ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-164/2022 от 27.01.2022 Серовского районного суда (Свердловская область)

Решение в окончательной форме

составлено 27 января 2022 года

66RS0051-01-2021-002957-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Серов 13 января 2022 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Петуховой О.И.,

при секретаре судебного заседания Илюшиной Ж.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-164/2022 по административному исковому заявлению Агапитовой Светланы Геннадьевны, Барановой Анны Алексеевны, Ведерниковой Александры Алексеевны, Кузововой Оксаны Олеговны, Матафоновой Марины Николаевны, Мельника Сергея Евгеньевича, Саттаровой Ирины Саликзяновны, Скрябина Дмитрия Юрьевича, Угрюмова Алексея Анатольевича, Угрюмовой Валерии Анатольевны, Устюжаниной Софьи Владимировны к Администрации Серовского городского округа, Главе Серовского городского округа, Комитету по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа о признании недействительными результатов общественных обсуждений, протокола общественных осуждений от 12 февраля 2020 года

с участием административных истцов Мельника С.Е., Саттаровой И.С., Матафоновой М.Н., представителя административных ответчиков Администрации Серовского городского округа, главы Серовского городского округа Кирсановой С.В., представителя заинтересованного лица МКУ «УКС» Силантьева М.Н.

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Агапитова С.Г., Баранова А.А., Ведерникова А.А., Кузовова О.О., Матафонова М.Н., Мельник С.Е., Саттарова И.С., Скрябин Д.Ю., Угрюмов А.А., Угрюмова В.А., Устюжанина С.В. обратились в Серовский районный суд с административным иском к Администрации Серовского городского округа о признании результатов публичных слушаний, проводимых ответчиком по реконструкции автомобильной дороги по <адрес> по муниципальной программе «Развитие транспорта, дорожного хозяйства и благоустройства на территории Серовского городского округа на 2021-2024 г.г.» и оформленные протоколом общественных обсуждений от 12.02.2021 недействительными, обязать ответчика провести повторные публичные слушания.

В обоснование заявленных требований указано, что на территории г. Серова проводятся мероприятия по вырубке тополей, осуществляемые в рамках реконструкции автомобильной дороги по ул. Заславского по муниципальной программе «Развитие транспорта, дорожного хозяйства и благоустройства на территории Серовского городского округа» на 2021-2024 гг. Согласно ответу администрации на обращения административных истцов установлено, что в пределах г. Серова проводились публичные слушания с 13.01.2020 по 11.02.2020, по итогам которых составлен документ под названием протокол общественных обсуждений от 12.02.2020. информация о начале общественных слушаний была размещена 28.12.2019 за 15 дней до начала слушаний. Вместе с тем, минимальный срок обнародования информации законодателем установлен 40 суток до начала мероприятия. В заключении от 06.03.2020 указано, что в общественных слушаниях принял участие 21 человек, но было проведено только электронное голосование, в связи с чем в нарушении ст. 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации не осуществлялась идентификация участника голосования, сведения об участниках общественных обсуждений отсутствуют. Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности.

Административный истец Матафонова М.Н. в судебном заседании на требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. Просила о восстановлении срока для подачи административного иска, поскольку административные истцы о своем нарушенном праве узнали 24.09.2021 после получения ответа Администрации Серовского городского округа на обращение Мельника С.Е., также сослалась на отсутствие доступности информации об общественных обсуждениях. Просила признать недействительным протокол общественных обсуждений от 12.02.2020.

Административные истцы Мельник С.Е. и Саттарова И.С. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали.

