ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-165/2022 от 18.02.2022 Омского районного суда (Омская область)

55RS0026-01-2021-004524-53

Дело № 2а-165/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Тихонове Д.С., помощнике судьи Чуевой А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 18 февраля 2022 года дело по административному исковому заявлению Марковиченко В.В., Стрельцова В.А., Скрипникова И.А., Макаровой А.А., Федоровой О.Л., Журова А.И., Вартанян Г.Р. к Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Главе Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Гречко А.В. о признании незаконными постановления № 277 от 26 августа 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером и постановления № 283 от 1 сентября 2021 года «О внесение изменений в постановление № 277 от 26 августа 2021 года»,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Марковиченко В.В., Скрипников И.А., Макарова А.А., Федорова О.Л., Жуков А.И., Сартонян Г.Р., Стрельцов В.А. обратились в Омский районный суд Омской области с вышеназванными требованиями. В обоснование указав, что 26 августа 2021 года Главой сельского поселения Усть-Заостровка, Омского района, Омской области Гречко А.В. было вынесено постановление № 277 О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположенного в границах населенного пункта, в зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1). Текст названного постановления опубликован 28 августа 2021 года на официальном сайте Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в сети «Интернет».

01 сентября 2021 года Главой сельского поселения Усть-Заостровка, Омского района, Омской области Гречко А.В. вынесено и опубликовано постановление № 283 О внесении изменений в постановление Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.08.2021 № 277 О внесении изменений в постановление Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.08.2021 № 277 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание»», в п.1 вместо слов «кадастровым номером », читать слова «кадастровым номером ».

С вынесенными постановлениями истцы не согласны, считают их вынесенными с существенными нарушениями и подлежащими отмене по следующим основаниям.

Так в нарушение требований п.8 пп. 1 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером от 10 августа 2021 года было опубликовано (с нарушением сроков не позднее 7 (Семи) дней) до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях массовой информации, на сайте администрации Усть-Заостровского сельского поселения 14 августа 2021г., т.е. за 4(четыре) дня, а учитывая, что 14 августа это выходной день (суббота), то фактически за 3 рабочих дня до публичных слушаний, а не опубликования проекта.

Сам проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или сведения об информационных системах, в которых будет размещен такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения, так и не был размещен, ни на официальном сайте администрации, ни в других средствах массовой информации.

В нарушение требований п.8 п.п.2 ст5.1 ГрК РФ, информация о проекте «Общественное питание» в виде каких-то не имеющих никакого отношения к публичным слушаний картинок «Иртыш ривьера» (фото прилагается), появилась только после звонков жителей 16 августа после обеда, в коридоре Администрации.

При этом кроме неинформативных картинок, не имеющих никакого отношения к слушаниям о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание», абсолютно никакой информации, которая должна быть указана в соответствии с п.1.и п.2, ст.5.1 ГрК РФ., а также Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района (в редакции решения Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 30.07.2014г. № 16), представлено не было.

В ст. 20 Правил Усть-Заостровского сельского поселения определен порядок предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, который в свою очередь предусматривает в п.п. 3 - в процессе использования земельных участков, иных объектов недвижимости, когда правообладатели планируют изменить их назначение, физические, юридические лица, заинтересованные в получении разрешения на условно разрешенный вид использования обращаются в Комиссию администрации Усть-Заостровского сельского поселения с соответствующим заявлением.

В заявлении указывается: 1) сведения о заявителе; 2) адрес расположения земельного участка, объекта капитального строительства; 3) схема планируемой застройки земельного участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и описанием их характеристик (общая площадь, этажность, места парковки автомобилей и т.д.); 4) эскизный проект строительства, реконструкции объекта капитального строительства, который предлагается реализовать в случае представления разрешения на условно разрешенный вид использования; 5) обосновывающие материалы - информация о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта (численность работающих, грузооборот, потребность в подъездных железнодорожных путях, энергообеспечение, водоснабжение и т.д.: технические условия, предоставленные уполномоченными организациями, подтверждающие возможность получения инженерных ресурсов в полном объеме), о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду (объем и характер выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности), о планируемом количестве посетителей и о потребности в местах парковки автомобилей.

К заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка и свидетельство о государственной регистрации прав на объект недвижимости.

При получении заявления Комиссия регистрирует заявление при соответствии документов перечню, предусмотренному пунктом 3 настоящей статьи.

В нарушение Правил Усть-Заостровского поселения Заявитель не представил вышеперечисленные документы и материалы в соответствии.

В нарушение Правил Усть-Заостровского поселения Комиссия при получении Заявления, зарегистрировала его и назначила публичные слушания в отсутствие обязательных документов.

Так, Заявителем в нарушении норм Градостроительного Кодекса РФ и Правил Усть-Заостровского поселения не представлены: эскизный проект самого здания, его технические характеристики, габаритные размеры, мощность производства, пропускная способность (количество человек в сутки) проекта застройки «Общественное питание».

