Дело № 2а-165/2022
УИД 22RS0027-01-2021-000176-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года с. Краснощёково
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.Г.,
при секретаре судебного заседания Тарасовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Драгуна ФИО14 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору Межмуниципального Рубцовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО1, государственному регистратору Межмуниципального Михайловского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО2 о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать право собственности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с указанным административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору Межмуниципального Рубцовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО1, в котором просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 28.01.2022 №КУВД-001/2021-29920057/8 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир . Участок находится примерно в 8,5 км от ориентира на направлению на запад. Почтовый адрес ориентира:(р/у №). Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в течение 15 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу зарегистрировать за ним право собственности на указанный земельный участок.
В обоснование иска ссылается, что 05.11.2020 между ФИО4, действующей через представителя ФИО5 на основании доверенности от 06.10.2020, удостоверенной нотариусом Крымского нотариального округа П.А.О., и ФИО3 заключен договор купли-продажи земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2379500 кв.м., расположенного по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир . Участок находится примерно в 8,5 км от ориентира на направлению на запад. Почтовый адрес ориентира:(р/у №), кадастровый №.
Согласно пунктам 2.3, 3.2, 3.4, 3.5 Договора купли-продажи земельного участка от 05.11.2020, по соглашению сторон расчет между ними произведен до подписания договора, стороны друг к другу претензий в части расчетов не имеют. По соглашению сторон настоящий договор имеет силу акта приема-передачи, с момента подписания настоящего договора обязанность продавца по передаче объекта недвижимости покупателю будет исполненной, с этого же момента к покупателю переходит риск случайной гибели или случайного повреждения отчуждаемого имущества. Переход права собственности на объект недвижимости от продавца к покупателю подлежит государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю. Покупатель приобретает право собственности на объект недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности.
До 14.10.2021 государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок приостанавливалась по основаниям, которые к 27.10.2021 были устранены. В соответствии с уведомлением от 27.10.2021, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю было принято решение о приостановлении с 27.10.2021 до 27.01.2022 действий по государственной регистрации прав на спорный земельный участок, документы на регистрацию перехода права собственности на который были предоставлены 14.10.2021, в связи с тем, что при проведении правовой экспертизы документов было установлено, что имеется информация о наличии распоряжения об отмене доверенности, выданной ФИО4 на ФИО5, и предложено представить документ, подтверждающий полномочия ФИО5 действовать от имени ФИО4
Заинтересованным лицом было принято решение об отказе в государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное уведомлением №КУВД-001/2021-29920057/8.
Сторонами договора купли-продажи земельного участка от 05.11.2020 были предоставлены все необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности документы, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, в связи с чем у заинтересованного лица отсутствовали предусмотренные законодательством РФ основания для принятия 27.10.2021 решения о приостановлении до 27.01.2022 государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:21:010005:1003, поскольку административный ответчик уклоняется от исполнения возложенных на него в установленном законом порядке обязанностей по регистрации перехода права собственности на земельный участок.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве административного ответчика привлечен государственный регистратор Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО2, в качестве заинтересованного лица ФИО5
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Ранее в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, административный ответчик - государственный регистратор Межмуниципального Михайловского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В представленных возражениях от 22.04.2022 и 16.05.2022 указали, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю представлен договор купли-продажи земельного участка от 05.11.2020, по условиям которого ФИО4 в лице представителя ФИО5, действующего на основании доверенности от 06.10.2020, удостоверенной 06.10.2020 ФИО6, временно исполняющей обязанности нотариуса Крымского нотариального округа, продала ФИО3 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу:(р/у №), участок находится примерно в 8,5 км. по направлению на запад от ориентира, наименование ориентира: . При проведении правовой экспертизы было установлено, что в ЕГРН содержаться актуальные сведения о зарегистрированном праве собственности С.А.Е. на указанный земельный участок. Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 06.04.2021 по делу №2-3/2021 право собственности С.А.