РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Московский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Э.А.,
с участием представителя административных истцов ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенной нотариусом <адрес>ФИО1. в реестре за №
представителя административного ответчика – Администрации г. Рязани – ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Грибановой Д.И.
рассмотрев административное дело № по административному иску ФИО4 и ФИО5 к Администрации г. Рязани о признании незаконным постановления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с административным иском к администрации г. Рязани о признании незаконным постановления Администрации г. Рязани № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе принадлежащего им жилого помещения - квартиры по адресу: <адрес> нежилое.
Требования мотивированы тем, что ФИО4 и ФИО5 являются собственниками квартиры (у ФИО4 <данные изъяты> доли у ФИО5 <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности) с кадастровым номером №, площадью, <данные изъяты> кв.м., этаж:<данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>,
С целью перевода вышеуказанной квартиры из жилого помещения в нежилое помещение они обратились в Администрацию г. Рязани, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставив следующие документы: заявление о переводе помещения, правоустанавливающие документы на переводимое помещение, проектную документацию на перепланировку и переустройство переводимого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Рязани вынесено постановление об отказе в переводе вышеназванного жилого помещения в нежилое помещение. Отказ мотивирован отсутствием оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренный ч.1 ст.46 ЖК РФ. При этом Администрация ссылается на п.3 ч.1 ст. 24 ЖК РФ и на ст. 22 ЖК РФ.
Дополнительным основанием к отказу в переводе Администрация считает несоответствие проекта переустройства и перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 175 Правил благоустройства территории муниципального образования - город Рязань, утвержденных решением Рязанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№: отделка фасада здания, отличная от отделки фасада всего здания, допускается только при комплексном решении фасада всего здания; требования гл.5 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». При этом, Администрация ссылается на п.3 ч.1 ст. 27 ЖК РФ, согласно которому, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Также основанием в отказе Администрация считает непредоставление технического паспорта переводимого жилого помещения.
Административные истцы считают постановление об отказе Администрации г. Рязань в переводе из жилого помещения в нежилое помещение незаконным, нарушающим их права и законные интересы, полагая, что ими были предоставлены все необходимые для перевода из жилого помещения в нежилое помещение документы, указанные в ч.2 ст. 23 ЖК РФ, при этом обязанность предоставления технического паспорта переводимого жилого помещения, указанного, как одно из оснований в отказе Администрации в переводе, на заявителей не возлагается. Тем более, вышеуказанное переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Перечень предоставленных документов является исчерпывающим, поскольку в ч. 3 ст. 23 ЖК РФ установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других документов.
В Постановлении об отказе, Администрация ссылается на п.3 ч.1 ст. 24 ЖК РФ, согласно которому отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения. При этом Администрация указывает на несоблюдение требований предусмотренных ч.1 ст.46 ЖК РФ, то есть на отсутствие протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Тем не менее, ст. 22 ЖК РФ не содержит ссылки на статью 46, как на условие перевода из жилого помещения в нежилое помещение.
Статья 22 ЖК РФ не обусловливает разрешение на перевод жилого помещения в нежилое согласием собственников помещений в многоквартирном доме. Указанная норма носит публично-правовой характер и не направлена на охрану частно-правовых интересов, в том числе, интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Последние вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы с использованием соответствующих средств правовой охраны (исковой защиты).
Проект, предоставленный в Администрацию не содержит архитектурно-строительного решения о реконструкции здания. Поскольку в данном случае перевод помещения в нежилое не сопровождается реконструкцией здания, не уменьшает площадь общего имущества жилого дома и не требует присоединения общего имущества к помещению, которое переводится в нежилое, то решения общего собрания собственников не требуется. Таким образом, отсутствие согласия других собственников помещений в многоквартирном доме, по мнению административных истцов, не является основанием для отказа в переводе помещения из жилого в нежилое. Тем не менее, они предпринимали попытки получить согласие собственников вышеуказанного многоквартирного дома на перевод принадлежащей им на праве собственности квартиры из жилого помещения в нежилое. ДД.ММ.ГГГГ было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Пунктом № Повестки дня общего собрания стоял вопрос о переводе жилого помещения – квартиры № в нежилое помещение с обустройством за счет собственника помещения отдельного входа со стороны <адрес> с целью открытия в данном помещении аптечного пункта.