Не обоснована необходимость строительства именно такого объекта, а также возможность его строительства в фактически сложившейся среде проживания зоны Ж1 предназначенной для ИЖС и ЛПХ, наличие и нагрузка на коммуникации, подъездные пути, влияние на окружающую среду, экологию, результаты экспертиз проекта - экологической, градостроительной, транспортной и т. п.

Не обоснована возможность строительства с соблюдением требований технических регламентов при использовании земельного участка в соответствии с условно разрешенным видом использования, планируемых проектных решений требованиям технических регламентов, а в отсутствии их - местным нормативам градостроительного проектирования, обязательным требованиям СНиП, ГОСТ, СП и т.п..

Не получены технические условия, предоставляемые уполномоченными организациями, подтверждающие возможность получения инженерных ресурсов в полном объеме.

Не определено наличие негативного воздействия на окружающую среду и границы его распространения за пределами границ земельного участка, в отношении которого испрашивается разрешение, либо его отсутствие, что должно быть подтверждео документально уполномоченным государственным органом в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.

В нарушение требований п. 9 пп. 1 ст. 5.1 ГрК РФ, в оповещении указано, что, участники публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний до 17.08.2021.

При этом на сайте Администрации какая-либо информация отсутствовала. А не информативные фотографии (вместо проекта и технических условий, как того предусматривает закон), были размещены в коридоре Администрации 16 августа 2021г. после обеда, что не является разумным сроком.

Администрация, в нарушение п.12 Устава сельского поселения Усть-Заостровка не обеспечила заблаговременное оповещение жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, не предприняли другие необходимые меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сельского поселения.

Жители в такой ситуации не могли реализовать свои права согласно п.10 и п.11 ст.5.1. ГрК РФ и внести предложения и замечания, касающиеся такого проекта публичных слушаний «Общественное питание», которые подлежат регистрации при обсуждении или публичных слушаниях.

В нарушение требований п. 12 ст.5.1 ГрК РФ, участники публичных слушаний в целях идентификации не представляли сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц с приложением документов, подтверждающих такие сведения.

Во время слушаний лист просто «ходил по рукам» и желающие бесконтрольно записывались, без положенной в соответствии с законом идентификации участников.

Такими действиями нарушен порядок участия граждан в публичных слушаниях, как указано в Градостроительном кодексе РФ, участниками слушаний могут быть только жители, имеющие место жительства на территории, в границах которой проводятся слушания, что должно быть фактически установлено и документально подтверждено.

К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).

В нарушение предусмотренной законом процедуры проведения публичных слушаний участникам слушаний не был предоставлен полноценный доступ к получению полной информации.

Место проведения публичных слушаний: <адрес>., зал не был предназначен для такого количества людей, в связи с чем более 5- ти человек вынуждены были остаться в коридоре и не могли полноценно реализовать свои права на участие в слушаниях (получить полную информацию, высказывать мнение по повестке дня, задавать вопросы).

Необходимо отметить, что сама Заявитель гражданка Милютина Ю.И., не участвовала в состоявшихся публичных слушаниях, не лично не через своего представителя. Какой-либо документ в поддержку своего Заявления на публичных слушаниях 19.08.2021 не представляла.

Протокол публичных слушаний от 19.08.2021 оформлен с нарушениями: п. 17 пп.3 ст. 5.1 ГрК РФ - дата опубликования сообщения о публичных слушаниях - в Протоколе № 24 от 19.08.2021 не представлена; п. 17 пп. 4 ст. 5.1 ГрК РФ -информация о сроке, в течение, которого принимались предложения публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания - в Протоколе №24 от 19.08.2021 отсутствует; п 17 пп. 5 ст.5.1 ГрК РФ - все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний в Протоколе №24 от 19.08.2021 не разделены и не представлены; п. 19 ст.5.1 ГрК РФ - к протоколу публичных слушаний должен прилагаться перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; - к Протоколу №24 от 19.08.2021г. не прилагается.

В нарушение требований п. 23 ст.5.1 ГрК РФ заключение Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.08.2021 опубликовано на официальном сайте Администрации сельского поселения Усть-Заостровка только 02.09.2021, после получения письменного замечания зарегистрированным в установленном порядке 01.09.2021 от участников состоявшихся слушаний.

При таких нарушениях процедуры проведения публичных слушаний, все предложения и замечания участников публичных слушаний, невозможно разделить на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

Опубликование Заключения от 26.08.2021 лишь 02.09.2021, т.е. через 7(Семь) дней после вынесения Постановления от 26.08.2021, лишило участников слушаний состоявшихся 19.08.202, возможности заявить самостоятельные требования о признании результатов публичных слушаний не действительными до момента издания по их результатам акта органа власти.

В нарушение требований п.22 пп. 4 ст.5.1 ГрК РФ, в Заключении от 26.08.2021 содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний не разделено на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся публичные слушания, и предложения и замечания иных участников публичных слушаний.

