Дело № 2а-1659/2019 копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 26 февраля 2019 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего: судьи Губановой А.Ю.,
при секретаре Фарахутдиновой Г.А.,
с участием:
административного истца Ширшовой М.П.,
представителя административного истца Сироткиной ФИО8,
представителя административного ответчика Сырыгиной ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ширшовой Марины Петровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании незаконными действий по регистрации, обязании исключить запись о государственной регистрации перехода права собственности из Единого государственного реестра недвижимости,
установил:
Ширшова М.П. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Хабаровскому краю об обязании внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости путем исключения записи о государственной регистрации перехода права собственности, указав в обоснование заявленных требований, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация перехода права собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, за №. С данной государственной регистрацией истец не согласна, считает ее проведенной с нарушением норм Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в результате чего нарушены ее права. Переход права регистрировался Управлением Росреестра на основании поданных в филиал МФЦ № г. Хабаровска заявлений от Ширшовой Марины Петровны и ФИО10ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ, кредитного договора № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что «Газпромбанк» (Акционерное общество) отказал в выдаче кредита, поскольку продавцом квартиры не было оформлено свидетельство о праве на наследство, ДД.ММ.ГГГГ от вышеуказанных лиц в филиал МФЦ № г. Хабаровска подано заявление № о приостановлении государственной регистрации перехода права на объект недвижимости, расположенный по адресу: г.Хабаровск, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Ширшовой Мариной Петровной и ФИО11 заключено Соглашение о расторжении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Ширшова Марина Петровна и ФИО12 обратились в филиал МФЦ № г. Хабаровска с заявлением о прекращении государственной регистрации прав и возврате документов без их проведения №. Однако до подачи указанного заявления сотрудник МФЦ № обязал стороны подать сначала заявление о возобновлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, ранее приостановленного в заявительном порядке, чтобы подать заявление о прекращении государственного кадастрового учета и возврате документов без их проведения. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ № г. Хабаровска было подано заявление №, а затем заявление №. В нарушение части 7 статьи 31 Федерального закона № 218-ФЗ административный ответчик не прекратил регистрацию перехода права на квартиру, а напротив, произвел регистрацию ДД.ММ.ГГГГ, о чем сделана запись в Едином государственном реестре недвижимости. О том, что переход права был зарегистрирован, истец узнала ДД.ММ.ГГГГ, когда обратилась в филиал МФЦ № г.Хабаровска с документами на регистрацию другой квартиры. На письменное обращение по вопросу основания регистрации перехода прав Управление Росреестра ответило, что поскольку к заявлению о прекращении регистрации не было приложено согласие кредитора, регистрация была произведена. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ процедура регистрации была приостановлена в заявительном порядке сторонами в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 218-ФЗ. К заявлению не был приложен документ, подтверждающий согласие кредитора на приостановление регистрации. Несмотря на требование части 4 статьи 30 Федерального закона № 218-ФЗ, Управление Росреестра приостановило процедуру регистрации сроком на 6 месяцев по заявлению сторон без согласия кредитора. На момент подачи заявления о приостановлении процедуры письменного подтверждения от Банка об отказе в выдаче кредита не было. Данная информация была доведена до истца по телефону. Именно данное обстоятельство и послужило основанием для приостановления, а в дальнейшем для подачи заявления о прекращении государственной регистрации перехода права. В нарушение порядка, установленного статьей 29 Федерального закона № 218-ФЗ, Управление Росреестра не уведомило заявителей о необходимости представления документа, подтверждающего согласие кредитора на прекращение регистрации права. Более того, кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между административным истцом и «Газпромбанк» (Акционерное общество) не содержал условия о том, что заемщик обязан получить согласие Банка на прекращение регистрации перехода права на объект недвижимости. В связи с отказом Управления Росреестра исправить допущенное нарушение на основании обращений, Ширшова Марина Петровна и ФИО13 повторно подали заявление в МФЦ № г. Хабаровска о регистрации договора о расторжении договора купли-продажи. Из ответа Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ№ государственная регистрация перехода права от покупателя Ширшовой Марины Петровны обратно к продавцу ФИО14 проведена ДД.ММ.ГГГГ. В результате неправомерной регистрации перехода права собственности, проведенной Управлением Росреестра, за истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, договор купли-продажи которого расторгнут на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. В результате неправомерных действий органа регистрации права административного нарушены, так как она вынуждена нести бремя содержания объекта недвижимости (сделка по которому не осуществлялась) как налогоплательщик, нести расходы, связанные с уплатой имущественного налога за указанный период регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости путем исключения записи о государственной регистрации перехода права собственности Ширшовой Марины Петровны за № на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец, представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования уточнили и просили признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю по регистрации права собственности Ширшовой Марины Петровны за № на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Хабаровск, <адрес>; обязать административного ответчика исключить запись о государственной регистрации перехода права собственности из Единого государственного реестра недвижимости. В обоснование заявленных требований сослались на обстоятельства, изложенные в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании заявленные требования не признала, сославшись в обоснование возражений на то, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление обратились ФИО15 и Ширшова М.П. с заявлением о государственной регистрации перехода (права) собственности на объект недвижимости - квартира, расположенная по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ (№ - №). Одновременно Ширшова М.П. представила заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки в силу закона. ДД.ММ.ГГГГФИО16 и Ширшова М.П. представили совместное заявление с просьбой о приостановлении осуществления государственной регистрации прав сроком до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ специалистом МФЦ были приняты одновременно два заявления от указанных лиц: № (№) о прекращении осуществления государственной регистрации прав и просьбой вернуть документы, представленные для государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№; № (№) о возобновлении ранее приостановленной по совместному заявлению государственную регистрацию прав от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» была проведена правовая экспертиза всех представленных истцом заявлений. По результатам проведения которой, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН была внесена запись о государственной регистрации права собственности Ширшовой М.П. № и запись о государственной регистрации ипотеки в силу закона №. ДД.ММ.ГГГГ Ширшова М.П. и Дзвинник П.И. представили в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав (перехода права) на основании Соглашения о расторжении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация которого осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. Действия по проведенной регистрации прав являются обоснованными, поскольку при проведении правовой экспертизы регистрирующий орган рассматривал представленные для осуществления государственной регистрации прав документы в совокупности, в том числе учитывая дату и время поступления документов для проведения правовой экспертизы. Согласно описям документов, принятых для оказания государственных услуг, заявление о прекращении государственной регистрации прав и заявление о возобновлении регистрационных действий поступили в один день - ДД.ММ.ГГГГ. Однако, учитывая сведения программно-технического комплекса, специалист МФЦ первым принял заявление о прекращении регистрации, которое поступило от заявителя ДД.ММ.ГГГГ в 11.06 (и соответственно было передано в структурное подразделение Управления ДД.ММ.ГГГГ в 21.17), а потом заявление о возобновлении ранее приостановленной регистрации прав в МФЦ - ДД.ММ.ГГГГ в 11.08, в Управление – ДД.ММ.ГГГГ в 21.19. Исходя из того, что последнее, представленное истцом заявление - это заявление о возобновлении осуществления регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№ (которое подписано и ФИО17, и Ширшовой М.П.), регистрирующий орган не усмотрел оснований как для приостановления регистрации в заявительном порядке, так и для прекращения указанных регистрационных действий. Следовательно, орган регистрации прав, в таком случае, не обязан уведомлять истца путем направления ему уведомлений о приостановлении регистрации, о необходимости предоставления иных документов, либо о прекращении регистрации прав (перехода права) к Ширшовой М.П. Государственным регистратором по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ№ (№) ни решение о приостановлении, ни решение о прекращении регистрации не выносились. При внесении сведений в ЕГРН по совместному заявлению ФИО18 и Ширшовой М.П. право собственности продавца (ФИО19) было прекращено при одновременной регистрации права собственности покупателя (Ширшовой М.П.) за № на основании Договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем требование административного истца о внесении изменений в ЕГРН путем исключения записи о государственной регистрации перехода права собственности Ширшовой М.П. за № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на спорное жилое помещение является необоснованным, исполнить которое не представляется возможным. Кроме того, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (п. 1 ст. 219 КАС РФ). Как указывает истец, а также как следует из описи документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ№ о произведенной регистрации истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем Управление полагает, что истцом пропущен срок на обжалование решений, действий (бездействия) регистрирующего органа. Документов, подтверждающих соблюдение либо уважительность пропуска указанного срока, истцом представлено не было. Учитывая изложенное, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом, согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из анализа положений ст.ст. 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий – это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Как предусмотрено п. 1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 14 названного Федерального закона, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости.
