ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1651/19 от 26.11.2019 Ишимбайского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1651/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2019 года город Ишимбай

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Яскиной Т.А.,

при секретаре Григорьевой Н.Н.,

с участием административного истца ФИО1

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №25 по Республике Башкортостан о признании решений налогового органа об отказе в возврате налога недействительными, восстановлении срока на возврат излишне уплаченных сумм налогов, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные суммы налогов,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС №25 по Республике Башкортостан о признании решений Межрайонной ИФНС России №25 по РБ об отказе в возврате налогов недействительными, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные суммы налогов.

В обоснование требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ стало известно об имеющейся переплате по следующим видам налога:

земельный налог (КБК 18210606043130000110 ОКТМО 80641101) по виду платежа "налог" в размере 9292 руб. 57 коп.;

налог на имущество (КБК 18210601030130000110, ОКТМО 80641101) по виду платежа "налог" в размере 2179 руб. 60 коп.;

налог на имущество физических лиц (КБК 18210601030100000110, ОКТМО 80641450) по виду платежа "налог" в размере 11761 руб.33 коп.;

налог на имущество (КБК 18210601030100000110, ОКТМО 80641450) по виду платежа "пени" в размере 1945 руб.45 коп.

Общая сумма переплаты составила 25178 руб. 95 коп. О переплате стало известно, когда впервые использовал интернет-ресурс "личный кабинет налогоплательщика".

ДД.ММ.ГГГГ обратился в межрайонную ИФНС №25 по РБ с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм налогов.

ДД.ММ.ГГГГ. налоговый орган вынес решения об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налогов, указывая основанием к отказу истечение 3-х летнего срока со дня уплаты налогов.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, административный истец просил признать решения Межрайонной ИФНС России №25 по РБ об отказе в возврате налогов недействительными, возложении обязанности возвратить излишне уплаченные суммы налогов.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 представлено суду дополнительное требование о восстановлении срока на возврат излишне уплаченных сумм налогов.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании просил иск удовлетворить и пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ обнаружил, что по уплаченным налогам имеется переплата. Налоговый орган о факте излишней уплаты налогов его в известность не поставил, но при обращении к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налогов, ему было отказано, поскольку с момента уплаты налога прошло более 3-х лет. Просил восстановить 3-х летний срок на возврат излишне уплаченных налогов, обязав МИФНС возвратить сумму излишне уплаченных налогов в размере 25 178 руб. 95 коп.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании пояснил, что факт переплаты и сумму излишне уплаченных налогов подтверждает. Не отрицает, что налоговый орган ФИО1 не уведомлял об образовавшейся переплате. Платежи по налогам поступали от судебных приставов на протяжении трех лет. Взысканные судебными приставами суммы налогов зачислялись некорректно, т.е. не тот КБК. Поскольку с момента переплаты прошло более 3-х лет, в удовлетворении заявлений о возврате суммы излишне уплаченных налогов ФИО1 было отказано. О переплате налогов истец мог узнать, получив справку о состоянии счета. Возражений по восстановлению процессуального срока не имеет.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Гражданин, согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с п.1, п.8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом по заявлению ФИО1 принято решение об отказе в возврате налогоплательщику излишне уплаченного налога "имущество ФЛ по ставкам гор. поселений" в сумме 2179 руб. 60 коп., об отказе в возврате налогоплательщику излишне уплаченного налога "земельный налог ФЛ в границах гор.поселений" в сумме 9292 руб. 57 коп., №449 об отказе в возврате налогоплательщику излишне уплаченного налога "налог на имущество ФЛ по ставкам, прим. к объектам налогообложения в границах сельских поселений" в сумме 11761 руб. 33 коп., №450 об отказе в возврате налогоплательщику излишне уплаченных пеней "налог на имущество ФЛ по ставкам, применяемым к объектам налогообложения в границах сельских поселений" в сумме 1945 руб. 45 коп. в связи с истечением 3-х лет со дня уплаты налогов.

Согласно детализации карточек расчетов с бюджетом по налогам, платежи по уплате начисленных налогов производились через ССП в результате исполнения судебных актов, при этом поступающие платежи зачислялись на неправильно определенный КБК.