В нарушение требований п. 22 пп. 5 ст. 5.1 ГрК РФ в итоговом документе по результатам проведенных публичных слушаний (заключение) отсутствует перечень замечаний и предложений, поступивших от граждан участников публичных слушаний постоянно проживающих, распределение их по количеству «за и против», а также оснований для их отклонения.

В нарушение требований п. 22 пп. 5 ст. 5.1 ГрК РФ - в Заключении от 26.08.2021 не приведены аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний.

В нарушение п. 8.ст.39 ГрК РФ не указаны причины на основании, которых в Заключении о результатах публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером «Общественное питание», комиссия рекомендовала о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования Главе с.п.Усть-Заостровка.

Вынесение Комиссией данного вопроса на обсуждение в Совет депутатов Усть- Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, по итогам, которого 26.08.2021, депутаты Совета единогласно рекомендовали Комиссии и Главе Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принять решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» на земельном участке с кадастровым номером , не основано на нормах закона, не предусмотрено ст.5.1, ст.39 ГрК РФ.

На обозрение такой документ, якобы исходящий от Совета депутатов и рекомендующий принять решение о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» на земельном участке с кадастровым номером , участникам слушаний не представлялся. До сведения участников слушаний не доводился. Кроме того правового значения при проведении публичных слушаний не имеет.

Не основанные на законе предложения депутатов Совета тем более, которые не участвовали в Публичных слушаниях 19.08.2021, не могут являться аргументированными рекомендациями, причинами или существенными обстоятельствами, как для Комиссии давшей такое Заключение, так и для Главы администрации Гречко А.В. подписавшего постановление от 26.08.2021 о разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» на земельном участке с кадастровым номером .

Фактически Комиссия приняла рекомендации депутатских (количество принявших депутатов неизвестно), а не публичных слушаний состоявшихся 19.08.2021.

Такие нарушения процедуры публичных слушаний являются существенными и нарушающими права административных истцов, поскольку фактически мнение населения и смежных землепользователей, как того требуют нормы федерального законодательства, не учитывались, а принято во внимание лишь мнение представительного органа местного самоуправления.

В нарушении ст. 12 Устава Усть-Заостровского сельского поселения ОМР Омской области в постановлении № 277 от 26.08.2021 О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, расположенного в границах населенного пункта, в зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1) и постановлении №283 от 01.09.2021 «О внесении изменений» отсутствует мотивированное обоснование принятого решения.

Анализ рекомендаций Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского СП ОМР Омской области о необходимости принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , свидетельствует о том, что такие рекомендации основаны только на том, что депутаты Совета рекомендовали Комиссии и Главе Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области рекомендовали принять решение по выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» на земельном участке с кадастровым номером .

Вместе с тем, рекомендации Комиссии не содержат оценки возражений участников публичных слушаний на предмет их обоснованности. Названные рекомендации комиссии с очевидностью свидетельствуют о том, что сам по себе поставленный в заявлении Милютиной Ю.И. вопрос о возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка под «Общественное питание» не рассматривался комиссией по существу. Требования градостроительных, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил применительно к земельному участку истца, земельным участкам соседей, расположению на этих земельных участках объектов капитального строительства и хозяйственных построек Заявителем представлены не были, поэтому не оценивались и не анализировались комиссией.

При этом, в соответствии с ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки должны также как и окончательное решение органа местного самоуправления содержать причины принятого комиссией решения.

Вместе с тем, Комиссия была прекрасно осведомлена о том, что заявитель для того, чтобы узаконить ведение нелегально ведущегося в настоящее время ресторанного, гостиничного, банного и другого бизнеса на земельном участке с кадастровым номером , впоследствии размежеванного на несколько участков (в т.ч. с кадастровым номером ) уже неоднократно обращался с заявлением для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, а ему в этом по аргументированным причинам отказывали.

Незаконная коммерческая деятельность на земельном участке , ведущаяся более 1,5 лет, уже создала негативные последствия для жителей данной территориальной зоны Ж1 с.п.Усть-Заостровка:

В пойме реки Иртыш (в водоохраной зоне) проведены земляные работы - на земельном участке снят верхний плодородный слой и перемещён в прибрежную защитную полосу у р. Иртыш.

Оказание ресторанных, гостиничных, банных и других незаконных услуг, привело к скоплению большого количества посторонних людей и автомобилей вблизи домов, люди, употребившие алкоголь бесконтрольно гуляют и ездят круглосуточно по улицам поселка, отпускать детей на улицы в таких условиях очень опасно. Празднующие отдыхающие после посещения ресторана в нетрезвом состоянии неоднократно устраивали в ночное время канонаду выстрелов из ракет, хохотали, громко кричали, громко включали музыку, чем нарушали правила поведения и покой проживающих рядом соседей и закон «О тишине», жители с жалобами по таким правонарушениям неоднократно звонили в дежурную часть по телефону №102, участковые приезжали, брали объяснение. Постоянное использование мангала для приготовления мяса для гостей, работа кухни до 24 часов. Дым и вредные канцерогенные вещества, от кухни и мангала попадают в открытые окна жилых домов, смежных с данным участком. С появлением среди жилого массива участка, на котором предоставляются гостинично-развлекательные услуги, жизнь сельского посёлка, которая предполагала тишину и покой, вдали от оживленного города, перестала соответствовать положенному предназначению. Испортилась экология, нарушен быт и покой всех жителей, проживающих в данной территориальной зоне.