Е. на указанный земельный участок прекращено и признано право собственности ФИО4 При этом право ФИО4 на данный объект недвижимости не зарегистрировано. При проведении правовой экспертизы также установлено, что ФИО5 от имени правообладателя ФИО4 представлено заявление от 14.10.2021 за №КУВД-001/2021-43141072 о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. Однако, осуществление государственной регистрации права приостановлено 27.10.2021 по инициативе государственного регистратора на основании п.8,9 ч.1 ст. 26 Закона в связи с тем, что по информации Федеральной нотариальной палаты, содержащейся в сервисе «Реестр отмененных доверенностей», имеется информация о наличии распоряжения об отмене вышеуказанной доверенности. В целях получения информации от нотариуса, удостоверившего данную доверенность, был сделан запрос о предоставлении сведений о документе об отмене доверенности. По информации Федеральной нотариальной палаты, содержащейся в сервисе «Реестр отмененных доверенностей», имеется информация о наличии распоряжения об отмене вышеуказанной доверенности 29.07.2021. Действительная доверенность на право распоряжения указанным земельным участком от имени ФИО4 не представлена. В связи с этим, у государственного регистратора имелись все основания для приостановления государственной регистрации права в соответствии с пунктами 1,3,5 ч.1 ст. 26 Закона. В целях устранения причин приостановления заявителю рекомендовано устранить условия, препятствующие государственной регистрации права ФИО4 на вышеуказанный земельный участок. Для этого необходимо было представить документ, подтверждающий полномочия ФИО5 (либо иного представителя) действовать от имени заявителя, либо представить заявление о государственной регистрации права собственности и о переходе права собственности лично от ФИО4 В последующем право собственности ФИО4 было зарегистрировано на основании заявления П.М.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Заявлений о переходе права на земельный участок по договору купли-продажи от 05.11.2020 от ФИО4 или от П.М.А. не поступало. Осуществление действий по государственной регистрации прав было приостановлено до 28 января 2022 года. Считает, что при вынесении решения государственный регистратор не нарушил норм права. На момент проведения правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что доверенность, по которой совершена сделка, отменена доверителем. Полагают, что заявителем выбран неверный способ защиты права. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Административный ответчик - государственный регистратор Межмуниципального Рубцовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщала.
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщали.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив доводы административного иска, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, в том числе органа местного самоуправления, если лицо полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно положениям п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются положениями этого федерального закона.
Правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 218-ФЗ, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
Пункт 5 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 4 данной статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся среди прочего проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (часть 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (пункт 1 статьи 551 того же Кодекса).
Судом установлено, что ФИО4 до 31.10.2020 являлась собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2 379 500 кв.м., расположенного по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир . Участок находится примерно в 8,5 км от ориентира на направлению на запад. Почтовый адрес ориентира:(р/у №), кадастровый №. Право собственности ФИО4 на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 оформила доверенность на ФИО15. с правом, в том числе продавать, обменивать, закладывать, подарить, вносить в уставной капитал юридического лица, передавать в доверительное управление любому лицу и владеть, пользоваться и распоряжаться долей в праве собственности на указанный земельный участок и вышеуказанными земельными участками иным способом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 оформила доверенность на ФИО5 с правом, в том числе продавать, обменивать, закладывать, подарить, вносить в уставной капитал юридического лица, передавать в доверительное управление любому лицу и владеть, пользоваться и распоряжаться долей в праве собственности на указанный земельный участок и вышеуказанными земельными участками иным способом.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, действующей через представителя ФИО5 на основании доверенности от 06.10.2020, удостоверенной П.А.О., временно исполняющей обязанности нотариуса П.А.О Крымского нотариального округа и ФИО3 заключен договор купли-продажи земельного участка (далее - Договор от 05.11.2020), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2379500 кв.м., расположенный по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир . Участок находится примерно в 8,5 км от ориентира на направлению на запад. Почтовый адрес ориентира:(р/у №), кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ для регистрации сделки купли-продажи обратились, ФИО3 (покупатель), а также представитель ФИО4 - ФИО7, предоставив вышеуказанный договор купли-продажи земельного участка. При сдаче документов в описях документов, принятых для оказания государственных услуг сделана отметка о том, что ФИО4 не является собственником земельного участка.
В связи с не предоставлением заявления о переходе прав от собственника земельного участка, другого договора купли-продажи, заключенного с собственником земельного участка, уведомлением об отказе в государственной регистрации прав от 17.02.2021 ФИО5, ФИО3 отказано в государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, документы на который представлены 05.11.2020.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29.04.2022, право собственности ФИО4 на спорный земельный участок прекращено ДД.ММ.ГГГГ на основании договора дарения земельного участка от 23.10.2020, зарегистрировано право собственности С.А.Е.
