ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1658/20 от 04.06.2020 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 июня 2020г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.,

при секретаре Климовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-1658/2020 по административному иску Коржикова Олега Николаевича к Министерству обороны Российской Федерации и Министру обороны Российской Федерации о признании приказа незаконным и его отмене

УСТАНОВИЛ:

Коржиков О.Н. обратился в суд с административным иском, указав, что приказом №894 от 9 ноября 2019г. подписанным временно исполняющим обязанности Министра обороны Российской Федерации пункт 5 приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 17 апреля 2008г. №321 о присвоении ему воинского звания полковник отменен как незаконно изданный. С данным приказом не согласен, поскольку ходатайство Врио командующего войсками Южного военного округа от 13 сентября 2019г. не может служить безусловным основанием для отмены присвоенного ему в 2008г. воинского звания полковник. С материалами служебной проверки и заключением по ней он не был ознакомлен и не имел возможности их обжаловать. Кроме того, законность присвоения ему указанного воинского звания проверялась и отсутствие в настоящее время документов, не может быть основанием для лишения его этого звания. Поскольку указанным приказом нарушаются его права, то он был вынужден обратиться в суд и просит признать незаконным, необоснованным и отменить приказ №894 от 9 ноября 2019г. п.п. временно исполняющего обязанности Министра обороны Российской Федерации генерала армии Герасимова В. об отмене пункта 5 приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 17 апреля 2008г. №321 о присвоении ему воинского звания полковник.

Административный истец Коржиков О.Н. и его представитель Давыдов П.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Министра обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Антоненко Е.Е. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Коржиков О.Н. проходил военную службу на различных должностях и уволен в запас приказом Главнокомандующего ВМФ России от 30 апреля 2003г. №081 по состоянию здоровья.

Приказом п.п. Министра обороны Российской Федерации №321 от 17 апреля 2008г., ему как гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, присвоено очередное воинское звание полковник.

В соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 57 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

Гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.

В силу части 1 статьи 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г. №1237 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководившего военными сборами, только после прохождения этими гражданами военных сборов и сдачи ими зачетов, установленных Министром обороны Российской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе: до полковника, капитана 1 ранга включительно - Министром обороны Российской Федерации.

Как усматривается из аттестационного листа на присвоение Коржикову О.Н. очередного воинского звания полковник, он проходил сборы приписного состава при военном комиссариате Астраханской области в период с 19 по 24 марта 2007г. по заключению медкомиссии признан годным к военной службе, освидетельствован 2 февраля 2007г.

Согласно пункту 3 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006г. №333 под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Подготовка граждан к военной службе может проводиться в ходе: плановых занятий, учений, тренировок и практической работы по обслуживанию вооружения, военной техники и других материальных средств неприкосновенного запаса в соединениях, воинских частях (на кораблях), организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские части) и военных комиссариатах; проверок боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.

Основными задачами учебных сборов приписного состава являются: а) проверка реальности установленных сроков (нормативов) выполнения мобилизационных мероприятий; б) подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в условиях проведения мобилизации, военного положения и военного времени; в) подготовка военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; г) совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей; д) подготовка граждан к выполнению первоочередных работ по переводу воинских частей с мирного на военное время (пункт 16 Положения о проведении военных сборов)

В силу пункта 17 указанного Положения, для проведения учебных сборов приписного состава осуществляется полный или частичный перевод воинских частей на штаты военного времени.

Подготовка граждан на учебных сборах приписного состава проводится на штатных воинских должностях и осуществляется по программам боевой подготовки (учебных сборов приписного состава), разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся военные сборы.

В соответствии с пунктом 18 Положения о проведении военных сборов, по завершении учебных сборов приписного состава проводится проверка усвоения гражданами пройденного программного материала со сдачей зачетов и делается заключение об их подготовленности с указанием того, на какую воинскую должность они могут быть предназначены (приписаны). При необходимости им присваивается военно-учетная специальность.

Гражданин, успешно сдавший зачеты, может быть представлен к присвоению очередного воинского звания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 24 Положения о проведении военных сборов, материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает: а) обеспечение продовольствием по нормам пайка, установленным для личного состава воинских частей, проводящих военные сборы; б) обеспечение вещевым имуществом личного пользования по нормам, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, другим имуществом - по нормам, установленным для военнослужащих; в) финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, как усматривается из заключения служебной проверки, проведенной на основании представления об устранении нарушений закона военной прокуратуры Каспийской флотилии, составленного начальником юридического отделения и утвержденного военным комиссаром Астраханской области 23 мая 2019г., установлено, что сборы приписного состава в указанный период не проводились.

Отраженные в заключении выводы подтверждаются представлением заместителя военного прокурора Каспийской флотилии, письмом военного комиссариата г. Астрахани от 11 апреля 2019г., другими доказательствами, собранными по делу.

При этом, исходя из названного заключения, в спорный период проводились занятия в ходе проведения командно-штабных мобилизационных учений, что нашло подтверждение в аттестационном материале.

Однако, исходя из приведенных правовых норм, указанные занятия не могут приравниваться к сборам приписного состава, подразумевающим иной порядок организации и проведения определенного комплекса мероприятий.

Доводы истца о том, что он проходил именно сборы приписного состава, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются собранными по делу доказательствами.

Кроме того, проверкой установлено, что на март 2007г. Коржиков О.Н. являлся инвалидом 2 группы. При этом инвалидность была установлена по причине военной травмы.

Исходя из представленной справки МСЭ, Коржиков О.Н. прошел очередное переосвидетельствование 9 марта 2007г., на котором группа инвалидности была подтверждена на период до 1 апреля 2008г.

При таких обстоятельствах истец не мог быть признан годным к прохождению военной службы и не мог быть призван на военные сборы 19 марта 2007г.

Таким образом, до присвоения очередного воинского звания Коржиков О.Н. военные сборы со сдачей соответствующих зачетов не проходил и порядок присвоения очередного воинского звания был нарушен.

В связи с этим приказом п.п. временно исполняющего обязанности Министра обороны Российской Федерации №894 от 9 ноября 2019г. пункт 5 приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 17 апреля 2008г. №321 о присвоении воинского звания полковник Коржикову О.Н., Н-857631, отменен как незаконно изданный.

Учитывая установленные обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что указанный приказ является законным и обоснованным и в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что он был лишен воинского звания, что возможно только по приговору суда, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 28 марта 1998г. №53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Лишение воинского звания является видом дополнительного наказания, предусмотренного пунктом «в» статьи 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, и может применяться лишь при постановлении обвинительного приговора.

При таких данных лишение воинского звания является видом уголовного наказания, которое может быть применено в отношении военнослужащего только при постановлении обвинительного приговора в рамках уголовного судопроизводства.

Между тем оспариваемый приказ направлен на устранение ранее допущенного нарушения законодательства, в связи с чем он не может расцениваться как лишение воинского звания.

Другие доводы административного истца также не свидетельствуют о незаконности оспариваемого приказа и не могут быть основанием для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Коржикова Олега Николаевича к Министерству обороны Российской Федерации и Министру обороны Российской Федерации о признании приказа незаконным и его отмене отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 17 июня 2020г.

Судья: