ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1653/2018 от 28.04.2018 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-1653/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(дата) Советский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Ежова Д.С.,

при секретаре судебного заседания Молевой Е.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению РОО «Нижегородский правозащитный союз» к Главному управлению Минюста России по Нижегородской области, заместителю начальника Управления Минюста России по Нижегородской области ФИО3 о признании п.6 предупреждения (предписания) №... недействительным и не законным, признании заведомо необоснованным и невыполнимым требования о предоставлении отчетности по форме №...

УСТАНОВИЛ:

Административный истец РОО «Нижегородский правозащитный союз» обратилось в суд с указанным административным иском. В обоснование заявленных требований указало следующее.

(дата) Главным управлением Министерством юстиции России по Нижегородской области (далее - ГУ МЮР НО) завершена плановая проверка деятельности нашей организации РОО «Нижегородский правозащитный союз» (далее - РОО «НПС»), по результатам которой был составлен и принят акт и предупреждение (предписание) №.... (приложение 1).

В акте и предупреждении (пункт 6) содержится вывод о нарушении законодательства в части представления отчетности в искаженном виде за 2016 год, поскольку «не указано поступление денежных средств от иностранных источников».

В качестве правового основания содержится ссылки на п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 29 Федерального закона от

19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Тогда как порядок и условия отчетности по обжалуемому спору исчерпывающе определен ст. 32 (пункт 3) ФЗ №7 от

12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях».

Последствием неисполнения предупреждения является возбуждение административного производства в отношении РОО «НПС» по ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В то же время, исполнение предупреждения налагает на РОО «НПС» обязательство в составлении дополнительной объемной отчетности, обременительной для членов организации, участвующие в ее деятельности на общественных началах.

Принятое решение ГУ МЮР ОН основано на неправильном применении закона по следующим основаниям:

1. Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает квалифицирующие признаки в определении субъектов правоотношений «иностранных агентов». К таким признакам, в частности, относятся получение иностранного финансирования и участие в интересах иностранных источников в политической деятельности, - применяемым в совокупности в признании общественной организации «иностранным агентом».

2. Согласно акта ГУ МЮР ОН (стр. 7 акта) «Факт осуществления Организацией политической деятельности в проверяемый период при проведении проверки не установлен». РОО «НПС» не признана иностранным агентом.

3. Часть 6 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» налагает дополнительное обременение на «общественную организацию, выполняющие функции иностранного агента» в отсылке и исполнении исключительно пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

На основании изложенного истец просит суд признать пункт 6 предупреждения (предписания) №... недействительным, незаконным, отменить.

В ходе судебного заседания представитель административного истца в порядке ст.46 КАС изменил предмет исковых требований, в соответствии с чем, просил суд также признать необоснованным и заведомо не выполнимым требование ГУМЮ по НО представлении дополнительной годовой отчетности для РОО «НПС» - формы №...

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 с учетом уточнений, требования поддержал в полном объеме. Дал пояснения по существу дела.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании полагала возможным отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, основные государственные гарантии права граждан на объединение, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» №82-ФЗ, устанавливающим обязанности общественных объединений, общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Главного управления Минюста России по Нижегородской области (далее - Главное управление) от (дата)№...-р инициировано проведение плановой документарной проверки Региональной общественной организации «Нижегородский правозащитный союз».

В период с (дата) по (дата) Главным управлением проведена плановая документарная проверка деятельности Региональной общественной организации «Нижегородский правозащитный союз» на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (в сфере деятельности некоммерческих организаций).

В ходе проведения проверки выявлены нарушения Организацией законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, отраженные в акте проверки №... от (дата), в том числе статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в частности, отчет за 2016 год Организацией представлен в искаженном виде, в части поступления иностранного финансирования, а именно, не указано поступление денежных средств из иностранных источников.

По результатам проверки в адрес Организации вынесено предупреждение (предписание) от (дата)№... с требованием устранить выявленные нарушения, в частности вышеизложенные нарушения, ГУ ФИО4 предписано устранить пунктом 6 предписания.

Как следует из предоставленных РОО «Нижегородский правозащитный союз» отчетов (по форме №...), в (дата) г.г. Организация денежные средства и иное имущество от иностранных источников не получала.

Вместе с тем, в (дата) году РОО «Нижегородский правозащитный союз» получала финансирование от Автономной некоммерческой организации «Институт права и публичной политики» на реализацию Проекта «Содействие участию гражданского общества в общественно-значимых конституционных судебных процессах в России» (Договор пожертвования №... от (дата) и дополнительное соглашение №... от (дата)).

Согласно указанному договору Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» получала денежные средства по договору о предоставлении гранта в рамках внешней деятельности Европейского союза, заключенного между Европейским союзом в лице Комиссии Европейских сообществ и Автономной некоммерческой организации «Институт права и публичной политики» на цели финансирования реализации проекта: «Содействие участию гражданского общества в общественно-значимых конституционных судебных процессах в России».

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» иностранными источниками поступления денежных средств признаются иностранные государства, их государственные органы, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства либо уполномоченные ими лица и (или) российские юридические лица, получающие денежные средства и иное имущество от указанных источников (далее - иностранные источники).

