходимые для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Лесные склады оборудуются для хранения заготовленной древесины и иных добытых лесных ресурсов.

Подпунктом «к» п. 4.2 Договора аренды, предусмотрена ответственность за складирование заготовленной древесины в местах, не предусмотренных проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ.

Согласно таблице .3 Проекта освоения лесов к договору аренды лесного участка от <Дата> проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесном участке, предназначенном для создания объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (геологическое изучение недр), составляет 23998 м3 (ликвидный запас 19711 м3), на площади 37.5437 га.

Таким образом, судом установлено, что при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых в границах арендованного лесного участка ПАО «Газпром» запланирована рубка лесных насаждений.

Порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Рослесхоза от <Дата>( в редакции, действовавшей в спорный период), установлено, что на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

В силу статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно ч. 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от <Дата> утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации( далее Правила ).

Пунктом 4 Правил установлено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом, лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 12 Правил не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ.

Согласно правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата>( в редакции, действовавшей в спорный период) (далее – Правила ), устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктом 21 Правил складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии:

от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров;

от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.

Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.

В силу п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата>( в редакции, действовавшей в спорный период) ( далее - Правила ), при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению или работ по их рекультивации.

На основании п. 16 Правил , при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней необходимо принять меры по предохранению ее от заселения стволовыми вредителями. Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам установлены согласно приложению . В зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока.

Согласно пункту 25 Правил , использование лесов, в том числе для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках.

Кроме того, на основании ч. 2 и 3 ст. 20 ЛК РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43 - 46 настоящего Кодекса принадлежит Российской Федерации.

Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43 - 46 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. 43 - 46 ЛК РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> (далее- Правила ), при использовании юридическими и физическими лицами лесов для целей, указанных в п. 1 настоящих Правил, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации), правилами санитарной безопасности в лесах и правилами пожарной безопасности в лесах.

Согласно п. 6 Правил , местом нахождения древесины является лесной участок, предоставленный лицу, использующему леса для целей, указанных в пункте 1 Правил. Перемещение древесины допускается лишь по согласованию с продавцом.

Таким образом, в случае нарушения правил заготовки древесины, правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, правил реализации древесины, в том числе при вывозке, трелевке, хранении, складировании и реализации древесины, при вырубке древесины лицо, использующее леса на основании проекта освоения лесов несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В разделе 3 «Создание лесной инфраструктуры» Проекта освоения лесов, предоставленном в аренду ПАО «Газпром» для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (договор аренды лесного участка от <Дата>), (далее - Проект освоения лесов), в границах арендованного лесного участка запланировано создание объектов лесной инфраструктуры на период использования арендованного земельного участка в виде размещения аншлага. Проведение рубок лесных насаждений для этих целей проводиться не будет. Учитывая изложенное, проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенный для создания объектов лесной инфраструктуры, в настоящем проекте не приводится. Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке указана в подразделе 3.1 Проекта. Пространственное размещение объекта лесной инфраструктуры указано в тематической лесной карте( приложение 2).

В судебном заседании установлено, что в Проекте освоения лесов в разделе «Создание лесной инфраструктуры» сведения об объекте лесной инфраструктуры – лесном складе отсутствует.

Вместе с тем, лесной склад предназначается для временного хранения и первичной обработки круглого леса, частичной переработки его и отгрузки продукции потребителям (см.: Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, <данные изъяты>

Таким образом, отсутствие лесного склада при рубке лесных насаждений, нарушает требования правил заготовки древесины, правил пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах, правил реализации древесины.

Судом установлено, что при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке полезных ископаемых в границах арендованного лесного участка, ПАО «Газпром» будет производиться рубка лесных насаждений, которая повлечет возникновение у общества обязанности оборудовать объект лесной инфраструктуры - лесной склад.

Согласно информации об объемах и породном составе вырубаемой древесины по договору аренды от <Дата>, объем вырубленной и реализованной древесины составляет 13167 м3. Поскольку объем рубки по плану составляет 19711 м3, то необходимость в строительстве лесного склада на лесном участке не отпала.

Отсутствие в Проекте освоения лесов сведений об указанном объекте лесной инфраструктуры влечет незаконность его нахождения на лесном участке, поскольку проект освоения лесов является основным документом, в соответствии с которым осуществляется пользование лесными участками.

Наличие в рассматриваемом Проекте освоения лесов перечисленных существенных недостатков свидетельствует о неправомерной выдаче положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденной распоряжением министра лесного комплекса <адрес>-мр от <Дата>.

Таким образом, оспариваемое распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, на лесном участке, переданном в аренду ПАО «<данные изъяты>»» в целях использования лесов для разработки месторождений полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от 07.12. 2018 на территории Жигаловского лесничества в <адрес>, не соответствует законодательству Российской Федерации, регулирующему спорные правоотношения.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения норм законодательства при принятии оспариваемого решения, действии (бездействия) возлагается на административного ответчика, государственный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным ответчиком в нарушение данных положений КАС РФ, не было представлено доказательств законности оспариваемого распоряжения -мр от <Дата> «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» (арендатор ПАО Газпром).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в не исполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст.15 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и, тем самым, неисполнение требований лесного законодательства, приводит к нарушению интересов Российской Федерации, как собственника лесного фонда.

Допущенные нарушения в сфере природоохранного законодательства, подвергают опасности стабильность окружающей среды, нарушают конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Анализ представленных суду доказательств свидетельствует об обоснованности заявленных прокурором требований.

Рассматривая вопрос о соблюдении прокурором сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что о нарушении прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, а именно о незаконности распоряжения, прокурору стало известно <Дата> из представленной территориальным отделением министерства лесного комплекса <адрес> информации по действующим договорам аренды, заключенных на основании ст.43-44 Лесного Кодекса РФ по Жигаловскому лесничеству, поэтому срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, прокурором не пропущен.

Доводы представителей заинтересованных лиц ПАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» о том, что со стороны административного истца допущено злоупотребление своими правами, суд находит несостоятельными, так как в поведении истца злоупотребления правом не усматривается, он обратился в суд с целью защиты нарушенного права, не допуская заведомо недобросовестного осуществления гражданских или процессуальных прав.

Ответчик в силу ст. 333.36 п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, статьями 175 - 180, 227 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение министра лесного комплекса <адрес>ФИО3-мр от <Дата> об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ПАО «<данные изъяты>» в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых по договору аренды лесного участка от <Дата>.

Апелляционные жалоба и представление на решение суда могут быть поданы в Иркутский областной суд через Жигаловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <Дата>.

Председательствующий Н.В. Шохонова

<данные изъяты>

<данные изъяты>