ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-165/18 от 01.02.2018 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-165/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Багратионовск 01 февраля 2018 г.

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе судьи Жогло С.В.,

при секретаре Вердян Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО2 и администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к начальнику отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО2 об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенного в письме начальника отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО2 от 23.10.2017 г. (исходящий ).

В обоснование исковых требований административный истец ФИО1 указал, что 18.09.2017 г. в порядке, предусмотренном статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, он обратился к главе администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в аренду на пятнадцать лет земельного участка площадью 600 кв.м, с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного в кадастровом квартале в территориальной зоне Ж-2 в 25 метрах западнее многоквартирного жилого дома <адрес>. 02.11.2017 г. им было получено письмо начальника отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО2 от 23.10.2017 г. (исходящий ), содержащее решение об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с отсутствием территориального планирования в указанной части г.Багратионовска. Административный истец ФИО1 считает данное решение незаконным, поскольку это решение не содержит оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 и статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, начальник отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» не является должностным лицом, уполномоченным на принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков, до утверждения документа территориального планирования - генерального плана муниципального образования «Багратионовский городской округ» в отношении г.Багратионовска подлежит применению генеральный план муниципального образования «Багратионовское городское поселение». Административный истец ФИО1 указывает, что неправомерным отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка ему созданы препятствия в реализации его прав и законных интересов на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В связи с изложенным ФИО1 обратился с настоящим административным иском в суд.

На основании части 2 статьи 221 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в деле в качестве второго административного ответчика судом была привлечена администрация муниципального образования «Багратионовский городской округ».

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал и дал объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления.

Административный ответчик начальник отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО2 и представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО3 исковые требования не признали, сославшись на принятие оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления ФИО1 испрашиваемого им земельного участка в соответствии с требованиями закона.

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2)соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

18.09.2017 г. ФИО1 обратился к главе администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» с заявлением, зарегистрированным 20.09.2017 г. (входящий ), о предварительном согласовании предоставления ему в аренду на пятнадцать лет земельного участка площадью 600 кв.м, с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного в кадастровом квартале в территориальной зоне Ж-2 в 25 метрах западнее многоквартирного жилого дома <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома в целях улучшения жилищных условий, с приложением к данному заявлению схемы расположения испрашиваемого земельного участка (л.д.<данные изъяты>).

В соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 16); решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (пункт 17).

02.11.2017 г. ФИО1 было получено письмо начальника отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО2 от 23.10.2017 г. (исходящий ), содержащее решение об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с отказом в утверждении схемы расположения данного земельного участка по причине отсутствия территориального планирования в указанной части г.Багратионовска (л.д.<данные изъяты>).

Административный истец ФИО1 считает данное решение незаконным, со ссылкой на те обстоятельства, что это решение не содержит оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 и статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, начальник отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» не является должностным лицом, уполномоченным на принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

Оценивая оспариваемое решение на предмет соответствия его закону, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Для территории г.Багратионовска, в границах которой располагается, согласно представленной ФИО1 схемы испрашиваемый им земельный участок, утвержден проект межевания территории.

Данное обстоятельство, согласно вышеприведенным нормам земельного законодательства, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, что в свою очередь является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, оспариваемое решение содержит установленное законом основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В связи с изложенным правовых оснований для предварительного согласования предоставления ФИО1 испрашиваемого им земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства не имелось.

Суд находит необоснованными и доводы административного истца о том, что начальник отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» не является должностным лицом, уполномоченным на принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков, по следующим основаниям.

В настоящее время в администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» отсутствует утвержденный административный регламент, устанавливающий порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, предусмотренный Федеральным законом от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», проект которого, согласно объяснениям административных ответчиков в судебном заседании, в настоящее время находится на согласовании.

В соответствии со статьей 38 Устава муниципального образования «Багратионовский городской округ» глава администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» обеспечивает осуществление администрацией городского округа полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калининградской области (пункт 3 части 6); в сфере исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации городского округа возглавляет администрацию городского округа, руководит ее деятельностью на принципах единоначалия (пункт 1 части 7).

В связи с реализацией полномочий по организации деятельности администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» главой данного органа местного самоуправления было издано распоряжение -р от 01.02.2017 г. о наделении начальника отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО2 правом первой подписи с использованием печати администрации муниципального образования, в частности ответов на обращения граждан по вопросам, как следует из содержания полномочий, которыми наделяется начальник отдела архитектуры на основании данного распоряжения, в их взаимосвязи, связанным, в том числе с землепользованием, включая согласование схем расположения земельных участков (л.д.<данные изъяты>).

Данное распоряжение главы администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», в силу части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Багратионовский городской округ», является муниципальным правовым актом городского округа.

Согласно пункту 3.6 должностной инструкции начальника отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ», для выполнения возложенных на него функций начальник отдела архитектуры обязан рассматривать заявления и обращения граждан по вопросам осуществления градостроительной деятельности и принимать решения в пределах своей компетенции.

Таким образом, начальник отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» является должностным лицом, уполномоченным главой данного органа местного самоуправления на принятие решений по вопросам предварительного согласования предоставления земельных участков.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о соответствии закону оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка, изложенного в письме начальника отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО2 от 23.10.2017 г. (исходящий ), поскольку данное решение принято уполномоченным на то должностным лицом и при наличии к тому правовых оснований.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Руководствуясь статьями 175 – 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к начальнику отдела архитектуры администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» ФИО2 и администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 02.02.2018 г.

Судья подпись ЖОГЛО С.В.

Копия верна: Судья Багратионовского

районного суда ______________ ЖОГЛО С.В.