Согласно статьи 29 Федерального закона от 19,05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общее] венные объединения обязаны информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.С учетом изложенного, получение РОО «Нижегородский правозащитный союз» денежных средств от Автономной некоммерческой организации «Институт права и публичной политики», которые указанной организацией, в свою очередь, получены от иностранного источника, является получением денежных средств из иностранных источников.

В силу требований ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Анализ вышеизложенных требований закона однозначно определяет понятие «иностранного источника поступления денежных средств» в отношении всех некоммерческих организаций (как имеющих, так и не имеющих статус «иностранного агента»).

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административным истцом были получены денежных средства из иностранного источника, поскольку они являлись целевой суммой в рамках внешней деятельности Европейского союза, по договорук заключенного между Европейским союзом в лице Комиссии Европейских сообществ и Автономной некоммерческой организации «Институт права и публичной политики» на цели финансирования реализации проекта: «Содействие участию гражданского общества в общественно-значимых конституционных судебных процессах в России», что подтверждается договором пожертвования №.../№... от (дата) и дополнительным соглашением №... от (дата), заключенных в рамках вышеуказанной программы Евросоюза уже между РОО «Нижегородский правозащитный союз» и АНО «Институт права и публичной политики». Таким образом, указанные денежные средства, подлежали отражению в отчетности РОО «Нижегородский правозащитный союз» о получении денежных средств из иностранных источников.

При этом, довод представителя административного истца о том, что ему не известен объем денежных средств иностранного источника, пожертвованный организации, опровергается указанием в договорах сумм пожертвования, в рамках договорных отношений между АНО «Институт права и публичной политики» и «Нижегородский правозащитный союз».

При изложенных обстоятельствах, оснований для признания недействительным и незаконным пункта 6 предупреждения (предписания) №..., вынесенного ГУ Министерства юстиции РФ не имеется, поскольку действия административного ответчика являются правомерными, а меры, принятые по результатам проверки, обоснованными и соответствующими действующему законодательству Российской Федерации

Кроме того, формы отчетов об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, утверждены приказом Минюста России от 29.03.2010 №72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (далее - Приказ № 72).

Так как, в силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами, приказом №72 утверждены формы отчетности для некоммерческих организаций в соответствии с их формой.

согласно Приказу № 72 утверждены следующие формы отчетности:

1. Иные формы некоммерческих организаций - форма № №... «Отчет о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов и форма № №... «Отчет о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства» (приложение №...);

2. Общественные объединения - форма № №... «Отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании» (приложение №...);

3. Религиозные организации (объединения) - форма № №... «Отчет о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства» (приложение №...);

4 Структурные подразделения - отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации - форма № №... «Отчет структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, а также о целях их расходования или использования»; форма № №... «Отчет структурного подразделении иностранной некоммерческой неправительственной организации о фактическом расходовании или использовании денежных средств и иного имущества, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества»; форма № СП0003 «Информация структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах» (приложение №...).

Сроки представления данных документов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" - а именно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Поскольку судом установлено, что получение РОО «Нижегородский правозащитный союз» денежных средств от Автономной некоммерческой организации «Институт права и публичной политики» является получением денежных средств из иностранных источников, следовательно, требование Главного управления ФИО4 по Нижегородской области к Организации о предоставлении отчета по установленной для общественных объединений форме (№ №...) является обоснованными и соответствующими действующему законодательству Российской Федерации.

Кроме того суд руководствуясь ч.9 ст. 226 КАС РФ суд обязан выяснить, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 указанной статьи).

Как уже установлено судом, истец РОО «Нижегородский правозащитный союз», о вынесенном постановлении от 14.07.2017г. знал 03.08.2017г., что подтверждается собственноручной подписью в его получении, а также возражениями по акту проверки, в суд с настоящим исковым заявлением обратился 23.01.2018г. то есть с нарушением процессуального срока для обращения в суд. Довод представителя истца об уважительности пропуска срока в связи с тем, что им изначально подавалось заявление в Арбитражный суд Нижегородской области, не подтверждает уважительность причин пропуска данного срока, поскольку свидетельствует лишь о первоначально не правильно выбранным способом судебной защиты.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что заявителем процессуальный срок для обращения в суд с требованием о признании пункта 6 предупреждения (предписания) №... недействительным, незаконным и его отмене.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также оценивая исследованные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что требования РОО «Нижегородский правозащитный союз» к Главному управлению Минюста России по Нижегородской области, заместителю начальника Управления Минюста России по Нижегородской области ФИО3 о признании п.6 предупреждения (предписания) №... недействительным и не законным, признании заведомо необоснованным и невыполнимым требования о предоставлении отчетности по форме №... удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований РОО «Нижегородский правозащитный союз» к Главному управлению Минюста России по Нижегородской области, заместителю начальника Управления Минюста России по Нижегородской области ФИО3 о признании п.6 предупреждения (предписания) №... недействительным и не законным, признании заведомо необоснованным и невыполнимым требования о предоставлении отчетности по форме №... - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Д.С.Ежов