Представитель административных ответчиков Администрации Серовского городского округа, главы Серовского городского округа Кирсанова С.В. просила в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. В возражениях указано, что требование административных истцов о признании результатов публичных слушаний недействительными является несостоятельным, так как публичные слушания административным ответчиком не проводились. Протокол от 12.02.2020 был составлен по результатам проведения общественных обсуждений. Обращаясь в суд с иском, административные истцы подменяют понятия «публичные, общественные слушания» и «общественные обсуждения», в связи с чем, просительная часть административного искового заявления не соответствует существу требований, изложенных в административном исковом заявлении. Ввиду того, что на обсуждение был поставлен проект планировки и проект межевания территории линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес>», соответственно, с учетом п.1 ч.3 ст.4 Порядка данный вопрос подлежал вынесению на общественные обсуждения, что и было сделано административным ответчиком. Во-вторых, процедура проведения общественных обсуждений проекта, оспариваемый протокол общественных обсуждений от 12.02.2020 не подлежат признанию недействительными, так как административным ответчиком при проведении общественных обсуждений были соблюдены все требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру проведения общественных обсуждений, а именно, ч.4 ст.5.1 Градостроительного кодекса РФ, а также ст. 8 Порядка. Общественные обсуждения по утверждению проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес>» были назначены главой Серовского городского округа в форме постановления от 28.12.2019 «О проведении общественных обсуждений по утверждению проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес>», что соответствует п. 1 ст. 6 Порядка. 28.12.2019 администрацией Серовского городского округа было опубликовано в газете «Серовский рабочий», а также размещено на официальном сайте администрации Серовского городского округа в сети «Интернет» оповещение о начале общественных обсуждений. С 13.01.2020 по 11.02.2020 на сайте администрации, а также по адресу: <адрес> был размещен проект и информационные материалы по теме общественных обсуждений. 12.02.2020 был оформлен протокол общественных обсуждений. Таким образом, сроки, установленные в Порядке и применяемые администрацией Серовского городского округа при проведении общественных обсуждений позволяют заблаговременного ознакомиться с представленным проектом и материалами, а именно, за 15 дней до начала проведения общественных обсуждений. В ходе проведения общественных обсуждений по указанному в иске проекту от жителей поступали предложения при проведении экспозиции, о чем имеется информация в журнале учета посетителей и записи предложений и замечаний в соответствии с ч.5 ст. 10 Порядка. Кроме того, в адрес администрации Серовского городского округа и комитета по архитектуре и градостроительству поступали предложения от юридических лиц, которым были предоставлены письменные ответы. Все участники общественных обсуждений в целях идентификации представляли сведения о себе в соответствии с требованиями, установленными ч. 4 ст. 10 Порядка. Оспариваемый протокол общественных обсуждений от 12.02.2020 содержит всю необходимую информацию, предусмотренную ст. 12 Порядка, а именно:

- дату оформления протокола — 12.02.2020;

- информацию об организаторе общественных обсуждений — комитете по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа;

-информацию об опубликовании общественных обсуждений — в газете «Серовский рабочий» от 28.12.2019 г., на официальном сайте администрации Серовского городского округа в сети «Интернет» (http://www.adm-serov.ru);

-информацию о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений — с 13.01.2020 по 11.02.2020;

-все предложения и замечания участников общественных обсуждений (по тексту протокола).

К протоколу в соответствии с ч. 2 ст. 12 Порядка приложен перечень принявших участие в рассмотрении проекта общественных слушаний, а также три обращения собственников нежилых помещений и объекта незавершенного строительства. Протокол, заключение о результатах общественных обсуждений размещены на официальном сайте администрации Серовского городского округа в разделе «Градостроительство»/«Проекты планировок» 10.03.2020. Проект планировки и проект межевания территории линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес>» по результатам общественных обсуждений был утвержден Постановлением администрации Серовского городского округа от 27.03.2020 , который официально опубликован в газете «Серовский рабочий», а также на сайте администрации Серовского городского округа в разделе «Градостроительство»/«Проекты планировок» 27.03.2020. Таким образом, администрацией Серовского городского округа при проведении общественных обсуждений по утверждению проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес> была соблюдена процедура, предусмотренная законодательством РФ. В-третьих, администрация Серовского городского округа считает, что административными истцами пропущен срок обращения в суд, предусмотренный ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Учитывая, что оспариваемый протокол общественных обсуждений был официально размещен на официальном сайте администрации Серовского городского округа в разделе «Градостроительство»/«Проекты планировок» 10.03.2020, соответственно, срок для подачи административного иска истек 11.06.2020, когда как административные истцы обратились в суд с настоящим иском лишь 27.10.2021.