Кроме того, в данном районе недостаточно коммуникаций для достаточного водоснабжения уже законно построенных жилых домов, так Милютин С.Г. еще незаконно подключил построенные без разрешения на строительство гостиницы, бани и ресторан. Данные объекты не сданы в эксплуатацию и не имеют разрешительной документации, незаконно эксплуатируются, что угрожает безопасности, жизни и здоровью людей, т.к. никем не контролируются, в т.ч. ни пожарными инспекторами МЧС, ни Роспотребнадзором. Отсутствует централизованная канализация, сброс фекальных и бытовых отходов в больших количествах из незаконно построенных сооружений гостиницы, бань и ресторана производится в выгребную яму, засоряя почву, отправляя её токсичными отходами жизнедеятельности и попадая в русло реки Иртыш, чем наносится непоправимый и невосполнимый урон экологии данной зоны и водным ресурсам. Доступ жителей поселка к прибрежной полосе р. Иртыш, несмотря на установленный публичный сервитут на земельном участке с кадастровым номером , незаконно перекрыт металлическими воротами и установленным шлагбаумом, и контролируется охраной службы безопасности собственника ООО «Иртыш Ривьера» Милютина С.Г., которая определяет пропускной режим, что является нарушением конституционных прав граждан на свободный доступ к водным ресурсам.

Вся вышеприведенная информация была изложена, в письменных возражениях, подписанных сорока тремя собственниками земельных участков, расположенных по соседству с собственником ООО «Иртыш Ривьера», а также озвучена в своих выступления на публичных слушаниях 19.08.2021 года, и имеется в Протоколе №24 от 19.08.2021 года.

В своих как письменных представленных возражениях на проект «Общественное питание» подписавшиеся 43 жителя, так и на публичных слушаниях в своих выступлениях, зафиксированных в протоколе №24 от 19.08.2021 довели до комиссии аргументированное обоснование в виде следующих выводов о том, что: У Заявителя отсутствует возможность обеспечить соблюдение требований технических регламентов (нормативов и стандартов) и иных обязательных требований, установленных в целях охраны окружающей природной и культурно-исторической среды, здоровья, безопасности проживания и жизнедеятельности людей, нормативов градостроительного проектирования; У Заявителя отсутствует возможность обеспечить соблюдение прав и интересов правообладателей земельных участков, как имеющих общие границы с земельным участком, так и не имеющих общих границ применительно к которому запрашивается разрешение, иных физических и юридических лиц в результате применения указанного в заявлении вида разрешенного использования земельного участка «Общественное питание».

Однако возражения на публичных слушаниях не были приняты во внимание Администрацией Усть-Заостровского сельского поселения.

Считают, что процедура предоставления разрешения на публичных слушаниях 19.08.2021 осуществлена с существенными нарушениями процедуры проведения публичных слушаний установленным нормативными правовыми актами ст.5.1, ст.39 ГрК РФ, постановление №277 от 26.08.2021 и изменения к нему постановление №283 от 01.09.2021 вынесено на основании не полного изучения представленных материалов публичных слушаний в их совокупности, не дана оценка всех заслуживающих внимание обстоятельств с целью решения вопроса о целесообразности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером «Общественное питание», оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителей.

Просят признать незаконными постановление №277 от 26 августа 2021 года Главы сельского поселения Усть-Заостровка, Омского района Омской области Гречко А.В. О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, расположенного в границах населенного пункта, в зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1), опубликовано 28августа 2021 года на официальном сайте Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в сети «Интернет».

Признать незаконным постановление №283 от 01 сентября 2021 года Главы сельского поселения Усть-Заостровка, Омского района. Омской области Гречко А.В. О внесении изменений в постановление Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.08.2021 № 277 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание»», в п.1 вместо слов «кадастровым номером », читать слова «кадастровым номером ».

В судебном заседании истец Марковиченко В.В. и его представитель Макушина М.И., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске и дополнениях. Указали, что Организатором публичных слушаний не соблюден порядок проведения мероприятия, предусмотренный законом: не осуществлена своевременная публикация о предстоящих слушаниях; у заявителя не был запрошен необходимый пакет документов, технические условия, и как следствие не проверена реальная возможность правомерности выдачи УРВИ «Общественное питание» с последующем строительством объекта общепита, вместимостью до 50 -ти человек в зоне жилой застройки; не опубликован проект решения; не учтены предписания природоохранных органов, Роспотребнадзора; не обеспечено надлежащее участие и идентификация участников слушаний; не учтено мнение жителей.?