В силу п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению: лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права; сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Часть 2 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусматривает, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
Аналогичный порядок подачи документов определен также Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости».
При этом к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 18 Федерального закона).
Как установлено ч. 16 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», при получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов должностное лицо органа регистрации прав вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.
Пункт 172 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, также предусматривает, что при получении документов на предоставление государственной услуги сотрудник, ответственный за прием документов, вносит запись в книгу учета входящих документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.
В соответствии с пунктом 177 названного Административного регламента, сотрудник, ответственный за прием документов, выдает заявителю расписку в получении документов с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
Порядок и сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав, согласно п. 18 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, определяются соглашением о взаимодействии, заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При этом сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений и иных необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов в орган регистрации прав не должны превышать один рабочий день.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, через филиал МФЦ № г. Хабаровска, с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества – квартиру №, расположенную по адресу: г.Хабаровск, <адрес>, обратились ФИО20 и Ширшова Марина Николаевна (№ – №).
В качестве основания для перехода права собственности на жилое помещение от ФИО21 к Ширшовой М.П. заявители представили Договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ.
Также ДД.ММ.ГГГГ Ширшова Марина Петровна представила заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки в силу закона.
ДД.ММ.ГГГГФИО22 и Ширшова Марина Петровна через филиал МФЦ № г. Хабаровска обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю с совместным заявлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в связи с доработкой документов банком на срок до ДД.ММ.ГГГГ (№).
ДД.ММ.ГГГГФИО23 и Ширшова Марина Петровна обратились в Филиал МФЦ № г. Хабаровска со следующими заявлениями:
№ (№) о прекращении осуществления государственной регистрации прав и просьбой вернуть документы, представленные для государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№, принятым специалистом в 11 часов 06 минут, переданным в структурное подразделение Управления Росреестра по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 17 минут;
№ (№) о возобновлении ранее приостановленной по совместному заявлению государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№, принятым специалистом в 11 часов 08 минут, переданным в структурное подразделение Управления Росреестра по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 19 минут.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом: семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости (ч. 2 ст. 16).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании указанных положений Федерального закона Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю проведена правовая экспертиза всех документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости была внесены запись о государственной регистрации права собственности Ширшовой Марины Петровны на объект недвижимого имущества – квартиру №, расположенную по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, за номером № и запись о государственной регистрации ипотеки в силу закона №.
Часть 1 ст. 31 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Вместе с тем, прекращение государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца) (ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Таким образом, поскольку жилое помещение – квартира №, расположенная по адресу: г.Хабаровск, <адрес>, приобреталась Ширшовой М.П. с использованием кредитных средств банка, в соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ при прекращении государственной регистрации права к заявлению должно было быть приложено согласие кредитора на её прекращение.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, к поданному ФИО24 и Ширшовой М.П. совместному заявлению № (№) о прекращении осуществления государственной регистрации прав и возврате документов, представленных для государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№, согласие кредитора на прекращение регистрации не было приложено.