Представитель административного ответчика Комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных возражениях просит в удовлетворении административного иска отказать, поскольку общественные обсуждения по утверждению проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес>» (протокол от 12.02.2020) были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, с соблюдением процедуры и с учетом мнения жителей Серовского городского округа, принявших участие в общественных обсуждениях. Кроме того также указано на пропуск административными истцами срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Представитель заинтересованного лица МКУ УКС Силантьев М.Н. в судебном заседании полагал административный иск не подлежащим удовлетворению, поддержал доводы представителя административного ответчика.

В судебное заседание административные истцы Агапитова С.Г., Баранова А.Н., Ведерникова А.А., Кузовова О.О., Скрябин Д.Ю., Угрюмов А.А., Угрюмова В.А., Устюжанина С.В. не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения административных истцов, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования.

На территории Серовского городского округа процедура проведения общественных обсуждений установлена Порядком организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в Серовском городском округе, утвержденным Решением Думы Серовского городского округа от 28.08.2018 № 81 (далее — Порядок), в соответствии со ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале общественных обсуждений;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;

5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

В соответствии со ст. 8 Порядка, во исполнение вышеуказанной нормы, на территории Серовского городского округа установлен порядок организации общественных обсуждений, согласно которому орган местного самоуправления Серовского городского округа, принявший решение о назначении общественных обсуждений:

1) размещает проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему на своем официальном сайте в сети "Интернет";

1.1) публикует оповещение о начале общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в соответствии с частью 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (форма приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку);

2) организует и проводит экспозицию или экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, в течение всего периода размещения проекта на официальном сайте;

3) подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений;

4) подготавливает проект итогового документа, состоящего из рекомендаций, и опубликовывает его в средствах массовой информации, а также на официальном сайте в сети "Интернет".

Пунктом 2 ст. 6 Порядка установлено, что решение (постановление) о назначении общественных обсуждений по вопросам местного значения должно приниматься не позднее чем за 10 дней до их проведения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением главы Серовского городского округа от 28.12.2019 назначено проведение общественных обсуждений по утверждению проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес>», что соответствует п. 1 ст. 6 Порядка и статье 5.1 Градостроительного кодекса.

Указанным постановлением Комитету по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа была поручена организация и проведение общественных обсуждений.

Во исполнение данного поручения Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа было подготовлено оповещение о начале общественных обсуждений, которое 28.12.2019 было опубликовано в газете «Серовский рабочий», а также размещено на официальном сайте администрации Серовского городского округа в сети «Интернет».

В период с 13.01.2020 по 11.02.2020 на сайте администрации Серовского городского округа, а также в Комитете по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа по адресу: <адрес> был размещен проект и информационные материалы по теме общественных обсуждений.

Таким образом, сроки, установленные в Порядке и применяемые администрацией Серовского городского округа при проведении общественных обсуждений, позволяли заблаговременного ознакомиться с представленным проектом и материалами, а именно, за 15 дней до начала проведения общественных обсуждений.

В ходе проведения общественных обсуждений по указанному проекту от жителей поступали предложения при проведении экспозиции, что подтверждается журналом учета посетителей и записи предложений и замечаний. Кроме того, в адрес администрации Серовского городского округа и комитета по архитектуре и градостроительству поступали предложения от юридических лиц.

Вопреки доводам административных истцов, все участники общественных обсуждений в целях идентификации представляли сведения о себе в соответствии с требованиями, установленными ч. 4 ст. 10 Порядка, что подтверждается списком участников и копией журнала.

Согласно п. 1 ст. 12 Порядка орган местного самоуправления, организовавший проведение общественных обсуждений, подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений.

