ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1655/20 от 30.03.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

№2а-1655/2020

УИД: 27RS0007-01-2020-001426-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Баркуновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании решений незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по (адрес), Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании решений незаконными, возложении обязанности, ссылаясь на то, что 3 декабря 2019 года он обратился в ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре с заявлением о перерасчете земельного налога в отношении принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), с кадастровым номером (иные данные) за три последних налоговых периода. На основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке по состоянию на 1 января 2016 года, в размере 1737145 руб. 16 декабря 2019 года ответом №12-15/024245 административный ответчик, сообщил о перерасчете земельного налога только за 2019 год по сроку уплаты не позднее 1 декабря 2020 года. 30 декабря 2019 года он обратился с жалобой в Управление ФНС России по Хабаровскому краю, где по результатам рассмотрения его жалобы принято решение от 28 января 2020 года (№), которым жалоба оставлена без удовлетворения. Полагал решения налоговых органов нарушающими его права, как налогоплательщика. Ссылаясь на положения ст.ст.390, 391 Налогового кодекса РФ, ч.6 ст.3 Федерального закона от 3 августа 2018 года №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» полагал, что кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года, и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом в силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ) перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положениями пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога. Как указывается в Решении комиссии, кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке по состоянию на 1 января 2016 года в размере 1737145 руб. Следовательно, если изменения в отношении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 1 января 2019 года, применить новую (рыночную) стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости. С учетом уточнения требований просит признать незаконным решение ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, содержащееся в ответе на обращение (№) от 16 декабря 2019 года, в части отказа в зачете (возврате) излишне уплаченного земельного налога в отношении земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), с кадастровым номером (иные данные), за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления заявления от (дата), т.е. за 2016, 2017, 2018 годы; признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по (адрес)(№) от (дата) по результатам рассмотрения его жалобы на действия (бездействие) ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре (адрес); возложить на ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края обязанность произвести перерасчет земельного налога в отношении спорного земельного участка исходя из кадастровой стоимости в размере 1737145 руб. за истекших три периода с зачетом суммы излишне уплаченного земельного налога в счет текущих и последующих налогов.

Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела не явились, при этом ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие сторон на основании ч.6 ст.226 КАС РФ.

Из отзыва представителя ответчика УФНС России по Хабаровскому краю ФИО2, действующего на основании доверенности от (дата) и представителя ответчика ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре ФИО3, действующей по должности, следует, что 1 января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства Хабаровского края от 2 июля 2014 года №205-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края», которым утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края с 1 января 2015 года по 31 декабря 2018 года. Постановление №205-пр утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2018 года №457-пр «О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края». С 1 января 2019 года вступил в силу Приказ Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21 сентября 2018 года №42 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края», в соответствии с которым действует новая кадастровая оценка, применяющаяся для целей налогообложения, с налогового периода 2019 года. Утверждение новых результатов кадастровой оценки, в частности, утверждение новой кадастровой стоимости, закрепленных Приказом №42, исключает применение старых результатов кадастровой оценки, отраженных в ранее действовавшем Постановлении №205-пр, судебных решениях, решениях Комиссий. Согласно информации, поступившей в Инспекцию в рамках ст.85 НК РФ из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.(адрес), кадастровый (№) с (дата) по настоящее время. Согласно сведениям, представленным Росреестром, в соответствии с Постановлением №205-пр по состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 27:22:0031109:2 составила 18454703,88 руб.. Инспекцией исчислен земельный налог за 2016 - 2018 гг. в общей сумме 781875 руб.. Учитывая, что с (дата) вступил в силу Приказ (№), в соответствии с которым действует новая кадастровая оценка, применяющаяся для целей налогообложения с налогового периода 2019 года, кадастровая стоимость земельного участка (иные данные) с (дата) составила - 20 627 844,33 рубля. Истец (дата) обратился с заявлением в Комиссию Росреестра о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (иные данные) По результатам рассмотрения указанного заявления Комиссией Росреестра принято решение от (дата)(№) об установлении новой кадастровой (рыночной) стоимости земельного участка с кадастровым номером (иные данные) - 1737145 руб., (вместо ранее установленной Приказом №42 в размере 20 627 844,33 руб.). Поскольку в Комиссии Росреестра (решение от (дата)(№)) оспорена новая кадастровая стоимость, которая применяется для целей налогообложения с (дата) по Приказу (№), следовательно, у Инспекции отсутствуют основания для применения п. 1.1 ст. 391 НК РФ в части проведения перерасчета земельного налога за 2016, 2017, 2018 г., так как кадастровая стоимость, определенная Постановлением (№)-пр заявителем не оспаривалась. Таким образом, ответ Инспекции от (дата)(№) на обращение ФИО1 законный и обоснованный. Управление при вынесении оспариваемого решения от (дата)(№), установило, что действия Инспекции по исчислению земельного налога за 2016, 2017, 2018 гг., соответствуют действующим нормам законодательства Российской Федерации, в связи с чем, основания для перерасчета земельного налога за 2016, 2017, 2018 гг. отсутствуют. В иске просят отказать.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФИО1 с (дата) является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.(адрес), кадастровый (№).

