ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-164/2021 от 01.03.2021 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

68RS0001-01-2020-005582-94

Копия

Дело №2а-164/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 1 марта 2021 года)

24 февраля 2021 года г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе судьи Толмачевой М.С., при секретаре Деревякиной М.С., с участием представителя административного истца исполнительного директора АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова» Жеребятьевой Н.Н., представителя административных ответчиков прокуратуры <адрес>, заместителя прокурора <адрес> Труфановой Е.В. и заинтересованного лица прокуратуры <адрес> Клюкина Ю.Ю., заинтересованного лица Гладышевой Т.В., представителя заинтересованного лица ООО «Тамбовская управляющая компания» Толмачевой М.А., представителя заинтересованного лица АО «Тамбовская областная сбытовая компания» ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполнительного директора АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова» о признании недействительным представления заместителя прокурора <адрес> от 3 февраля 2020 года,

У С Т А Н О В И Л :

АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова» (далее – АО «ОРЭС - Тамбов» обратилось в Арбитражный суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании недействительным представления заместителя прокурора <адрес>, полученного ими ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемое представление вынесено с нарушением ст. 24 Закона РФ «О прокуратуре РФ», поскольку в нем отсутствуют ссылка на нормы права, которые нарушены должностными лицами общества. При этом обращает внимание, что нарушение со стороны АО «ОРЭС - Тамбов» может быть вменено только в том случае, когда конкретная норма императивно обязывает юридическое лицо осуществить определенные действия либо воздержаться от совершения определенных действий. Оспариваемым представлением установлено нарушение сетевой организацией законодательства об электроэнергетики, выражающееся в следующем. В прокуратуру <адрес> поступило обращение Гладышевой Т.В. по вопросу нарушения законодательства об электроэнергетике. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Гладышевой Т.В. принадлежит на праве собственности нежилое помещение по адресу: <адрес>, помещение 43. В целях заключения договора электроснабжения в отношении указанного помещения в адрес АО «ОРЭС - Тамбов» поступило заявление о согласовании акта осуществления технологического присоединения. Указанный акт был подписан управляющей компанией ООО «ТУК» и владельцем помещения Гладышевой Т.В., при этом границы балансовой и эксплуатационной ответственности сторон определены на кабельных наконечниках в ВРУ -04 кВт жилого дома до общедомового прибора учета электрической энергии многоквартирного жилого дома. АО «ОРЭС - Тамбов» отказало Гладышевой Т.В. в согласовании указанного акта, поскольку точка присоединения установки Гладышевой Т.В. к общедомовым электрическим сетям расположена до общедомого прибора учета электрической энергии, что противоречит требованиям п.5 ст. 14 ФЗ № 261 - ФЗ от 23 ноября 2009 года.

Определением Арбитражного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова» о признании недействительным представления заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ передано на рассмотрение в Октябрьский районный суд <адрес>, поскольку оспариваемое предписание было вынесено в отношении должностного лица - исполнительного директора АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова».

В дополнениях к административному исковому заявлению АО «ОРЭС - Тамбов» указало, что представление заместителя прокурора <адрес> противоречит п.5 ст. 13 Федерального закона – ФЗ от 23 ноября 2009 года, указывающего, что все многоквартирные жилые дома должны быть оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета; п. 138 постановления Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», устанавливающего, что коллективные (общедомовые) приборы учета устанавливаются на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем; п.п.3 п.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, определяющего, что общедомовой прибор учета относится к имуществу владельцев помещений, расположенных в многоквартирном доме (в том числе нежилых) на праве общей долевой собственности; п. 2.1 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 года, устанавливающих один вариант технологического присоединения нежилых помещений – от систем электроснабжения, входящих в состав общего имущества в целях увеличения максимальной мощности, при этом общедомовая система учета является составной частью такой системы; абз. 3 п. 16.1 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 года, устанавливающих разграничение балансовой и эксплуатационной ответственности, согласно которому разграничение происходит с электроустановками, входящими в состав общего имущества многоквартирного дома, но не с электроустановками, принадлежащими заявителю; п. 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 42 от 4 мая 2012 года, согласно которому при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных объектов.

