ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1654/20 от 02.03.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-1654/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике Масловой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления образования администрации Мильковского муниципального района к Государственной инспекции труда в Камчатском крае, главному государственному инспектору труда в Камчатском крае Парубенко О.Н. об оспаривании предписания от 11 декабря 2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Управление образования администрации Мильковского муниципального района (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Камчатском крае о признании незаконным предписания от 11 декабря 2019 года. В обоснование иска указано на то, что на основании акта проверки от 11 декабря 2019 года главным государственным инспектором труда в Камчатском крае Парубенко О.Н. Управлению выдано предписание №41/7-2379-19-об/5292-и-78/3, в соответствии с которым Управлению в срок до 09 января 2020 года надлежит в день увольнения уволенному работнику по его требованию выдавать копию приказа об увольнении (нарушение части 2 статьи 84.1 ТК РФ, допущено в отношении Терешкиной А.А.). Предписание является незаконным, поскольку копия приказа об увольнении Терешкиной А.А. была направлена Управлением на ее домашний адрес 06 ноября 2019 года заказным письмом и была получена Терешкиной А.А. 12 ноября 2019 года. По указанным основаниям Управление обжаловало предписание государственного инспектора Парубенко О.Н. в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае, жалоба оставлена без удовлетворения.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен государственный инспектор труда Парубенко О.Н., в качестве заинтересованного лица – Терешкина А.А.

Административный истец Управление образования администрации Мильковского муниципального района, административные ответчики главный государственный инспектор труда в Камчатском крае Парубенко О.Н., Государственная инспекция труда в Камчатском крае, заинтересованное лицо Терешкина А.А. о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

Исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации определены права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства. По смыслу указанной нормы государственный инспектор труда в предписании указывает требование, которое обязан выполнить работодатель, чтобы восстановить нарушенные им трудовые права работников.

Как следует из материалов дела, 15 ноября 2019 года в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае поступило заявление Терешкиной А.А. от 11 ноября 2019 года о проведении проверки в отношении руководителя Управления ФИО6 в связи с допущенными последней нарушениями трудового законодательства, выразившимися, среди прочего, в том, что заявителю в день увольнения не была выдана копия приказа об увольнении, чем нарушено ее право на обращение с иском в суд.

На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда ФИО7 от 19 ноября 2019 года государственным инспектором труда в Камчатском крае Парубенко О.Н. 11 декабря 2019 года в отношении Управления проведена внеплановая документарная проверка.

В соответствии с актом проверки от 11 декабря 2019 года в действиях Управления выявлено нарушение требований части 2 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившееся в том, что в день увольнения директору <данные изъяты> Терешкиной А.А. не была выдана копия приказа об увольнении.

По результатам проверки руководителю Управления ФИО8 выдано предписание №41/7-2379-19-об/5292-и-78/3 от 11 декабря 2019 года, со сроком исполнения до 09 января 2020 года, которым предписано: в день увольнения уволенному работнику по его требованию выдавать копию приказа об увольнении. Нарушение допущено в отношении Терешкиной А.А. Основание: часть 2 статьи 84.1 ТК РФ.

Не согласившись с предъявленным требованием, 23 декабря 2019 года Управление направило в адрес руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае жалобу, в которой просило предписание отменить. Решением заместителя руководителя Государственной инспекции труда, оформленным письмом от 21 января 2020 года, жалоба Управления оставлена без удовлетворения.

В соответствии со статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации, предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Согласно статье 361 Трудового кодекса Российской Федерации, решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.

С учетом того, что оспариваемое предписание от 11 декабря 2019 года поступило в Управление 20 декабря 2019 года, было обжаловано 23 декабря 2019 года в порядке подчиненности, и ответ на жалобу дан административным органом 21 января 2020 года, при направлении настоящего административного искового заявления в суд 29 января 2020 года Управление не пропустило специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, предусмотренный статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом установлено, что приказом Управления от 01 ноября 2019 года прекращен трудовой договор с работником Терешкиной А.А. – директором <данные изъяты> на основании пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора. С приказом Терешкина А.А. ознакомлена в установленном законом порядке в день прекращения трудового договора – 01 ноября 2019 года, о чем свидетельствует ее личная подпись в приказе.

В это же день 01 ноября 2019 года, а затем повторно 05 ноября 2019 года, в Управление поступило заявление Терешкиной А.А. о выдаче копии приказа об увольнении.

06 ноября 2019 года копия приказа об увольнении направлена Управлением посредством регистрируемого почтового отправления в адрес Терешкиной А.А., получена последней 12 ноября 2019 года.

Предъявляя руководителю Управления предписание об устранении нарушений законодательства, государственный инспектор труда Парубенко О.Н. указала, что невручение уволенному работнику копии приказа об увольнении в дату прекращения трудового договора является нарушением части 2 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Суд не может согласиться с таким выводом должностного лица по следующим основаниям.

Порядок оформления прекращения трудового договора регламентирован статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя (часть 1). С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись (часть 2).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что в день увольнения работника работодатель обязан лишь ознакомить его с приказом об увольнении. Обязанность выдавать работнику копию приказа об увольнении непосредственно в день состоявшегося увольнения частью 2 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя не возложена.

Частью 4 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Срок выдачи копий документов в данной норме не установлен, однако в общем порядке он урегулирован статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, указанной статьей закреплена обязанность работодателя выдать работнику копии документов, связанных с работой (в том числе копию приказа об увольнении), не позднее трех рабочих дней со дня подачи работником соответствующего письменного заявления.

Принимая во внимание, что заявление работника поступило в Управление 01 ноября 2019 года, а 2-4 ноября 2019 года являлись нерабочими днями, при направлении копии приказа об увольнении в адрес Терешкиной А.А. 06 ноября 2019 года (второй рабочий день с даты подачи заявления) Управление не нарушило императивные требования статьей 84.1 и 62 Трудового кодекса Российской Федерации.

С учетом того, что копия приказа об увольнении была направлена Терешкиной А.А. в установленный законом срок 06 ноября 2019 года требование предписания о выдаче уволенному работнику по его требованию копии приказа об увольнении в срок до 09 января 2020 года не может быть признано обоснованным.

Как указано выше, предписание может быть выдано только с целью восстановления трудовых прав работников, нарушенных работодателем. Между тем, указанных в акте проверки нарушений трудового законодательства при прекращении трудового договора с Терешкиной А.А. работодателем допущено не было, права работника не нарушены.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что предписание №41/7-2379-19-об/5292-и-78/3 от 11 декабря 2019 года, является незаконным, в связи с чем иск Управления подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления образования администрации Мильковского муниципального района к Государственной инспекции труда в Камчатском крае, главному государственному инспектору труда в Камчатском крае Парубенко О.Н. об оспаривании предписания от 11 декабря 2019 года удовлетворить.

Признать незаконным предписание №41/7-2379-19-об/5292-и-78/3 от 11 декабря 2019 года, выданное в адрес законного представителя Управления образования администрации Мильковского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н.Степанова

Мотивированное решение составлено 17 марта 2020 года

УИД 41RS0001-01-2020-001064-64