В связи с тем, что количество помещений в многоквартирном доме очень большое: жилых -<данные изъяты>, нежилых - <данные изъяты>, практически невозможно обеспечить кворум. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ№, кворум, необходимый для принятия решения отсутствует. В связи с отсутствием кворума решения по вопросам повестки дня не принято.
Административные истцы указали, что действиями Администрации г. Рязани нарушены их права, как собственников квартиры, предусмотренные ст.209 ГК РФ.
Администрация имела право отказать в переводе квартиры в нежилое помещение только по основаниям, прямо указанным в ч.1 ст.24 ЖК РФ, в том числе, при несоблюдении предусмотренных ст.22 ЖК РФ условий перевода помещения. В данном случае, по мнению административных истцов, все условия перевода из жилого помещения в нежилое помещение ими выполнены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством РФ, административные истцы просят признать незаконным решение Администрации г. Рязани, вынесенное в виде Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в общей долевой собственности ФИО5 и ФИО4 в нежилое помещение - незаконным.
Обязать Администрацию г. Рязани согласовать перевод жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м.. расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в общей долевой собственности ФИО5 и ФИО4 в нежилое помещение.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, направив для участия в деле своего представителя.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных истцов, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности ФИО2 на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что считает незаконным решение администрации г.Рязани об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение, поскольку вынесенное решение нарушает жилищные права его доверителей. Просит суд административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Рязани по доверенности ФИО3 полагала административные исковые требования ФИО4 и ФИО5 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В возражениях указала, что оспариваемое решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства. Также указала, что согласно административному иску и приложенному проекту в целях организации изолированного входа в помещение предполагается демонтаж подоконного простенка и установка лестницы.
Оборудование входной группы в указанное жилое помещение повлечет использование наружной стены многоквартирного жилого дома и части земельного участка прилегающего к жилому дому.
Ссылаясь на положения ст.290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации указала, что в состав общего имущества входит ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.
Пункт 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Статья 23 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает на перечень предоставляемых документов для перевода помещения, в который не входит согласование со всеми собственниками помещений многоквартирного жилого дома, однако нельзя рассматривать данный перечень, как исчерпывающий.
Также согласно уведомлению об отказе, при обращении в органы местного самоуправления истцом не был предоставлен технический паспорт переводимого жилого помещения, а также не были соблюдены условия перевода, предусмотренные ст. 22 ЖК РФ, выразившиеся в непредоставлении протокола общего собрания. Кроме того, проект переустройства и перепланировки не содержал согласований на изменение фасада здания и разработку мероприятий для обеспечения беспрепятственного доступа к объекту маломобильными группами населения.
На основании изложенных доводов просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, суд считает, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Как следует из статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение урегулированы главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 22 - 24), Административным регламентом «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденным постановлением Администрации города Рязани от ДД.ММ.ГГГГ№, Положением о порядке принятия решения о переводе жилых помещений в нежилые н нежилых помещений в жилые, о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на территории муниципального образования - город Рязань, утвержденным решением Рязанского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу ч.ч.1-3 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
В соответствии с положениями ст. 23 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
В силу части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п.1), несоблюдения предусмотренных ст. 22 Кодекса условий перевода помещения (п.3), несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства(п.4).
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогичный состав общего имущества собственников многоквартирного дома определен пунктом 1 статьи 290 ГК Российской Федерации.
Согласно пункту «в», «е» ч.2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства
В соответствии с ч. 2 ст. 36 ЖК РФ, Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме.