В соответствии с требованиями подп. 4 п. 4, п. 18 ст. 5.1 Градостроительного кодекса, ст. 12 Порядка 12.02.2020 административным ответчиком был оформлен протокол общественных обсуждений, который содержит всю необходимую информацию, а именно:

- дату оформления протокола — 12.02.2020;

- информацию об организаторе общественных обсуждений — комитете по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа;

- информацию об опубликовании общественных обсуждений — в газете «Серовский рабочий» от 28.12.2019, на официальном сайте администрации Серовского городского округа в сети «Интернет» (http://www.adm-serov.ru/);

-информацию о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений — с 13.01.2020 по 11.02.2020;

-все предложения и замечания участников общественных обсуждений (по тексту протокола).

К протоколу в соответствии с ч. 2 ст. 12 Порядка приложен перечень принявших участие в рассмотрении проекта общественных слушаний, а также три обращения собственников нежилых помещений и объекта незавершенного строительства.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Порядка заключение о результатах общественных обсуждений подлежит опубликованию и обнародованию в средствах массовой информации, а также на официальном сайте органа местного самоуправления Серовского городского округа, принявшего решение о назначении общественных обсуждений, в сети интернет.

Судом установлено и следует из материалов дела, что протокол общественных обсуждений и заключение о результатах общественных обсуждений размещены на официальном сайте администрации Серовского городского округа в разделе «Градостроительство»/«Проекты планировок» 10.03.2020.

Заключение о результатах общественных обсуждений официально опубликовано в газете «Серовский рабочий» (выпуск от 14.03.2020).

Проект планировки и проект межевания территории линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес>» по результатам общественных обсуждений был утвержден Постановлением администрации Серовского городского округа от 27.03.2020 , который официально опубликован в газете «Серовский рабочий» (выпуск от 28.03.2020), а также на сайте администрации Серовского городского округа в разделе «Градостроительство»/«Проекты планировок» 27.03.2020.

Исходя из того, что извещение о проведении общественных обсуждений опубликовано своевременно в средствах массовой информации, а также размещено на официальном сайте администрации Серовского городского округа в сети «Интернет», была проведена экспозиция, на которой размещен проект и информационные материалы по теме общественных обсуждений, протокол общественных обсуждений и заключение по результатам общественных обсуждений надлежащим образом оформлены и опубликованы, суд приходит к выводу о том, что установленный порядок проведения общественных обсуждений не нарушен, при этом доказательств нарушения прав и законных интересов административных истцов в материалы дела не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания протокола общественных осуждений от 12.02.2020 недействительным.

При этом, вопреки доводам административных истцов административным ответчиком по вопросу утверждения проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги по <адрес>» проводились общественные обсуждения, что соответствует п. 1 ч. 3 ст. 4 Порядка, публичные слушания административным ответчиком не проводились.

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 указанной статьи).

Как следует из материалов дела, оспариваемый административными истцами протокол общественных обсуждений от 12.02.2020 был размещен на официальном сайте администрации Серовского городского округа 10.03.2020, заключение по результатам общественных обсуждений также официально опубликовано в газете «Серовский рабочий» (выпуск №20 от 14.03.2020), вместе с тем, с настоящим административным исковым заявлением административные истцы обратились только 18.11.2021.

Суд полагает, что какие-либо доказательства в подтверждение того, что административные истцы по объективным обстоятельствам были лишены возможности в установленный законом срок обратиться в суд, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, административными истцами без уважительных причин пропущен срок обращения в суд с заявленными требованиями, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Агапитовой Светланы Геннадьевны, Барановой Анны Алексеевны, Ведерниковой Александры Алексеевны, Кузововой Оксаны Олеговны, Матафоновой Марины Николаевны, Мельника Сергея Евгеньевича, Саттаровой Ирины Саликзяновны, Скрябина Дмитрия Юрьевича, Угрюмова Алексея Анатольевича, Угрюмовой Валерии Анатольевны, Устюжаниной Софьи Владимировны к Администрации Серовского городского округа, Главе Серовского городского округа, Комитету по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа о признании недействительными результатов общественных обсуждений, протокола общественных осуждений от 12 февраля 2020 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.

Председательствующий О.И. Петухова