ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1660/18 от 19.02.2019 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-281/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 февраля 2019 года г. Ломоносов

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Копаниной М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шаповалова Владимира Ивановича к Главе администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области об обязании рассмотреть заявлении о предоставлении жилого помещения и принять по нему решение,

УСТАНОВИЛ:

Шаповалов В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако в нарушение требования Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» административный ответчик не рассмотрел заявление по существу.

ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области истцу передали переписку и.о. главы администрации с главой местной администрации МО Пениковского сельского поселения, которая не являлась ответом на заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился к административному ответчику с просьбой рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ по существу и предоставить ответ.

ДД.ММ.ГГГГ на обращение истец получил письменное сообщение о том, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ было перенаправлено в местную администрацию МО Пениковское сельское поселение, где сообщили, что заявления истца из администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области к ним не поступало.

До настоящего времени административный ответчик не предоставил ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

Шаповалов В.И. просил обязать Главу администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ и принять решение по существу поставленного вопроса.

В судебное заседание административный истец Шаповалов В.И. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, направил в суд своего представителя Сорокину Н.А., действующую на основании доверенности (л.д. 14), которая в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Иванова В.А., действующая на основании доверенности (л.д. 31), в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела (л.д. 32-34) о том, что заявление Шаповалова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в местную администрацию МО Пениковское сельское поселение, поскольку полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях граждан относится к компетенции органа местного самоуправления муниципального района.

Представитель заинтересованного лица - местной администрации МО Пениковское сельское поселение, привлеченной к участию в деле протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25), в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен, о причинах не явки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

С учетом надлежащего извещения не явившихся лиц, участвующих в деле, суд нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области поступило заявление Шаповалова В.И., в котором он, обращаясь к Главе администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Кондрашову В.В., просил о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании ч.1 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 57-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», как относящемуся к категории граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и совместно проживающих с ними членов их семей (л.д. 35-36).

Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, среди прочего, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В силу ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Письмом и.о. главы администрации МО Ломоносовский муниципальный район <адрес> Спиридоновой Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ в порядке положений ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ указанное заявление Шаповалова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес главы местной администрации МО Пениковское сельское поселение для рассмотрения и принятия решения, указав, что учетное дело Шаповалова В.И. подлежало передаче в местную администрацию для обеспечения жилым помещением по ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Копия этого письма также адресована Шаповалову В.И. (л.д. 37).

Из ответа на запрос суда от местной администрации МО Пениковское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ следует, что учетное дело Шаповалова В.И. поступило из администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в местную администрацию лишь ДД.ММ.ГГГГ, которое затем было возвращено в администрацию МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области как необоснованно направленное.

Получение учетного дела Шаповалова В.И. местной администрацией МО Пениковское сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается сопроводительным письмом администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым направлялись учетные дела граждан, в том числе Шаповалова В.И., и почтовым уведомлением о вручении (л.д. 20-21, 22-23)

Административным ответчиком суду не представлено доказательств того, что Шаповалову В.И. была направлена копия письма от ДД.ММ.ГГГГ которым его заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма перенаправлено на рассмотрение в другой орган местного самоуправления в соответствии с компетенцией - местную администрацию МО Пениковское сельское поселение. Из текста административного иска следует, что такое письмо Шаповалов В.И. получил ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области.

В этой связи Шаповалов В.И. обратился к главе администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил предоставить ответ на его заявление о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что переписка с местной администрацией МО Пениковское сельское поселение не является ответом на его обращение (л.д. 38-39).

На заявление Шаповалова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном и.о. главы администрации Спиридоновой Н.Г., сообщила, что его заявление о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ было перенаправлено в местную администрацию МО Пениковское сельское поселение, которая обладает полномочиями по обеспечению проживающих в поселение и нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями по договорам социального найма (л.д. 12-13).

Таким образом, для правильного разрешения настоящего административного дела правовое значение имеет к полномочиям какого органа местного самоуправления (местной администрации или районной администрации) относится разрешение вопроса, поставленного в заявлении Шаповалова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения.

Как отмечалось выше по тексту Шаповалов В.И. просил о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на основании ч.1 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, как относящийся к категории граждан, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, и совместно проживающих с ними членов их семей.

В силу положений ст. 1 и абзаца 4 ч. 1 ст. 3 указанного Областного закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ-оз органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в частности тех, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета независимо от даты их увольнения со службы, и совместно проживающих с ними членов их семей.

Таким образом, заявление Шаповалова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения именно по тем основаниям, которые указаны им в обращении, подлежало рассмотрению администрацией МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и в случае, если он к указанной категории граждан не относится, то в удовлетворении заявления следовало отказать.

Не смотря на это, заявление ошибочно было перенаправлено в местную администрацию МО Пениковское сельское поселение, которая не наделена Областным законом Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ-оз полномочиями по обеспечению жилыми помещениями такой категории граждан.

Административным ответчиком в нарушение положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено суду доказательств рассмотрения заявления Шаповалова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ по существу, тогда как по изложенным причинам направление этого заявления в порядке положений ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ для рассмотрения в адрес главы местной администрации МО Пениковское сельское поселение является неправомерным.

Таким образом, суд находит обоснованным административное исковое заявление Шаповалова В.И., в связи с чем имеются основания для возложения на Главу администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области обязанности рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, поскольку нерассмотрение заявления нарушает право истца на получение ответа по существу его обращения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Шаповалова Владимира Ивановича удовлетворить.

Обязать Главу администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области рассмотреть заявление Шаповалова Владимира Ивановича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2019 года.

Судья: А.С. Смирнов