При этом, судом установлено, что основанием для проведения государственной регистрации послужило заявление № (№) о возобновлении ранее приостановленной по совместному заявлению государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№, зарегистрированное специалистом филиала МФЦ № г.Хабаровска позже, чем заявление о прекращении регистрации.
Заявляя требования о признании незаконными действий Управления Росреестра по Хабаровскому краю по государственной регистрации перехода права собственности, административный истец в частности ссылается на то, что, несмотря на отсутствие согласия кредитора на приостановление государственной регистрации, административный ответчик, тем не менее, приостановил государственную регистрацию на основании совместного заявления Ширшовой М.П. и ФИО25 от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, данные доводы административного истца противоречат материалам административного дела, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, государственным регистратором решение о приостановлении государственной регистрации на основании совместного заявления сторон сделки от ДД.ММ.ГГГГ не принималось.
При рассмотрении поступившего ДД.ММ.ГГГГ от ФИО26 и Ширшовой М.П. заявления о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества (№ – №), органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав и для прекращении государственной регистрации, предусмотренных ст.ст. 26, 31 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, установлено не было, в связи с чем государственная регистрация была осуществлена в установленный п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ срок.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в ЕГРН, который содержит информацию об «актуальных» и «погашенных» правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах, о сделках с объектами недвижимости (сведения и реквизиты документов об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости) и сведения о правообладателях.
Пунктом 13 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости установлено, что статус: «актуальная» присваивается записи, содержащей актуальные на любой текущий момент времени сведения о зарегистрированных правах, ограничении права или обременении объекта недвижимости, сделке; «погашенная» присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи, содержащей сведения о ранее зарегистрированном праве, ограничении права и обременении объекта недвижимости, сделке.
При этом п. 17 названного Порядка предусмотрено, что при присвоении записям Единого государственного реестра недвижимости статусов «погашенные», такие записи не исключаются из реестра прав на недвижимость и доступны для работы с ними, в том числе для выдачи в установленном порядке сведений, содержащихся в таких записях Единого государственного реестра недвижимости.
На основании пункта 91 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, при отчуждении доли в праве общей долевой собственности и государственной регистрации перехода доли в праве общей долевой собственности запись о государственной регистрации права лица, приобретающего долю в праве (покупатель), вносится в новую запись о праве, а предыдущая запись о праве лица на отчуждаемую долю в праве общей долевой собственности (продавца), погашается и ей присваивается статус «погашенная».
Следовательно, действуя по аналогии, при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости по совместному заявлению ФИО27 и Ширшовой М.П. право собственности продавца (ФИО28) было прекращено при одновременной регистрации права собственности покупателя (Ширшовой М.П.) за № на основании Договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Ширшова М.П. и ФИО29 представили в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав (перехода права) на основании Соглашения о расторжении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация которого осуществлена Управлением Росреестра по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, суд признает, что оспариваемые административным истцом действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю по регистрации права собственности Ширшовой Марины Петровны (за №) на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Хабаровск, <адрес>, совершены в пределах предоставленных полномочий и в рамках действующего законодательства, в связи с чем основания для признания действий незаконными отсутствуют.
Поскольку суд не усмотрел оснований для признания действий по регистрации права собственности на объект недвижимости незаконными, требования административного истца о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю обязанности исключить запись о государственной регистрации перехода права собственности из Единого государственного реестра недвижимости, обоснованными также признаны быть не могут.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, поскольку о произведенной Управлением Росреестра по Хабаровскому краю регистрации административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, а с административным иском в суд Ширшова М.Н. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного трехмесячного срока, доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока на обжалование, судом при вынесении решения во внимание не принимаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Ширшовой Марины Петровны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании незаконными действий по регистрации, обязании исключить запись о государственной регистрации перехода права собственности из Единого государственного реестра недвижимости, оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения – 01 марта 2019 года.
Председательствующий: судья подпись А.Ю. Губанова
Копия верна: судья А.Ю. Губанова