Решением Краснощёковского районного суда Алтайского края от 06.04.2021 по делу №2-3/2021, вступившим в законную силу 06.07.2021 исковые требования ФИО4 к П.М.А., С.А.Е. о признании сделки дарения ничтожной и применения последствий ничтожности сделки, удовлетворены. Признан ничтожным договор дарения земельного участка от 23.10.2020 категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2 379 500 кв.м., расположенный по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ёзовка. Участок находится примерно в 8,5 км от ориентира на направлению на запад. Почтовый адрес ориентира:(р/у №), кадастровый №, совершенного П.М.А., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Применены последствия ничтожности сделки дарения и истребован из чужого незаконного владения С.А.Е. земельный участок категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2 379 500 кв.м., расположенный по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир . Участок находится примерно в 8,5 км от ориентира на направлению на запад. Почтовый адрес ориентира:(р/у №), кадастровый №. Прекращено право собственности С.А.Е. на земельной участок категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2 379 500 кв.м., расположенный по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир . Участок находится примерно в 8,5 км от ориентира на направлению на запад. Почтовый адрес ориентира:(р/у №), кадастровый №. Признано право собственности ФИО4 на земельной участок категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 2 379 500 кв.м., расположенный по адресу(местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир . Участок находится примерно в 8,5 км от ориентира на направлению на запад. Почтовый адрес ориентира:(р/у №), кадастровый №.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 06 июля 2021 года решение Краснощековского районного суда от 06.04.2021 оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
21.07.2021 ФИО3, ФИО5, действующий на основании доверенности от 05.11.2020, от имени ФИО4, обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии поо государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок с кадастровым номером №, представив договор купли-продажи земельного участка от 05.11.2020, доверенность от 06.10.2020, уведомления об отказе от преимущественного прав покупки Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства сельского хозяйстваот ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении правовой экспертизы было установлено, что в ЕГРН содержатся актуальные сведения о зарегистрированном праве собственности С.А.Е. на спорный земельный участок. При этом на момент подачи документов не было зарегистрировано право ФИО4 на данный земельный участок.
Из уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 28.10.2021 № КУВД-001/2021-29920057/5 следует, что по результатам проведенной правовой экспертизы поступившего пакета документов государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации права на спорный земельный участок до 28.01.2022 на основании п.п. 1, 3, 5 ч.1 ст. 26 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то есть по причине того, что в ЕГРН отсутствуют актуальные сведения о ФИО4 как о собственнике земельного участка с кадастровым номером 22:21:010005:1003. При этом заявление о переходе права собственности в отношении указанного объекта недвижимости представлено от имени ФИО4, право которой не зарегистрировано. Кроме того, по информации Федеральной нотариальной палаты, содержащейся в сервисе «Реестр отмененных доверенностей», имеется информация о наличии распоряжения об отмене вышеуказанной доверенности ДД.ММ.ГГГГ. Действительная доверенность на право распоряжения указанным земельным участком от имени ФИО4 не представлена. Также указано, что в ЕГРН содержаться актуальные сведения о зарегистрированном праве собственности С.А.Е. Решением Краснощековского районного суда от 06.04.2021 право собственности С.А.Е. на указанный земельный участок прекращено и признано право собственности ФИО4 При этом право ФИО4 на данный объект недвижимости не зарегистрировано. Для устранения причин приостановления заявителю рекомендовано представить документ, подтверждающий полномочия ФИО5 действовать от имени заявителя, либо представить заявление о государственной регистрации права собственности и о переходе права собственности лично от ФИО4