За налоговый период с 2016 год по 2018 год ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края исчислен земельный налог в общей сумме 781875 руб. исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере, установленном Постановлением Правительства Хабаровского края от 2 июля 2014 года №205-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края», составляющей в сумме 18454703 руб.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной приказом Росреестра от 25 октября 2012 года №П/470 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю» от 24 июля 2019 года (№) кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: г.(адрес), кадастровый (№) определена в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке по состоянию на (дата), в размере 1737145 руб.

(дата)ФИО1 обратился в ИФНС Росси по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края с заявлением о перерасчете земельного налога за три истекших периода и разъяснений по вопросу получения компенсации земельного налога за три истекших периода с приложением копии решения от 24 июля 2019 года №37.

На заявление от (дата) ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края ответом (№) от 16 декабря 2019 года сообщено ФИО1, что расчет земельного налога в отношении земельного участка будет произведен только за 2019 год по сроку уплаты не позднее (дата).

(дата)ФИО1 обратился с жалобой в Управление ФНС России по (адрес), по результатам рассмотрения которой решением от (дата)(№) жалоба оставлена без удовлетворения.

Обстоятельства, как они установлены судом, сторонами не оспаривались и подтверждаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами: светокопиями решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от (дата)(№), заявления ФИО1 от (дата), ответа ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре (адрес)(№) от (дата), жалобы в УФНС России по (адрес) от (дата), заключения по жалобе (№) от (дата), решения УФНС России по (адрес)(№) от (дата).

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно абз.4 п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом в абз.6 п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ было установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно подпункту «а» п.4 ст.2 Федерального закона от 3 августа 2018 года №334-ФЗ абзацы 4 - 7 статьи 391 Налогового кодекса РФ признаны утратившими силу.

В соответствии с подпунктом «б» п.4 ст.2 Федерального закона от 3 августа 2018 года №334-ФЗ статья 391 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 1.1, вступившим в законную силу с 1 января 2019 года.

Согласно абз.1 п.1.1 ст.391 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.

Абзацем 4 п.1.1 ст.391 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 3 августа 2018 года №334-ФЗ положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Кроме того, Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-ФЗ введен п.2.1 ст.52 Налогового кодекса РФ, согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (в частности земельного налога), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как следует из материалов дела изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости произведено после вступивших в силу изменений в отношении порядка налогообложения земельных участков Федеральным законом от 3 августа 2018 года №334-ФЗ, в частности решением №37 от 24 июля 2019 года, в связи с чем суд находит обоснованными доводы административного истца о применении к спорным правоотношениям положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей с 1 января 2019 года.

Доводы представителей административных ответчиков о том, что ФИО1 оспорена кадастровая стоимость, подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2019 года по Приказу Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21 сентября 2018 года №42 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края», а кадастровая стоимость, определенная Постановлением Правительства Хабаровского края от 2 июля 2014 года №205-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края», подлежащая применению в заявленный к перерасчету период заявителем не оспаривалась, в связи с чем у Инспекции отсутствовали основания для применения п.1.1 ст.391 НК РФ в части проведения перерасчета земельного налога за 2016, 2017, 2018 годы, суд отвергает, поскольку решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости принято 24 июля 2019 года, то есть после начала применения для целей налогообложения Приказа Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21 сентября 2018 года №42 и определяет кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года.

В связи с изложенным не имеет юридического значения вопрос о том, каким нормативно-правовым актом установлена оспоренная ФИО1 кадастровая стоимость, поскольку ее размер определен решением комиссии от 24 июля 2019 года №37, а возможность перерасчета сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц за три налоговых периода, предшествующие календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом предусмотрена положениями п.2.1 ст.52 НК РФ.

Поскольку решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости №37 принято 24 июля 2019 года, также после начала применения для целей налогообложения Приказа от 21 сентября 2018 года №42 доводы ответчиков о том, что утверждение кадастровой стоимости земельных участков Приказом Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21 сентября 2018 года №42 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края», исключает применение старых результатов кадастровой оценки, в том числе принятых решениями Комиссий суд также отвергает.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование ФИО1 о перерасчете земельного налога в отношении земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес), с кадастровым номером (№) исходя из кадастровой стоимости, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от (дата)(№) за налоговые периоды 2016 год, 2017 год, 2018 год предъявлено им в рамках действующего законодательства, в связи с чем отказ в его перерасчете и последующее решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы нельзя признать обоснованными, в связи с чем находит требования административного истца ФИО1 о признании незаконным решения ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре об отказе в перерасчете земельного налога, решения УФНС России по Хабаровскому края (№) от 28 января 2020 года по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, возложении на налоговый орган обязанности по проведению перерасчета земельного налога за 2016 год, 2017 год, 2018 год обоснованными и подлежащими удовлетворению с возложением обязанности по перерасчету земельного налога с зачетом излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу в порядке ч.4 ст.397, ст.78 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании решений незаконными, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в перерасчете земельного налога в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Хабаровский край, г.(адрес), с кадастровым номером (№) исходя из кадастровой стоимости, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (№) от (дата) за налоговые периоды 2016 год, 2017 год, 2018 год.

Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (№) от (дата) по рассмотрению жалобы ФИО1 на действия (бездействие) Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, выразившееся в отказе перерасчета земельного налога за 2016 год, 2017 год, 2018 год.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края произвести перерасчет земельного налога в отношении земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), с кадастровым номером (№) исходя из кадастровой стоимости, установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 24 июля 2019 года №37 за налоговые периоды 2016 год, 2017 год, 2018 год с зачетом излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Фадеева