В связи с чем, сумма излишне уплаченных налогов составила:

по земельному налогу КБК 18210606043130000110 ОКТМО 80641101-9292,57 руб.;

по налогу на имущество (КБК 18210601030130000110, ОКТМО 80641101) - 2179 руб. 60 коп.;

по налогу на имущество (КБК 18210601030100000110, ОКТМО 80641450) - 11761 руб.33 коп.;

по налогу на имущество (пени) (КБК 18210601030100000110, ОКТМО 80641450)- 1945 руб.45 коп.;

Общая сумма излишне уплаченных налогов составила 25178,95 руб.

Вышеизложенное в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.

В судебном заседании установлено, что оспариваемые решения налогового органа ФИО1 получены в июле 2018 г.

С административным исковым заявлением о признании решений налогового органа недействительными ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ

С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с данным административным исковым требованием, предусмотренный частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущен, заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока от административного истца не поступило, как и не представлено доказательств уважительности причин пропуска.

В связи с чем, в удовлетворении требований ФИО1 о признании решений налогового органа недействительными суд считает необходимым отказать.

Между тем, положениями подп. 5 п.1 ст. 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налога, сбора, пени и штрафа установлен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регулируя порядок возврата (зачета) суммы излишне уплаченного налога, не определяет при этом процедуры признания соответствующих сумм в качестве излишне уплаченных, а также не устанавливает сроков, в течение которых налоговым органом должна быть осуществлена проверка заявления налогоплательщика о наличии излишне уплаченной суммы налога.

Согласно положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации суммы излишне уплаченного налога подлежат возврату лишь в случае отсутствия недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию.

В соответствии с п.3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Как стало известно в ходе рассмотрения административного дела недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию у ФИО1 не имеется.

Из материалов дела установлено, что уплата налогов налогоплательщиком была произведена в период с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом об образовавшейся переплате налоговый орган налогоплательщика в известность в установленные сроки не поставил.

Установлено, что переплата сумм налогов образовалась по причине некорректного указания судебным приставом-исполнителем в ходе исполнения судебного акта КБК при зачислении удержанных денежных средств должника ФИО1

ФИО1 заявил ходатайство о восстановлении пропущенного 3-х летнего срока на возврат излишне уплаченных налогов, указывая, что о факте и суммах излишне уплаченных налогов узнал в ДД.ММ.ГГГГ

Доказательств обратного суду представлено не было.

Доводы административного истца о том, что срок для обращения в налоговый орган пропущен по уважительным причинам, суд считает заслуживающим внимания.

Статья 78 НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу самостоятельно оценивать обстоятельства, указываемые налогоплательщиком в качестве уважительных причин, препятствующих своевременному, в пределах трехлетнего срока, обращению с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21 июня 2001 года N 173-О, положения статьи 78 НК РФ, устанавливающие трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате налога, направлены не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяют ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Согласно выводам Конституционного Суда Российской Федерации, приведенным в указанном Определении, положение статьи 78 НК РФ, устанавливающее трехлетний срок на обращение налогоплательщика с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, не ограничивает право налогоплательщика на обращение в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства о возврате налоговым органом излишне уплаченные суммы налога из бюджета в пределах общего срока исковой давности, установленного пунктом 1 статьи 200 ГК Российской Федерации, исчисляемого со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Принимая во внимание, что доводы ФИО1 о том, что о факте и суммах переплаченных налогов он узнал только в июне 2018 г., административным ответчиком в ходе судебного заседания не опровергнуты, а доводы ответчика о том, что ФИО1 мог узнать из справки о состоянии расчетов по налогам, допустимыми доказательствами не подтверждены, суд считает возможным ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока удовлетворить, обязав административного истца возвратить ФИО1 сумму излишне уплаченных налогов.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Восстановить ФИО1 срок на возврат излишне уплаченных сумм налогов в размере 25178 руб. 95 коп.

Обязать Межрайонную ИФНС №25 по Республике Башкортостан возвратить ФИО1 излишне уплаченные суммы налогов в размере 25178 руб. 95 коп., в т.ч.

земельный налог (КБК 18210606043130000110 ОКТМО 80641101) в размере 9292 руб. 57 коп.;

налог на имущество (КБК 18210601030130000110, ОКТМО 80641101) в размере 2179 руб. 60 коп.;

налог на имущество физических лиц (КБК 18210601030100000110, ОКТМО 80641450) в размере 11761 руб.33 коп.;

налог на имущество (КБК 18210601030100000110, ОКТМО 80641450) в размере 1945 руб.45 коп.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд РБ в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 02.12.2019 г.

Судья подпись Яскина Т.А.