ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1659/18 от 18.12.2018 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1659/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2018 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Дмитриевой И.И.,

при секретаре Аракчеевой Д.Н.,

с участием представителя административного истца ФИО1 ФИО4,

представителей административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к призывной комиссии города Твери, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным решения о призыве на военную службу и возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии города Твери, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным решения о призыве на военную службу и возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу.

В обоснование требований указано, что истец состоит на воинском учете, является призывником. 12 января 2018 года решением Пролетарского районного суда города Твери решение Призывной комиссии города Твери Тверской области о его призыве на военную службу признано незаконным. 31 октября 2018 года он прошел Призывную комиссию города Твери, в том числе медицинскую. В отношении него принято решение о призыве на военную службу, выдана повестка о явке в военный комиссариат города Твери Тверской области 09 ноября 2018 года для отправки к месту прохождения военной службы. В августе 2017 года, после окончания среднего общеобразовательного учреждения он поступил в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тверской медицинский колледж». С 01 сентября 2018 года он обучается на первом курсе Тверского государственного медицинского университета на очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по основной образовательной программе высшего образования – программе подготовки специалиста 31.05.01 Лечебное дело (свидетельство о государственной аккредитации № 2214 от 31 августа 2016 года, лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 2294 от 29 июля 2016 года). Дата окончания университета 31 августа 2024 года. Однако решением Призывной комиссии города Твери истца призывают на военную службу, что нарушает его право на образование. По окончании его обучения по программе высшего образования в отношении него могут быть проведены все необходимые мероприятия, связанные с призывом в полном объеме до достижения им возраста 27 лет. Полагает, что вынесенное в отношении него решение призывной комиссии является незаконным и нарушает его права при наличии оснований для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением. На основании изложенного просит суд признать незаконным решение призывной комиссии города Твери о его призыве на военную службу, возложить на призывную комиссию города Твери обязанность по предоставлению ему отсрочки от прохождения военной службы на время обучения.

Административный истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям. Пояснила, что ФИО1 получает высшее образование, имея незаконченное среднее профессиональное образование. В период обучения в ГБПОУ «Тверской медицинский колледж» он воспользовался правом на предоставление отсрочки от прохождения службы по призыву на период обучения. Однако обучение в колледже ФИО1 не закончил. Отучившись один год в колледже, ФИО1 был отчислен из него в связи с поступлением в высшее учебное заведение – ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет». Также пояснила, что сразу после окончания школы он пытался поступить в данный университет, однако не смог, в связи с чем принял решение поступить в медицинский колледж, а через год поступил в университет. Считает, что при таких обстоятельствах ФИО1 имеет право на предоставление ему отсрочки от призыва на военную службу до окончания обучения в университете.

Административный ответчик призывная комиссия города Твери, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, о причинах его неявки суд не уведомил.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления. Пояснила, что решение призывной комиссии города Твери о призыве ФИО1 на военную службу является законным. ФИО1 воспользовался правом на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения в Тверском медицинском колледже. Право на предоставление ему повторной отсрочки от призыва на военную службу законом не предусмотрено.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, поддержала объяснения, данные представителем административного ответчика ФИО2

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Статьей 22 ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Названный Федеральный закон определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются на определенный срок от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Так, в силу положений пп.«а» п.2 ст.24 ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее также Закон) право на отсрочку от призыва имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в: организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования; образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Федеральным законом от 28 июля 2011 г. № 167-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в указанную статью Закона внесено дополнение, согласно которому право на отсрочку имеют лица, получившие удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации по завершении освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (п. «г»).

Внесенные изменения позволяют всем выпускникам одиннадцатых классов, которые достигли к периоду весеннего призыва с 1 апреля по15 июля призывного возраста (то есть 18 лет) и получили аттестат, реализовать конституционное право на образование.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, состоит на воинском учете в военном комиссариате города Твери Тверской области.

22 июня 2017 года (протокол № 61) ФИО1 предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2017 года на основании пп.«а» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (для получения среднего общего образования).

06 июля 2017 года (протокол № 74) ФИО1 предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 01 октября 2017 года на основании пп.«г» п.2 ст.24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования).

ФИО1 имеет среднее общее образование, в 2017 году закончил МОУ Тверская гимназия № 10.

Приказом о зачислении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тверской медицинский колледж» от 17 августа 2017 года ФИО1 был зачислен в указанное образовательное учреждение по очной форме обучения по специальности «сестринское дело». Свидетельство о государственной аккредитации серия 69 А 01 № 0000779, регистрационный № 7 от 05 апреля 2017 г. выдано Министерством образования Тверской области. Лицензия на ведение образовательной деятельности от 18 декабря 2014 г. № 417 выдана Министерством образования Тверской области. Окончание обучения в образовательном учреждении – 2020 год.

Решением призывной комиссии города Твери, оформленным протоколом № 54 от 23 ноября 2017 года, ФИО1 был призван на военную службу с предназначением в часть СВ.