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ №КУВД-001/2021-29920057/8, истцу отказано в государственной регистрации прав в связи с истечением 28 января 2022 года срока приостановления, указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права. В уведомлении указано, что 21.07.2021 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю представлен договор купли-продажи земельного участка от 05.11.2020, по условиям которого ФИО4 в лице представителя ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, продала ФИО3 земельный участок с кадастровым номером №. При проведении правовой экспертизы было установлено, что в ЕГРН содержаться актуальные сведения о зарегистрированном праве собственности С.А.Е. При этом право ФИО4 на данный объект недвижимости не зарегистрировано. Решением Краснощековского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ право собственности С.А.Е. на указанный земельный участок прекращено и признано право собственности ФИО4 При проведении правовой экспертизы также установлено, что ФИО5 от имени правообладателя ФИО4 представлено заявление от 14.10.2021 за №КУВД-001/2021-43141072 о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок. Однако осуществление государственной регистрации права приостановлено 27.10.2021 по инициативе государственного регистратора на основании п.8,9 ч.1 ст. 26 Закона в связи с тем, что по информации Федеральной нотариальной палаты, содержащейся в сервисе «Реестр отмененных доверенностей», имеется информация о наличии распоряжения об отмене вышеуказанной доверенности 29.07.2021. Действительная доверенность на право распоряжения указанным земельным участком от имени ФИО4 не представлена. На основании изложенного, осуществление действий по государственной регистрации прав было приостановлено по инициативе регистратора на три месяца до 28.01.2022. Для устранения причин приостановления заявителю рекомендовано представить документ, подтверждающий полномочия ФИО5 действовать от имени заявителя, либо представить заявление о государственной регистрации права собственности и о переходе права собственности лично от ФИО4 В период приостановления государственной регистрации прав 22.11.2021 осуществлена регистрация права ФИО4 на указанный земельный участок. При этом к данному обращению не поступали дополнительные документы, устраняющие причины приостановления.
Кроме того, 14.10.2021 представитель ФИО5, действующий на основании доверенности от 05.11.2020, обратился от имени ФИО4 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлениями о государственной регистрации права собственности ФИО4 на спорный земельный участок с кадастровым номером 22:21:010005:1003, представив доверенность от 06.10.2020, заявление о государственном кадастровом учете, определение Краснощековского районного суда от 22.07.2022, определение Алтайского краевого суда от 21.09.2021, а также о переходе права собственности от ФИО4 к ФИО3, представив доверенность от 06.10.2020, заявление о государственном кадастровом учете, решение Краснощековского районного суда от 06.04.2021, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.07.2021. В заявлениях регистратором была сделана отметка о том, что оригинал доверенности не представлен.
Из уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 27.10.2021 № КУВД-001/2021-43141072 следует, что по результатам проведенной правовой экспертизы поступившего пакета документов государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации права на спорный земельный участок до 27.01.2022 на основании п.п. 8,9 ч.1 ст. 26 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то есть по причине того, что по информации Федеральной нотариальной палаты, содержащейся в сервисе «Реестр отмененных доверенностей», имеется информация о наличии распоряжения об отмене вышеуказанной доверенности и предложено предоставить документ, подтверждающий полномочия представителя.
Согласно уведомления об отказе в государственной регистрации прав от 27.01.2022 №КУВД-001/2021-43141072, заявителю ФИО5 отказано в государственной регистрации в связи с истечением 27 января 2022 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 27.10.2021 и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права. В уведомлении указано, что из полученного ответа на запрос от 01.11.2021 следует, что доверенность от имени ФИО4, удостоверенная 06.10.2020 отменена распоряжением об отмене доверенности от 29.07.2021. Заявителем не представлен иной документ, подтверждающий полномочия заявителя действовать от имени правообладателя.
Кроме того, 15.11.2021 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю для государственной регистрации прав на основании доверенности от 29.07.2021, выданной ФИО4 на имя П.М.А., удостоверенной нотариусом Крымского нотариального округа ФИО8, обратился П.М.А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20.01.2022, право собственности С.А.Е. на спорный земельный участок прекращено 22.11.2021 на основании решения Краснощековского районного суда Алтайского края, зарегистрировано право собственности ФИО4
Как следует из информации, представленной по запросу суда нотариусом Крымского нотариального округа П.А.С.., доверенность от имени ФИО4 на имя ФИО5, удостоверенная 06.10.2020 бланк №, реестровый номер 23/167-н/23-2020-3-671 отменена распоряжением об отмене доверенности от 29 июля 2021 года бланк 23 АВ1425084, реестровый номер 23/167-н/23-2021-2-1035.