В судебном заседании представитель административного истца Жеребятьева Н.Н. заявленные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, дала пояснения аналогичные описательной части решения, при этом указала, что системным толкованием положений нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы энергоснабжения, установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах к электрическим сетям сетевой организации осуществляется не ранее технологического присоединении систем электроснабжения, входящих в состав общего имущества дома. В акте об осуществлении технологического присоединения, представленного в АО «ОРЭС - Тамбов» Гладышевой Т.В. установлено, что технологическое присоединение нежилого помещения Гладышевой Т.В. осуществлено ранее общедомового прибора учета электроэнергии, в настоящее время также установлено, что прибор учета Гладышевой Т.В. фактически подключен до общедомого прибора учета, что противоречит требованиям действующего законодательства, а следовательно, и представление прокурора о понуждении АО «ОРЭС - Тамбов» к согласованию вышеуказанного акта является незаконным. Указанное представление было рассмотрено в установленном порядке, однако исполнение противоречит требованиям законодательства.

В судебном заседании представитель административных ответчиков прокуратуры <адрес>, заместителя прокурора <адрес> Труфановой Е.В. и заинтересованного лица прокуратуры <адрес> Клюкин Ю.Ю. административные исковые требования не признал, указал, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на осуществление технологического присоединения нежилого помещения Гладышевой Т.В. до общедомого прибора учета, не нарушает права и интересы третьих лиц.

В судебном заседании заинтересованное лицо Гладышева Т.В. в разрешении заявленных административных исковых требований положилась на усмотрение суда, указав, что ей необходимо разрешить спорный вопрос об оплате потребляемой электрической энергии, поскольку без согласованного с АО «ОРЭС - Тамбов» акта об осуществлении технологического присоединения АО «ТОСК» отказывает ей в заключение договора об электроснабжении. Также указала, что всеми вопросами относительно подключения помещения к электроснабжению занимался ее отец Гладышев В.Е.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Тамбовская управляющая компания» Толмачева М.А. полагала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, представление прокуратуры является законным и обоснованным. Пояснила, что ООО «Тамбовская управляющая компания» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по <адрес>. В августе 2018 года собственниками жилых и нежилых помещений указанного дома было принято решение о заключении прямых договоров поставки электрической энергии с АО «ТОСК». Гладышевой Т.В. был выдан и согласован акт об осуществлении технологического присоединения. Кто и на каком основании осуществил переподключение прибора учета электроэнергии нежилого помещения Гладышевой Т.В., а также имелось ли решение общего собрания собственников многоквартирного дома на данное переподключение указать не может, настаивала, что данные действия были осуществлены предыдущей управляющей компанией.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Тамбовская областная сбытовая компания» ФИО8 указал, что административные исковые требования АО «ОРЭС - Тамбов» подлежат полному удовлетворению, поскольку действующим законодательством, в частности ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», установлено, что весь объем получаемой объектом энергии должен проводиться через общедомовой прибор учета, получаемая электроэнергия должна быть оплачена всеми собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома, т.е. все приборы учета электроэнергии собственников жилых и нежилых помещений должны быть подключены к системе энергоснабжения дома после общедомого прибора учета электроэнергии. Представленный акт об осуществлении технологического присоединения нежилого помещения Гладышевой Т.В. не может быть согласован АО «ОРЭС - Тамбов», поскольку он имеет противоречия в описательной и графической части: в описательной части указано, что прибор учета электроэнергии Гладышевой Т.В. присоединен до общедомого прибора учета, а в графической – указано, что прибор учета электроэнергии Гладышевой Т.В. присоединен после общедомого прибора учета. На вопросы суда пояснил, что акт был составлен специалистами АО «ТОСК» для устранения выявленных нарушений, выразившихся в том, что прибор учета электроэнергии нежилого помещения Гладышевой Т.В. подключен до общедомого прибора учета.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно положениям ст.ст. 21, 22, 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.

Материалами настоящего административного дела установлено, что Гладышевой Т.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение в <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66 т.1).

В судебном заседании установлено, что управление многоквартирным жилым домом по <адрес> осуществляет ООО «Тамбовская управляющая компания» на основании договора от 1 сентября 2018 года.