Считают, что нарушение процедуры проведения публичных слушаний является самостоятельным основанием для признания незаконными постановления №277 от 26августа 2021 года и постановление №283 от 01 сентября 202 года и № 283. Согласно материалам прокурорской проверки, представленным в настоящее дело, публичные слушания по вопросу изменения УРВИ земельного участка на «Общественное питание» состоялись по заявлению Милютина С.Г., действующего по доверенности от Милютиной Ю.И. Однако материалы дела не содержат надлежащим образом удостоверенной доверенности, подтверждающей полномочия Милютина С.Г. Администрация фактически провела слушания по заявлению неуполномоченного лица, не проверив действительное волеизъявление собственника, чем также грубо нарушен порядок проведения публичных слушаний, утвержденный регламентом самой же Администрации Усть-Заостровского сельского поселения.

Не основано на нормах закона решение Администрации об отнесении вопроса, подлежащего обсуждению на публичных слушаниях, к компетенции Совета депутатов, решение которого было положено в основу принятия положительного решения по результатам проведения публичных слушаний, вопреки мнению большинства возражающих жителей сельского поселения.

Сибирским Межрегиональным Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования после предварительной проверки, в ответе №ОГ-1107\8036 от 15.06.2021 отмечается, что при проведении работ по благоустройству на земельном участке с кадастровым номером усматриваются признаки нарушений требований ст.65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г №74-ФЗ. В отношении правообладателя земельного участка возбуждено дело об административном правонарушении, проводится административное расследование.

Специалистами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в результате проведенного обследования № 11-13666-исх\21 от 15.06.2021 земельных участков с кадастровыми номерами №, , , , расположенных по адресу с.п. Усть-Заостровка, выявлены признаки их нецелевого использования, таким образом в действиях лиц использующих эти земельные участки, содержатся признаки нарушения земельного законодательства, предусмотренного ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Экспертиза проектной документации на Проектируемый объект «Объект общественное питание-банкетный зал вместимостью до 50 человек», земельный участок с кадастровым номером по адресу <адрес> не проводилась. Положительное заключение экспертизы не получалось и отсутствует.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны на рассматриваемый объект капитального строительства «Объект общественное питание- банкетный зал вместимостью до 50 человек» устанавливается от границы производственной площадки, а именно требуется установление санитарно - защитной зоны, при этом такая нормативная санитарно-защитная зона устанавливается указанным СанПиН не в пределах границ земельного участка, а выходит за границы такого земельного участка.

Проектируемый объект «Объект общественное питание-банкетный зал вместимостью до 50 человек» находится в непосредственной близости от жилой застройки, земельный участок с кадастровым номером по адресу <адрес>, расположен в территориальной зоне Ж-1, согласно проектной документации санитарно-защитная зона попадает как на жилые объекты, так и объекты иного назначения, что не обеспечивает установление предусмотренной законом санитарно-защитной зоны в границах участка, на котором планируется его строительство.

Заключения на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды на проектируемый объект «Объект общественное питание-банкетный зал вместимостью до 50 человек», земельный участок с кадастровым номером по адресу <адрес>, не получались и, соответственно, к слушаниям не представлялись.

Административные истцы Стрельцов В.А., Скрипников И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, указав, что с появлением среди жилого массива гостинично-развлекательного комплекса «Иртыш-Ривьера» привело к скоплению большого количества посторонних людей и машин вблизи их домов, что нарушает покой жителей села. Также считают, что подключение планируемого на земельном участке с кадастровым номером объекта питания,, к общим коммуникациям, снизит обеспечение водоснабжением и электричеством.

Административные истцы Макарова А.А., Федорова О.Л., Журов А.И., Вартанян Г.Р. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, в ходе судебного разбирательства требования поддержали.

Представитель административного ответчика Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Авдеева Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что обжалуемые постановления вынесены в соответствии с действующим законодательством.

Административный ответчик Глава Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Гречко А.В. в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще.

Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица Милютина Ю.И. и Милютин С.Г. в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще.

Представитель заинтересованного лица Милютина С.Г. – Крохолев А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям изложенными в письменных возражениях. Указал, что административными истцами не представлено доказательств, что обжалуемое постановление не соответствует закону или иному нормативному акту и она нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы истцов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо ст. ст. 226 и 227 данного Кодекса).

Пункт 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков.В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 ГрК РФ).

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По заявлению физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее также - Комиссия) на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (части 1 и 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Таким образом, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято только органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

Предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что Скрипников И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> и земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес> и расположенного на нем жилого дома, в котором постоянно проживает (л.д. 21, 25 том2).

Стрельцов В.А. является супругом Федоровой О.Л., брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26 том2).