Административный истец ФИО3, обращаясь с настоящим иском, просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 28.01.2022 №КУВД-001/2021-29920057/8 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок. Решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о приостановлении и об отказе в государственной регистрации права от 27.10.2021 и 27.01.2022, принятые по результатам рассмотрения заявлений ФИО3 и ФИО5,, поданных 14.10.2021, на которые ссылается административный истец в иске, им не оспариваются, а поэтому не являются предметом рассмотрения настоящего дела.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности договора.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Одними из оснований приостановления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно пунктам 1, 3, 5 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» являются случаи, когда: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года № 278 (далее - Административный регламент), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки).
В соответствии с пунктом 223 Административного регламента в случае если правоустанавливающим документом является договор или односторонняя сделка, государственный регистратор прав при проверке его законности (в случае государственной регистрации как самой сделки, так и перехода, ограничения права, обременения объекта недвижимости на ее основании) в том числе устанавливает: 1) право- и дееспособность сторон; 2) наличие полномочий у представителей, если сделка совершена представителями; 3) наличие существенных условий сделки; 4) указание в ней на наличие ограничения права, обременения объекта недвижимости (в том числе проверяет, имеются ли в ЕГРН актуальные (непогашенные) записи, свидетельствующие о наличии ограничений права, обременений объекта недвижимости); 5) соблюдение формы сделки, установленной законом или соглашением сторон; 6) принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лица, не являющегося собственником имущества, в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником; 7) соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных федеральным законом случаях.
В силу часть 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из материалов дела, включая оспариваемое уведомление от 28.01.2022, усматривается, что приостановление, а в дальнейшем отказ совершения регистрационных действий мотивированы отсутствием зарегистрированного права собственности ФИО4 на спорный земельный участок и отсутствием действующей доверенности, подтверждающей полномочия ФИО5 действовать от имени заявителя ФИО4, либо заявления о государственной регистрации права собственности и о переходе права собственности лично от ФИО4
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6 и статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В данном случае основанием для регистрации прав служит договор купли-продажи, заключенный между ФИО3 и ФИО4
Следовательно, предметом правовой экспертизы, обязанность проведения которой возложена на государственного регистратора статьей 29 Федерального закона № 218-ФЗ, являлась, в том числе, проверка принадлежности имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, а также наличие полномочий у представителя.
На момент подачи документов - 21.07.2021, а также на момент приостановления государственной регистрации права – 28.10.2021, спорный земельный участок с кадастровым номером № ФИО4 не принадлежал, в связи с чем у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для государственной регистрации права собственности ФИО3 на основании договора купли-продажи земельного участка от 05.11.2020.
На момент вынесения решения от 28.01.2022 об отказе в государственной регистрации право собственности ФИО4 было зарегистрировано, вместе с тем, доверенность, подтверждающая полномочия ФИО5 действовать от имени ФИО4 отменена, в связи с чем государственным регистратором ФИО3 было правомерно отказано в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Таким образом, суд считает, что в связи с тем, что приостановление государственной регистрации было произведено на законных основаниях, последующий отказ в регистрации права от 28.01.2022 также соответствует нормам действующего законодательства, нарушений со стороны государственного регистратора не допущено.
При таких обстоятельствах решение государственного регистратора об отказе в государственной регистрации права от 28 января 2022 года, является законным и прав административного истца не нарушает.
Согласно п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, оснований для возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок в соответствии с представленными документами не имеется, в силу признания решения государственного регистратора законным, а также в связи с тем, что суд не может предрешать решения уполномоченного на то органа по тому или иному вопросу.
Таким образом, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С административным исковым заявлением административный истец обратился 5 апреля 2022, то есть в установленные сроки.
Ходатайство административного истца о приостановлении производства по настоящему административному делу до дня вступления в законную силу решения Краснощековского районного суда по гражданскому делу №2-25/2022 по иску ФИО3 к ФИО4 о государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок подлежит отклонению, поскольку в данном административном деле оспаривается законность действий государственного органа и правомерность отказа в государственной регистрации права, а не действия конкретного лица по уклонению от государственной регистрации сделки купли-продажи.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, государственному регистратору Межмуниципального Рубцовского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО1, государственному регистратору Межмуниципального Михайловского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю ФИО2 о признании решения незаконным, обязании зарегистрировать право собственности отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Краснощёковский районный суд Алтайского края.
Судья Т.Г. Васильева
Мотивированное решение изготовлено: 06 июня 2022 года