Частью 2 ст. 40 ЖК РФ установлено, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что в качестве обязательного условия перевода жилого помещения в нежилое необходимо наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО4 является собственником квартиры (<данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности) с кадастровым номером №, площадью, <данные изъяты> кв.м., этаж:<данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
ФИО5 является собственником квартиры (<данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности) с кадастровым номером №, площадью, <данные изъяты> кв.м., этаж:<данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
С целью перевода вышеуказанной квартиры из жилого помещения в нежилое помещение, руководствуясь ст.ст. 22, 23 ЖК РФ, ФИО4, ФИО5 обратились в Администрацию г. Рязани, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставив следующие документы: заявление о переводе помещения, правоустанавливающие документы на переводимое помещение, проектную документацию на перепланировку и переустройство переводимого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Рязани вынесено постановление № «об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое помещение». Отказ мотивирован отсутствием оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренный ч.1 ст.46 ЖК РФ. При этом Администрация ссылается на п.3 ч.1 ст. 24 ЖК РФ и на ст. 22 ЖК РФ.
Дополнительным основанием к отказу в переводе Администрация считает несоответствие проекта переустройства и перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (пункт 175 Правил благоустройства территории муниципального образования - город Рязань, утвержденных решением Рязанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№: отделка фасада здания, отличная от отделки фасада всего здания, допускается только при комплексном решении фасада всего здания; требования гл.5 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».
Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления (пункт 1.1).
При этом указанные Правила содержат также прямо сформулированные запреты на осуществление переустройства.
Пунктом № Правил установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт № Правил).
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт № Правил).
Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (пункт 1.7.3 Правил).
Согласно пункту № Правил, не допускается расширять и пробивать проемы в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий.
Из материалов дела следует, что проект перепланировки квартиры № № в доме <адрес> предусматривает организацию отдельного входа путем разборки оконного проема, что приведет к разрушению части несущей стены многоквартирного дома и занятию крыльцом и лестницей части земельного участка. Кроме того, устройство входной группы связано с изменением облика объекта и порядка пользования частью земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, то есть ведет к изменению режима пользования общим имуществом многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (пункт 1 статьи 247 ГК РФ).
Таким образом, несущая стена, в которой в результате планируемых работ предполагается устройство отдельного входа, является несущей ограждающей конструкцией жилого дома, и относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, вследствие чего распоряжение таким имуществом в виде разборки части такой стены в целях обустройства дверного проема, равно как и использование земельного участка для устройства крыльца, должно осуществляться по соглашению между всеми собственниками помещений многоквартирного дома, однако такое согласие заявителями не представлено.
Представленный административными истцами протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ№ не может быть принят во внимание, как доказательство, подтверждающее согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на предоставление права пользования общим имуществом многоквартирного дома истцу, поскольку решение по вопросу перевода жилого помещения – квартиры № № в доме <адрес> не было принято, в связи с отсутствием кворума, необходимого для принятия решений.
Основываясь на вышеизложенном, принимая во внимание тот факт, что перевод помещений из жилого в нежилое направлен на его дальнейшее использование в коммерческих целях, проведение работ по устройству в квартире отдельного входа, а также отдельного крыльца, предусматривает использование внешней стены дома, относящейся к общему имуществу домовладельцев в многоквартирном жилом доме, в связи с необходимостью обеспечения предусмотренных законом прав и интересов собственников имущества многоквартирного дома на владение и пользование общим имуществом, на принятие решений о владении и пользовании таким имуществом по соглашению всех собственников, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения в нежилое вынесено в соответствии с требованиями закона, в пределах представленных полномочий.
Доводы административных истцов о том, что проектом ООО «<данные изъяты>» предусмотрена перепланировка, а не реконструкция, суд считает необоснованными на основании следующего.
Согласно проектной документации на перепланировке и переустройство квартиры под торгово-офисное помещение предполагается организовать отдельный вход в проеме существующего окна после соответствующего изменения размеров проемов. Перепланировка решена за счет сноса перегородок и возведения новых, расширения оконных проемов, устройства входной группы.
По мнению представителя административных истцов производство указанных работ согласно проекта не влечет за собой изменение основных технико-экономических параметров объекта капитального строительства, и, соответственно, не являются реконструкцией. Работы по перепланировке помещения не затрагивают конструктивной надежности здания. Демонтаж подоконной части наружной стены относится к категории перепланировки, так как работы проводятся без изменения несущих конструкций. Устройство металлической лестницы на наружной стене дома для организации входа в переводимое помещение также не является реконструкцией и не приводит к присоединению общего имущества многоквартирного дома к помещению и не ведет к уменьшению общедомового имущества здания.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Аналогичное понятие реконструкции объектов капитального строительства - жилого дома, дано в "Ведомственных строительных нормах (ВСН) 61-89 (р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования". Она может в себя включать и изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания.
