ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-165/20 от 15.12.2020 Шабалинского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-165/2020

УИД: 43RS0041-01-2020-000282-46

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Ленинское 15 декабря 2020 года

Шабалинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Лазарева О.С.,

при секретаре судебного заседания Огарковой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Добровольского С.А. к председателю Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва Гредину Л.П. о признании бездействия по созыву внеочередного заседания Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва не соответствующим правовым нормам и незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Добровольский С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва Гредину Л.П. о признании бездействия по созыву внеочередного заседания Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва не соответствующим правовым нормам и незаконным, по тем основаниям, что в соответствии с установленными нормами Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва в целях реализации своего права на коллективное обсуждение и решение вопросов, относящихся к компетенции районной Думы, 14 октября 2020 года председателю Думы Гредину Л.П. было вручено предложение о созыве внеочередного заседания Думы для рассмотрения на нем вопроса о целесообразности приобретения администрацией Шабалинского района экскаватора-харвестера. Предложение было выдвинуто пятью депутатами Думы, то есть не менее 1/3 от установленной Уставом численности депутатов. К предложению был приложен проект решения «О целесообразности приобретения администрацией Шабалинского района гусеничного экскаватора-харвестера для расчистки придорожных полос от кустарника». Председателем Думы Грединым Л.П. внеочередного заседания Думы в установленный Регламентом Думы срок созвано не было. 19.10.2020 в адрес депутатов председатель Думы Гредин Л.П. направил письмо № 175-02-11, которым фактически выразил свое личное решение в отказе созыва внеочередного заседания Думы и предложил для обсуждения внесенного инициаторами вопроса «О целесообразности приобретения администрацией Шабалинского района гусеничного экскаватора-харвестера для расчистки придорожных полос от кустарника» провести 23.10.2020 рабочее совещание с приглашением главы района и сотрудников администрации района. В письме от 19.10.2020 председатель Думы Гребин Л.П. свое решение об отказе созыва внеочередного заседания Думы мотивировал тем, что не представляется возможным утвердить представленный на заседание проект решения из-за нарушения требований Регламента Думы по условиям его внесения. Однако председатель Думы Гредин Л.П. при этом не выполнил нормы Регламента Думы, а именно в период с 14 по 19 октября 2020 года не возвратил проект решения инициаторам для его необходимой, по его мнению, доработки и не созвал внеочередного заседания Думы, чем воспрепятствовал рассмотрению заявленного вопроса на заседании Думы и принятию по нему правового акта в форме решения Думы. Кроме того, на рабочем совещании не предусмотрено принятие правовых актов, то есть не может быть реализовано право депутатов районной Думы на принятие решений по вопросам местного значения. Административный истец считает, что председатель Шабалинской районной Думы Гредин Л.П. допустил нарушение норм Регламента Думы и в период с 14 по 19 октября 2020 года проявил бездействие по созыву внеочередного заседания Думы, чем воспрепятствовал ему как депутату и другим депутатам в осуществлении своих прав на инициирование внеочередного заседания Думы, внесение и принятие решения по вопросу, отнесенному к компетенции представительного органа местного самоуправления – Шабалинской районной Думы.

Административный истец Добровольский С.А. в судебном заседании не присутствует, просил дело рассмотреть без его участия, на заявленных требованиях настаивает.

В судебном заседании административный ответчик председатель Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва Гредин Л.П. не присутствует, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указал, что с административными исковыми требованиями не согласен в полном объеме, так как предложения о созыве внеочередного заседания районной Думы от 13.10.2020 с приложенным проектом поступили в Думу с нарушением ст.ст. 28, 29 Регламента. 19.10.2020 группе депутатов был направлен письменный ответ с разъяснениями и предложением о созыве рабочей группы, которая состоялась 23.10.2020.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч. 14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Аналогичные положения содержатся в ч. 13 ст. 14 Закона Кировской области от 29.12.2004 № 292-ЗО «О местном самоуправлении в Кировской области».

Согласно ч. 1 ст. 20 Устава муниципального образования «Шабалинский муниципальный район Кировской области» (далее – Устав) районная Дума является выборным представительным органом местного самоуправления района, обладающим правом представлять интересы населения района и принимать от его имени решения, действующие на территории района. Районная Дума избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и областными законами сроком на 5 лет.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Устава районная Дума состоит из 15 депутатов.

В соответствии с п. 4 ст. 20 Устава районная Дума может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов. Заседание районной Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания районной Думы проводятся не реже одного раза в три месяца.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 20 Устава представительный орган Шабалинского района осуществляет свою деятельность на основании настоящего Устава. Порядок деятельности районной Думы устанавливается Регламентом районной Думы. Районная Дума наделяется правами юридического лица.