Федорова О.Л. с 12.09.2014 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу Омская <адрес> и расположенного на нем жилого дома, в котором Стрельцов В.А. и Федорова О.Л. постоянно проживают (л.д. 27, 109-114 том2).

Журов А.И. является гражданским супругом Макаровой А.А.. Из пояснений Макаровой А.А. они вместе проживают в с. Усть-Заостровка на протяжении последних лет.

Макарова А.А. является законным представителем своих несовершеннолетних детей: М.М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и М.Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> и расположенного на нем жилого дома, в котором постоянно проживает. Сведения о правах собственности на жилой дом отсутствуют (л.д. 105-108 том2).

Вартанян Г.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером и жилого дома расположенного на нем, по адресу <адрес> (л.д. 98-104, 23 том2). Из пояснений Вартанян Г.Р. следует, что жилой дом по указанному адресу он использует для проживания в летнее время, в остальное время года он проживает в г. Омске.

Собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес> и жилого дома с кадастровым номером расположенного на указанном земельном участке является М.В.А,.

Определением Арбитражного суда Омской области от 18.03.2020, вступившего в законную силу, установлено, что Марковиченко В.В. постоянно проживает по адресу <адрес> Данный дом оборудован двумя отдельными входами (л.д. 116-122 том2).

Таким образом, судом установлено, что административные истцы являются либо собственниками недвижимого имущества, расположенного в границах Усть-Заостровского сельского поселения, либо постоянно проживают на его территории.

Согласно части 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 названного кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.

Таким образом, вопреки доводам представителя заинтересованного лица Милютина С.Г.- Крохолева А.Н., административные истцы относятся к категории граждан, обладающих правом участия в публичных слушаниях по вопросам выработки градостроительных решений Усть-Заостровского сельского поселения.

Установлено, что Милютина Ю.И, является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> (л.д. 124 том2).

На основании договора аренды земельного участка от 09.11.2020, арендатором земельного участка кадастровым номером является Милютин С.Г. (л.д. 139-150 том1)

20 июля 2021 года Милютина Ю.И. обратилась к Главе Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание (код 4.6)» в отношении земельного участка с кадастровым номером в порядке, установленном частью 11 статьи 8 Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (л.д. 123).

26 августа 2021 года Главой сельского поселения Усть-Заостровка, Омского района, Омской области Гречко А.В. вынесено постановление № 277 О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> расположенного в границах населенного пункта, в зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1). Текст названного Постановления опубликован 28 августа 2021 года на официальном сайте Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в сети «Интернет».

01 сентября 2021 года Главой сельского поселения Усть-Заостровка, Омского района, Омской области Гречко А.В. вынесено и опубликовано Постановление № 283 О внесении изменений в постановление Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.08.2021 № 277 О внесении изменений в постановление Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 26.08.2021 № 277 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание»», в п.1 вместо слов «кадастровым номером », читать слова «кадастровым номером ».

Оспаривая указанные постановления, административные истцы указывают на нарушение проведения процедуры публичных слушаний, на основании которых были приняты оспариваемые постановления.

Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.

Одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.

Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Анализ норм статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

В статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указаны требования к содержанию оповещения, а также к форме и порядку его размещения, а именно, оповещение о начале общественных обсуждений должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: 1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; 2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 данной статьи, иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 7, 8).

В части 24 этой же статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, форма оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В рассматриваемом случае, порядок проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка регулируется также Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», утвержденным Постановлением Главы Усть-Заостровского сельского поселения от 25.04.2012 № 55.

В главе 8 разделе 3 регламентирован порядок предоставления муниципальной услуги, который включает прием и регистрацию поступившего заявления, направления сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления муниципальной услуги правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение; Проведение публичных слушаний; Подготовка протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний о предоставлении или об отказе в предоставлении муниципальной услуги; Направление заключения комиссии Главе Усть-Заостровского сельского поселения для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении муниципальной услуги; Принятие решения о выдаче или об отказе в предоставлении муниципальной услуги (л.д. 59-72 том2).

Согласно главе 3 административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:

-Отсутствие в письменном обращении фамилии гражданина, направившего обращение, в том числе в электронном виде, и адреса, по которому должен быть направлен ответ;

-Невозможность прочтения текста письменного обращения;

-Непредставление документов, указанных в п. 8 настоящего Регламента.

Перечень оснований для отказа в оказании муниципальной услуги:

-Отсутствует испрашиваемый условно разрешенный вид использования в правилах землепользования и застройки для территориальной зоны, в пределах которой находится земельный участок или объект капитального строительства, относительно которых испрашивается разрешение;

-Земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых испрашивается разрешение, находятся в границах территории, на которую не распространяется градостроительный регламент;

-Земельный участок, в отношении которого испрашивается разрешение, не соответствует определению, содержащемуся в статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации;

-Предоставление разрешения влечет за собой нарушения земельного, градостроительного законодательства, правил и норм в области градостроительства и земельных отношений;

-Письменный отказ Заявителя или его представителя от получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, поданный до здания постановления Администрации о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения.

Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является заключение Комиссии об отказе в предоставлении разрешения на словно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.

2 августа 2021 года состоялось заседания Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на котором принято решение по заявлению Милютиной Ю.И. провести публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером вида разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства», на вид разрешенного использование «Общественное питание» (л.д. 129 том2).

10 августа 2021 года Глава Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области А.В. Гречко вынесено постановление № 242 о проведении 19 августа 2021 года в 11-00 часов публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного на землях населенного пункта, в территориальной зоне жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1). Место проведения публичных слушаний определено по адресу: <адрес> Место ознакомления с проектом решения и проведение экспозиции определено по адресу: <адрес> в рабочие дни с 8-30 ч. до 12-30 ч. и на сайте Администрации Усть-Заостровского сельского поселения. Предложения и замечания принимаются до 17.08.2021 (л.д. 130 том2).

Данное постановление опубликовано на сайте Администрации Усть-Заостровского сельского поселения <данные изъяты> и в газете «Омский муниципальный вестник № 26 от 11 августа 2021 года (л.д. 132-133 том2).

Кроме того, сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером от 10 августа 2021 года были размещены на информационных стендах в здании Администрации Усть-Заостровского сельского поселения, что подтверждается показаниями свидетелем Королевой Н.А. главного специалиста Администрации Усть-Заостровского сельского поселения и не оспаривается стороной истцов.

Вместе с тем, прокуратурой Омской области проведена проверка по обращению А.Н.Н, о нарушении земельного законодательства, в результате которой установлены нарушения Администрацией Усть-Заостровского сельского поселения при проведении публичных слушаний по вопросу выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером «Общественное питание», заключающиеся в неопубликовании в нарушение требований ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации на сайте органа местного самоуправления проекта решения о предоставлении данного разрешения (л.д. 32-36 том1).

Сам по себе факт неопубликования на сайте органа местного самоуправления проекта решения о выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 55:20:233001:1331 «Общественное питание», не свидетельствует о незаконности оспариваемых постановлений Администрации Усть-Заостровского сельского поселения и нарушении прав административных истцов.

Как установлено судом, административные истцы Скрипников И.А., Макарова А.А., Журов А.И., Стрельцов В.А., Марковиченко В.В., воспользовались своим правом подачи возражений по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , подав 19.08.2021 письменные возражения (л.д. 23-30 том1).

19 августа 2021 года в 11-00 часов состоялись публичные слушания по вопросу выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером «Общественное питание», на котором присутствовал представитель Милютиной Ю.И. – Милютин С.Г.. В материалах настоящего дела имеется доверенность на л.д. 95 том1, следовательно доводы административных истцов о том, что Администрация фактически провела слушания по заявлению неуполномоченного лица, не проверив действительное волеизъявление собственника, чем также грубо нарушен порядок проведения публичных слушаний, являются несостоятельным.

При этом, как из пояснений истцов, которые указали, что на публичных слушаниях Милютин С.Г. демонстрировал экспозиции проекта, которые они считают ненадлежащей и не полной.

Согласно протоколу публичных слушаний по вопросу разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером «Общественное питание» от 19 августа 2021 года, в публичных обсуждениях участвовали Стрельцов В.А., Марковиченко В.В., Скрипников И.А. и совместно с другими лицами высказали свое мнение относительно рассматриваемого вопроса (л.д. 137-144 том2).

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Согласно ч. 4 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, в том числе правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.

Таким образом, требования об обязательном участии в публичных слушаниях в силу положения части3 статьи 39 ГрК РФ касается не любых правообладателей соседних земельных участков, а лишь правообладателей тех земельных участков и объектов капитального строительства, которые будут подвержены риску такого негативного воздействия.

Вместе с тем, судом установлено, что земельные участки, принадлежащие административным истцам, не являются смежными по отношению к земельному участку с кадастровым номером .

Наличие риска конкретного негативного воздействия в отношении принадлежащих административным истцам земельных участков и объектов капитального строительства, обуславливающего необходимость личного участия истцов в публичных слушаниях судом не установлено.

Фактически, все доводы административных истцов сводятся к несогласию размещения уже существующего на территории жилой зоны села Усть-Заостровка гостиничного комплекса «Иртыш-Ривьера».

Доводы истцов о том, организатором публичных слушаний не проводилась идентификацию участников слушаний как это предусмотрено частью 12 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку в материалы дела представлен список граждан присутствующих на публичных слушаниях 19.08.2021 (л.д. 145-146 том2).

26 августа 2021 года Комиссия по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения вынесла заключение по итогам проведения публичных слушаний, с учетом возражений и рекомендаций и рекомендовала Главе Усть-Заостровского сельского поселения выдать разрешение на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» на земельный участок с кадастровым номером . Данное заключение опубликовано в газете «Омский муниципальный вестник» № 28 (430) от 26 августа 2021 года (л.д. 147, 149 том2).