Таким образом, устройство входной группы полностью подпадает под понятие реконструкции, поскольку входная группа пристроена к зданию, для устройства дверного проема необходимо произвести частичную разборку несущей стены дома.
Довод административных истцов о том, что перевод помещения в нежилое не влечет уменьшения общего имущества всех собственников помещений многоквартирного дома, несостоятелен. Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, поэтому снос ненесущих перегородок внутри помещения влекут изменение общего имущества, а также режима использования земельного участка.
Как видно из представленного административным истцом проекта, вход в нежилое помещение обеспечивается через дверной проем в наружной стене с устройством отдельного входа путем разбора балкона и частично наружной стены под существующим балконом.
В результате обустройства входной группы произойдет присоединение к помещению части общего имущества многоквартирного дома, поскольку устройство дверного проема на месте существующего оконно-дверного проема с разборкой балкона и частично наружной стены под существующим балконом и устройство входной группы будут произведены на части земельного участка, относящегося к общей долевой собственности домовладельцев в многоквартирном жилом доме.
В связи с этим администрация г. Рязани правомерно исходила из того, что для перевода жилого помещения в нежилое помещение необходимо представить согласие собственников помещений многоквартирного дома.
Однако доказательств, подтверждающих наличие согласия собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества при осуществлении ФИО4 и ФИО5, перевода жилого помещения в нежилое, заявителем представлено не было.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для предоставления муниципальной услуги "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение" органом местного самоуправления был утвержден постановлением Администрации города Рязани от ДД.ММ.ГГГГ N № -Административный регламент "Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение", предметом регулирования которого, являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами и администрацией города Рязани (далее Регламент).
Так согласно пункта № Регламента для перевода нежилого помещения в жилое помещение заявитель представляет в уполномоченную организацию:
заявление о переводе помещения согласно Приложению N 2 к Административному регламенту;
правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или
засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения;
документ, подтверждающий, что жилое помещение не используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания (при переводе жилого помещения в нежилое помещение);
заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания (при переводе нежилого помещения в жилое помещение, если переустройство и (или) перепланировка не требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого);
согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка, необходимые для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, невозможны без присоединения к нему части общего имущества в многоквартирном доме), полученное в порядке, определенном статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заявителями не был представлен технический паспорт переводимого жилого помещения, а так же не были соблюдены условия перевода, предусмотренные статьей 22 ЖК РФ, выразившиеся в не предоставлении протокола общего собрания, оформленного в соответствии с требованиями законодательства РФ. Кроме того, проект переустройства и перепланировки жилого помещения не соответствует требованиям пункта 175 Правил благоустройства территории муниципального образования - город Рязань, утвержденных решением Рязанской городской Думы отДД.ММ.ГГГГ№ (отделка части фасада здания, отличная от отделки фасада всего здания, допускается только при комплексном решении фасада всего здания, в проекте отсутствуют мероприятия, в соответствии с требованиями "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N №).
Довод представителя административных истцов о том, что положения статей 23 и 24 Жилищного кодекса РФ прямо не предусматривают в перечне документов, предъявляемых для решения вопроса о переводе, подтверждения согласия собственников помещений, не может быть принят во внимание, поскольку положения ст. 23 Жилищного кодекса РФ следует применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия собственников помещений многоквартирного дома либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в частности с положениями ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ.
Заявители не доказали, каким образом оспариваемое решение нарушает их права, учитывая, что они не лишены возможности инициировать рассмотрение на общем собрании собственников многоквартирного дома вопрос о передаче в пользование общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, поскольку иным способом разрешить вопрос перевода жилого помещения в нежилое действующее законодательство (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ) не предполагает.
В силу ст.227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска ФИО4 и ФИО5 к администрации г. Рязани о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещения надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО4 и ФИО5 к Администрации г. Рязани о признании незаконным постановления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Московский районный суд г. Рязани в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Э.А. Кузнецова