Решением Шабалинской районной Думы от 05.10.2016 № 1/2 утвержден Регламент Шабалинской районной Думы пятого созыва.

Решением Шабалинской районной Думы пятого созыва от 30.05.2019 № 36/352 председателем районной Думы избран Гредин Л.П.

В соответствии со ст. 5 Регламента Думы на председателя Думы возложены персональные распорядительные полномочия, в том числе по руководству подготовкой заседаний районной Думы, а именно: контроль за подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Думой, формирование проекта повестки дня, созыв заседания районной Думы.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Регламента Думы председатель Думы оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий.

В соответствии со ст. 21 Регламента Думы внеочередное заседание районной Думы созывается председателем районной Думы не позднее 5 дней со дня внесения предложения о его созыве. Инициаторами проведения внеочередного заседания районной Думы являются: глава района, председатель Думы, не менее 1/3 от установленной Уставом численности депутатов, председатель Контрольно-счетной комиссии.

Часть 3 статьи 21 Регламента Думы предписывает, что после рассмотрения материалов, представленных инициаторами предложения о созыве внеочередного заседания, председатель районной Думы назначает время и место проведения внеочередного заседания, утверждает проект повестки дня, который направляет депутатам.

Внеочередные заседания районной Думы проводятся, как правило, в соответствии с той повесткой, которая была указана в требовании о его созыве (часть 5 статьи 21 Устава).

Судом установлено, что 14.10.2020 председателю Шабалинской районной Думы Кировской области Гредину Л.П. было вручено предложение от 5 депутатов (не менее 1/3 от установленной численности) о созыве внеочередного заседания Думы для рассмотрения на нем вопроса о целесообразности приобретения администрацией Шабалинского района экскаватора-харвестера, а также проект решения «О целесообразности приобретения администрацией Шабалинского района гусеничного экскаватора-харвестера для расчистки придорожных полос от кустарника». 19.10.2020 председатель Думы Гредин Л.П. письмом № 175-02-11 отказал депутатам в созыве внеочередного заседания Думы, мотивировав тем, что представленный проект не соответствует ст.ст. 28, 29 Регламента Шабалинской районной Думы, в связи с чем утвердить указанный проект не представляется возможным.

Частью 1 и 2 статьи 29 Регламента Думы предусмотрены требования при разработке проектов решений районной Думы, однако как следует из части 3 указанной статьи, несогласие или наличие замечаний не препятствует рассмотрению проекта решения на заседании, но все замечания подлежат оглашению.

Если представленный проект решения не отвечает требованиям настоящего Регламента, он возвращается председателем Думы его инициатору для выполнения им установленных требований к проекту решения (часть 4 статьи 29 Регламента).

Как следует из представленных материалов, председатель районной Думы Гредин Л.П. в нарушение указанных требований ст.ст. 21, 29 Регламента Шабалинской районной Думы отказал в проведении внеочередного заседания Думы, о чем инициаторам направил ответ письмом, что не предусмотрено Регламентом. Внеочередное заседание районной Думы не позднее 5 дней со дня внесения предложения о его созыве, не созвал. Представленный проект для выполнения установленных требований, указанных в ст. 28 Регламента Думы, инициаторам не направил.

В связи с изложенным, судом установлены нарушения процедуры принятия решения председателем Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва Грединым Л.П. об отказе в проведении внеочередного заседания Шабалинской районной Думы и наличие оснований для признания его бездействия не соответствующим нормам Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва и незаконным. При этом суд не входит в обсуждение законности внесенного инициаторами проекта решения «О целесообразности приобретения администрацией Шабалинского района гусеничного экскаватора-харвестера для расчистки придорожных полос от кустарника», так как считает, что данный вопрос относится к внутренним вопросам деятельности Думы, относится к сфере субъективного усмотрения и представляет собой реализацию безусловного права депутатов на самостоятельную организацию своей работы, осуществляемую в рамках установленных процедур.

Таким образом, суд признает нарушенным право административного истца на объективное и всестороннее рассмотрение вопроса о проведении внеочередного заседания Шабалинской районной Думы, в связи с нарушением процедуры и бездействием председателя Думы Гредина Л.П., предусмотренной Регламентом Шабалинской районной Думы.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования административного истца Добровольского С.А. к председателю Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва Гредину Л.П. удовлетворить.

Признать бездействие председателя Шабалинской районной Думы Кировской области пятого созыва Гредина Л.П. по созыву внеочередного заседания Шабалинской районной Думы пятого созыва не соответствующим правовым нормам Регламента Шабалинской районной Думы пятого созыва и незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Шабалинский районный суд Кировской области.

Судья О.С. Лазарев