9 августа 2018 года общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома принято решение о заключении договоров поставки коммунальных услуг в части индивидуального потребления непосредственного с ресурсоснабжающими организациями без участия управляющей компании.

17 октября 2018 года Гладышевой Т.В. получено извещение о том, что в связи с принятием общим собранием решения о ведении расчетов за коммунальные услуги непосредственно с поставщиками их поставляющими собственнику необходимо заключить прямой договор на поставку соответствующих коммунальных услуг, по услуге «электроснабжение» поставщиком является АО «Тамбовская областная сбытовая компания».

10 января 2019 года ООО «Тамбовская управляющая компания» направила Гладышевой Т.В. согласованный акт об осуществлении технологического присоединения по нежилому помещению в <адрес>. (л.д. 89 т.1).

Из акта об осуществлении технологического присоединения по нежилому помещению в <адрес>, выданного Гладышевой Т.В. ООО «Тамбовская управляющая компания» усматривается, что в п.2 «перечень точек присоединения» указано: «на кабельных наконечниках в ВРУ-04 КВ ж/д по <адрес> до учета эл.энергии ж/д», в п. 8 «схематично границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон указаны в приведенной ниже однолинейной схеме присоединения энергопринимающих устройств» в графической таблице указано, что прибор учета электроэнергии Гладышевой Т.В. присоединен после общедомого прибора учета многоквартирного дома.

При обращении Гладышевой Т.В. в АО «Тамбовская областная сбытовая компания» о заключении прямого договора на поставку услуги «электроснабжение» исполнительным директором АО «ТОСК» ДД.ММ.ГГГГ за исх. Гладышевой Т.В. было сообщено, что заключение договора возможно при одновременном наличии двух условий: точка поставки потребителя находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства потребителя в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства, для заключения договора необходимо предоставить согласованный с сетевой организацией акт об осуществлении технологического присоединения нежилого помещения.

Для согласования акта об осуществлении технологического присоединения Гладышева Т.В. обратилась в АО «ОРЭС - Тамбов», исполнительный директор АО «ОРЭС - Тамбов» направил Гладышевой Т.В. сообщение от 17 июля 2019 года о невозможности согласования представленного акта об осуществлении технологического присоединения в связи с тем, что точка присоединении прибора учета потребителя располагается до общедомового прибора учета, что противоречит п.5 ст. 13 Федерального закона № 261 от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (л.д.61 т.1).

Не согласившись с действиями АО «ОРЭС - Тамбов», Гладышевой Т.В. были направлены обращения в прокуратуру <адрес> по факту нарушения ее прав, выразившихся в следующем. Она является собственником нежилого помещения <адрес>, управление многоквартирных жилым домом осуществляет ООО «Тамбовская управляющая компания». После изменений законодательства управляющая компания известила ее о необходимости заключения прямого договора электроснабжения с поставщиком электрической энергии АО «ТОСК». Для сбора необходимого пакета документов она обратилась в АО «ОРЭС - Тамбов» для согласования акта об осуществлении технологического присоединения, однако получила отказ по причине того, что ее прибор учета был присоединен до общедомового прибора учета электроэнергии. При этом, ранее ее прибор учета был подключен после общедомового прибора учета электроэнергии, на каком основании управляющая компания самовольно, вопреки проектной документации схемы электроснабжения многоквартирного дома, переподключила ее прибор учета за границу общедомового прибора учета, ей неизвестно. В настоящее время ее права нарушены, поскольку созданы препятствия в заключению прямого договора электроснабжения с АО «ТОСК».

По результатам рассмотрения обращения Гладышевой Т.В. заместителем прокурора <адрес> Труфановой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ в отношении исполнительного директора АО «ОРЭС - Тамбов» было выдано представление об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике.

Предметом указанного представления является возложение на АО «ОРЭС - Тамбов» обязанности по согласованию акта об осуществлении технологического присоединения с Гладышевой Т.В., поскольку действующее законодательство не содержит запрета на технологическое присоединении энергопринимающих устройств нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, только после общедомого прибора учета.

