ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1654 от 20.11.2018 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело 2а- 1654 / 2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Савино 20 ноября 2018 года

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Стерховой Л.И., при секретаре Киселевой Е.В., с участием административного истца ФИО6, представителя административного истца, адвоката Лямзина А.С., представителя административного ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению ФИО6 к Совету Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области о признании незаконными бездействия представительного органа местного самоуправления по не проведению выборов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6 обратилась в суд к административному ответчику-Совету Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия административного ответчика по не проведению выборов в представительный орган Савинского сельского поселения.

В обоснование административного иска административный истец указала, что 2 октября 2018 года были проведены выборы главы Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, в котором она приняла участие в качестве кандидата. На момент выборов представительный орган муниципального образования- Совет Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области состоял из 9 депутатов, в то время как его численность пунктом 1 статьи 25 Устава Савинского сельского поселения составляет 12 депутатов. Три депутата выбыли из состава представительного органа- ФИО1 умер 2 октября 2015 года, ФИО2 в конце 2015 года был назначен на муниципальную должность, в связи с чем сложил с себя полномочия депутата, ФИО3 добровольно сложил свои полномочия 30.06.2016 года. По результатам голосования «за» кандидата ФИО6 проголосовало 7 человек, «за» кандидата ФИО4- 2 человека. Результаты выборов были оформлены протоколом № 3 заседания счетной комиссии от 02.10.2018 года. Председатель совета Савинского сельского поселения ФИО5 самостоятельно принял и довел до депутатов и кандидатов на должность главы решение о признании выборов несостоявшимися, так как ни один из кандидатов не набрал большинство в две три голосов от установленной Уставом численности депутатов. Административный истец полагает, что в нарушение п.6 ст. 35 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003, устанавливающей минимальную численность представительного органа поселения, городского округа не менее 10 человек, а также в нарушении п.8 ст.71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ и п.4 ст.49 Закона Ивановской области от 26.11.2009 « О муниципальных выборах», административный ответчик не предпринимает никаких мер по организации дополнительных выборов, несмотря на то, что со времени прекращения полномочий тремя депутатами прошли 3 единых дня голосования в сентябре 2016, 2017, 2018 года. Административный истец указал, что бездействие Совета Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области нарушили её права и законные интересы, так как данное бездействие препятствовало реализации её права быть избранной на должность Главы Савинского сельского поселения.

Административный истец ФИО6 в суде поддержала доводы административного иска и дополнительно сообщила суду о том, что бездействие административного ответчика нарушило её право на выборы как кандидата на должность главы Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, поскольку участие в голосовании того количества депутатов Совета Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, которое установлено ст. 25 Устава ( 12 человек) позволило бы распределить голоса иным образом и результат голосования был бы иным. При действующем Совете Савинского сельского поселения Савинского муниципального района в составе 9 депутатов, для избрания кандидата на должность главы Савинского сельского поселения необходимо получение голосов 8 депутатов, а не квалифицированного большинства в 2/3.

Представитель административного истца, адвокат Лямзин А.С., поддержал административные исковые требования по доводам, указанным в административном иске и дополнительно указал, что недоукомплектация состава Совета Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области и не проведение дополнительных выборов для замещения выбывших депутатов, повлияли на исход голосования при выборе главы Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, а значит нарушили избирательные права административного истца. Бремя доказывания законности не проведения дополнительных выборов в представительный орган возлагается на административного ответчика, который таких доказательств суду не привел. Просил удовлетворить административные исковые требования.

Представитель административного ответчика ФИО7 в суде возражал против удовлетворения административного иска по доводам, указанным в письменном отзыве ( л.д. 33-35), согласно которого указали, что федеральное законодательство не запрещает исполнять представительным органам свои полномочия не в полном составе и не обязывает представительные органы в обязательном порядке решать вопрос об избрании депутатов в Совет до полного состава. Осуществление Советом Савинского сельского поселения своих полномочий депутатами в количестве 9 человек не является нарушением требований федерального законодательства, поскольку в соответствии с п.2 ст.25 Устава Савинского сельского поселения представительный орган может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Выводы административного истца о нарушении её прав быть избранной на должность Главы Савинского сельского поселения носят предположительный характер и не имеют причинно-следственной связи.