Из заключения следует, что в публичных слушаниях приняли участие 24 человека, кроме того жители Усть-Заостровского сельского поселения выразили мнение в письменной форме, как в поддержку заявителя о выдаче разрешение на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» на земельный участок с кадастровым номером , так и в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения направлены возражения. Предложения и замечания, высказываемые участниками на публичных слушаниях, подробно зафиксированы в протоколе публичных слушаний.

Комиссия вынесла данный вопрос на обсуждение в Совет депутатов Усть-Заостровского сельского поселения. По итогам заседания от 26.08.2021, депутаты совета единогласно рекомендовали Комиссии и Главе Усть-Заостровского сельского поселения принять решения о выдаче разрешение на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» на земельный участок с кадастровым номером .

Вместе с тем, вопреки доводам истцов, мнение Совет депутатов Усть-Заостровского сельского поселения не являлось решающим при вынесении оспариваемого постановления.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском административные истцы, в числе прочего, указывали на несоблюдение санитарных норм при размещении объекта недвижимости.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из этого принципа, в части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.

Между тем, в материалах административного дела отсутствуют доказательства, существования на земельном участке с кадастровым номером 55:20:233001:1331 объекта недвижимости.

В рамках проведенной прокуратурой Омской области проверки выявлен не завершенный строительством объект капитального строительства, на строительство которого отсутствует разрешение, при этом нарушений санитарных норм, не выявлено. Нарушений режима водоохраной зоны р. Иртыш также не установлено.

В результате визуального обследования территории и объектов, расположенных по адресу: <адрес>, проведенного прокуратурой района с привлечением специалистов Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора 28.10.2021, установлено, что хозяйственно-бытовые и другие стоки поступают в 4 емкости (септики). При наполнении септиков стоки выкачиваются ассенизаторскими машинами и вывозятся с территории.

В рамках визуального обследования с участием специалистов Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора факты загрязнения хозяйственно-бытовыми стоками почвенного покрова, а также водного объекта реки Иртыш не установлены.

Таким образом, доводы истцов о проведении работ по благоустройству на земельном участке с кадастровым номером , который находится в водоохраной зоне, производилось с нарушением ст. 65 Водного кодекса РФ, санитарно-эпидемиологического законодательства не соответствуют установленным обстоятельствам.

Земельный участок с кадастровым номером , до принятия постановления о выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования «Общественное питание» имел вид разрешенного использования -для ведения личного подсобного хозяйства и расположен в территориальной зоне Ж-1 Зона индивидуальной жилой застройки и ведении личного подсобного хозяйства.

Решением Совета Омского муниципального района Омской области № 23 от 17.06.2021 внесены в Правила землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденные решением Совета Омского муниципального района Омской области от 06.12.2017 № 39 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» изменения, согласно которым Условно-разрешенные виды использования зоны жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства (Ж1) дополнена условно разрешенным видом «Общественное питание» (л.д. 228-230 том1).

Положениям части 3 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, допускается размещение в жилых зонах также территорий, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства: отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В силу части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования (часть 1 статьи 34 ГрК РФ).

Частью 2 статьи 85 ЗК РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право землепользователя необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков.

Однако по смыслу части 1 статьи 30 ГрК РФ эти правила призваны обеспечивать не только права и законные интересы землепользователей, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.

Задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием Главой Усть-Заостровского сельского поселения А.В. Гречко, при принятии оспариваемых постановлений о выдаче на условно разрешенный вид использования земельного участка была соблюдена процедура принятия такого постановления - были проведены предусмотренные градостроительным законодательством общественные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, то есть до заинтересованных лиц доведена информация, предусмотренная статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информация об объекте, подлежащем строительству на земельном участке с кадастровым номером , была предметом общественных слушаний, в которых принимали участие и истцы.

Наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не является обязательным, но учитывается при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.

Оспариваемое постановление вынесено Главой Усть-Заостровского сельского поселения в пределах своих полномочий, в соответствии о ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Усть-Заостровского сельского поселения, Правилами землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения, по результатам публичных слушаний и рекомендаций Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения, с учетом отрицательного мнения участников публичных слушаний и возражений.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемых постановлений требованиям законности, нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов оспариваемыми постановлениями судом не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Марковиченко В.В., Стрельцова В.А., Скрипникова И.А., Макаровой А.А., Федоровой О.Л., Журова А.И., Вартанян Г.Р. к Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Главе Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Гречко А.В. о признании незаконными постановления № 277 от 26 августа 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «Общественное питание» в отношении земельного участка с кадастровым номером и постановления № 283 от 1 сентября 2021 года «О внесение изменений в постановление № 277 от 26 августа 2021 года» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Степанова

Мотивированный текст решения изготовлен 9 марта 2021 года