Оценивая законность представления об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике от 3 февраля 2020 года суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения.

Согласно п.2 указанной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 5 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование.

Как следует из п. 34 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, следующие документы, в том числе, документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств.

Согласно п. 36 указанных Правил документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Как следует из п. 138 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в случаях, относящихся к предоставлению коммунальных услуг, коммерческий учет электрической энергии, используемой гражданами, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", за исключением установленного настоящим документом порядка определения мест установки приборов учета, установки и ввода в эксплуатацию, проведения контрольного снятия показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов, установки и ввода в эксплуатацию и проведения проверок коллективных (общедомовых) приборов учета.

В судебном заседании свидетель ФИО6 – отец заинтересованного лица Гладышевой Т.В. показал, что вопросами подключения нежилого помещения в <адрес> к системе энергоснабжения занимался он. Первоначально квартира, которая в последующем была переустроена в нежилое помещение, была подключена к системе энергоснабжения дома согласно проекту, т.е. после общедомого прибора учета электрической энергии. После получения в 2018 году извещения о необходимости непосредственно заключать договора с поставщиками ресурсов, управляющая компания ООО «Тамбовская управляющая компания» самовольно, без каких-либо объяснений, переподключила нежилое помещение Гладышевой Т.В. отдельно от общедомового прибора учета. По данному факту управляющей компанией АО «ТОСК» был выдан акт об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. При обращении Гладышевой Т.В. в АО «Тамбовская областная сбытовая компания» о заключении прямого договора на поставку услуги «электроснабжение» им было разъяснено о необходимости предоставления согласованного с сетевой организацией акта об осуществлении технологического присоединения нежилого помещения. Однако АО «ОРЭС - Тамбов» отказало в согласовании представленного акта об осуществлении технологического присоединения в связи с тем, что точка присоединении прибора учета потребителя располагается до общедомового прибора учета, что соответствует действительности из-за действий управляющей компании.

В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста – начальник отдела технологического присоединения АО «ОРЭС - Тамбов» ФИО9 пояснил, что в АО «ОРЭС - Тамбов» поступило заявление Гладышевой Т.В. о согласовании акта об осуществлении технологического присоединения нежилого помещения в <адрес>, при изучении данного акта были установлены противоречия, выразившиеся в том, что в описательной части акта указано, что подключение нежилого помещения осуществлено до общедомового прибора учета, а в графической части - что подключение нежилого помещения осуществлено после общедомового прибора учета, в связи с указанными разногласиями, а также принимая во внимание, что подключение всех приборов учета собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме должно быть только после общедомового прибора учета, Гладышевой Т.В. было отказано в согласовании данного акта. Пояснил, что проектом многоквартирного жилого дома может быть предусмотрено два варианта подключения помещений к системе энергоснабжения: напрямую при помощи кабеля или через вводно- распределительное устройство (ВРУ). В указанном многоквартирном жилом доме подключение помещений к системе энергоснабжения проектом было предусмотрено через ВРУ, т.е. подключение всех приборов учета собственников должно было быть осуществлено только после общедомового прибора учета.

В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста – главный инженер ООО «Тамбовская управляющая компания» ФИО10 пояснил, что подключение многоквартирного жилого <адрес> к системе энергоснабжения проектом было предусмотрено через вводно- распределительное устройство. В 2018 год дом был передан в управление ООО «ТУК» и было установлено, что нежилое помещение , принадлежащее Гладышевой Т.В., подключено к системе энергоснабжения дома до общедомового прибора учета электроэнергии. При этом установить, кем и на каком основании было произведено переподключение в настоящее время невозможно, поскольку предыдущая управляющая компания передала не полный пакет документов. Пояснил, что для осуществления такого переподключения должно было решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома, в настоящее время такого решения в управляющей компании не имеется.

Суд также принимает во внимание, что в оспариваемом представлении от 3 февраля 2020 года содержатся сведения не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, поскольку в представлении указано, что точка присоединении энергопринимающего устройства нежилого помещения № 43 дома № 11 по улице Чичерина г. Тамбова расположена не ранее технологического присоединении системы энергоснабжения, входящей в состав общего имущества многоквартирного жилого дома.