Заслушав пояснения сторон, представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий ( бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела установлено, что на основании решения избирательной комиссии Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области № 48 от 14.09.2015 зарегистрированы депутаты Совета Савинского сельского поселения третьего созыва, избранные по многомандатному избирательному округу №1 в составе 12 депутатов, председателем Совета Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области избран ФИО5, его заместителем- ФИО7 ( л.д. 117-118, 119-120, 121, 122).

Согласно ст. 25 Устава Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, срок полномочий Совета Савинского сельского поселения составляет 5 лет. ( л.д. 125).

02 октября 2015 года умер депутат Совета ФИО1 ( л.д. 16), в 2015 году ФИО2 сложил с себя полномочия депутата в связи с назначением на муниципальную должность, 30.06.2016 года добровольно сложил с себя полномочия депутата ФИО3 Таким образом в настоящее время Совет Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области представляют 9 депутатов.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно части 1 и части 1.1 статьи 35 которого установлено, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае вступления в силу решения соответствующего суда субъекта Российской Федерации о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования ( пункт 2 части 16 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003).

Пунктами 1,2, 4 статьи 25 Устава Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением совета Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области второго созыва № 31 от 12.07.2012 года, определено, что Совет Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области является представительным органом муниципального образования, состоит из 12 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по мажоритарной избирательной системе при тайном голосовании. Срок полномочий Совета Савинского сельского поселения 5 лет. Совет Савинского сельского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание Совета Савинского сельского поселения считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Из совокупного анализа приведенных предписаний федерального и регионального законодательства следует, что Совет Савинского сельского поселения и его заседания правомочны при условии избрания в Совет не менее двух третей ( 8 депутатов) от установленной численности депутатов.

Таким образом, из 12 избранных депутатов 9 депутатов осуществляют свои полномочия, что составляет более двух третей и более 50 процентов от числа избранных депутатов, что позволяет Совету Савинского сельского поселения проводить правомочные заседания и рассматривать вопросы, определенные его полномочиями ( ст. 26 Устава Савинского сельского поселения), в том числе требующие для их принятия квалифицированного большинства депутатов.

Статьей 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.

Согласно части 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002, в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

В таком же порядке проводятся дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов ( пункт 9 статьи 71 названного 67-ФЗ).

Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат представительного органа муниципального образования не может быть избран на срок более одного года до окончания срока, на который был избран представительный орган муниципального образования соответствующего созыва ( пункт 10 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ).

Анализируя вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу, что согласно части 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года в соответствии с указанной нормой могут быть назначены дополнительные выборы в строго определенных ситуациях: при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, или в случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе ( менее 2/3).

Во всех остальных случаях, как правильно указал административный ответчик, федеральное законодательство не запрещает исполнять представительным органам свои полномочия не в полном составе и не обязывает представительный орган в обязательном порядке решать вопрос об избрании депутатов в Совет до полного состава.

Осуществление Советом Савинского сельского поселения своих полномочий депутатами в количестве 9 человек не является нарушением требований федерального законодательства.

Доводы административного истца о нарушении её избирательных прав как кандидата на должность главы Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области необоснованны, поскольку из протокола Совета Савинского сельского поселения № 7 от 02.10.2018, протокола № 3 заседания счетной комиссии по выборам главы Савинского сельского поселения от 02.10.2018 ( л.д. 13-15, 113), следует, что при избрании, голосовании и утверждении результатов голосования по выбору главы Савинского сельского поселения принимали участие 9 депутатов, то есть Совет Савинского сельского поселения был в правомочном составе и данного состава было достаточно для принятия правомочного решения об избрании главы Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области. Иные доводы административного истца о возможности иного результата голосования при участии Совета в полном составе носят предположительный характер и не являются предметом настоящего административного дела.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО6 к Совету Савинского сельского поселения Савинского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия по не проведению выборов в представительный орган, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Стерхова Л.И.

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2018 года.