Решением Пролетарского районного суда города Твери от 12 января 2018 года приведенное выше решение призывной комиссии города Твери признано незаконным. Данным решением признано право ФИО1 на отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения по программе среднего профессионального образования.

Решением призывной комиссии города Твери (протокол № 30 от31 октября 2018 года) ФИО1 призван на военную службу с предназначением в часть СВ.

Не согласившись с названным решением, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.

По мнению суда, оспариваемым решением административный ответчик ограничил право ФИО1 на получение образования, что свидетельствует о незаконности данного решения.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции.

Обязанность суда при разрешении конкретного дела применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и отказать в применении противоречащего им федерального закона или иного нормативного правового акта вытекает также из пункта 3 статьи 5 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Обеспечение права каждого на образование является одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти. Конституция Российской Федерации, закрепляя данное право (статья 43) и одновременно провозглашая защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (статья 59), в том числе посредством несения военной службы, относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, оборону и безопасность, федеральную государственную, включая военную, службу, а к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы воспитания и образования (статья 72).

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в качестве одного из основных академических прав обучающихся предусмотрено право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую им в связи с получением образования разного вида и уровня в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 8 части 1 статьи 34).

Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы.

Статьей 43 Основного Закона Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2). Также каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3).

Согласно положениям Федерального закона № 53-ФЗ на военную службу не призываются граждане, которым в соответствии с данным законом предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (статья 22).

Право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего, но и высшего образования.

Для обеспечения баланса между целью высшего образования, выражающейся также в обеспечении подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, и целью обеспечения обороны страны и безопасности государства путем призыва на военную службу предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.

Согласно положениям статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу вправе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность завершить высшее образование, не будучи призванными на военную службу. Однако эта возможность ограничена числом отсрочек от призыва на военную службу, которыми гражданин может последовательно воспользоваться.

Как указывалось выше, решением Пролетарского районного суда города Твери от 12 января 2018 года было признано право ФИО1 на отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения по программе среднего профессионального образования, то есть до окончания обучения в ГБПОУ «Тверской медицинский колледж», куда он был зачислен приказом от 17 августа 2017 года по очной форме обучения по специальности «Сестринское дело» (свидетельство о государственной аккредитации серии 69 А 01 № 0000779, регистрационный номер 7 от 05 апреля 2017 года, выдано Министерством образования Тверской области. Лицензия на ведение образовательной деятельности от 18 декабря 2014 года № 417, выдана Министерством образования Тверской области). Окончание обучения в данном образовательном учреждении – 2020 год.

Вместе с тем, как следует из представленной административным истцом справки директора ГБПОУ «Тверской медицинский колледж» от14 декабря 2018 года № 734, ФИО1 проходил обучение в данном учреждении в период с 01 сентября 2017 года по 31 августа 2018 года.31 августа 2018 года ФИО1 отчислен из колледжа по собственному желанию (приказ об отчислении № 238-С от 31 августа 2018 года).

Согласно имеющейся в материалах личного дела призывника ФИО1 справке ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 сентября 2018 года № и/16 ФИО1 обучается в данном учреждении по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 31.05.01 «Лечебное дело», куда он поступил в 2018 году (приказ о зачислении от 29 июля 2018 года № 558). Свидетельство о государственной аккредитации № 2214 от 31 августа 2016 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского образования № 2294 от 29 июля 2016 года. Выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Окончание обучения в образовательном учреждении 31 августа 2024 года.

Из объяснений представителя административного истца, данных в ходе судебного заседания, следует, что поступление ФИО1 в образовательное учреждение на обучение по программе среднего профессионального образования было вызвано тем, что сразу по окончанию школы он не смог поступить в образовательное учреждение высшего образования. При этом, отучившись один год в колледже, ФИО1 реализовал свое право на получение высшего образования путем отчисления из колледжа и поступления в университет.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1, не окончив обучение по программе среднего профессионального образования, воспользовался предоставленным ему Конституцией РФ правом на получение высшего образования, не реализовав до конца свое право на отсрочку от призыва на военную службу до получения среднего профессионального образования.

При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенных выше положений закона, суд полагает, что ФИО5 имеет право на предоставление ему отсрочки от призыва на военную службу до окончания обучения в ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, в связи с чем оспариваемое решение призывной комиссии города Твери нельзя признать законным.

Учитывая изложенное, исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов, представленных доказательств, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.175-181 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к призывной комиссии города Твери, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным решения о призыве на военную службу и возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва на военную службу удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии города Твери, оформленное протоколом № 30 от 31 октября 2018 года, о призыве ФИО1 на военную службу.

Обязать призывную комиссию города Твери предоставить ФИО1 отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения по специальности «Лечебное дело» в ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья И.И. Дмитриева

Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2018 года.

Судья И.И. Дмитриева