В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Пунктом 4 ст. 26 указанного Федерального закона определено, что владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения.

Согласно п. 147 постановления Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов. При этом прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежного субъекта по соглашению сторон либо в иных случаях, предусмотренных Правилами технологического присоединения.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пунктом 2.1 указанных Правил установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения к системам электроснабжения, входящим в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в целях увеличения максимальной мощности в отношении энергопринимающих устройств, находящихся в помещениях, расположенных в многоквартирном доме.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации не допускается без использования внутридомовой системы электроснабжения, входящей в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, к электрическим сетям сетевой организации осуществляется не ранее технологического присоединения систем электроснабжения, входящих в состав общего имущества, соответствующего многоквартирного дома.

В соответствии с п. 16.1 вышеуказанных Правил установлено, что при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, под границей участка заявителя понимается граница балансовой принадлежности, определенная в документах о технологическом присоединении к электрической сети соответствующего многоквартирного дома, а при их отсутствии, если соглашением сторон не предусмотрено иное, границей участка заявителя является место соединения питающей линии сетевой организации с ближайшим к такому нежилому помещению предусмотренным проектом на многоквартирный дом вводным устройством (вводно-распределительным устройством, главным распределительным щитом), установленным на вводе питающей линии в соответствующее здание или его обособленную часть.

Из письма Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2015 года № ЕП-7333/12 «О расчете и установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» следует, что владельцы квартир в многоквартирных домах не являются собственниками всего жилого дома и при его сдачи в эксплуатацию технологическое присоединении осуществляется согласно типовому проекту в рамках общего договора на технологическое присоединение с сетевой организацией, исходя из суммарного объема присоединяемой мощности, приходящейся на каждую квартиру и на общедомовые нужды. При этом точка присоединения будет одна (главный распределительный щит многоквартирного дома).

Согласно акту от 15 мая 2019 года, составленного специалистами АО «ТОСК» при обследовании помещения <адрес> выявлены нарушения подключения помещения к системе энергоснабжения дома, выразившиеся в том, что питающий кабель, идущий до нежилого помещения подключен до общедомового прибора учета ООО «ТУК», в связи с чем необходимо до 15 июня 2019 года произвести переподключение питающего кабеля в ВРУ дома под общедомовой прибор учета.

Из системного толкования положений Кодекса административного судопроизводства следует, что признание незаконными действий (бездействия), решения возможно только при наличии двух оснований – нарушение положений действующего законодательства при их совершении (не совершении) и нарушение указанными действиями (бездействием), решением прав и законных интересов заинтересованных лиц.

Таким образом, из системного толкования положений п.5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 34, 26, 138, 147 постановления Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», п.п.3 п.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2.1, п. 16.1 Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 года, судом установлено, что если согласно проекту подключение многоквартирного жилого дома к системе энергоснабжения происходит через вводно- распределительное устройство подключение всех приборов учета собственников жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома к системе энергоснабжения, (при отсутствии необходимости увеличения мощности потребляемой электрической энергии как в рассматриваемом случае) должно было быть осуществлено только после общедомового прибора учета, поскольку иное противоречило принципам правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленным Федеральным законом № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, на основании совокупности исследованных доказательств суд приходит к выводу, что представление заместителя прокурора <адрес> от 3 февраля 2020 года, вынесенное в отношении исполнительного директора АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова» об устранении нарушений законодательства об электроэнергетике путем возложения обязанности на АО «ОРЭС - Тамбов» по согласованию акта об осуществлении технологического присоединения с Гладышевой Т.В. противоречит вышеуказанным положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца, возлагает на него незаконную обязанность по совершению действий, противоречащих требований законодательства, в связи с чем суд признает его незаконным и подлежащим отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить представление заместителя прокурора <адрес> от 3 февраля 2020 года, вынесенное в отношении исполнительного директора АО «Объединенные региональные электрические сети Тамбова».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятии решения судом в окончательной форме.

Судья подпись М.С. Толмачева

Копия верна.

Судья М.С. Толмачева